Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:16, научная работа
Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.
В.А.
Горемыкин, проф., д-р экон. наук, Е.А. Суркова,
аспирант
В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий: · расширение сбыта; · приобретение ресурсов; · диверсификация источников снабжения и сбыта. Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов. В основе любой
формы внешнеэкономических Международный обмен продукцией (изделиями) целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта). Следовательно,
товарообмен может быть выгоден
всем странам при условии Такое состояние внешнеэкономических связей, естественно, никого не устраивает, а учитывая их потенциально высокую рентабельность, задача совершенствования внешнеэкономической деятельности становится одной из первоочередных. И не случайно перестройка хозяйственного механизма России началась с совершенствования внешнеэкономической деятельности. Начало реформирования внешнеэкономической деятельности в какой-то степени началось с 1985 г., однако в нормативных актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался первый этап реформы внешнеэкономической деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действительно, в этот период времени было разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование такие прогрессивные формы внешнеэкономических связей, как прямые связи, совместное предпринимательство. Второй этап начался в 1989 г. с выходом известного постановления № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявили о новом подходе к организации внешнеэкономической деятельности в своих странах. Начался третий этап реформы — этап либерализации внешнеэкономической деятельности. В России началом
третьего этапа можно считать
указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. №
213 «О либерализации Основные правила
осуществления В отношении
экспортных операций, по которым в
соответствии с действующим Правительством
России намечена стратегия развития
внешнеэкономической На этом этапе сокращен перечень квотируемой экспортной продукции (изделий) при одновременном расширении конкурсной продажи остающихся квот. Отменен специальный коммерческий курс рубля. При этом обязательную продажу валютной выручки предусмотрено производить по рыночному курсу. Стратегия предусматривает
также поддержание плавающего по текущим
операциям, а затем и фиксированного рыночного
курса рубля по инвестиционным операциям
с постепенным их выравниванием. Формы внешнеэкономической
деятельности предприятия Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и более стран, преследующих в конечном счете получение прибыли, могут включать различные направления и хозяйственные операции. Производственно-хозяйственная
внешнеэкономическая Эффективной формой привлечения иностранного капитала в Россию является создание в нашей стране совместных предприятий. При этом могут быть поставлены следующие цели: · привлечение передовой зарубежной технологии и управленческого опыта; · насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией; · привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов; · замещение импорта; · развитие экспортного потенциала; · обучение национальных кадров. При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической деятельности
предприятия детализируются в зависимости
от его общих целей (табл. 1). Таблица 1. Цели экспортно-импортных операций предприятия
Выработка эффективных
целей внешнеэкономической · рынок; · нововведения; · человеческие, материальные и финансовые ресурсы; · производительность; · социальная ответственность; · прибыль. Управляющие среднего
звена устанавливают решение проблем подразделений и описывающие результаты, необходимые для достижения стратегических целей предприятия. Менеджеры низшего
уровня устанавливают оперативные
цели, связанные с решением текущих
задач и характеризирующие После определения
целей внешнеэкономической · поиск и выбор иностранного партнера; · подготовка протокола о намерениях; · разработка технико-экономического обоснования; · согласование учредительных документов и регистрация совместного предприятия. Планирование
внешнеэкономической Планирование ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) капитала может быть предусмотрено в двух формах: ссудной и предпринимательской. Ссудный ввоз (вывоз) капитала может быть в денежной (международные кредиты и займы) и товарной формах (машины, оборудование, патенты и ноу-хау, если они ввозятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемого или покупаемого предприятия). Предпринимательская форма ввоза (вывоза) капитала — это международное инвестирование, то есть создание совместных предприятий и их филиалов. Импорт капитала в предпринимательской форме может быть в виде прямых и портфельных инвестиций. Характерная черта прямых инвестиций в том, что инвестор имеет право управленческого контроля над объектом вложения: филиалом предприятия, дочерним или зависимым хозяйственным обществом, совместным предприятием. Портфельные инвестиции такого контроля не дают и обычно существуют в виде пакета акций, на которые приходится менее 10–25 % собственного капитала предприятия. Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом, имущество ему выделяет материнское предприятие. Решения, принимаемые дочерним хозяйственным обществом, определяются основным предприятием в связи с преобладающей долей в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом. В зависимом
хозяйственном обществе родительское
предприятие имеет более 20 % голосующих
акций акционерного общества (20 % уставного
капитала). Пределы взаимного участия
хозяйственных обществ в В совместном предприятии правом собственности на прямые инвестиции обладают две или более организаций разных стран. Смешанное предприятие характеризуется участием государственных органов в частной организации. Основные характеристики прямых инвестиций: · контроль над ними; · высокий уровень обязательств в части вложенного капитала, персонала и технологии; · доступ к внешним рынкам; · преобладание продаж от производства за границей над экспортом отечественной продукции; · частичное право собственности. При привлечении иностранного капитала предприятия, вывозящие капитал за границу, преследуют следующие цели: · обход тарифных и нетарифных протекционистских барьеров; · использование разницы в стоимости ресурсов, включая рабочую силу; · повышение конкурентоспособности, внедрение на рынок изнутри; · получение некоторых льгот и финансового выигрыша при использовании завышенных трансфертных (внутрифирменных) цен, позволяющих легко превратить филиал фирмы в «убыточный», а прибыль перекачать за границу без выплаты налогов. Основные преимущества иностранного инвестирования: · долгосрочная гарантия сбыта продукции; · участие в получении прибыли; · снижение издержек производства и обращения; · распределение риска; · доступ к освоению достижений научно-технического прогресса. Портфельные инвестиции тесно связаны с торговлей технологиями, то есть покупкой не товара, а технологии производства. Патент на открытие или изобретение предприятие может продать, получив разовую прибыль, или продавать право на временное пользование патентом или ноу-хау. Для использования патента надо предусмотреть покупку лицензии. Лицензионная торговля — это торговля специфическим товаром — технологией, имеющей свою цену. При планировании купли-продажи валюты необходимо учитывать валютный курс и его воздействие на интересы экспортеров (импортеров) товаров и капитала (табл. 2). Таблица 2. Влияние изменений валютных курсов на внешнеэкономическую деятельность
Планирование
сферы внешнеэкономической В зависимости
от целей предприятия могут При подходе по признакам новизны рынка и продукта возможны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития. Стратегии внешнеэкономической деятельности могут изменяться в течение жизненного цикла товара (табл. 3). Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество — это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие. Таблица 3. Стратегии
внешнеэкономической
В зависимости от того, какой товар — индивидуального потребления (ИП) или производственного назначения (ПН) — выпускает и продает предприятие, стратегический план экспорта содержит существенные особенности (табл. 4). Таблица 4. Параметры рынков различных товаров, учитываемых при планировании внешнеэкономической деятельности предприятия
Планирование
эффективной Поскольку товар определяет судьбу внешнеэкономической деятельности, то и вся система мер, связанная с товаром, — создание, производство, реализация, реклама, сервис и т.п., — занимает центральное место в плановой работе. По экспортному ассортименту товаров возможны следующие три подхода. 1. Решение о выходе на внешний рынок с товаром, который поставляется на внутренний рынок. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов. 2. Частичное
приспособление имеющегося 3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции. Для внедрения нового товара на рынке предусматривается формирование спроса и стимулирование сбыта (табл. 5). Таблица 5. Планирование формирования спроса и стимулирования сбыта (по В.Е. Демидову)
Весь процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия (рис. 5) включает в себя семь основных блоков (табл. 6). Таблица 6. Процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия
|