Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:22, доклад
Развитие науки имеет внутреннюю логику. Каждая эпоха выдвигает свои научные проблемы, среди которых есть частные и есть общие. Некоторые из них проходят через всю историю науки, но и они каждым новым поколением ученых решаются по-новому. Так, по мере развития истории первобытного общества делалось все более очевидным, что ключом к его пониманию может стать лишь глубокое проникновение в сущность социально-экономических отношений.
Введение………………………………………………………………………3
Экономика первобытного общества………………………………….6
Вывод………………………………….......................................................26
Список литературы…………………………………………………………..28
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Вывод…………………………………............
Список литературы…………………………………
Введение
Развитие науки
имеет внутреннюю логику. Каждая эпоха
выдвигает свои научные проблемы,
среди которых есть частные и
есть общие. Некоторые из них проходят
через всю историю науки, но и
они каждым новым поколением ученых
решаются по-новому. Так, по мере развития
истории первобытного общества делалось
все более очевидным, что ключом
к его пониманию может стать
лишь глубокое проникновение в сущность
социально-экономических
Еще Ф. Энгельс,
подчеркнув стадиальное отличие
присваивающего хозяйства от производящего,
на основе критерия присваивающего и
производящего хозяйства
История первобытной общины охотников и собирателей начинается с возникновения человеческого общества и заканчивается с переходом его к производящей экономике и разложением первобытнообщинной формации. На протяжении этой эпохи сформировался человек современного вида, люди заселили целые континенты, были заложены основы последующего социального и культурного развития человечества. Эта эпоха, согласно археологической периодизации, соответствует палеолиту и почти всему мезолиту. В настоящее время на стадии охоты и собирательства все еще находятся (или находились недавно) экономически наиболее отсталые народы земного шара, которым и посвящено наше исследование.
История первобытного
общества как один из разделов всеобщей
истории стоит на грани двух исторических
наук - этнографии и археологии. Два
потока, вливаясь в ее русло, смешивают
в нем свои воды. История изучает
первобытное общество вне зависимости
от времени и места, ведь на земле
все еще существуют (или существовали
недавно) этнические общности, живущие
в условиях первобытнообщинной формации.
Это отличает историю первобытного
общества от других разделов всеобщей
истории и делает ее, по существу,
историей первобытнообщинной формации,
а источниковедческая база и методология
делают ее комплексной наукой. Археология
и палеоэтнография изучают
Характеризуя
первобытную общину охотников и
собирателей - одну из ранних форм общественной
организации, сохранившуюся до наших
дней и доступную непосредственному
наблюдению, - я не пользуюсь имеющим
некоторое распространение
Экономика первобытного общкства.
Первобытная доземледельческая
община - самая ранняя из известных
науке стадий развития общины. Универсальность
общинной организации на этом уровне
развития общества связана с жизненной
необходимостью ее для общества в
целом (его сохранения и стабильности
в сложных естественных условиях)
и для каждого члена в
Общественно-экономическая
формация - это исторически определенная
ступень общественного развития
со свойственным ей особым способом производства,
своим историческим типом общественных
отношений. А так как основным
производственным коллективом, средоточием
социально-экономических
Первобытные охотники
и собиратели до настоящего времени
живут в разных социально-исторических
и естественно-географических условиях,
в соответствии с которыми они
вынуждены строить, а при необходимости
перестраивать свой общественный быт
и культуру. Для их общественной
организации характерны гибкость, подвижность,
приспособляемость, как ни противоречит
это распространенным представлениям
о первобытности. Иначе первобытное
общество не смогло бы пережить резкие
смены климатических условий
в плейстоцене и голоцене, заселить
новые материки. Все это к тому
же осложнялось крайней
Предлагаемая
в настоящей книге модель общины
как относительно стабильного общественного
института и как совокупности
подвижных, меняющих свой состав и величину
хозяйственных групп является оптимальной
формой социальной адаптации; последняя
позволила человеческому
Первобытная община
- форма социальной адаптации к
условиям среды, как естественной, так
и социальной. Это - наиболее динамичная
организация самого первобытного социума.
Пластичность, подвижность первобытной
доземледельческой общины - вот в
чем причина необычайной
Строя предположение,
что община возникла одновременно с
возникновением самого человеческого
общества, что первобытная община
была первой и основной формой человеческого
общежития, я руководствуюсь принципом
историко-материалистического
Вместе с тем
хозяйство, основанное на охоте и
собирательстве, ставило экологически
обусловленные пределы
В каких бы условиях
первобытные доземледельческие
общества ни развивались, принципы их
организации имеют
Компоненты первобытных
культур образуют два крупных
блока. Первый характеризуется бесконечной
вариативностью элементов материальной
и духовной культуры, второй, напротив,
- однотипностью. Его характеризуют
базисные, социально-экономические
признаки. Иными словами, существует
неограниченное количество культур
и ограниченное количество общественно-экономических
структур. В диалектическом сочетании
этих двух блоков -единство и в то
же время многообразие первобытного
общества как социально-культурного
целого. Традиционные общества охотников
и собирателей, развитие которых
протекало в различной
Если рассматривать современную доземледельческую общину как социальный институт, прошедший длительный путь развития, то окажется, что более низкие уровни интегрированы ею; их генезис как бы скрыт в более высоком типе организации и может быть «извлечен» из нее. Этот методологический принцип сформулировал К. Маркс: «Категории, выражающие его (буржуазного общества. - В. К.) отношения, понимание его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, частью продолжая влачить за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намека... Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны... Намеки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно». В этих словах заключена суть ретроспективного метода социального познания, посредством которого неизвестное прошлое познается через известное настоящее, причина - по ее следствию. Этот метод дает возможность судить о социально-экономических структурах давно прошедших исторических эпох по их элементам, сохраненным и развитым современными обществами. Не следует, предупреждает К. Маркс, дискредитировать этот метод, нивелируя исторические различия, отождествляя прошлые формы с существующими. Не следует и смешивать ретроспективный метод с эволюционистским методом пережитков.