Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:42, реферат
В настоящее время Китай активно добывает полезные ископаемые (всевозможные – от угля до молибдена), а также развивает перерабатывающую промышленность. Одно только автомобилестроение чего стоит: китайские автопроизводители сейчас занимают первое место в общемировом рейтинге по объемам выпуска машин. Кроме того, власти Поднебесной поощряют развитие новых технологий, а также вкладывают огромные суммы в образование и социальную сферу.
На шахте: выборка кусков угля из пустой породы (1999 г.)
С 1992 года государство постепенно стало снижать контроль цен на уголь, но это привело не к либерализации, а к тому, что цены в итоге стали устанавливаться по уговору между крупными государственными компаниями-производителями и крупными закупщиками конечной продукции. В результате внутренние цены на 5-7 долларов за тонну превышают международные на высококачественный каменный уголь . Высокие внутренние цены на уголь и проблемы транспортировки в сочетании с ростом потребления угля привели к тому, что впервые в первом квартале 2007 года Китай стал чистым импортёром угля . Это послужило тревожным сигналом, выявившим недостаточное финансирование инфраструктуры в угольной промышленности и устранения аварий на производстве. Сообщения о взрывах и затоплении шахт поступают практически еженедельно, но ситуация не меняется уже в течение нескольких десятков лет. По официальной статистике ежегодно от аварий в шахтах погибает около 6.000 человек (реальная цифра в несколько раз больше). Это привело к тому, что многие угольные шахты были закрыты после серии аварий. Причина заключается в том, что более 26 тысяч из 28 тысяч официально зарегистрированных угольных шахт управляются малыми предприятиями, применяющие технику добычи, которую в последний раз можно было увидеть на европейском континенте в XIX веке.
После того, как в 2003 году экспорт угля достиг отметки в 70 млн тонн, объёмы экспорта стали падать. Происходило наращивание импорта в основном из Австралии и Индонезии. Руководство крупнейших угольных корпораций заверяет, что это лишь временная мера, и проблема будет в скором времени решена за счёт наращивания местного уровня производства. Однако по оценке, импорт коксующегося угля будет только расти, и если в 2004 году он составил 7 млн. тонн, то в 2030 году будет равен 59 млн тонн .
Помимо наращивания производства необходимо производить и переоснащение отрасли, иначе китайские производители не смогут конкурировать с иностранными, поставляющими более качественный уголь по более низким ценам. Также проводится поиск технологий добычи и переработки угля, наносящих меньший ущерб экологии. В качестве дополнительного потенциала рассматривается производство метана из угольных пластов, ресурсы которого оценены в 35 трлн куб.м. Ранее метод получения нефти путём сжижения каменного угля (coal to liquids, CTL) не пользовался особой поддержкой в связи с его дороговизной и по экологическим соображениям. Но в последнее время он получает всё большее распространение. В 2004 году Китай заключил сделку с южно-африканской компанией-обладателем уникальной технологии по сжижению угля, Sasol Limited по строительству 2-х заводов в провинции Шаньси и Нинься-Хуэйском автономном районе . Каждый из них будет производить 80 тысяч баррелей нефти в день и стоить около 5 млрд долларов. Строительство планируется завершить к 2012 году. Также к концу 2007 должно быть завершено строительство первого завода по сжижению угля мощностью 60 тысяч баррелей в день в автономном районе Внутренняя Монголия.
Таким образом, поскольку уголь, так или иначе, будет преобладать в структуре энергобаланса КНР, то наиболее рациональным решением станет технологическое переоснащение отрасли, повышение эффективности при снижении воздействия на окружающую среду, а также новых способов производства.
1993
год стал поворотным для
С начала же 1980-х годов из-за нехватки инвестиций в нефтяную отрасль, истощения старых месторождений и недостатка новых темпы роста производства нефти начинают падать. Новые месторождения находятся по большей части на западе страны, в основном в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Однако добыча в них почти вдвое отстаёт от проектной и в текущем десятилетии не превысит 25 млн. тонн в год. Последствия не эффективности осуществления стратегии самообеспечения проявились в том, что Китай, на который «нефтяные шоки» 73 г и 78 г не оказали никакого влияния, не стал, подобно западным странам, разрабатывать энергосберегающие технологии и концентрировать внимание на проблемах энергетической безопасности, в том числе эффективной добычи при нанесении минимального вреда окружающей среде. Это является сейчас главным препятствием, к примеру, на пути разработки месторождений Таримского бассейна.
Доказанные запасы нефти в Китае на начало 2006 года составили 18,3 млрд. баррелей. К 2025 году эта цифра увеличится ещё на 19,6 млрд. баррелей. При этом неразведанные запасы составляют 14,6 млрд. баррелей. В целях преодоления зависимости от импорта также планируется проведение более интенсивной добычи запасов газа и нефти на шельфе, которые ведёт Китайская национальная нефтяная шельфовая компания (CNOOC).
При решении проблемы энергетической безопасности руководство Китая в первую очередь делает упор на диверсификацию источников поставок. В первой половине 90-х поставки в основном осуществлялись из порядка 5 стран, а уже в 97 году их количество достигло 35. В 2000 г. импорт нефти из стран Ближнего Востока составляло 47 %, из стран АТР — 18 %, из Африки — 20 %. В 2005 году объем импорта нефти в Китае составил 130 млн. тонн, т. е. вырос всего на 3,3 % по сравнению с позапрошлым годом, тогда как прирост ВВП Китая в том же году превысил 9 %.
Рост
импорта также вызван и тем, что
он обходится дешевле, чем разработка
или внедрение более
В целях диверсификации потребления энергетических ресурсов Китаю необходимо увеличить долю потребления природного газа. На газ приходится лишь 3-4 % энергопотребления, в то время как в большинстве остальных стран эта цифра составляет 20-25 %. По оценкам Energy Information Administration, потребление этого вида топлива, начиная с 2003 по 2030 год, будет расти в среднем на 6,8 % ежегодно. К 2020 году Китай будет потреблять 200 млрд кубометров природного газа, и только 120 млрд из них будут покрываться за счёт внутренних источников.
Одним из способов снижения зависимости от внешних поставок нефти является разработка внутренних запасов газа, который также потом можно транспортировать в сжиженном состоянии. Учитывая слабую геологическую изученность территории КНР, ресурсы природного газа должны быть довольно значительными, однако, планы по их разработке и освоению — дело далёкой перспективы. На данный момент 40 % газа поступает с газовых месторождений провинции Сычуань. Остальная добыча — это в основном попутный газ с нефтяных месторождений. Также в перспективе осуществление поставок газа с шельфа Южно-Китайского моря, но на данный момент они крайне незначительны. Внутренние источники газа сильно ограничены, к 2010 году нехватка достигнет 20 млрд. кубометров (необходима актуализация), а к 2015 году — 40 млрд. кубометров, по оценкам Центра энергетических исследований Комитета по развитию и реформе. Поэтому отдельный раздел стратегии энергетической безопасности занимает диверсификация энергоресурсов за счёт увеличения поставок сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь для производства электричества. Также это снижает количество вредных выбросов в атмосферу за счёт частичного замещения угля газом. Поставки СПГ будут производиться по большей части с Австралийского континента (Россия проиграла австралийцам тендер на поставку СПГ). Уже начал действовать первый терминал в Гуандуне, в который с лета 2006 года ведутся поставки СПГ из Австралии, ведётся строительство терминала по переработке СПГ в провинции Фуцзянь (к 2008 г.), ещё 4 проекта были одобрены правительством, а 4 пока ждут своего часа. Планируется, что, начиная с 2000 года и до 2020 года, спрос на СПГ вырастет в 10 раз . Тем не менее, пока большинство проектов тормозится из-за повышения цен СПГ на мировых рынках, вызванного ростом спроса на него. Основная доля поставок СПГ будет приходиться именно на южные провинции Гуандун и Фуцзянь, потому что на них приходится самый высокий показатель промышленного роста, и они могут позволить себе закупать более дорогостоящий по отношению к углю СПГ. Также осуществляются программы по газификации наиболее крупных городов, начиная с Шанхая и Пекина.
В последней обнародованной национальной стратегии развития китайской энергетики на период до 2020 года, большую долю составляют планы развития ядерной энергетики. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране.
2006
В ходе официального визита президента РФ Владимира Путина в Китай, который проходил 21-22 марта 2006 года), одним из основных предметов его переговоров с председателем КНР Ху Цзиньтао стали вопросы взаимодействия в сфере энергетики. Россия планирует не только увеличить объёмы продаж в Китай нефти, газа и электроэнергии, но и помогать КНР в развитии ядерной энергетики.
С 28 по
31 марта в Пекине прошла девятая международная
выставка «Ядерная промышленность. Китай-2006».
Основная цель выставки — привлечение
зарубежных компаний к сотрудничеству
в развитии ядерной энергетики и промышленности
Китая.
Ветряная электростанция в Китае.
В 2009 году Китай вышел на третье место в мире по сумарным мощностям ветроэнергетики — 25104 МВт. В конце 2009 года около 90 китайских компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производили различные компоненты. Во время 11-й пятилетки Китай собирался построить около 30 крупных ветряных электростанций мощностью по 100 МВт и более. Согласно национальному плану развития, установленные мощности Китая должны были вырасти до 30 тыс. МВт к 2020 году.[13] Однако бурное развитие ветроэнергетики в стране позволило пройти этот рубеж уже в 2010 году. В том же году Китай опередил США и стал мировым лидером по установленной мощности ветрогенераторов, превзойдя порог в 40 тыс. мегаватт.
В 2009 году в Китае на возобновляемых источниках энергии работали электростанции суммарной мощностью 226 ГВт. Из них 197 ГВтгидроэлектростанций, 25,8 ГВт ветряных электростанций, 3200 МВт на биомассе, и 400 МВт фотоэлектрических электростанций, подключённых к электрическим сетям.
К 2020 году
правительство Китая планирует
построить 300 ГВт новых гидроэлектростанций,
150 ГВт ветряных электростанций, 30 ГВт
станций, работающих на биомассе, 20 ГВт
фотоэлектрических
Заключение
Если раньше в Китае бурными темпами развивалась добывающая промышленность, то сейчас основной упор делается на производственный сектор экономики. Производство в Китае растет год от года.
В настоящее время в этой азиатской стране выпускается все: от одежды и обуви до автомобилей и электроники. Пожалуй, главное преимущество товаров из Поднебесной – это их невысокая цена по сравнению с европейскими или американскими аналогами. Однако к надписи Made in China многие покупатели относятся с настороженностью, потому что в погоне за привлекательно низкой стоимостью частенько страдает качество того или иного товара, производство которого ведется в Китае.
Наиболее важную роль в китайской экономике играют Специальные Экономические Зоны: на территории страны их четыре, и три из них расположены в одной провинции – Гуандун. Благодаря СЭЗ производство в Китае товаров текстильной, фармацевтической и электронной промышленности является одним из крупнейших в мире. Кстати, именно на территории Специальных Экономических Зон активнее всего сейчас развивается китайский бизнес. Отдельно стоит сказать о национальных производствах, которыми издревле славится Поднебесная. Вы наверняка знаете, что именно в Китае много веков назад были впервые получены бумага и шелк. Так вот и по сей день страна занимает особое место в выпуске этих материалов.