Экономика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

В своем индустриальном развитии экономика России приобрела противоречивые качества. С одной стороны, она в некоторых отраслях достигла уровня технологического развития, соответствующего развитым странам Запада, главным образом в сфере военно-промышленного комплекса. С другой стороны, в России продолжается воспроизводство технологических форм, которые на Западе ушли в прошлое как неэффективные. Промышленная структура экономики приобрела деформированный вид. Как считали многие экономисты, все народное хозяйство развивалось по модели одной из ее отраслей - черной металлургии, характерной чертой которой было то, что едва ли не половина новых капиталовложений шла просто на сохранение ее прежних масштабов. Преодоление деформаций промышленной структуры экономики требовало большого внимания к ее производственно-технологической стороне, а также разработки серьезной промышленной политики, учитывающей, что островами, сохраняющими экономическую целостность России, являются естественные монополии и естественные олигополии.

Содержание

Введение
1. Сущность, проблемы, показатели российской экономики
1.1 Экономическая ситуация на рубеже ХХ-ХХI вв.
1.2 Основные задачи экономики9
1.3 Современная экономика России
2. Тенденции российской экономики
2.1 Преобладание, расхождение, организации тенденций
2.2 Современные тенденции мирового развития
2.3 Современные тенденции развития экономики России
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Экономика в России.docx

— 38.38 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

1. Сущность, проблемы, показатели российской  экономики

1.1 Экономическая ситуация на  рубеже ХХ-ХХI вв.

1.2 Основные задачи экономики9

1.3 Современная экономика России

2. Тенденции российской экономики

2.1 Преобладание, расхождение, организации  тенденций

2.2 Современные тенденции мирового  развития

2.3 Современные тенденции развития  экономики России

Заключение

Литература

Введение

Государство особенно сильно тогда, когда его граждане отличаются как высокой политической и правовой культурой, так и активностью  своего участия в управлении.

Ясное и практически проявляемое  гражданином понимание своей  личной причастности, своей ответственности  за состояние дел в государстве  представляет собой необходимую  предпосылку и обязательное условие  формирования сильного государства.

В России в последнее время власть предприняла ряд энергичных мер, направленных на укрепление государства. Есть веские основания говорить о  том, что федеративное устройство России приводится в соответствие с конституционными принципами организации и деятельности.

Главное достижения заключается в  том, что удалось остановить, начавшийся было процесс дезинтеграции федеративного  государства, распада общефедерального правового пространства. Отменено или  изменено около трех тысяч региональных правовых актов, которые нарушали федеральные  законы. Созданы семь федеральных  округов, введен институт полномочных  представителей Президента Российской Федерации в этих округах. Внесены  изменения в порядок формирования Совета Федерации.

Сегодня же экономика России существенно  отличается от первого, переходного  этапа к рынку, который в начале 1990-х гг. перевернул сложившуюся  экономическую основу советского хозяйства. Экономика России за годы советской  власти увеличилась по производственному  потенциалу почти в пятьдесят  раз. Одно это обстоятельство создавало  гигантские трудности управления хозяйством. Но это же обстоятельство расширяло  возможности разнообразных форм операции труда, роста концентрации производства и повышения производительности труда.

В своем индустриальном развитии экономика  России приобрела противоречивые качества. С одной стороны, она в некоторых  отраслях достигла уровня технологического развития, соответствующего развитым странам Запада, главным образом  в сфере военно-промышленного  комплекса. С другой стороны, в России продолжается воспроизводство технологических  форм, которые на Западе ушли в прошлое  как неэффективные. Промышленная структура  экономики приобрела деформированный  вид. Как считали многие экономисты, все народное хозяйство развивалось  по модели одной из ее отраслей - черной металлургии, характерной чертой которой  было то, что едва ли не половина новых  капиталовложений шла просто на сохранение ее прежних масштабов. Преодоление  деформаций промышленной структуры  экономики требовало большого внимания к ее производственно-технологической стороне, а также разработки серьезной промышленной политики, учитывающей, что островами, сохраняющими экономическую целостность России, являются естественные монополии и естественные олигополии.

1. Сущность, проблемы, показатели  российской экономики

1.1 Экономическая ситуация на  рубеже ХХ-ХХI вв.

Экономическая ситуация в стране с 2000 года обусловливалась тремя основными  факторами: продолжением экономического роста, сопровождавшимся резким повышением темпов прироста объема инвестиций; благоприятной  экономической конъюнктурой; обострением  политической борьбы на фоне благоприятной  экономической ситуации.

Приближение парламентских и президентских  выборов стало важным фоновым  фактором экономической политики России. Предвыборный характер проявился прежде всего в замедлении темпов экономических  реформ, а также и ожесточении  политической борьбы вокруг итогов прошедшего десятилетия, острой дискуссии относительно социальной справедливости сформировавшейся в России системы собственности  и власти.

Правительство смогло существенно  продвинуться по ряду важных направлений: повышения эффективности российской экономики, среди которых переход  к практической реализации реформы  электроэнергетики и железнодорожного транспорта, начало пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, принятие либерального валютного законодательства. Административная реформа, реформа  отраслей бюджетной сферы (прежде всего  образования и здравоохранения), развитие системы ипотечного кредитования, формирование современного миграционного  законодательства.

Основные проблемы здесь были связаны  с внутренними проблемами правительства: накопившаяся усталость, груз обязательств и компромиссов, накопленный за минувшие четыре года, дефицит практических разработок. С формированием в  Государственной думе еще в 2002 г. правительственного большинства ускорилось прохождение законопроектов, и "узким  местом" оставался экспертно-аналитический  ресурс исполнительной власти для разработки соответствующих документов -- законов  и подзаконных актов.

Лишь в отдельных случаях  торможение с принятием назревших  мер было обусловлено предвыборной ситуацией. К таким примерам относится  реформа ОАО "Газпром" -- последней  крупной естественной монополии, существующей практически в том же виде, в  каком она была создана незадолго  до краха СССР. Концепция реформирования "Газпрома" была проработана в  правительстве и дважды выносилась на заседание кабинета министров. Но оба раза она была снята с обсуждения.

В политике правительства проявилось в наибольшей мере влияние приближающихся выборов. Главное -- усиление популизма  в риторике и в действиях властей  в политической сфере. Подобные действия будут оказывать непосредственное и, скорей всего, долгосрочное влияние  экономических агентов и, следовательно, на перспективы экономического развития страны. Здесь надо выделить несколько  новых и важных феноменов:

- взаимоотношения власти и бизнеса  - ситуация вокруг нефтяной компании  ЮКОС. Это стало только поводом  для активизации курса на силовое  разделение бизнеса, где указывают  бизнесу его место -- вне политики  и под контролем власти. Влияние  этих событий на экономические  процессы будет долгосрочным  и неоднозначным.

- увеличение оттока капитала  из России. Хотя, отток капитала  в нынешних макроэкономических  условиях стал благоприятным  фактором, сдерживающим укрепление  рубля.

- реакция бизнеса, за которым  стоят прямые инвестиции. Здесь  пока трудно делать выводы. С  одной стороны, иностранные инвесторы,  вкладывающие капитал в новые  рынки, привыкли работать с  авторитарными режимами и нередко  предпочитают их слабым демократиям.

Тем не менее, ряд ситуаций с иностранными инвестициями достаточно тревожен. Во-первых, при том, что отток капитала существенно  сократился, произошло это в основном за счет притока кредитов в банковский сектор, что вполне естественно при  данной конъюнктуре цен на энергоносители и ослаблении доллара. В корпоративном  же секторе отток капитала увеличился.

Реакция отечественного бизнеса критична для дальнейшего развития экономики  еще и потому, что иностранный  капитал приходит только на фоне широкой  инвестиционной активности отечественного бизнеса. Что актуально и России, из которой значительные капиталы вывезены за рубеж и в настоящее время  возвращаются, как правило, в форме  капитала иностранного.

Экономическая система в значительной степени определяет условия и  возможности экономического роста. Темпы экономического развития характеризуют  эффективность общественного устройства.

Современный уровень экономического развития предполагает смягчение проблемы ресурсов для экономического роста. Любая страна, импортирующая ресурсы, должна инвестировать средства в  проекты, имеющие уровень окупаемости  достаточный для возмещения затрат и получения прибыли.

Вопросы экономического роста оставались главной темой. Этому способствовал  и Президент, выдвинувший в Послании Федеральному собранию задачу удвоения ВВП в течение 10 лет, что стимулировало  обсуждение вопроса о возможности  и целесообразности достижения такой  цели.

В нашей стране прирост национального  дохода обеспечивается за счет интенсивных  факторов лишь на 20-30%. Экономический  рост во всех своих проявлениях зависит  от следующих факторов: природные  ресурсы, трудовые ресурсы, основной капитал, научно-технический прогресс и совокупный спрос. Каждый их этих факторов постоянно  изменяется в зависимости от других и выполняет различные функции.

После глубокого и длительного  спада первая фаза роста связана  исключительно с политической стабилизацией, восстановлением спроса и соответствующим  вовлечением в производство задействованных  мощностей. По мере исчерпания свободных  ресурсов темп роста неизбежно должен затухать. Новое же повышение темпов должно произойти позднее и будет  обусловлено усилением инвестиционной активности, то есть переходом от роста, основанного на вовлечении имеющихся  мощностей, к росту на основе новых  инвестиций.

Во-первых, насколько это свидетельствует  о возможностях роста всех отраслей народного хозяйства или же является по преимуществу результатом благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры. Топливная промышленность в 2001-2002 гг., доминировала в объеме инвестиций -- 21-22%, транспорт - 17%, ЖКХ - 15%, электроэнергетика - 5%, пищевая промышленность и связь  по 4%, черная металлургия и машиностроение более 3% каждая.

Во-вторых, сохранение высокой конъюнктуры  цен на основные товары российского  экспорта объективно тормозят структурную  перестройку отечественной экономики. Благоприятные для бюджета высокие  цены на нефть будут оказывать  все более угнетающее воздействие  на экономику -- через завышение, как  реального курса рубля, так и  отдачи на капитал в сырьевых отраслях, делая инвестиции в не сырьевые сектора  относительно менее эффективными.

В-третьих, устойчивость новой тенденции  к инвестиционному росту зависит  от политических обстоятельств и  в первую очередь от способности  власти создать благоприятные условия  для инвесторов, как отечественных, так и иностранных.

Переход от восстановительного роста  к инвестиционному очень уязвим. Уязвимость это -- следствие переплетения двух тенденций. С одной стороны, власть укрепляется, а ей непременно нужен рост, от которого власть хочет  и может получать максимальные дивиденды. С другой -- отсутствует глубинная  стабильность, сохраняется высокий  уровень недоверия между практически  всеми участниками экономического процесса -- государством, собственниками, работниками. Внешне кажется, что стабилизация состоялась, и обстановка благоприятствует предпринимательской активности. Однако ощущается отсутствие консенсуса между  основными силами функционирования страны, и это сдерживает предпринимательскую  активность. Возникает конфликт между  властью, которая ждет немедленных  экономических дивидендов, и хозяйственным сообществом. Власть начинает искать виноватых -- в предпринимательской или в политической сфере, среди бизнеса, чиновников, политических партий. А это еще более осложняет ситуацию, становится дополнительным препятствием на пути экономического роста.

Отраслевые проблемы -- наиболее сложные  в аспекте современной экономической  России. Продолжая линию, намеченную еще в «Стратегической программе 2000 г.», правительство принципиально  отказывалось от определения явных  отраслевых приоритетов с трансформацией их и решения бюджетного характера. Отказ от отраслевых приоритетов  связан с особенностями современного этапа технологического развития, когда  практически невозможно априорно определять перспективные сектора и соответственно в централизованном порядке выделять им финансовые ресурсы.

В то же время задача диверсификации производства и экспорта, ускоренного  развития секторов "новой экономики" становится одной из ключевых. К  ее обсуждению правительство и Минэкономразвития  обращались неоднократно, велась интенсивная  работа над концепцией диверсификации. В этой связи был поставлен  вопрос об использовании специальных  мер отраслевой политики, отличных от общих макроэкономических факторов обеспечения благоприятного инвестиционного  климата.

Таким образом, в правительственной  концепции экономической политики акцент делался на создании необходимых  институциональных предпосылок, а  также на обеспечении макроэкономической стабильности как общей базы экономического роста. Предполагалось, что такой  подход может обеспечить устойчивый и долгосрочный рост, ориентированный  на реальные, а не на искусственные  приоритеты. Однако эта модель политически  уязвима. У нее нет внешних  эффектов, она предполагает длительную, кропотливую и довольно скучную  работу по "выращиванию" институтов. Кроме того, она в значительной мере зависит от внешнеэкономической  конъюнктуры -- сохранение высоких цен  на нефть будет тормозить прогрессивные  структурные сдвиги.

Предполагается определение приоритетов  не только на ближайшие года, но и  на более длительный период. Эти  вопросы были предметом интенсивной  дискуссии в администрации Президента и в правительстве, а также  среди близких к правительству  экономистов. Параллельно работало несколько групп, состоявших из политиков, экономистов и юристов, идеологически  достаточно близких друг другу.

1.2 Основные задачи экономики

Среди ключевых задач экономических  реформ на среднесрочную перспективу  выделяются следующие:

Проведение административной реформы  как общего условия повышения  эффективности государственного управления, в том числе и реализации собственно экономической политики.

Завершение концептуальной проработки и начало масштабной реформы бюджетной  сферы. Необходимо подвергнуть пересмотру процедуры принятия решений в  бюджетной сфере, развивать систему  бюджетирования по результатам, совершенствовать процедуры предоставления бюджетных  средств, а также классифицировать сеть бюджетополучателей. Важным моментом здесь является постепенный переход  к среднесрочному бюджетному планированию.

Информация о работе Экономика России