Экономика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Сегодня Китай - это страна о преодолевшая тяжелые последствия "культурной революции", трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой, ни с революционными традициями; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешней день страны.

Работа содержит 1 файл

Мировая эконосмика.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

   По  объему производства электроэнергии Китай  поднялся с седьмого места в мире на четвертое. По производству цемента  и хлопчатобумажных тканей вышел на первое место, приемников и телевизоров - соответственно на первое и второе места. При этом была реально решена проблема самофинансирования. Доля собственных накоплений государственных предприятий в капитальные вложения значительно увеличилась. Все это послужило основой ускоренного технического перевооружения промышленности, начала комплексной модернизации всего народного хозяйства, развития производственной и социальной инфраструктуры. На ближайшие 10 лет предусмотрено удвоение ВВП, а среднегодовой темп прироста - 7,2%.

   Немаловажную  роль в решении назревших экономических  и социальных проблем в Китае  играет интенсивное привлечение иностранного капитала посредством создания предприятий с участием зарубежных фирм, формирования и развития свободных экономических зон (СЭЗ). За годы реформ (1979 -1997 гг.) общая сумма привлеченного зарубежного капитала в Китай составила около 638 млрд. долл., из которых основная часть - предпринимательские инвестиции. Значительные объемы привлеченного иностранного капитала обусловлены следующими обстоятельствами:

   Во-первых, не имея сколько-нибудь значительного внешнего долга к началу реформ, Китай сумел быстро и на хороших условиях интегрироваться в международные рынки капиталов. Во-вторых, наличие в Китае социально-политической стабильности, целостной системы стимулирования иностранных инвестиций, в том числе льготного налогового режима, способствовали этому процессу. В-третьих, положительную роль в привлечении иностранного капитала сыграла богатая китайская диаспора.

   Государство стимулирует высокотехнологичные  инвестиции. Льготой пользуются те зарубежные предприниматели, которые  действуют в соответствии с промышленной политикой КНР, ввозят новые технологии. Большая доля иностранных инвестиций идет из стран Юго-Восточной Азии.

   В настоящее время внешняя платежеспособность страны позволяет активно привлекать иностранных инвесторов, что является немаловажным фактором обеспечения высоких темпов экономического роста. Политика привлечения зарубежных капиталов свидетельствует о явном отрицании автаркистского курса, существовавшего в Китае в прошлом. В то же время признается, что развитие страны с более чем миллиардным населением может и должно идти, прежде всего, на основе собственных усилий.

   На  современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макроэкономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей», способствующей притоку иностранного капитала.

   Сопоставление экономических реформ, проводимых в  Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических преобразований, применяемых в России.

   Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных форм и методов управления экономикой осуществляется при значительной регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические преобразования в Китае реализуются эволюционным путем, то есть без «шоковой терапии» и рыночного «блицкрига», с учетом национальной специфики. Плавный переход к рынку позволил избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными социальными издержками. В-третьих, все внедряемые нововведения проходят опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных результатов происходит их повсеместное распространение. В-четвертых, сдвиг в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. В-пятых, государственный, коллективный и частный сектора функционируют на основе паритетного взаимодействия. В-шестых, государство делает все для того, чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. В-седьмых, проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и производственного, достижения равновесия в экономической системе - одна из ключевых проблем в движении Китая к социалистической рыночной экономике. В-восьмых, реформы в Китае направлены на развитие производительных сил, повышение эффективности производства и рост жизни населения. Для китайских реформ также характерно: управляемость, превращение государственных предприятий в самостоятельных товаропроизводителей, создание государственных финансовых структур холдингового типа и т.д.

   Экономические и социальные процессы, происходящие ныне в китайском обществе, дают основание говорить о диалектическом взаимодействии планомерности и рынка при ведущей роли планомерного регулирования, о способности планового воздействия на поворот рыночной конъюнктуры в нужном для общества направлении. Опыт китайских реформ показывает, что некоторые, ныне существующие, концепции находятся в противоречии с реальностью, что одни теории теряют свою популярность, другие - сходят на нет. Серьезные сомнения вызывают, например, постулаты, на которых построен монетаризм: саморегулирующаяся система; способность частной собственности и конкуренции обеспечить макроэкономическую стабильность; решающая роль денег в общественном воспроизводстве и т.д. Не выдерживает критики я теория «рыночного социализма», которая признает единственным регулятором производства рынок. Полностью несостоятельными оказались взгляды защитников альтернативы «план или рынок», которые трактуют плановое развитие народного хозяйства и товарно-денежные отношения как взаимоисключающие начала.

     С Октября 1997 г. китайская статистика фиксировать снижение индекса розничных  цен. Первоначально специалисты  расценили это явление дезинфляцию, причины которой связали с  коррекцией цен после их роста в предшествующий период. Но процесс снижения цен после продолжился в 1998 и 1999 году.

     Стало ясно, что экономика страны столкнулась  с новым, во многом еще неведомым  явлением. В 1999 г. снижение индекса розничных  цен уже стали определять, как  наиболее серьезную проблему, угрожающую устойчивому развитию.

     Основные  экономические показатели 90-х годов  приведены в таблице 3.

Таблица 3. Основные экономические  показатели *

  92 93 94 95 96 97 98 99
ВВП(в  сопоставимых ценах) 14,2 13,5 12,6 10,5 9,6 8,8 7,8 7,1
В том числе промышленности 21,2 20,1 18,9 14,0 12,5 11,3 8,9 8,5
сельское  хозяйство 4,7 4,7 4,0 5,0 5,1 3,5 3,5 2,8
Инвестиции 44,4 61,8 30,4 17,5 14,8 8,8 13,9 5,2
Дефицит госбюджета 9,1 13,3 95,8 1,2 -8,9 10,0 58,3 95,0
Экспорт 18,2 8,0 31,9 22,9 1,5 21,0 0,5 6,1
Импорт 26,3 29,0 11,2 14,2 5,1 2,5 -1,6 18,2
Приток  иностранного капитала 66,2 102,9 10,9 11,4 13,8 17,5 -9,1 -
Прямые  иностранные инвестиции 152,1 150,0 22,7 11,1 11,2 8,5 0,4 -11,4

*Темпы прироста, % к предыдущему году.

Перспективы развития (1999-2050)

     На  ближайшую перспективу в КНР  намечены несколько направлений  основных преобразований, реализация которых определит экономическое  развитие страны на длительную перспективу. Прежде всего это реформа госсектора и банковской системы, изменение  системы обращения сельскохозяйственной продукции, стабилизация демографической ситуации и ликвидация нищеты.

     Однако  у намечаемых преобразований довольно много противников, которые считают, что они приведут к обострению продовольственной проблемы, тем  более, что численность населения в течение 25 лет возрастет, согласно прогнозам, до 1,6 млрд. человек.

     Рост  численности населения будет  сопровождаться изменением его поло-возрасной  структуры. Прежде всего это выражается в старении городского населения  и росте численности молодого населения. Безусловно, это отразится на будущих программах социального и экономического развития страны.

     Очень большая проблема – нищета. В 1999 г. численность населения, проживающего в районах абсолютной нищеты, по официальной оценки, составила 35 млн. человек. Однако, по данным Мирового банка, в условиях нищеты проживает 300 млн. человек (в качестве  критерия взято суточное среднедушевое потребление в размере 1$).

     Задача  преодолеть нищету представляет чрезвычайно  сложной в силу глубины ее причин. Это неблагоприятные географические и климатические условия, сложная экологическая обстановка, неразвитость экономической, социальной, предпринимательской, культурной инфраструктуры, чрезмерная зависимость от внешней помощи, что вызывает анклавность развития и преобладание однообразной экономической структуры.

     Официальные прогнозы развития страны на 2000-2050 г. (таблица 4) весьма оптимистичны. Даже если намеченные преобразования будут успешными, КНР  предстоит решить огромный комплекс проблем. Среди наиболее острых – проблемы занятости и экологии, дефицит ряда природных ресурсов, прежде всего пахотных площадей и пресной воды, неразвитость НИОКР, системы просвещения и здравоохранения. Эти и многие другие факторы, с одной стороны, стимулируют усилия по наращиванию экономического потенциала, с другой, препятствуют движению страны к новым рубежам. 

     Таблица 4.

Прогнозные  оценки роста экономического потенциала КНР (в  ценах 1995 г.)

 
 
                       Среднегодовые темпы роста ВВП, % ВВП на конец периода, трлн. юаней ВВП в расчете надушу населения тыс. Юаней
2000-2010 8,0 19,8 13,9
2011-2020 6,4 36,7 24,2
2021-2030 5,4 62,3 39,6
2031-2040 4,9 100,5 63,4
2041-2050 4,3 153,1 98,6

Источник: Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. М:1999, с 362; Сообщение Синьхуа, 20. 02. 98. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 
 

    1. Семин Н.Ф., Семин Р.Н. «Основы мировой экономики», 2000г.
    2. КудревВ.М. «Мир экономики», 2000г.
    3. Семенов К.А. «Международные экономические отношения», 1999г.
    4. Халевинская Е., Крезе И. «Мировая экономика», 2000г.
    5. Юридическая и экономическая жизнь в Китае - М.,1992

Информация о работе Экономика Китая