Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:01, контрольная работа
Сегодня Китай - это страна о преодолевшая тяжелые последствия "культурной революции", трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой, ни с революционными традициями; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешней день страны.
По объему производства электроэнергии Китай поднялся с седьмого места в мире на четвертое. По производству цемента и хлопчатобумажных тканей вышел на первое место, приемников и телевизоров - соответственно на первое и второе места. При этом была реально решена проблема самофинансирования. Доля собственных накоплений государственных предприятий в капитальные вложения значительно увеличилась. Все это послужило основой ускоренного технического перевооружения промышленности, начала комплексной модернизации всего народного хозяйства, развития производственной и социальной инфраструктуры. На ближайшие 10 лет предусмотрено удвоение ВВП, а среднегодовой темп прироста - 7,2%.
Немаловажную
роль в решении назревших
Во-первых, не имея сколько-нибудь значительного внешнего долга к началу реформ, Китай сумел быстро и на хороших условиях интегрироваться в международные рынки капиталов. Во-вторых, наличие в Китае социально-политической стабильности, целостной системы стимулирования иностранных инвестиций, в том числе льготного налогового режима, способствовали этому процессу. В-третьих, положительную роль в привлечении иностранного капитала сыграла богатая китайская диаспора.
Государство
стимулирует
В
настоящее время внешняя
На современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макроэкономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей», способствующей притоку иностранного капитала.
Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических преобразований, применяемых в России.
Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных форм и методов управления экономикой осуществляется при значительной регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические преобразования в Китае реализуются эволюционным путем, то есть без «шоковой терапии» и рыночного «блицкрига», с учетом национальной специфики. Плавный переход к рынку позволил избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными социальными издержками. В-третьих, все внедряемые нововведения проходят опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных результатов происходит их повсеместное распространение. В-четвертых, сдвиг в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. В-пятых, государственный, коллективный и частный сектора функционируют на основе паритетного взаимодействия. В-шестых, государство делает все для того, чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. В-седьмых, проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и производственного, достижения равновесия в экономической системе - одна из ключевых проблем в движении Китая к социалистической рыночной экономике. В-восьмых, реформы в Китае направлены на развитие производительных сил, повышение эффективности производства и рост жизни населения. Для китайских реформ также характерно: управляемость, превращение государственных предприятий в самостоятельных товаропроизводителей, создание государственных финансовых структур холдингового типа и т.д.
Экономические и социальные процессы, происходящие ныне в китайском обществе, дают основание говорить о диалектическом взаимодействии планомерности и рынка при ведущей роли планомерного регулирования, о способности планового воздействия на поворот рыночной конъюнктуры в нужном для общества направлении. Опыт китайских реформ показывает, что некоторые, ныне существующие, концепции находятся в противоречии с реальностью, что одни теории теряют свою популярность, другие - сходят на нет. Серьезные сомнения вызывают, например, постулаты, на которых построен монетаризм: саморегулирующаяся система; способность частной собственности и конкуренции обеспечить макроэкономическую стабильность; решающая роль денег в общественном воспроизводстве и т.д. Не выдерживает критики я теория «рыночного социализма», которая признает единственным регулятором производства рынок. Полностью несостоятельными оказались взгляды защитников альтернативы «план или рынок», которые трактуют плановое развитие народного хозяйства и товарно-денежные отношения как взаимоисключающие начала.
С
Октября 1997 г. китайская статистика
фиксировать снижение индекса розничных
цен. Первоначально специалисты
расценили это явление
Стало ясно, что экономика страны столкнулась с новым, во многом еще неведомым явлением. В 1999 г. снижение индекса розничных цен уже стали определять, как наиболее серьезную проблему, угрожающую устойчивому развитию.
Основные экономические показатели 90-х годов приведены в таблице 3.
92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | |
ВВП(в сопоставимых ценах) | 14,2 | 13,5 | 12,6 | 10,5 | 9,6 | 8,8 | 7,8 | 7,1 |
В том числе промышленности | 21,2 | 20,1 | 18,9 | 14,0 | 12,5 | 11,3 | 8,9 | 8,5 |
сельское хозяйство | 4,7 | 4,7 | 4,0 | 5,0 | 5,1 | 3,5 | 3,5 | 2,8 |
Инвестиции | 44,4 | 61,8 | 30,4 | 17,5 | 14,8 | 8,8 | 13,9 | 5,2 |
Дефицит госбюджета | 9,1 | 13,3 | 95,8 | 1,2 | -8,9 | 10,0 | 58,3 | 95,0 |
Экспорт | 18,2 | 8,0 | 31,9 | 22,9 | 1,5 | 21,0 | 0,5 | 6,1 |
Импорт | 26,3 | 29,0 | 11,2 | 14,2 | 5,1 | 2,5 | -1,6 | 18,2 |
Приток иностранного капитала | 66,2 | 102,9 | 10,9 | 11,4 | 13,8 | 17,5 | -9,1 | - |
Прямые иностранные инвестиции | 152,1 | 150,0 | 22,7 | 11,1 | 11,2 | 8,5 | 0,4 | -11,4 |
*Темпы прироста, % к предыдущему году.
На
ближайшую перспективу в КНР
намечены несколько направлений
основных преобразований, реализация
которых определит
Однако у намечаемых преобразований довольно много противников, которые считают, что они приведут к обострению продовольственной проблемы, тем более, что численность населения в течение 25 лет возрастет, согласно прогнозам, до 1,6 млрд. человек.
Рост численности населения будет сопровождаться изменением его поло-возрасной структуры. Прежде всего это выражается в старении городского населения и росте численности молодого населения. Безусловно, это отразится на будущих программах социального и экономического развития страны.
Очень большая проблема – нищета. В 1999 г. численность населения, проживающего в районах абсолютной нищеты, по официальной оценки, составила 35 млн. человек. Однако, по данным Мирового банка, в условиях нищеты проживает 300 млн. человек (в качестве критерия взято суточное среднедушевое потребление в размере 1$).
Задача преодолеть нищету представляет чрезвычайно сложной в силу глубины ее причин. Это неблагоприятные географические и климатические условия, сложная экологическая обстановка, неразвитость экономической, социальной, предпринимательской, культурной инфраструктуры, чрезмерная зависимость от внешней помощи, что вызывает анклавность развития и преобладание однообразной экономической структуры.
Официальные
прогнозы развития страны на 2000-2050 г. (таблица
4) весьма оптимистичны. Даже если намеченные
преобразования будут успешными, КНР
предстоит решить огромный комплекс
проблем. Среди наиболее острых – проблемы
занятости и экологии, дефицит ряда природных
ресурсов, прежде всего пахотных площадей
и пресной воды, неразвитость НИОКР, системы
просвещения и здравоохранения. Эти и
многие другие факторы, с одной стороны,
стимулируют усилия по наращиванию экономического
потенциала, с другой, препятствуют движению
страны к новым рубежам.
Таблица 4.
Среднегодовые темпы роста ВВП, % | ВВП на конец периода, трлн. юаней | ВВП в расчете надушу населения тыс. Юаней | |
2000-2010 | 8,0 | 19,8 | 13,9 |
2011-2020 | 6,4 | 36,7 | 24,2 |
2021-2030 | 5,4 | 62,3 | 39,6 |
2031-2040 | 4,9 | 100,5 | 63,4 |
2041-2050 | 4,3 | 153,1 | 98,6 |
Источник:
Китай на пути модернизации и реформ.
1949-1999. М:1999, с 362; Сообщение Синьхуа,
20. 02. 98.
Список
используемой литературы: