Экономика кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:20, реферат

Описание работы

Кыргызская Республика с 1991 приступила к комплексной программе экономических преобразований. В настоящее время всё мировое сообщество признало значительные положительные изменения в реформировании экономики страны. В 1992 были либерализованы все основные цены, в мае 1993 Кыргызстан ввел нац. валюту — сом. В результате интенсивной приватизации в 1992—93, к концу 1998 доля частного сектора составила: в промышленности 87%, торговле — 97%, строительстве — 57% и транспорте — 55%. С 2000 проводится активная работа по приватизации стратегических отраслей страны, таких, как энергетика и телекоммуникации.и.

Работа содержит 1 файл

Кыргызская Республика с 1991 приступила к комплексной программе экономических преобразований.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Кыргызская  Республика с 1991 приступила к комплексной  программе экономических преобразований. В настоящее время всё мировое  сообщество признало значительные положительные  изменения в реформировании экономики  страны. В 1992 были либерализованы все  основные цены, в мае 1993 Кыргызстан ввел нац. валюту — сом. В результате интенсивной приватизации в 1992—93, к концу 1998 доля частного сектора составила: в промышленности 87%, торговле — 97%, строительстве — 57% и транспорте — 55%. С 2000 проводится активная работа по приватизации стратегических отраслей страны, таких, как энергетика и телекоммуникации.

Уровень приватизации в республике выглядит так: в промышленности — 88,6%, в строительстве — 58,7%, в  транспорте — 56,9%, в торговле и общественном питании — 97%, в бытовом обслуживании — 99,85%. В результате, основная часть предприятий находится в негосударственном секторе и их деятельность регулируется рыночными отношениями.

Как демократическая  страна, Кыргызстан внедряет смешанную (конвергентную) экономическую систему, основными принципами к-рой являются: свободное предпринимательство, свободная система ценообразования, свободная конкуренция, гос. регулирование. Переход на новую экономическую систему и разрыв прежних производственных связей привели республику в первые годы самостоятельного развития, как и др. страны СНГ, к глубокому экономическому кризису. После 1990 объёмы производства интенсивно снижались, а в 1995 достигли самой низкой отметки. К примеру, в 1995 валовой внутренний продукт (ВВП) составил всего 50,3% от уровня 1990 (100%), валовой промышленный продукт — 35%. В 1996 замедлился экономический спад, производство стало стабилизироваться, например, по сравнению с 1995, ВВП увеличился на 5,6%, промышленное производство — на 10,8%, сельскохозяйственное — на 13,1%. А в 1997, в сравнении с 1996, прирост ВВП составил 10,4%, промышленного производства — 46,8%, сельскохозяйственного — 10,7%. Вместе с тем, если в 1995 дефицит гос. бюджета по отношению к ВВП составил 11,6%, то в 1996 он снизился до 5,9%, а в 1997 — до 4,6%. В 1998—2000 это положение сохранялось. По итогам 2000 ВВП увеличился на 5,1%, инфляция снизилась до 18,7%, дефицит гос. бюджета (по отношению к ВВП) уменьшился до 2%. Однако отмеченные достижения ещё не следует признавать стабильными. В экономическом развитии есть немало фактов, свидетельствующих о продолжающихся кризисных явлениях. Например, нельзя признать удовлетворительным соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчёты, произведённые на макроэкономическом уровне с учётом массы наличных денег и скорости её обращения, показали, что отношение совокупного спроса к ВВП не изменяется в нужном направлении.

Из-за нехватки объёма денежных предложений деловые  люди республики ограничены в возможности  получения приемлемых кредитов для развития производства товаров. Банки республики пока выдают, главным образом, краткосрочные кредиты для торговли. Долгосрочные кредиты имеют мизерные объёмы. Обменный курс нац. валюты — сома пока не стабилизировался, и с 10,8 сома на 1 доллар США в 1995 повысился до 47,7 сомов в 2000. Рынок ценных бумаг в республике находится на стадии становления. Его влияние на капитальные вложения в акционерных предприятиях ощущается очень слабо.

Развитие  в промышленном секторе обеспечивается, в основном, за счёт электроэнергии, цветной металлургии и пищевой промышленности. Машиностроительный комплекс все ещё продолжает сокращать объёмы производства. Каждое пятое предприятие промышленности находится в простое. Увеличивается кол-во предприятий, не покрывающих расходы доходами. 20—30% произведённой продукции остаются не реализованными. Дополнительные трудности создаёт наличие неплатежей промышленных предприятий.

Достижения  в сельском хозяйстве, в основном, обеспечиваются крестьянскими хозяйствами. Валовой сбор зерновых остаётся высоким, сохраняя тем самым общий рост. В то же время сокращается производство шерсти, снизилась урожайность и уменьшились площади сева, резко сократилась численность поголовья скота и птицы. В настоящее время сельское хозяйство, из-за невозможности полного перехода на рыночные условия хозяйствования, находится в упадке.

Несмотря  на определённое оживление пассажиро и грузоперевозок, вследствие высокой степени износа подвижного состава, не улучшается положение и в транспорте.

Успехи в  инвестиционной политике связаны, в  первую очередь, с иностранными вложениями в добычу золота на месторождении «Кум-Тёр». Следовательно, социально-экономической задачей продолжает оставаться расширение поля собственных и внешних источников капитальных вложений для улучшения и оживления внутри-экономической ситуации.

Господство  импортных товаров (до 70%) на потребительском рынке, потеря местными товаропроизводителями собственного рынка купли-продажи, развитие криминальных отношений в торговле, редкое использование маркетинговых исследований наносят большой вред экономике.

Стабилизация  экономики опирается на укрепление финансовой и денежно-кредитной системы, на существенное снижение уровня инфляции. Посредством применения твёрдой денежно-кредитной политики, уровень инфляции находится в пределах 17—19%, ссудный процент снижен до 40—50%. Проблема финансовой стабилизации не может быть решена в отрыве от экономики. Кризис экономики проявился даже в условиях роста производства в 1999—2000 в виде неустойчивости тенденций денежно-кредитного и финансового развития.

Наиболее  правильный путь обеспечения окончательной  финансовой стабилизации, укрепления устойчивости сома и установления допустимой нижней границы инфляции — это поднятие реального сектора экономики и насыщение внутреннего рынка отечественными, относительно дешёвыми и качественными товарами и услугами. В первую очередь следует развить переработку с.-х. продукции, наладить деятельность предприятий пищевой и легкой промышленности, взять курс на расширение экспортных возможностей экономики республики.

На первом этапе проведения экономических  реформ была решена задача создания общих условий для развития товарно-рыночных отношений: введены частная собственность и свобода предпринимательской деятельности, устранена монополия гос. и колхозных предприятий, проделана большая работа по формированию широкой конкурентной среды в виде индивидуально-частных, частно-акционерных, совместных и иностранных предприятий, крестьянских ассоциаций и др. хозяйственных форм, внедрена двусторонняя двухуровневая кредитно-банковская система, либерализованы цены. В системе рыночной экономики необходима полная отдача сил для проведения в действие всех её эффективных механизмов. Всю эту работу в республике намечено осуществить на втором этапе экономических реформ. По существу, надо, чтобы каждое отдельное предприятие или хозяйство, каждое акционерное общество или гос. акционерная корпорация на микроуровне решали вопросы предметной структурной перестройки, т. е. знали, что производить, как и для кого производить. Таким образом, задача состоит в том, чтобы выбрать виды продукции, к-рые пользовались бы спросом на рынке, были конкуренто способными по цене и качеству, а также найти рынки для их реализации с максимальной прибылью. В настоящее время, страна идёт по пути смешанной экономической системы. Она строит конвергентный общественный строй, где сочетаются рыночная и плановая системы, где обязательным является гос. регулирование.

В конце мая 2001 на Национальном собрании была принята  «Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года» (сокращённо КОР). Цель этой программы — достижение политического и социального благополучия народа Кыргызстана. КОР предусматривает сокращение к 2010 бедности в два раза. Для этого необходимо сохранять среднегодовой прирост ВВП в 5% и снизить инфляцию до 5% в год. Прогнозируемый экономический рост может быть достигнут, если к 2010 уровень валовых внутренних инфляции составит 20% ВВП. В настоящее время он составляет 17% ВВП.

Предполагается, что с.-х. производство сократится к 2010 в номинальном выражении с 38,5% до 31%. В то же время промышленное производство должно возрасти от сегодняшнего 21% ВВП до 32%, а сектор услуг — с 32,5 до 38%.

Информация о работе Экономика кыргызстана