Экономика

Автор: i*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 02:28, контрольная работа

Описание работы

Из всего многообразия мировых хозяйственных связей следует особо выделить международную торговлю, поскольку именно она является одной из наиболее динамичных сфер мировой экономики. Роль международной торговли сложно недооценить. Международная торговля позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы, расширить емкость внутреннего рынка и установить связь национального рынка с мировым, развить специализацию и расширить масштабы производства, ограниченные кривой производственных возможностей каждой отдельной обособленной экономической системы, обеспечить получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Курсовая по макроэкономике: нужно сдать до 14 марта 

Теории международной  торговли

Введение

1.Теория абсолютных  преимуществ А.Смита и сравнительных  примеров Д.Рикардо

2.Теория внешней  торговли Хекшера –Олина.Парадокс  Леонтьева и его разрешение.

3.Модель формирования цен на мировом рынке и распределение выгод и доходов от внешней торговли.

Заключение

Список использованной литературы 
 

Министерство  образования  Республики Беларусь

Учреждение  образования

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ 

Кафедра экономики и организации производства 
 
 
 
 

ТЕОРИИ  МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 

Курсовая  работа

по дисциплине «Макроэкономика»

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит  в АПК» 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнила

Руководитель                                                                           студентка группы БУАЗ-091

ст.преподаватель                                                                     ____________Н.А.Ерофеева

_______________

«____» __________2011г.                                                     «____» _______________2011г. 
 
 
 

       
 
 
 

                                             Могилев 2011

Мировой рынок и международное движение товаров. Равновесие на мировом рынке

   Из  всего многообразия мировых хозяйственных связей следует особо выделить международную торговлю, поскольку именно она является одной из наиболее динамичных сфер мировой экономики. Роль международной торговли сложно недооценить. Международная торговля позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы, расширить емкость внутреннего рынка и установить связь национального рынка с мировым, развить специализацию и расширить масштабы производства, ограниченные кривой производственных возможностей каждой отдельной обособленной экономической системы, обеспечить получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства.

   Используя уже известную терминологию, можно  сказать, что МРТ и международная  кооперация труда заложили основы для возникновения мирового рынка и международной торговли. Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда и других факторах производства. Мировой рынок развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Развитие материального производства и становление товарного хозяйства, базирующегося на разделении труда, создало объективные условия для возникновения простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается непосредственно производителем непосредственно покупателю. Так зарождается и формируется внутренний рынок — совокупность сделок купли-продажи, в ходе которых отечественные производители реализуют товары и услуги внутри страны. Дальнейшее развитие материального производства, совершенствование товарно-денежных отношений стимулировали расширение внутренних рынков, постепенно «переросших» в национальные. Появление национальных рынков сопровождалось процессами специализации, когда розничные рынки отделились от оптовых, товарные рынки от рынков факторов производства. Коренная отличительная черта национального рынка по сравнению с рынком внутренним — наличие на нем сегмента, ориентированного на иностранных покупателей. Следовательно, национальный рынок более широкое понятие, чем рынок внутренний. Углубление разделения труда и расширение масштабов производства товаров в XVI — середине XVIII в. привели к тому, что объемы производства стали превышать емкость городских рынков и ярмарок.  Местные рынки расширяются до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов, т. е. возникают международные рынки, представлявшие собой те части национальных рынков, которые были непосредственно связаны с зарубежными рынками. Спецификой международных рынков этого периода истории экономики являлся двусторонний характер международной торговли. Первая половина XIX в. — время возникновения крупной фабрично-заводской индустрии, обеспечивающей массовое производство продукции, которой требовался всемирный сбыт. Завершается начавшееся и активно развивавшееся в эпоху первоначального накопления капитала (XV—XVIII вв.) стягивание, перерастание локальных центров международной торговли в единый мировой рынок. Исторические рамки окончательного его формирования можно определить как рубеж XIX—XX вв., когда организация и объемы товарного производства в ведущих странах достигли высокого уровня развития. Мировой рынок — совокупность национальных рынков всех стран, экономические связи между которыми определены международной торговлей.

   Мировой рынок можно охарактеризовать с  помощью известных экономических категорий:

   • мировой рынок связан с производством  материальных благ и услуг, которое  в поисках сбыта своей продукции вышло за национальные границы;

   • проявляется в перемещении материальных благ между странами и их группировками под воздействием спроса и предложения, причем не только внутренних, но и внешних;

   • обеспечивает для каждого производителя-участника мировой торговли возможность  эффективного использования ограниченных, с точки зрения общества, экономических ресурсов, указывая, где они могут быть применены более рационально; при этом проблема выбора в экономике будет решаться уже не на уровне отдельной экономической системы, а в более глобальном — мировом масштабе;

   • осуществляет санирующую функцию, выбраковывая те товары, которые не способны обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

   Главный внешний признак существования  мирового рынка — передвижение товаров и услуг между странами. Международное движение материальных благ между странами может описываться разными категориями. Так, если речь идет об отдельной стране, используется термин «внешняя торговля», если же упоминается о торговых взаимоотношениях между двумя странами, уместно говорить о взаимной, двусторонней торговле. А вот применительно к международному обмену товарами и услугами между всеми странами уместно применить категорию «международная торговля». Международная торговля состоит из двух встречных товарных потоков — экспорта и импорта, это ее ключевые показатели.

   Как и любой другой рынок, мировой  рынок характеризуется спросом, предложением, конкуренцией, особой системой цен, устанавливаемых в результате взаимодействия мировых спроса и предложения, — мировыми ценами. Исходные понятия международной торговли, взаимосвязь спроса и предложения на национальных рынках со спросом и предложением на мировой рынке можно изучить при помощи графической модели. Эта простейшая модель позволяет проследить, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли.

   

   Для простоты анализа будем считать, что мировое хозяйство состоит всего из двух стран — А и Б. И страна А и страна Б изолированно друг от друга производят некоторый товар X. Внутренние цены на товар X будут составлять, соответственно, для страны А — РА, а для страны Б — РБ. Естественно, что данные цены на товар X по странам были установлены в результате взаимодействия стихийных сил спроса и предложения товара X на внутренних рынках в А и Б.

   Так, спрос на Х в стране А описывается  графиком DA (рис. а), тогда как предложение характеризуется линией SА. Равновесие на рынке товара X в стране А будет характеризоваться параметрами точки Нас в первую очередь здесь будет интересовать внутренняя цена X для страны А . Рх для А будет составлять величину РА. Используя аналогичные рассуждения, можно описать ситуацию и для страны Б: спрос на X здесь — DБ, предложение — SБ, равновесие — в точке Е2, равновесная цена — РБ.

   Так как РА < РБ, при вступлении А и Б в торговые отношения окажется, что стране А выгодно экспортировать данный товар, а стране Б, наоборот, импортировать, поскольку в А он дешевле. Из-за различия во внутренних ценах, в стране А будет возникать избыточное предложение при любой цене больше РА, а в стране Б — избыточный спрос при любых ценах ниже РБ. Если страны устанавливают торговые отношения, то при цене PA1 экспорт из А прекратится, а при цене PБ1 прекратится импорт товара страной Б. Так как мы рассматриваем две страны, то экспорт из А равен импорту Б, следовательно, А,Б, = А2Б2 = РЕ. Отрезок РЕ отражает объем экспортно-импортного потока из А в Б. Равенство А,Б, =А2Б2= РЕ достигается при мировой цене, равной Р.

   Хотя  рассмотренная модель носит упрощенный характер, она позволяет сделать  общие выводы, которые можно «расширить» до большего количества стран и применить для описания ситуации на реальных мировых рынках самых разных товаров:

   1. Мировой рынок представляет собой  сферу взаимодействия спроса  и предложения на товары и  услуги, которые одними странами  экспортируются (предлагаются на  мировом рынке), а другими странами  импортируются (т. е. ими предъявляется  спрос на мировом рынке).

   2. Размеры экспорта будут определяться  избыточным предложением на внутреннем рынке стран, потенциальных экспортеров, а размеры импорта — избыточным спросом на данные товары в странах, потенциальных импортерах.

   3. Наличие избыточного спроса и предложения будет определяться при сравнении внутренних равновесных цен на один и тот же товар в странах — возможных торговых партнерах.

   4. Цена, по которой осуществляется  мировая торговля, находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами, существовавшими в странах до начала торговли.

   5. Можно предположить, что изменение  мировой цены ведет к изменению  объемов экспорта и импорта  на мировом рынке. И наоборот, изменение объема экспорта и  импорта приведет к изменению  мировой цены.

Распределение доходов и выгоды от торговли

   Мы убедились, что производственные возможности  зависят от ресурсов и технологии; выбор того, что производить, зависит  от относительных цен на промтовары; мы показали, как относительные цены влияют на реальные вознаграждения факторов производства, а также как внешняя торговля влияет на относительные цены и бюджетные ограничения. Теперь предстоит ответить еще на один важный вопрос: кто выигрывает, и кто несет убытки от внешней торговли? Начнем с выяснения, каково влияние торговли на доходы отдельных групп людей и как она воздействует на благосостояние всей страны в целом.

   При рассмотрении влияния внешней торговли на отдельные группы населения важнейшим моментом является изменение относительных цен на промтовары и продовольствие. Рассмотрим сначала, что происходит в Японии. Согласно принятым нами посылкам, в отсутствие торговли в Японии будет более низкая цена на промтовары, чем за рубежом. Но так как торговля ведет к выравниванию относительных цен, то возрастает

    Тогда в Японии, как мы уже видели выше, в результате роста

    выиграют владельцы капитала, понесут  убытки владельцы земли, а для  наемных рабочих какого-то однозначного вывода сделать невозможно. В Америке  эффект от изменения относительных цен будет прямо обратный: эти цены упадут. В Америке получат выгоду от торговли землевладельцы, капиталисты понесут потери, а для наемных работников вновь влияние этого факта нельзя оценить однозначно. Общий вывод отсюда довольно прост: в результате торговли увеличивается вознаграждение того фактора, который является специфическим для экспортного сектора данной страны, ив то же время падает вознаграждение факторов специфических для отраслей, конкурирующих с импортом, влияние же торговли на мобильные факторы однозначно оценить невозможно. Перевешивают ли выгоды от торговли потери от нее? На этот вопрос, казалось бы, можно ответить просто: нужно суммировать все выигрыши и потери от торговли, а затем сравнить их между собой. Проблема при таком подходе только одна: мы сравниваем уровни благосостояния, оценка которых носит весьма субъективный характер. Предположим, что капиталисты в массе своей люди скучные и вряд ли получат какое-то удовольствие от приращения потребления, а вот землевладельцы жизнелюбы получат от него огромное удовлетворение. Отсюда можно было бы предположить, что торговля снизит общий уровень благосостояния в Японии. Но ведь и обратное утверждение

    может оказаться правдой. Да и вообще измерять удовольствие, которое человек  получает от жизни это уже за рамками  экономического анализа.

Информация о работе Экономика