Экономика общественного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Тест и теоретические вопросы.

Работа содержит 1 файл

Экономика обществн. сектора зачет ГОТОВО.doc

— 69.50 Кб (Скачать)
  
  1. Виды  и объекты государственных  бюджетных расходов на хозяйственные цели.

     Под бюджетными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т. д. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Расходы государственного бюджета выполняют  функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью играет не только социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило, правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Фермеры представляют заметную силу на выборах, неизменно пользуются симпатией  общественного мнения, от темпов перемещения  рабочей силы из деревень в города зависит уровень безработицы, степень  самообеспечения (или импортной  зависимости) страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, от их покупательной способности зависит положение в нескольких важных отраслях производства и услуг. 

  
  1. Как возникает государственный  долг, каковы его  последствия для  экономики страны?

    Государственный долг является составляющим компонентом понятия «государственный кредит» и возникает в результате финансовых заимствований страны. Такая процедура вызвана необходимостью покрыть дефицит бюджета. Государственный долг состоит из суммы дефицитов прошлых лет, учитывая вычет излишков бюджета, и из задолженности предприятий, государственных организаций, региональных и местных органов власти, центрального правительства. 
 
В том случае, если валюта страны конвертируема, госдолг может быть внутренним и внешним. Под внутренним госдолгом понимается задолженность государства перед владельцами государственных ценных бумаг (перед другими кредиторам), которая (задолженность) выраженная в национальной валюте. Внешний долг характеризует задолженность страны (выраженную в иностранной валюте) перед другими странами, международным экономическим организациям, другими лицами. Внешний долг погашается посредством новых заимствований, экспорта товаров. Следует отметить, что увеличение внутреннего долга не так опасно для национальной экономики сравнительно с нарастанием ее внешнего долга.  
 
Погашение займов и выплата процентов государством производится из бюджетных средств или путем рефинансирования (приобретение нового займа на погашение старого). Следовательно, методы управления госдолгом включают конверсию (регулировка финансовых условий долговых выплат: доходности, увеличение или уменьшение процентов) и консолидацию (регулировка временных обязательств: сроков).

  1. Какова взаимосвязь между общем страхованием и социальной помощью?

     Сложившаяся ситуация в стране и соответственно в экономике существенно меняет социально-экономическую среду, в которой трудовой потенциал формируется, развивается и воспроизводится. В общественное сознание возвращается понятие "социальный риск" - вероятность материальной необеспеченности трудящихся в результате потери возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный характер:

  • риск безработицы,
  • утрата трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д., т.е. не зависят или мало зависят от воли и возможностей значительных групп трудящихся.

Социальные риски существовали и в социалистическом обществе, но в значительно меньших размерах.

Социалистическая  система стандартизировала, минимизировала, но обеспечивала устойчивость условий общественной жизнедеятельности.

Социалистическое  государство, являясь основным работодателем  и собственником средств производства, в определенном смысле гарантировало  экономическую, социальную стабильность, безопасность, несло ответственность за экономические и социальные риски.

С развитием  многообразных форм собственности  сфера государственного обеспечения  и сами его возможности неизбежно  сокращаются.

Возрастание степени риска в экономической  и социальной сфере можно рассматривать, таким образом, как закономерный, естественный в наших условиях процесс, как "оборотную сторону" повышения экономической свободы. В этой связи возникает необходимость в создании механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества.

Изменение принципов распределения общественного  продукта и роли государства лишает прежнюю систему социального  обеспечения ее основного гаранта - стабильности госбюджета. Происходит отказ от принципов бесплатности социальных услуг, нормой начинает считаться их оплата.

В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые  методы. Их суть сводится к распределению  материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, т.е. приданию этому виду защиты формы организованной взаимопомощи.

Помимо  характера риска при классификации  видов социального страхования  учитывается и способ его организации. Каждый его вид может быть организован как на добровольных началах, так и в обязательном порядке. Между этими двумя основными формами возможен ряд переходных - так называемое условно-обязательное страхование. Страхование также может быть местным, распространяющимся на определенную территорию, и общегосударственным.

Помимо  социального страхования существует и другая форма социальной защиты - социальная помощь, в основе которой  лежат иные принципы организации.

Кроме того, существенной особенностью страхования является самопомощь его участников, самоуправление страховой организации. Институт социальной помощи, напротив, несет на себе отпечаток попечительства, вспомоществования со всеми вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

Основное различие между социальным страхованием и социальной помощью определяется, таким образом, функциями и ролью государства в организации и деятельности этих институтов. 

  
  1. Что представляет собой  общий сектор рыночной экономики? Какие факторы влияют на развития общего сектора в период перехода к рынку?

     Экономическая форма организации – это система прав и ограничений, которыми обладает организация в принятии экономических решений.

  Двумя разными типами экономических форм являются коммерческая организация и некоммерческая организация. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они самостоятельно определяют направления деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками). Некоммерческие организации не делают извлечение прибыли целью своей деятельности и не вправе распределять полученную прибыль между учредителями (участниками). Статус некоммерческой организации предусматривает ограничение на распределение прибыли организации и на виды осуществляемой деятельности.

  При выборе форм организаций для предоставления услуг, финансируемых государством, ключевыми являются различия между  четырьмя экономическими формами организаций: коммерческая организация; некоммерческое предприятие; общественно контролируемая некоммерческая организация; административно контролируемая некоммерческая организация.

  Главными  признаками, определяющими различия между формами коммерческих организаций являются преимущественные права учредителей (участников) организации и состав и число учредителей организации.

  Перечень  форм коммерческих организаций, существующих в нашей стране, определен в Гражданском кодексе Российской Федерации. Этот перечень включает:

  • хозяйственные товарищества – полное товарищество и товарищество на вере (коммандитское товарищество);
  • хозяйственные общества – общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества (закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество);
  • производственный кооператив;
  • унитарное предприятие.
 
  
  1. Какие тенденции общественного  выбора обусловлены  влиянием бюрократии?

           Важнейшим направлением теории  общественного выбора является  экономика бюрократии. Экономика бюрократии, согласно теории общественного выбора, – это система организаций, удовлетворяющих как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономических благ, имеющих ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду из государственных программ.

     Логическим  завершением теории общественного  выбора является поэтому постановка вопроса о «провалах» государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. 

Информация о работе Экономика общественного сектора