Экономика Португалии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 22:55, реферат

Описание работы

Необходимо отметить, что кроме производства, широкое развитие получила сфера услуг, а именно туризм, являющийся наиболее развитой сферой экономики Португалии. Не смотря на небольшие не большие размеры ее территории Португалия одна из самых популярных среди туристов стран Европы. Эта страна привлекает туристов со всего мира. Кроме прекрасной природы, пляжей и национальных парков, в Португалии сохранилось большое количество важных исторических достопримечательностей (дворцы, монастыри, городские кварталы и т.д.). Многие памятники архитектуры и истории Португалии внесены в Список Участков Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика государства ……………………………………4

2. Особенности экономического развития страны……………………….6

3. Отраслевая структура экономики ………………………………………8

4. Место страны в мировом хозяйстве……………………………………11

Заключение…………………………………………………………………..13

Список использованной литературы ……………………………………..14

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 33.08 Кб (Скачать)

  На  сельское хозяйство приходится 2.9 % ВВП, в нем занято 10% рабочей силы. Сельское хозяйство на общем фоне западноевропейских стран имеет более низкие технико-экономические (1 трактор на 4 фермерских хозяйства) и социальные показатели. Оно не удовлетворяет потребности страны в ряде сельскохозяйственных продуктов. Из-за границы ввозится до 60% продовольствия и кормов.             Основная зерновая культура Португалии - пшеница, второе место занимает кукуруза. Кроме того, товарное значение имеют бобовые, овес, рожь, ячмень и рис. Важной продовольственной культурой является картофель. На севере страны выращивают яблоки, груши, сливы, на юге — цитрусовые, инжир, гранаты, миндаль.

  Огромную  роль в сельском хозяйстве играют виноградарство и виноделие. Португалия - одна из ведущих западноевропейских стран-экспортеров вина.

  Животноводство  развито слабо, страна не обеспечивает себя мясом. Главное направление — овцеводство.

  Транспортная  сеть Португалии развита недостаточно. Общая длина железных дорог, 2 786 км,  из них 873,2 км электрифицированы. На железнодорожном транспорте преобладают пассажирские перевозки (компании Comboios de Portugal и Refer). Протяжённость автомобильных дорог — 82 900 км, 71 294 км (включает 2 300 км скоростных автомагистралей)   грунтовых: 11 606 км. В стране насчитывается 5,732 млн легковых и 2,540 млн грузовых автомобилей.

  Внутренний  водный транспорт не играет большой  роли. В основном реками пользуются лишь малые суда.

  В Португалии имеются 67 аэропортов, 3 основных находятся в Лиссабоне, Фару и  Порту. Трубопроводный транспорт: 11 км для транспортировки сырой нефти, 58 км—для нефтепродуктов, газ 1 098 км —  газопровод.

  Морской транспорт имеет большое значение, осуществляя основные связи между  материковой частью и островами, а также каботажные перевозки., морским транспортом перевозится ок. 65% внешнеторговых грузов.

  Ведущая отрасль — розничная торговля и туризм. По масштабам развития розничной торговли Португалия занимает одно из первых мест в ЕС. В 2009 Португалию посетило 12,2 млн чел., в основном это туристы из Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов и скандинавских стран. По числу туристов страна занимает 19 -е место в мире и входит в десятку самых посещаемых стран ЕС. Доходы от туризма 5 млрд долл.Следует также отметить, что Португалия добилась заметного прогресса и заняла лидирующие позиции среди стран ЕС по количеству и качеству услуг, доступных в электронном формате.

4 Место  страны в мировом хозяйстве

  Приоритетными направлениями внешнеэкономической  активности Португалии являются страны ЕС и группа португалоязычных стран (ПАЛОП), с которыми сохранились тесные экономические и политические связи, и для которых Португалия является естественным звеном при выходе на общеевропейский рынок. Товарооборот страны  в 2009 году составил   $100,22 миллиардов.

ВВП (по паритету покупательной способности): $233,4 миллиарда, ВВП - реальный темп роста: -2.8 %

  Экспорт товаров и услуг составил 41,43  млрд долл. импорт —достиг 58,79 млрд долл. Ок. 85% экспорта приходится на готовую продукцию. Основные статьи: одежда, обувь, продукция машиностроения, химикаты, пробка, бумага. Электроэнергия – экспорт 1.313 миллиарда кВтч. Нефть - экспорт: 53 260 баррелей/ день.  Основные экспорт - партнеры: Испания 25.6 %, Германия 12.6 %, Франция 11.1 %, Ангола 5.9 %, Великобритания 5.3 % .

  По объему торговли Португалия занимает далеко не ведущее место среди как развитых европейских, так и развивающихся стран мира, тем не менее, страна опережает по объемам товарооборота некоторые более крупные экономики, например греческую.

  Основными партнерами в торгово-экономическом  сотрудничестве Португалии являются страны ЕС, на которые приходится — 74% импорта и 79% экспорта.

  Основные  импортные товары: машины и транспортное оборудование, химикаты, нефть, текстиль, сельскохозяйственная продукция. Природный газ, (поступающий из Алжира и Марокко через территорию Испании) 4.763 миллиарда куб. м. Основные партнёры по импорту: страны ЕС — 74% США и Япония — по 3%. Свободные экономические зоны действуют на Азорских островах («Санта Мария», расположенная на одноименном острове), на острове Мадейра (с 1980). Одновременно архипелаг имеет юрисдикцию офшорной зоны (до 2011).             В последнее время  Португалия уделяет большое внимание развитию отношений с Китаем, рассчитывает на дальнейшее укрепление сотрудничества с этим государством.

  Таким образом, в экспорте около 30% составляет текстиль, 20% - традиционные продовольственные товары, 30% - сырьё и полуфабрикаты, около 20% готовые промышленные изделия. Рост промышленного производства вызывает увеличение импорта, топлива и некоторых видов сырья, а всё ещё кризисное состояние сельского хозяйства - ввоза сельскохозяйственной продукции. В импорте до 20% стоимости приходится на продовольствие, до 20% - на нефть и нефтепродукты, до 20% - на промышленные изделия, остальные - на сырьё и полуфабрикаты. Внешнеторговый баланс Португалии постоянно дефицитен. В общем платежном балансе он покрывается за счёт внешних займов, переводов из-за границы от португальских эмигрантов, поступлений от иностранного туризма. В страну приезжают за год до 5 млн. иностранных туристов, привлекаемых природой островов и побережья Португалии, многочисленными памятниками культуры и истории.

  Сегодня товарооборот между Россией и  Португалией находится на достаточно низком уровне. В 2009 году он составил около 600 млн долл., причем экспорт из РФ превышает импорт в 4,9 раза (ранее в 12 раз). Это означает, что за последние несколько лет экспорт из Португалии стабильно растет на 20-30% в год, т.е  все больше португальских товаров находят спрос в России, где найти свободную нишу на рынке с каждым годом все сложнее. Тем не менее, товары из Португалии наиболее конкурентоспособны, по сравнению с другими странами Европы, благодаря сравнительно низкому уровню зарплаты при весьма высоком качестве товаров.

  Примечательно,  что  именно в условиях  кризиса  промышленные предприятия Португалии проявляют чрезвычайную заинтересованность в создания совместных производств в России. Учитывая, что некоторые португальские производители обоснованно позиционируются в качестве лидеров в ряде секторов экономики, как в ЕС, так и в мире, данные предложения представляют значительный интерес для российской экономики.

Заключение 

  Португалия  за последние несколько лет превратилась в многосекторную развитую и ориентированную на сферу услуг экономику, где укрепляется экономическое положение растущего среднего класса. Многие экономические показатели в Португалии превосходят аналогичные средние показатели среди развитых стран (торговля и внутренние инвестиции) и ЕС (уровень занятости).

  В настоящее  время Португалия входит в группу стран, наиболее приспособленных для комфортной жизни: 9-е место в мире по безопасности, 14-е по экологии и 26-е по общему жизненному уровню.

  Возможности Португалии управлять решениями, принимаемыми в мире, наряду с благоприятными географическими и социальными условиями, позволили государству занять прочное положение в международном разделении труда и сохранить выгодную специализацию на производстве традиционных для данной экономики товаров.

  Отрицательными  чертами экономики являются низкое развитие сельского хозяйства и  постоянно дефицитный внешнеторговый баланс Португалии. Так, в 2009 г государственный долг превысил 75% ВВП. В последние годы страна предпочитала рефинансировать этот долг за счет иностранных инвестиций, вместо того чтобы выплачивать проценты. В начале 2010 г Португалия, вслед за Грецией, оказалась на грани экономического краха и приобрела репутацию «слабого звена» зоны евро. Португальское правительство представило в Еврокомиссию антикризисную программу и начало предпринимать шаги по ее реализации, требующей жесткой экономии. За первый квартал 2010 г ВВП Португалии вырос на 1% по сравнению с концом 2009.  Что характерно: несмотря на тяжелое финансовое положение и усиление забастовочной борьбы, вызванное «затягиванием поясов», Португалия нашла возможность для выделения помощи еще более ослабленной Греции за счет увеличения своих собственных долгов. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Станкявичус,  А. Страны мира/ А. Станкявичус.-  М.: Юнити, 2005.- 306 с.

2. Мировая экономика / Ред. Г.М. Лапко.- М.: ПРИОР, 2002.- 403с.

3 http://www.economica.com.ua  -  Экономия отправит еврозону по пути Португалии. 

4.  http://www.travelhunters.ru/study-26-10.html -  Южная Европа. Все о путешествиях

5. http://www.porturusso.pt  - Слово /Португалия в разрезе своих интересов к России/И.А. Золкин

6. http://iformatsiya.ru   - Страны мира. Португалия

7. www.wikipedia.ru  - Португалия

8. http://by-chgu.ru  Португалия

Информация о работе Экономика Португалии