Экономист как профессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.
Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Содержание

Понятие профессии, специальности и квалификации;
а) Понятие профессии и специальности;
б) Общий обзор классификации профессий;
в) Типы, классы, отделы и группы профессий;
г) Формула профессии;
д) Классификация профессий.
2. Профессия- экономист;
Профессиональные качества экономиста.
а) Знания и профессионально важные качества экономиста;
б) Основные обязанности экономиста.

Работа содержит 1 файл

ввс.doc

— 95.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Экономист как профессия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполняла: Нефёдова Виктория

Студентка 1 курса факультета «Экономика и управление»

Предмет: «Введение в специальность».

Преподаватель: Пугановская Т.И.

Содержание: 
 

  1. Понятие профессии, специальности  и квалификации;

          а) Понятие профессии и специальности;

             б) Общий обзор классификации профессий;

         в) Типы, классы, отделы и группы профессий;

         г) Формула профессии;

            д) Классификация профессий.

      2.  Профессия- экономист;

  1. Профессиональные качества экономиста.

       а) Знания и профессионально важные качества экономиста;

        б) Основные обязанности экономиста. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.Понятие профессии, специальности и квалификации.

Понятие профессии и специальности. 

Ни  один человек в  современном мире не производит всего  того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.  
 Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.  
 Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.  
 Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы, купцы.  
 Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.  
 В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.  
 
Профессия
- это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

  Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.  
 Поясним сказанное несколькими примерами. Профессия - токарь. Специальности - токарь-затыловщик, токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик, токарь-расточник, токарь-револьверщик. Профессия - машинист. Специальности - машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены и т. д. Профессия - учитель. Специальности - учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.  
 Существуют десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире, конечно, очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий.
 
 

Общий обзор классификации профессий.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.  
 Вы уже встречались с различными классификациями при изучении ботаники, зоологии, русского и других языков и т. п. и могли оценить их достоинства. Так, классификация животного мира помогает разобраться в мире фауны. Встретившись с каким-то незнакомым видом животного, можно по внешним признакам составить его характеристику, отнести к определенному виду и роду и, наоборот, не видя животного, но зная, что оно относится к определенному виду, можно его охарактеризовать по основным признакам.  
 Так и в мире профессий умелое использование классификации поможет вам выбрать из множества профессий те, с которыми вы хотели бы познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.  
 Существуют разные виды классификаций профессий. Например, распределение профессий по первой букве их названия. Пользоваться такой классификацией с целью профессионального самоопределения неудобно: ведь название профессии чаще всего неизвестно выбирающему.  
 Можно разделить все профессии на две группы по характеру труда: преимущественно физического и преимущественно умственного. В настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением компьютерной техники. Некоторые профессии стало даже трудно классифицировать по этим признакам.  
 Еще одна классификация — распределение профессий по отраслям народного хозяйства. Сам этот термин имеет очень широкий смысл и обозначает совокупность всех отраслей производства и труда.
Все профессии можно разделить на две группы по признаку материального производства: профессии производственной сферы (сюда относят промышленность, количество отраслей которой измеряется двузначным числом, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транспорт, связь) и профессии непроизводственной сферы (здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и др.)- Когда делят отрасли на производственные и непроизводственные, это привычно, но не точно. Фактически все трудящиеся заняты разными видами производства. Любой труд, если он нужен людям,— это деятельность созидательная независимо от того, какие ценности получаются в результате — материальные или духовные. И в этом смысле все профессии одинаково важны.  
 Рабочие профессии можно классифицировать по уровню и характеру требуемой квалификации. Выделяют высококвалифицированные профессии (наладчики, операторы и др., т. е. рабочие выполняющие работу, связанную со сложными технологическими процессами), квалифицированные (массовые рабочие: токарь, фрезеровщик, слесарь и др.), малоквалифицированные (машинистка и др.), неквалифицированные (подсобные рабочие).  
 Ни одна из рассмотренных выше классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли применить к себе ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям? Очевидно, нет. Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим от человека.  
 Эта классификация была разработана Е. А. Климовым.  
 Напомним, что профессия — определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обусловливают эти требования.  
 Действительно, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль народного хозяйства, промышленности и др., а на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель посредством орудий труда. И конечно, для человека важно знать условия, в каких протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.
 

Типы, классы, отделы и  группы профессий.

Теперь  рассмотрим подробнее последнюю из рассмотренных в предыдущем параграфе классификаций.  
Типы профессий. По первому признаку—предмету труда — все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов.  
Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. Условимся обозначать этот тип профессий буквой «Т» («человек — техника»). К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник (механик).  
 Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования: слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и др.  
 В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций,— это тоже описываемый тип профессий: архитектор, строитель, техник-сантехник и др.  
 В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров: заготовщик верха обуви, огранщик алмазов, ткач, столяр и др.; по переработке продуктов сельского хозяйства: пекарь, кондитер, инженер-технолог по переработке пищевых продуктов и др.; по добыче или обработке горных пород, грунтов: проходчик, шахтер, дизелист буровой установки и др.  
 Следующий тип профессий — «человек — человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др.  
 По рассматриваемому признаку (предмету труда) особо выделяется тип профессий, который условно обозначим буквой «П» («человек—природа»). Конечно, любой предмет на Земле, и даже сам человек, принадлежит природе. Когда же мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и т. д.  
 Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т, п. Такие профессии условно относятся к типу «человек — знаковая система» (3). Это, например, корректор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф.  
 Очень многим из вас, наверное, нравятся профессии, труд в которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. Это профессии типа «человек — художественный образ» (X): конструктор-модельер одежды, витражист, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.  
 Разобравшись в типах профессий, вы сделали только первый шаг в овладении умениями анализировать различные виды человеческой деятельности. Чтобы отнести профессию или специальность к определенному типу, надо выяснить, на что главным образом в процессе труда направлено внимание человека.  
 
Классы профессий
. Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к трем большим классам: узнать, преобразовать, придумать. Первый класс образуют так называемые гностические профессии и специальности. Название этих видов труда происходит от древнегреческого «гнозис» — знание или познание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относиться к гностической и обозначаться буквой «Г».  
 Гностические профессии можно встретить везде: и в поле, и в поликлинике, и на заводе, и на строительной площадке, в торговом зале. Они могут относиться к любому из пяти типов профессий, например: контролер — приемщик готовых изделий (Т), корректор (3), критик (X), санитарный врач (Ч), лаборант химико-бактериологических анализов (П).  
 Следующий класс профессий по своим целям связан с активным изменением свойств, состояния предмета труда, поэтому профессии называют преобразующими и обозначают буквами «Пр.». Это самый многочисленный класс, так как познавательная деятельность человека часто не является самоцелью, а предваряет преобразующую деятельность. Под преобразующей деятельностью понимают любые воздействия на предмет труда с целью изменения его свойств или положения в пространстве, а также с целью активного сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Класс преобразующих профессий широко распространен в любом из рассмотренных нами пяти типов, например: столяр (Т), учитель (Ч), полевод (П), чертежник (3), реставратор (X).  
 И наконец, изыскательские профессии. В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Условно этот класс обозначается буквой «И». Это профессии практического труда, их не надо смешивать с гностическими, которые связаны со специальными изысканиями (геолог).  
 Например, закройщик в ателье индивидуального пошива должен каждый раз, приступая к работе, изменять свою деятельность, исходя из фигуры заказчика, фасона и ткани, т. е. фактически решать нестандартные творческие задачи во время всего рабочего дня. Этот класс невелик по количеству профессий.  
 Редко, когда в работе человека присутствует только одна цель: распознать, преобразовать или придумать. Во многих профессиях цель труда включает в себя каждый из этих элементов или два из них. Поэтому, чтобы отнести профессию или специальность к определенному классу, необходимо разобраться, какой из элементов цели составляет главное содержание деятельности, а какой имеет лишь побочное значение. Так, для того чтобы лечить человека, врач должен сначала поставить диагноз, поэтому в труде врача обязательно присутствует элемент распознания, тем не менее главное содержание большинства врачебных специальностей направлено на исцеление больного, т. е. на его преобразование.  
 
Отделы профессий.
Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре: профессии, связанные с использованием ручных орудий труда (Р). К ним, например, можно отнести специальность слесаря-сантехника (его основными инструментами служат различные отвертки и гаечные ключи), специальность хирурга, для которого таковыми являются скальпель и другие хирургические инструменты. К этому же отделу относятся и те виды деятельности, выполнение которых связано с механизированными ручными инструментами и приспособлениями (у столяра это электрическая дрель, у зубного врача бормашина);  
 профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (М). Например, токарь, фрезеровщик, машинист крана, тракторист-машинист широкого профиля, машинист тепловоза и др. Конечно, провести разграничение между машиной и механизированным инструментом не всегда легко. Если у орудия труда есть рукоятка управления или измерительные средства, то оснований считать устройство машиной становится больше;  
 профессии, связанные с использованием автоматизированного и автоматического оборудования (А): сталевары, печатники, ткачихи, операторы энергосистем и др.;  
 профессии и специальности, в которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека (Ф): певец, актер, учитель, балерина, дегустатор вин и др.  
 
Группы профессий. По условиям труда можно выделить четыре группы профессий:  
 труд в обычных бытовых условиях (б). В таких условиях, работает, например, чертежник, бухгалтер, контролер радиоаппаратуры;  
 труд на открытом воздухе в режиме резкого перепада температуры, влажности (о). Эти условия характерны для полеводов, трактористов-механизаторов широкого профиля и др;  
 труд в необычных условиях: под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной температуры и др. (н). Примеры профессий: водолазы, шахтеры, маляры, монтажники-высотники.  
 труд с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности) (м). К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца и др.
 

Формула профессии

  Мы познакомились с классификацией профессий. Схематично ее можно изобразить в виде пирамиды из четырех ярусов: тип, класс, отдел, группа, профессия. Предполагается, что в каждом типе профессий есть классы, классы включают в себя отделы, отделы состоят из групп. Пока еще пустой ярус на вершине пирамиды предназначен для обозначения вашей будущей профессии.  
 Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному подразделению — типу, классу и пр. Практически же часто явной является принадлежность профессии к нескольким разновидностям. Ведь каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки и других. Весь вопрос в том, какие из них являются доминирующими, а какие отступают на второй план.  
 При анализе любой профессии надо выделить четыре основных ее признака: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда — и по их условным обозначениям записать формулу профессии из нескольких букв. Эти буквы соответствуют типу, классу, отделу, группе профессий.  
 Например, рассмотрим профессию токаря. По предмету труда эта профессия относится к типу «человек — техника»; по цели труда — к классу преобразующих профессий; по средствам труда — к отделу профессий, где используют машины; по условиям труда — к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии Т Пр М б.  
 Классификация, с которой вы только что познакомились, предоставляет возможность выявить требования, предъявляемые профессией к личности работающего. Каким образом это происходит, вы узнаете в следующей главе. А пока потренируйтесь в умении анализировать профессии и специальности. Поможет вам в этом приведенная далее таблица. Освоив эту систему и научившись применять ее, вы сможете осознанно и правильно подойти к составлению формулы собственной профессии.

Классификация профессий

Классификационный признак Виды  и характер труда
Предмет труда (типы профессий) Т 
Человек-техника
П 
Человек-природа
Ч 
Человек-человек
З 
Человек-знаковая система
Х 
Человек-художественный образ
Цель  труда (классы профессий) Г 
распознать 
различить 
определить 
оценить 
разобраться  
проверить
Пр 
преобразовать 
обработать 
упорядочить 
организовать 
оказать влияние 
обслужить
И 
изобрести 
придумать 
найти новый способ решения
Орудия  труда (отделы профессий) Р 
Ручные (непосредственное выполнение функции)
М 
Механизированные (управление машинами, механизмами)
А 
Автоматизированные (управление станками, устройствами)
Ф 
Использование функциональных средств организма
Условия труда (группа профессий) м 
условия с повышенным уровнем моральной ответственности
н 
необычные условия труда
б 
условия бытового типа
о 
работа на открытом воздухе
 

2.Профессия  – экономист

Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические  понятия «товар», «обмен», «деньги». За прошедшие столетия функции этого  специалиста заметно  изменились и расширились. Сегодня экономист  собирает и анализирует  данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и в конечном счёте готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда. Что такое экономист? Один человек скажет, что это профессия, другой, что стиль жизни, а третий, что экономист - это состояние души. И всё это будет правильно. Доводилось ли вам встречать людей, для которых магия чисел - смысл существования. Мне - да. Я знаю человека, который не только умеет, но и обожает складывать, вычитать, делить и умножать, играть с цифрами, «пробовать их на вкус», перебирать, как дети играют и перебирают игрушки. Но, кроме всего прочего, эта женщина овладела ещё навыками работы на компьютере, различными бухгалтерскими программами, хотя до наступления эры технического прогресса ловко управлялась с деревянными счётами. Раньше костяшки счёт ловко перелетали с одной стороны на другую, а сейчас лёгким кликом мышки она «вызывает на честный бой» таблицы, графики, диаграммы с обожаемыми ею цифрами. Выручка, себестоимость, рентабельность и прибыль, коэффициенты и проценты, при помощи которых можно составить представление о деятельности предприятия, - всё ведомо специалисту от Бога. Кстати, управлялась со всем этим удивительна женщина без всякого высшего образования. Красный диплом вуза с гордым названием специализации она получила только к 50 годам! А до того с помощью логики и здравого смысла строила последовательность действий, мастерски читала документы, изучала законодательную базу, следила за изменениями, происходящими в мире цифр. Она - женщина скромная, а потому не желает упоминания своего имени в печатных материалах, однако в бухгалтерии Челябинской медакадемии её труд чрезвычайно ценят. Глядя на неё, понимаешь, что на самом деле экономисты гораздо лучше, чем их репутация. Профессия «Экономист» - одна из самых востребованных на рынке труда. Экономисты работают во всех областях народного хозяйства. Ни одно предприятие, организации, фирма или компания не могут работать без экономистов, бухгалтеров, менеджеров, финансистов, которые находят себе работу, получив экономическое образование.  
Экономисты требуются везде, где необходимо планировать, рассчитывать и контролировать хозяйственную деятельность предприятия, финансовые потоки, доход и расход средств, анализировать результаты работы предприятия,  определять её рентабельность и перспективы.  
Экономисты могут работать на различных должностях, таких как менеджер, бухгалтер, топ-менеджер, финансист, риск-менеджер, аудитор и других, при этом должности эти действительно высокооплачиваемые и спрос на них не иссякнет никогда. Экономистов никто не любит. Но все хотят ими быть. Физики и математики не любят экономистов за то, что они по сравнению с физическими законами плохо описывают действительность. Гуманитарии не любят экономистов за то, что экономисты используют слишком много чисел и моделей там, где числа, скорее всего, неприменимы. И вообще все мы не любим экономистов и сомневаемся в этой чудной науке потому, что все экономические провалы и кризисы выносим на собственном горбу. Впрочем, такая репутация не только у экономистов России - людей этой профессии недолюбливают во всём мире, потому как действительность не всегда совпадает с их планами и прогнозами. Но всё же экономическая наука - это тот фундамент нашей жизни, без которого никуда. Может, поэтому молодые люди мечтают оказаться в числе строителей и созидателей, рвутся в вузы, которые готовят этих специалистов.
Что такое экономист? Один человек скажет, что это профессия, другой - стиль жизни, а третий, что экономист - это состояние души. И все это будет правильно.  
Я хочу сказать, что лично для меня экономист - это и профессия, и стиль жизни и состояние души. Даже если у человека будет одна из трех составляющих, этого достаточно для того, чтобы он, человек, стал в одном случае специалистом, в другом - иметь четкий и последовательный план своей жизни, в третьем - экономно и разумно вести свое хозяйство. Чтобы профессия экономиста стала не только средством к существованию, но и любимым занятием, надо любить магию цифр. Любить цифры - это не значит уметь складывать, вычитать, делить и умножать, надо играть с ними, "пробовать на язык", перебирать их, как дети играют и перебирают игрушки. Для того чтобы стать специалистом "средней руки" необходимо уметь пользоваться компьютером. В основном программой Excel, которая помогает в расчетах и облегчает труд счетных работников в несколько раз, поскольку достаточно правильно забить формулу (правильно, продуманно, а не как-нибудь) и не надо совершать нудные, однообразные расчеты, достаточно в графе, где забита формула, потянуть мышкой и вся графа, запестреет полученными расчетами.  
Прогресс - это вещь не шуточная! Прогресс облегчает нам жизнь, заставляет много читать и вникать в прочитанное, шевелить мозгами, иначе, я имею в виду инструкцию к технике, ничего не включишь, выключишь, не сможешь пользоваться теми полезными функциями, на которые он (этот агрегат) рассчитан. Специалист должен знать не только эту программу, если он хочет красиво подать полученные расчеты он также должен знать программу Word, хотя бы в той мере, чтобы напечатать текст с правильным расширением и правильно и читаемо поставленными таблицами, а в некоторых случаях графиками и диаграммами. Специалист, а я говорю о специалисте, не хватающим звезд с неба, должен разбираться в экономических понятиях, отличать, что такое выручка и себестоимость, рентабельность и прибыль, а также находить различные коэффициенты и проценты, при помощи которых можно составить представление о деятельности анализируемого предприятия.  
Не последнее место в этой профессии занимает логическое мышление. А по моему мнению, одно из первых. Так как с помощью логики можно выстроить необходимую цепочку последовательных действий, если не достаточно опыта или знаний для осуществления поставленной задачи. Экономист должен иметь более-менее покладистый характер, уметь ладить с сослуживцами, так как экономист - это не бухгалтер, у него не может быть так необходимой для работы первичной документации, поэтому добыть информацию, достать, уговорить предоставить (никому не хочется делать то, за что не платят, а за предоставление информации экономисту работодатель не платит, при этом тратится драгоценное время, которое человек может использовать как считает нужным) так необходимую для работы, бывает ох как нелегко!  
Из всего выше сказанного могу сказать, что если человек имеет профессию, я имею ввиду закончил учебное заведение и получил необходимые для данной профессии знания, при этом проработал несколько лет по специальности, то он может идти пробовать себя в различных профессиях, где необходимы знания по экономике, при этом есть опыт общения с людьми и логическое мышление. А таких специальностей очень много.

Информация о работе Экономист как профессия