Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:04, доклад
За 20 лет независимости экономика Казахстана прошла ряд сложных этапов. За этот короткий период страна испытала на себе последствия трех кризисов. Первый системный кризис СССР, второй азиатский кризис 1998 г. и последний, глобальный финансово-экономический кризис 2007/08 гг. Последствия первого кризиса страна преодолела к 1997/98 гг., когда были пройдены самые нижние точки развития
За 20 лет независимости экономика Казахстана прошла ряд сложных этапов. За этот короткий период страна испытала на себе последствия трех кризисов. Первый системный кризис СССР, второй азиатский кризис 1998 г. и последний, глобальный финансово-экономический кризис 2007/08 гг. Последствия первого кризиса страна преодолела к 1997/98 гг., когда были пройдены самые нижние точки развития. Все эти явления были испытаниями на прочность, которые наша страна успешно выдержала. Самым сложным экзаменом оказался первый системный кризис, истоки которого находились в союзной экономике.
У критической черты Казахстан приступил к формированию национальной экономики в условиях резкого разрыва хозяйственных связей некогда единого народно-хозяйственного комплекса. Суть настойчивого стремления Казахстана в сохранении сложившегося экономического взаимодействия с другими республиками, особенно с Россией, была основана на том, что именно наша республика была наиболее интегрированной в союзной экономике. Потеря емкого рынка для казахстанской экономики означало лишение не только рынков сбыта, но и автоматически вело к коллапсу всего производства. Следует учесть, что львиная доля казахстанских промышленных предприятий была союзного подчинения, они занимали видное место в экономике страны, особенно в горно-металлургической отрасли. Сельскохозяйственные предприятия снабжали зерном, мясом, молоком, шерстью, хлопком и другой продукцией весь Союз, обеспечивали своей продукцией продовольственную безопасность всей страны.
Развал единого государства нанес значительный экономический, социальный урон для всех, в том числе для Казахстана. Огромный потенциал Казахстана в одночасье оказался невостребованным. Потребители из других республик отказывались приобретать казахстанскую продукцию или не могли платить за нее. Экономика единой страны затрещала по всем швам. Никто ничего не хотел понимать, вместо производства пошли лозунги и призывы. Наступил коллапс, кризис вселенского масштаба. Республики захлестнула гиперинфляция, угрожающе нарастала безработица, забурлили протестные настроения.
По целому ряду отраслей спад длился в разных республиках от 5 до 8 лет. Нижняя точка пройдена у целого ряда стран в 1997/98 гг. Однако есть страны, которые до сих пор не могут полностью оправиться и выйти на полноценный путь развития.
Очевидно, и всем известна яростная борьба Казахстана, его прагматичного Президента Нурсултана Назарбаева, при поддержке суверенитетов всех республик, за сохранение экономических и хозяйственных связей. Напомним, что в начальный период все мечтали о полной свободе, романтически полагая, что за ней придет все. Однако всем еще предстояло пройти долгий и непростой путь от получения независимости до становления полноценного государства, формирования экономического соучастника мировой экономики. Процесс осознания адекватной интеграции в быстро глобализирующемся мире идет медленно, сложно, местами болезненно. Но этот путь неизбежен. И Казахстан ранее всех в силу своего экономического положения осознал и настойчиво боролся за интеграцию.
Такова была экономическая прелюдия независимости. Сразу же надо было решать целый комплекс экономических, социальных и политических задач. Главный выбор – дадим экономическую свободу гражданам страны. Будем интегрироваться в мировую экономику на максимально выгодных для страны условиях. Обеспечим людей достойной работой и оплатой за нее. Создадим условия для получения образования, сохранения здоровья, позаботимся о старости и детях. Эти и другие решения обеспечили принципы нашего независимого становления и развития.
Однако провозгласить принципы намного легче, чем их достигнуть. Неизвестностей оказалось больше, чем ожидалось. Есть мировой опыт, но каждая страна несет бремя перемен сама. Казахстан не видел обратной дороги и шел вперед через тернии.
Наиболее трудной задачей стало формирование рыночных отношений. Практически был осуществлен переход на новую социально-экономическую формацию. Нужно было не только объявить экономическую свободу, но и создать практические условия для ее реализации, становления свободного предпринимателя, бизнесмена, частного собственника. Важным шагом перехода на качественно новые отношения стали приватизация и разгосударствление государственной собственности. В результате 4 этапов приватизации (малой, массовой, индивидуальной) за 1991–2000 гг. новым частным собственникам через коммерческие, инвестиционные, открытые конкурсы за купоны, рубли и тенге продано 34,5 тыс. объектов государственной собственности на общую сумму 215,4 млрд. тенге. Сам процесс приватизации, вызвавшей много яростных споров и острых дискуссий, привел к появлению в стране невиданного ранее класса частных собственников и свободных предпринимателей.
Так, число наиболее массовой сферы предпринимательства – малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей, фермеров, работников МСП) – значительно выросло с 19,0 тыс. малых предприятий в 1993 г. до 67,0 тыс. в 2000 г. и 675,2 тыс. действующих субъектов МСП в 2011 г. В этой сфере занятость выросла со 132,4 тыс. чел. в 1997 г. до 2,5 млн. Из них на 1 сентября 2011 г. 699,2 тыс. чел. работали в средних предприятиях, 661,7 тыс. в малых, 697,1 тыс. в индивидуальных предприятиях, 429,5 тыс. в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
И если в 1996 г. 39,5% всей собственности
страны находилось в руках у государства
и 57,1% в негосударственной, то в 2010 г.
доля государства снизилась до 10,8%,
а 72% находилось в частной собственности,
17% – иностранной собственности.
Уже в 1997 г. 79% объема промышленной продукции
выпускалось в частных
Существенно изменилась экономическая роль государства. Его задачами стали создание нормальных условий для предпринимательства, регулирование экономических и финансовых отношений между государством и бизнесом, забота о финансовой устойчивости и обеспечение социального развития страны. За годы независимости финансовая база государства укрепилась. Для построения правильных взаимоотношений предпринимательства и государства была сформирована фискальная система, создана законодательная, нормативно-правовая основа экономических отношений. Главные социально-экономические принципы были закреплены в Конституции страны. Приняты Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный кодексы. Гарантировалось право собственности, предоставлены экономические права и свободы, в особенности право на свободное предпринимательство. За эти годы были созданы условия для реализации этих прав и свобод, обеспечены правовая защита, укрепилась материальная основа и расширились масштабы государственной поддержки бизнеса, предпринимательства. Неоднократно снижались ставки налогообложения.
В свою очередь предпринимательство страны обеспечило работой более 6,2 млн. чел., из них 2,7 млн. самозанятые. Выросли доходы населения. Среднемесячная зарплата увеличилась с 6 тыс. тенге в 1998 г. до 24 тыс. в 2000 г. и до 93 тыс. в 2011 г. В результате более чем в 5 раз сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Налоговые и иные поступления в бюджет выросли за 20 лет с 7,1 млрд. тенге в 1993 г. до 3 505,3 млрд. в 2009 г. Всего за первое 10-летие в период с 1992 по 2000 г. в бюджет поступило 2,1 трлн. тенге, а за период 2006–2009 гг. общая сумма поступлений в бюджет составила 12,8 трлн. тенге, в том числе налоговых поступлений на 9,6 трлн.
И если в 1993 г. налоги составили
48,8% всех поступлений в бюджет страны,
то уже к 2000 г. этот показатель вырос
до 87,5%. Перелом наступил в 2008 г., хотя
процесс начался в 2007 г. Ослаб
налоговый пресс в 2009 г., и уровень
налоговых поступлений
Таким образом создана и успешно функционирует надежная финансовая система страны. Эта система находится в развитии, модернизуется. Курс на ослабление налогового бремени дает свои плоды. Развитие предпринимательства и бизнеса способствует укреплению и расширению финансовой базы страны, позволяющей решать все более масштабные задачи социального развития, строить все больше школ, детсадов и больниц, реализовывать крупные инфраструктурные задачи, строить магистральные железные и автомобильные дороги, возвращать бизнесу в виде льгот и преференций. Взаимодействие бизнеса и власти, предпринимательства и государства гармонизируется, в ходе постоянного диалога между ними снимаются острые проблемы, находятся адекватные точки соприкосновения.
Основными факторами роста
национальной экономики Казахстана
стали: быстрое восстановление и
прогрессирующее развитие базовых
отраслей – нефтегазового сектора,
горнодобывающей и
Значительным рычагом
подъема ведущих сфер экономики
стало привлечение масштабных иностранных
инвестиций, как прямых, так и
портфельных. Эти инвестиции в условиях
острого дефицита финансовых ресурсов,
особенно в начальный период независимости,
позволили не только восстановить базовые
отрасли, но и модернизировать
Главная причина привлечения иностранных инвестиций заключалась в том, что как такового крупного национального капитала в стране не было в начальный период. Приватизация не привела к появлению капитала соответствующего уровня. Дело в том, что основные производительные силы Казахстана представляли отрасли тяжелой промышленности – капитало-энергоемкие производства, требующие значительного основного и оборотного капитала. И чтобы запустить крупные производства, вдохнуть в них жизнь, нужен был адекватный крупный капитал. В условиях крайнего дефицита финансовых ресурсов и полного отказа, а вернее сказать, отсутствия бывшего централизованного долгосрочного выделения капитальных вложений, нужно было во что бы то ни стало привлечь соответствующие инвестиции.
Казахстану за 20 лет удалось
выработать и реализовать результативную
инвестиционную политику. Был определен
стратегический инвестиционный курс,
проводилась ясная
Наивысшие объемы ПИИ в
Казахстан приходятся на 2008 г., когда
они достигли 19,8 млрд. долл. По данным
за 2009 г., Казахстан вышел на 16-е
место в мире. По этому показателю
Казахстан вошел в число
Выбор иностранных инвесторов
осуществляется с учетом возросших
возможностей страны, требований, которые
теперь страна может позволить себе.
Страна стремится расширить
Однако несомненно одно: иностранные инвестиции сыграли и продолжают играть важную роль в подъеме национальной экономики. Сейчас стране предстоит обеспечить разумное сочетание национального и иностранного капитала по сферам применения и добиться их максимального эффективного использования для интенсивной диверсификации экономики.
Один из основных интегральных
показателей развития страны – рост
внутреннего валового продукта (ВВП).
ВВП есть суммарный вклад достижений
непосредственно трудового
Объем ВВП Казахстана за 20 лет вырос в 53,6 раза и вместе с итогами 2011 г. составит 994,5 млрд. долл. Этот показатель сравним с годовым уровнем ВВП Турции, Ирана.
Анализ динамики ВВП страны за 20 лет показывает новые тенденции развития. Растет удельный вес ВВП Казахстана по сравнению с другими странами. Так, к ВВП России за сравниваемый период он увеличился на 3,4%, Швеции – 29,4%, Украины – на 32,8% и практически достиг ее уровня.
Изменилась динамика ВВП на душу населения. За период 1996–2010 гг. этот показатель в Казахстане вырос в 3,7 раза. И в настоящее время Казахстан входит (по данным ООН за 2008 г.) в группу стран с уровнем доходов выше среднего.
По ВВП на душу населения в 2009 г. Россия занимала по расчетам МВФ 53-е место и Всемирного банка 42-е место в мире, Казахстан, соответственно, 69-е и 60-е место, Украина – 90-е и 81-е место, Китай – 97-е и 90-е место, Узбекистан – 130-е и 120-е место в мире. Казахстан в 2010 г. превысил на 1 603 долл. среднемировой показатель ВВП на душу населения, который составил 11 100 долл.
Эти результаты были достигнуты
вследствие высоких темпов развития
страны, благоприятной мировой
Информация о работе Экономика Казахстана в годы независимости