Экономика США

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать изменения в экономике США в период финансово-экономического кризиса.
Автор ставит следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и развития экономики США;
- изучить структуру экономики США;
- проанализировать изменения экономических показателей США в период финансово-экономического кризиса;
- дать оценку прогнозам дальнейшего развития экономики США.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….1
1. История экономики США…………………………………………………2
2. Особенности экономики США……………………………………………4
3 Анализ изменений в экономике США в период 2007 – 2009 гг
3.1 Экономика США в период финансово-экономического кризиса……...7
3.2 Прогнозы развития экономики США…………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………….15

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 37.56 Кб (Скачать)

     3.1 Экономика США  в период финансово-экономического  кризиса

     О финансовых «пузырях», как причине  современного экономического кризиса  сказано на различных уровнях  много разных слов. Считается, что  их появление связано с непомерной жадностью финансистов, руководителей  ипотечных и др. экономических  предприятий. На наш взгляд такой  подход является упрощённым.

     Подобно тому, как включение печатного  станка внутри любого государства ведёт  к спаду производства, к исчезновению товаров, либо к непрерывному повышению  цен на них - инфляции, бесконтрольная эмиссия основной резервной валюты – долларов США, число которых  в обороте известно только правительству  США и огромный 100- триллионный  долг, в 1.5 раза превосходящий общемировой  валовый продукт, привело к непрерывному повышению цен на сырьё, в особенности, энергоносители. Так цены на нефть приблизились летом 2008г. к $150/бар., одновременно достигли пиковых значений цены на др. сырьевые ресурсы.[1]

     Рост  цен на сырьё предопределяет большие  сложности в получении выгоды от производства и продаж практически всех товаров и услуг, начиная от строительных объектов, автомобилей и заканчивая туристическими услугами (ввиду высоких цен на авиа керосин). Т.к. увеличение цен на них неизбежно повлечёт падение сбыта.

     Так в США рост заимствования происходил во всех секторах рынка, однако следующие  три сегмента были особенно динамичны:

     - рынок ценных бумаг с залогом  (за исключением ипотечных ценных  бумаг) увеличился с 536 миллиардов  долларов в декабре 1997 года  до 2,5 триллионов долларов в декабре  2007 года (рост 361,4%);

     - рынок ценных бумаг, гарантированных  государством (не казначейских, не  связанных с ипотекой) увеличился  с 1 триллиона долларов в декабре  1997 года до 2,9 триллионов долларов  в декабре 2007 года (рост 188,1%);

     - рынок ипотечных ценных бумаг  увеличился с 2,7 триллиона долларов  в декабре 1997 года до 7,2 триллионов  долларов в декабре 2007 года (рост 169%).[2]

     При этом в течение последних 10-ти лет  в США резко возросла доступность  кредита для частных и юридических  лиц. Темпы роста выдаваемых кредитов значительно превышали темпы  роста валового национального продукта. На конец 1997 года объем заимствования, включая все выпущенные займы и долговые ценные бумаги, составил 17,1 триллионов долларов, что равнялось 205,8% валового национального продукта США. К 31-му декабря 2007 года эта сумма составила 38,3 триллиона долларов, что уже равнялось 276,8% валового национального продукта США. Наступил момент когда «пузыри» начали лопаться, причём лавинообразно, ввиду естественного возникновения паники.[3]

     В ноябре США поставило рекорд 2009 года по объемам дефицита – 48 миллиардов, если смотреть только на товары. Дефицит  составил свыше 50% от объема экспорта товаров (94 миллиарда).[4]

     Розничная торговля в США сократилась в  декабре 2009 на 0,3% по сравнению с ноябрем, но выросла на 5,4% по сравнению с  декабрем 2008. Результаты сравнения 2008 и 2009 года в целом показывают реальную картину – произошло сокращение розничных продаж на 6,2%. Причем лидерами сокращения стали бензозаправки – сокращение покупок в 2009 составило 24,5%.

     Ужасная картина видна в динамике заказов, полученных промышленностью в 2009 году. Если в 2008 поступило заказов на общую  сумму 4,7 триллиона, то в 2009 – лишь 3,8 (сокращение 19,2%). Лидерами сокращения числа заказов стали следующие отрасли – выплавка стали (сокращение 49,5%), строительное оборудование (сокращение 59,8%), транспортные корабли (сокращение 37,8%), гражданская авиация (сокращение 57,1%), индустриальное оборудование (сокращение 36,6%). Некоторый рост в количестве заказов замечен исключительно в военных секторах.[5]

     Согласно  данным Федеральной резервной системы (ФРС) объемы производства в декабре 2009 г. выросли на 0,6%, тогда как  прожиточный минимум прибавил 0,1%.

     Увеличение  индекса базовой инфляции в декабре 2009 г. составило 0,1%. Уровень безработицы  в текущем году, по прогнозам аналитиков, составит 10% - максимальный показатель за прошедшие 70 лет, что должно снизить  рост цен.

     Кризис  внес коррективы и в финансирование экспортно-импортных контрактов. Общий  объем мировых инвестиций в растущие рынки по итогам 2009 года показал  сильное падение. И для экспортеров, и для кредиторов 2008 год, последний  квартал которого ознаменовался  падением крупнейшего в мире инвестиционного  банка Lehman Brothers, стал по-настоящему сумасшедшим. Кредиторы и инвесторы либо оказались не в состоянии предоставлять финансирование, тем более — нести риски по внешнеторговым операциям, либо могли поддерживать исключительно хороших партнеров, с которыми сложились давние отношения. С января по середину августа 2009 года число «упавших» банков в США пополнилась еще 77 кредитными учреждениями.

     Макроэкономические  показатели, определяющие устойчивость национальной валюты, применительно  к американскому доллару крайне слабы. Соотношение госдолга к ВВП  достигло почти 90%, хотя в идеале не должно превышать 60%, а дефицит бюджета США в этом году составит около 12% при «норме» в 0–3%.[6]

     Стремление  США обесценить собственные долги  вполне понятно. Однако оно запустит весьма нежелательные внутренние процессы в Штатах и доллар как мировая  резервная валюта перестанет таковой  являться. При этом Соединенным Штатам необходимо обеспечивать привлекательность  финансирования своего госдолга: инвесторам должны быть интересны американские гособлигации.

     Единственной  причиной такого поведения могло  быть желание предложить миру альтернативу доллару - прежде всего, в его статусе  мировой торговой валюты, но, возможно, впоследствии, и в статусе резервной  валюты, и даже единой меры стоимости. Доллар выполняет сразу две функции: он и мировая резервная, и торговая валюта, единая мера стоимости, в конце  концов. А с другой - это национальная валюта США. И пока США составляли 50 % от мировой экономики, противоречия между этими функциями были незначительны. А сейчас стали доминирующими. США печатают доллар для улучшения внутреннего экономического положения, но при этом ослабляют его как мировую валюту. Оттого и проблемы во многих странах, где влиятелен доллар.

     Особый  интерес представляют показатели уровня безработицы в США по сравнению  с другими развитыми странами. (Приложение 1)

     По  таблице 1 видно, что США показали самый высокий уровень безработицы  в период финансово-экономического кризиса. Безработица только в 2008 году увеличилась почти в 2 раза.

     Многие  экономисты сегодня активно анализируют  заявленный проект бюджета США на 2010 год. В Таблице 2 приведена характеристика статей расхода федерального бюджета  США на 2010 год в сравнении с  бюджетом 2009 года.(Приложение 2)

     В итоге в 2009 финансовом году США предположительно выйдут на бюджетный дефицит в  размере порядка 1,8 трлн. долл. или 12,3% ВВП, чего никогда не наблюдалось в мирное время в новой и новейшей американской истории после 1929 г. (двузначные дефициты федерального бюджета были зарегистрированы в США только во время Второй мировой войны в 1942 – 1945 фин. гг.).[8]

     Таким образом, кризисное финансирование в рамках федерального бюджета в 2009 и 2010 фин.гг. объективно будет способствовать приданию системе федеральных финансов качественно иной и более активной роли в дальнейшем развитии американской экономики, повышению роли и значения социально-экономических услуг и  инвестиций федерального правительства  США. В этом плане для понимания  возможной оценки доли федерального сектора в экономике США имеет  следующее принципиально важное обстоятельство. Рекордные абсолютные и относительные значения объёмов  расходных статей и дефицита федерального бюджета в 2009 фин.г. были обусловлены  тем, что именно 2009 фин.г. стал годом  наибольшего падения объёмов  реального ВВП и ухудшения  других ключевых экономических показателей.(Приложение 3)

     3.2 Прогнозы развития  экономики США

     По  оценкам аналитиков, в ближайшие  месяцы производители будут наращивать объемы выпуска продукции на фоне глобального увеличения спроса. С  ростом ВВП в эксплуатацию уже  вернулись около четверти производственных мощностей, которые простаивали  с начала всемирной рецессии. Коэффициент  использования производственных мощностей  поднялся в декабре до годового максимума  в 72%, по данным министерства труда, подрос также и индекс потребительских  цен.

     Кроме того, перспективы первоочередного  выхода из кризиса экономики США  трудно, чем-либо обосновать, т.к. даже уже существующее количество долларов и основанных на них финансовых инструментов в обращении мирового рынка привело  к возникновению в мировой  экономике резких инфляционных процессов, а принимаемые меры по дальнейшему  их перепроизводству способны только ускорить эти процессы. Единственным радикальным способом остановки мировой инфляции могло бы стать изъятие «мировой валюты» из обращения, т.е. погашение США своего долга. Однако США, являясь фактическим банкротом просто не способны реализовать такой сценарий, ввиду гигантских размеров долга и долларов в обращении. Доводы об одной лодке, в которой находятся все страны Мира, вряд ли состоятельны, ввиду разной степени их вовлечённости в кризис и ответственности за происходящее. На фоне грядущих экономических трудностей не исключены и мощные социальные потрясения, вплоть до распада страны на отдельные штаты.

     Процесс восстановления американской экономики  после глобального кредитного кризиса  может занять два-три года. Об этом заявил глава Федеральной резервной  системы США в своём обращении  к Конгрессу страны.

     Согласно  прогнозу ФРС, сейчас экономика США  находится в стадии рецессии, которая  может закончиться к середине 2010 года, если правительство страны сможет стабилизировать финансовую систему. В течение 2008-2009 годов в  США было разработано несколько  планов по спасению экономики и финансового  сектора страны. Эти планы основаны на правительственных инвестициях, которые пойдут на снижение налогов, поддержку инфраструктуры, а также  на рекапитализацию банков и борьбу с дефицитом ликвидности.[9]

     Согласно  официальным данным США, в период рецессии экономика этой страны может  сократится на 0,5-1,3%. В то же время безработица в США к концу года может увеличится с 7,6 до 8,5%.

     В 2010 г. перед нынешней администрацией США стоит непростая задача преодоления  существующих экономических трудностей и создания стимулов ля привлечения  внутренних и внешних инвестиций. Ипотечный кризис 2007 г. негативно  повлиял на динамику инвестиций в  жилищное строительство, и это не может не отразиться на перспективах хозяйственного развития США. Вместе с  тем, можно говорить о том, что  любой кризис полезен для финансового  сообщества, так как он ведёт к  уменьшению объёма чисто спекулятивных  операций и повышает интерес к  надёжным вложениям, таким как акции  ведущих компаний и облигации надёжных эмитентов.

     Официальный прогноз, подготовленный группой экономических  советников президента, предполагает, что в 2010 г. реальный ВВП США вырастет всего на 2,7%, индекс потребительских  цен увеличится на 2,1%, а количество занятых в экономике не уменьшится. Реальные цифры могут быть чуть выше прогнозных показателей, однако до полного  восстановления производства в 2010 г. дело, похоже, не дойдёт.[1]

     Необходимо  отметить, что эти цифры не так  оптимистичны, как прошлогодние прогнозы американской администрации. Можно  предположить, что экономические  советники президента достаточно реально  оценивают положение дел в  американской экономике, основываясь  на том, что после динамичного  периода 2004 - 2006 гг. Соединенным Штатам предстоит пережить период медленного и устойчивого экономического роста, когда ежегодный прирост ВВП  составит менее 3% в год. Впрочем, при достигнутом США уровне экономического развития и накопленном потенциале такие приросты ВВП вполне достаточны для обеспечения хорошего качества жизни населения.

     По-видимому, основным направлением преодоления  существующих проблем станет эффективная  макроэкономическая политика, осуществляемая через отработанные многолетней  практикой механизмы косвенного регулирования экономики: кредитно-денежную, налоговую и бюджетную политику. В этом смысле снижение учётной ставки ФРС до 2% в марте 2008 г., безусловно, правильный шаг.

     Стимулировать рост в американской экономике помогло  бы снижение мировых цен на энергоносители. Поскольку США являются нетто-импортером нефти, стабилизация мировых цен  на этот ресурс на уровне 90 - 130 долл. за баррель в последние годы оказывает  отрицательное воздействие на развитие страны, способствуя росту издержек транспортных и энергетических компаний.

 

Информация о работе Экономика США