Экономика Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Современная Япония - высокоразвитое в промышленном и научно-техническом отношении государство, один из трех мировых центров империалистического соперничества. Особенности экономического развития этой страны, ее достижения в передовых отраслях научно-технического прогресса, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия мирового рынка привлекают внимание к “Стране восходящего солнца” во всем мире.

Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения "Страны восходящего солнца", особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства: от удивления и восхищения до зависти и опасения. Действительно, как это удалось Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.

Содержание

Введение……………………………………………………….3

1. История послевоенного экономического развития Японии…………………………………………………………4

2. Основные черты стратегии научно-технического развития. Особенности структурной политики.............8

3. Место страны в мировом хозяйстве. Внешнеэкономическая стратегия Японии……………....15

Заключение…………………………………………………..21

Список использованной литературы…………………….25

Работа содержит 1 файл

Контрольная Мир Эконом.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

      В условиях дефицита сырьевых ресурсов внешнеэкономические связи Японии традиционно были ориентированы на обеспечение промышленности необходимыми топливными и сырьевыми материалами. Экспорт служил средством получения валюты, необходимой для оплаты жизненно важного импорта. Таким образом, внешняя торговля всегда являлась основной формой участия Японии в системе мировых хозяйственных связей.

      В последние годы, в виду структурной  трансформации капиталистической  экономики, произошло смещение акцентов и во внешнеэкономической стратегии  Японии: японский экспорт сегодня  уже не является единственным источником “добывания средств" для импорта. В то же время во внешнеэкономических связях Японии сохраняются существенные диспропорции. Вывозится в основном продукция обрабатывающей промышленности, причем более 40% всего экспорта приходится лишь на две группы товаров - изделия электроники и легковые автомобили. В импорте Японии по-прежнему ощутимо значение группы промышленного сырья и минерального топлива. Но вместе с тем, благодаря успешной экономии всех видов ресурсов, в структуре японского импорта неуклонно растет удельный вес продукции обрабатывающих отраслей промышленности.

      Рассмотрим  те обстоятельства, которые в наибольшей степени влияют на формирование внешнеэкономической  стратегии Японии.

      В первую очередь специализацию Японии в системе международных хозяйственных связей определяют факторы “внутреннего” порядка, а именно - структурная перестройка японского хозяйства, переход к преимущественному развитию наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих отраслей, выпускающих высокотехнологичную продукцию. По прогнозам специалистов, к 2010 г. на долю Японии будет приходиться 12-13% общемировых расходов на науку и технику.

      Во-вторых, в последние десятилетия усиливается  тенденция к переходу японских компаний от экспорта к развертыванию производства за рубежом. Экспорт капитала в данном случае - есть расширение зарубежного производства готовой промышленной продукции взамен простого товарного экспорта. Он играет важную роль в выравнивании диспропорций во внешней торговле Японии. Кроме того, Япония активно наращивает “официальную помощь” развивающимся странам, которая позволяет ей “проторить дорогу” для последующего экспорта японских товаров.

      При этом Япония выносит за рубеж экологически опасные, энерго- и материалоёмкие производства, а также некоторые машиностроительные производства, развитие которых в Японии становится менее рентабельным.

      В-третьих, Япония вошла в число крупнейших экспортеров как предпринимательского, так и ссудного капитала. Объем  прямых зарубежных инвестиций японских компаний на март 2006 г. составил 463 млрд. долл., а общая сумма зарубежных кредитных активов Японии над ее обязательствами в настоящее время превышает 1 трлн. американских долларов. Япония вкладывает капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты, обрабатывающую и добывающую промышленность.

      В-четвертых, одной из важнейших черт внешнеэкономической деятельности Японии является расширение ее участия в международной торговле технологиями. В то же время существенно укрепляются позиции Японии как экспортера технологий. По суммам поступлений от экспорта такого рода Япония уступает лишь США. В отраслевой структуре Японского экспорта технологий наибольшую долю занимают лицензии в области электронного и транспортного машиностроения (соответственно 27,9% и 23,7%), химии - 19,5%, строительных технологий - 6,8%.

      Несмотря на перечисленные выше изменения во внешнеэкономической стратегии Японии, японские корпорации продолжают рассматривать товарный экспорт как одно из необходимых направлений хозяйственной активности. С одной стороны, экспорт необходим Японии для реализации произведенной продукции.

      С другой стороны, по-прежнему сохраняется  довольно высокая зависимость Японии от ввоза сырья, топлива, продовольствия, что обуславливает важность международного товарообмена для японской экономики. За счет внешней торговли Япония удовлетворяет свои потребности в сырой нефти, железной руде, никеле, хлопке, кукурузе, овечьей шерсти - на 99-100%; в коксующемся угле, медной руде, в бобах - более чем на 95%; в свинце, алюминиевых сплавах, в пшенице, соли - на 80-90%; в природном газе, цинке, лесе и лесоматериалах, в сахаре - на 60-70% и т.д.

      Основной  характеристикой международной  специализации японской промышленности является последовательное усиление ее экспортного потенциала на рынках машиностроительной продукции. Еще более показательны лидирующие позиции Японии на рынках высокотехнологичной продукции: 90% мировой продукции интегральных схем высокой мощности выпускается в Японии, она же господствует в отраслях биотехнологии, химии, высокочистой керамики и др.

      Следует заметить, что с самого начала послевоенной экспортной экспансии японские корпорации стремились концентрировать свои усилия на вывозе довольно ограниченных групп наиболее конкурентоспособной продукции. Такой продукцией стали счетно-вычислительные машины, автомобили, транспортное оборудование. Около 50% японского экспорта приходилось лишь на 6 позиций - конторское оборудование, аудиовизуальную аппаратуру, оборудование связи, интегральные схемы, легковые автомобили, научную и оптическую аппаратуру.

      Несмотря  на обострение конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичных товаров, Япония продолжает лидировать по целому ряду основных позиций мирового экспорта (оборудование связи, бытовая электроника, медицинское оборудование). Она захватывает передовые позиции на рынке вычислительной техники, включая рынок средств управления промышленными процессами.

      В настоящее время японские компании предпринимают серьезные шаги, направленные на преодоление имеющегося отставания по таким отраслям высоких технологий, как авиакосмическая промышленность, биотехнология, производство новых конструкционных материалов.

      В целом же можно сказать, что позиция  Японии в международном разделении труда приобретает все более  ярковыраженный характер “горизонтальной" специализации. Расширение внутреннего  спроса в большей, чем раньше, степени покрывается за счет импортных поставок готовой продукции как промежуточного спроса - материалов, запчастей, комплектующих, так и готовых изделий производственного и потребительского назначения. В то же время товарная структура экспорта приобретает все более диверсифицированный характер.

      Что же касается японского импорта, то его  десятью основными товарами являются: сырая и неочищенная нефть, текстильные  товары, одежда, нефтепродукты, древесина, уголь, сжиженный газ, алюминий и  его сплавы, сталь, мясо и мясопродукты. При этом в общем объеме импортируемой продукции возросла доля текстильных изделий, одежды и угля.

      В географическом плане внешнеторговый оборот Японии ориентирован на США, Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Так, основными торговыми партнерами Японии являются США, составлявшие в процентном отношении в товарообороте Японии 29,1%; Южная Корея - 6,1%; Германия - 5,1%; Тайвань - 5%; КНР - 4%; Австралия - 4%; Канада - 3,2%; Великобритания - 3,1%; Индонезия - 2,9% и Гонконг - 2,8%. Эти страны являются основными контрагентами Японии как по экспорту, так и по импорту товаров.

      Новой формой сотрудничества в последние  годы стали внешнеэкономические  отношения с Россией, где сейчас действуют совместные предприятия  с участием японского капитала. Размещение российско-японских СП в основном ограничивается Дальневосточным регионом. Япония стала основным торговым партнером Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края. Россия экспортирует нефть, уголь, цветные металлы, лесоматериалы, целлюлозу, рыбу.

 

Заключение.

      В заключение можно сделать следующие  выводы. Япония доказала главную суть постиндустриального общества - не обязательно страна должна обладать богатой сырьевой базой для того, чтобы процветать.

      Япония - высокоразвитая страна и входит в "тройку" важнейших экономических центров. Экономика Японии сочетает в себе традиционные и современные элементы.

      На  развитие экономики огромное влияние  оказали следующие факторы: эффективное  использование иностранной экономической  помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; широкое использование иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау и т.д.

      Надо  отметить, что особенностями современной  экономики Японии являются: редчайшая  инициативность японских предпринимателей всех уровней и сложившаяся система принятия решений; традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным работником; стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь в области электроники.

      Эти факторы в последнее время  дополняются следующими:

      Гомогенностью японской нации, что выражается в  осмыслении необходимой концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединение всех на традиционных японских ценностях;

      Отсутствием сырьевых ресурсов; Япония импортирует 99% необходимых ей природных ресурсов, в том числе 100% бокситов, хлопка, натурального каучука, 99,7% сырой нефти, 99,5% железной руды, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материало- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива;

      Действующей антивоенной Конституции Японии, которая декларировала три неядерных  принципа - не иметь, не производить, не ввозить ядерное оружие; не содержать  армии, ограничившись силами самообороны, а также выделять средства на оборону  в рамках 1% от ВНП;

      Выгодным  географическим положением, которое  объясняется тем, что со второй половины 20 века Азиатско-Тихоокеанский регион стал стратегическим центром развития мировой экономики.

      Необходимо  отметить, в японской модели широко используются психологические традиции населения, сформировавшееся в сложных природных и исторических условиях, на базе философских, религиозных и моральных ценностей, таких как:

      жесткая дисциплина;

      исключительное  трудолюбие;

      удивительная  аккуратность;

      настойчивость, терпение;

      минимальные потребности;

      ярко  выраженное чувство коллективизма (противовес западному индивидуализму);

      преданность работодателю;

      подчинение  и уважение старших;

      понимание своего места;

      желание учиться.

 

Список  использованной литературы 

  1. Волгин  Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. - М. Экономика, 2006. - 255с
  2. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для вузов.2-е изд. перераб. и доп. М.: Юнити, 2006-735с.
  3. Масанори М. Современная технология и экономическое развитие Японии. - М.: Экономика, 2006. - 344 с.
  4. Халевинская Е.Д. Крозе И. Мировая экономика. Учебник/Под ред. Халевинской. - М. Юристъ, 2006. - 304с.
  5. Аретемов А. Модернизация государственного управления экономикой /А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев // Экономист. - 2008. - №2. - 3-14 с.
  6. Гладунов О. Зазеркальная статистика. О чем говорят проценты роста ВВП / О. Гладунов // Российская Бизнес-газета. - 2006. - №571. - 11-15 с.
  7. Краснов, А.И. Государственное регулирование научно-технического развития Японии на современном этапе /А.И. Краснов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - №7. - 11-19 с.
  8. Чугров С.В. Япония-США: искаженное взаимовосприятие /С.В. Чугров // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №2. - 50-56 с.
  9. Нешитой А. Необходимость роста на базе развития/А. Нешитой // Экономист. - 2008-№2. - 15-20 с.

Информация о работе Экономика Японии