Экономика Южной Кореи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 00:40, реферат

Описание работы

Процесс дифференциации экономически слаборазвитых государств привел к выделению особой группы стран и территорий, которые получили название новые индустриальные страны - НИС. Это Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина. В отношении некоторых НИС вместо слова "страны" часто применяется термин "территория". Так, Тайвань - часть Китая, в свое время незаконно отторгнутая от него гоминдановским режимом. Гонконг сохраняет статус британской колонии, которую планировалось передать под юрисдикцию КНР. Южная Корея появилась в результате разделения единого государства на две части.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. История индустриализации Южной Кореи…………………………………………..4
1.1. Структурные сдвиги в хозяйстве………………………………………………….4
1.2. Причины экономических успехов………………………………………………...4
1.3. Экономический кризис 1997-1998 гг……………………………………………..6
2. Экономическое развитие на современном этапе……………………………………7
2.1. Показатели экономического развития Южной Кореи……………………………7
2.2. Современная структура экономики………………………………………………...8
3. Южная Корея в мирохозяйственных связях………………………………………....9
3.1. Индекс вовлеченности в мировую экономику……………………………………..9
3.2. Торговая структура по товарам и странам…………………………………………10
3.3. Динамика и тенденции экспорта и импорта………………………………………..11
3.4. Внешнеторговые ограничения………………………………………………………12
3.5. Участие в международных организаций……………………………………………12
4. Отношения с Россией…………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Экономика Южной Кореи.rtf

— 238.48 Кб (Скачать)

     Схема финансового кризиса была примерно одинаковой: массовый отток внешнего капитала создавал угрозу падения курса национальной валюты, после чего иностранные институциональные инвесторы, действовавшие на внутреннем рынке, стремились вывести капитал и зафиксировать полученную прибыль. В результате, кризис распространялся на различные сектора финансового рынка.

     Как показывают многочисленные исследования, сокращение инвестиций в период  валютно-финансового кризиса связано с возникновением дефицита кредитных  ресурсов (то есть с сокращением их предложений со стороны финансовой системы) и снижением спроса на инвестиционные ресурсы из-за ухудшения финансового состояния корпоративного сектора страны. Инвестиционный спад, ставший причиной резкого сокращения ВВП  в Южной Корее, был усилен особенностями стратегии развития в этой  стране  80-90-х годах, когда государство стимулировало частные инвестиции путем постепенной либерализации внешнего, корпоративного и финансового секторов.

     Кульминацией развертывания финансового кризиса является банковский кризис. Это особенно характерно для региона, где рынки ценных бумаг относительно неразвиты; предшествующее "перекраивание" краткосрочных вложений в долгосрочные инвестиции еще более усиливало уязвимость банков. Основной удар приходится именно на банковский сектор, острота проблем которого особенно возрастает с учетом имеющихся нерыночных принципов взаимоотношений в рамках крупнейших финансово-промышленных группировок и частого административного вмешательства государства.

     До февраля 1998г. Южной Корее удавалось избежать массовых банкротств финансовых институтов, что несомненно ограничивало размах и силу разрушительных кризисных процессов. Тем не менее, по данным на конец 1997г., в Южной Корее была приостановлена деятельность 14 коммерческих банков.

     Кризисное   расстройство   кредитных   отношений   дезорганизовало   весь хозяйственный процесс. Хозяйственную ситуацию в Южной Корее к концу 1997г. можно было описать следующим образом: несмотря на девальвацию валюты примерно на 60%, обеспечивавшую фантастически выгодные условия экспорта, крупнейшие предприятия были не в состоянии нарастить вывоз своей продукции, поскольку не могли получить обычные краткосрочные торговые кредиты.

     Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии оказал существенное влияние на мировую экономику. Можно выделить следующие каналы его воздействия на Южную Корею:

1. Подрыв доверия к частным ценным бумагам (к частным заемщикам) и соответствующие коррекции в банковской политике и на биржах. Эти изменения связаны прежде всего с сокращением вложений в частные бумаги на появляющихся рынках и переходом к вложениям в более надежные бумаги (государственные облигации) развитых стран.

2. Падение цен фондовых активов и девальвация валют новых индустриальных стран сказались на состоянии фондовых бирж в США и других развитых странах, тесно связанных торговыми и финансовыми отношениями с данным регионом. И все же кризисные процессы на фондовых рынках промышленно развитых стран оказались гораздо менее разрушительными, чем в странах, входящих в группу появляющихся рынков.

3. Снижение устойчивости финансовых и банковских систем в Южной Корее сдерживает размах кредитной экспансии и объем новых иностранных займов. Меньшая доступность финансовых ресурсов неблагоприятно отражается прежде всего на состоянии малых предприятий, которые не имеют доступа на организованный финансовый рынок.

4. Финансовый кризис привел в действие эффект богатства: снижение биржевой стоимости акций побуждает участников хозяйственных процессов приспосабливать уровень своего потребления к новому уровню богатства и постоянного дохода. Таким образом, биржевой шок сдерживает рост частного потребления во многих странах. Надо учитывать, однако, что потери капитальной стоимости при владении акциями для многих экономических агентов компенсировались приростом курсов государственных облигаций. 
 

2. Экономическое развитие на современном этапе 

2.1. Показатели экономического развития Южной Кореи 

     Как сообщает германская газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» («FAZ»), экономика Южной Кореи продолжает динамично развиваться. Во время финансового кризиса конца 90-х годов одним из условий получения Республикой Корея стабилизационного кредита МВФ являлось ослабление негативного влияния на экономику ее финансово-промышленных конгломератов.

     Особенность  конгломератов в том, что банки имеют статус простых поставщиков капитала, а между производственными единицами осуществляется перекрестное субсидирование (при возникновении убытков на каком-либо нерентабельном предприятии возможна финансовая поддержка за счет прибыли эффективных компаний).

     Как отмечает к. э. н., зам. Директора Института проблем рынка РАН В. Цветков в статье «Финансово-промышленные группы в современном мире», для Южной Кореи характерны высокая степень концентрации производства и капитала, а также монополизация рынка несколькими крупнейшими конгломератами, активы которых в настоящий момент оцениваются примерно в 600 млн. долл. К числу наиболее крупных из них относятся «Samsung», «Daewoo», «LG», «Hyundai», «Sunkyong», «Kia».

     Южнокорейские конгломераты являются высокодиверсифицированными макроструктурами, имеющими четко выраженное доминирующее звено, ориентирующееся на централизированное планирование, авторитарный стиль руководства и активную инвестиционную политику.

     В начале 2006 г. прокуратурой Южной Кореи  выданы ордера на орест одного из руководителей корпорации «Hyundai Motor» в связи с причастностью к хищениям денежных средств в размере 800 млн. евро и топ-менеджера компании «Samsung», виновного в хищении 840 млн. евро.

     В ближайшее время многие южнокорейские фирмы планируют привлечь значительные объемы инвестиций. В 2006 г., по данным «Корейского банка развития», затраты компаний на строительство и оснащение производства увеличатся на 8%. Например, корпорация «Samsung» выделяет несколько миллиардов евро на развитие производства микросхем и телевизионной продукции, компания «LG» осуществляет инвестиции в исследования и производство средств связи и т.д.    

Таблица 1. Показатели экономического развития Южной Кореи 

  2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
ВВП на душу населения (тыс. долл.) 14,4 17,6 20,4 22,1 13,5
Реальные изменения ВВП (% к предыдущему году) 3,1 4,6 4,0 5,5 4,7
Уровень безработицы (% эк. активного населения) 3,6 3,7 3,7 3,5 3,3
Инфляция (%, в среднем за год) 3,6 3,6 2,7 2,5 3,0
 

По данным таблицы 1 в I квартале 2006 г. по сравнению с IV кварталом предыдущего года ВВП Южной Кореи увеличился на 1,2%.

    По информации «Notenbank», в I квартале 2006 г. инфляция в стране была на 0,6% выше, чем в IV квартале 2005 г. Рост потребительских цен в июне 2006 г. по сравнению с июнем 2005 г. составил в среднем 2,6% против 2,4% в мае.

     Хотя по уровню безработицы (3,5%) Южная Корея формально продолжает занимать одно из последних мест в ОЭСР (в среднем по организации он составляет 7,1 %), по степени занятости населения она также не относится к числу лидеров. Подобное несоответствие связано с недоучетом числа безработных.

     Южная Корея продолжает находиться на одном из ведущих мест в ОЭСР по уровню использования технологий. Например, она является лидером по наличию в семьях ПЭВМ (их имеют 77% домохозяйств). По степени использования информационных технологий Южная Корея занимает 3-е место, по экспорту наукоемкой продукции - 5-ое место, по инвестициям в образование и НИОКР - 7-ое место.

     Тем не менее качество жизни в Южной Корее не такое высокое, как в большинстве стран ОЭСР. Южная Корея лидирует и по числу автомобильных аварий (613 случаев на 1 млн. автомобилей). 

2.2. Современная структура экономики 

     Добывающая промышленность не играет существенной роли в экономике страны, значительная часть промышленного сырья ввозится из-за рубежа. Отечественные запасы минерального сырья представлены запасами антрацита, вольфрама, ведется разработка железной руды, медной и цинковой руды, олова. В Южной Корее создана развитая энергетическая база, 30 % производства электроэнергии дают АЭС.

    В Южной Корее за короткое время значительно увеличилось производство чугуна, стали и проката. По размерам выплавки стали, страна вышла на второе место в Азии после Японии, причем с самого начала черная металлургия была ориентирована на самые прогрессивные технологии (электросталеплавильные печи, кислородные конверторы). Были построены крупные металлургические комбинаты в Пхохане и Кваньяне. Возросло также производство цветной металлургии (медь, цинк, свинец, алюминий).

     На основе металлургии стало создаваться и собственное машиностроение. В этой отрасли на первый план выдвинулись станкостроение, связанное с индустриализацией и расширением внутреннего рынка, и судостроение, ориентированное в основном на экспорт. За 1980-е гг. тоннаж спускаемых на воду судов вырос более чем в пять раз. Было освоено производство супертанкеров, а затем и балкеров, контейнеровозов, танкеров-метановозов (70% мирового производства). Стали ускоренно развиваться основная химия (минеральные удобрения) и нефтехимия (пластмассы и химические волокна). Была укреплена энергетическая база, прежде всего благодаря развитию атомной энергетики; первая АЭС вступила в строй в 1978 году.

     Сельское, лесное хозяйство и рыбная промышленность. Страна обладает ограниченным фондом пахотнопригодных земель: они составляют 17 % от всей земельной площади, на душу населения приходится около 0,04 га, что во многом компенсировалось высокой урожайностью зерновых - в 1996-1998 гг. составила 64,5 ц с га. Преобладает и мелкое землевладение. Основные сельскохозяйственные культуры: рис (свыше 50 % пахотных земель) и ячмень, выращиваются соя, кукуруза, батат, овощи и др. Разводится крупный рогатый скот, развито свиноводство и птицеводство. Темпы прироста сельскохозяйственной продукции в 1965-1998 гг. - 2,2 %.                Леса занимают 65 % площади Южной Кореи. Большинство деревообрабатывающих производств работают на импортном сырье (до 85 %). По улову рыбы Южная Корея занимает одно из ведущих мест в мире. Свыше 50 % продукции морского промысла идет на экспорт.   

  Таблица 2. Отраслевая структура экономики в 2005 г. (доля в ВВП,%) 

      Сфера услуг 50,1
      Перерабатывающая промышленность 25,3
      Строительство 8,2
      Сельское, лесное хозяйство, рыболовство 3,0
      Энергетика 2,1
      Горнодобывающая промышленность 0,3
      Прочие отрасли 11,0

 

     Транспорт. Длина железных дорог - 7 тыс. км, значительная часть их электрифицирована. В Сеуле и Пусане имеется метрополитен. Современные автодороги с многорядным движением составляет около 2 тыс. км. Строятся скоростные магистрали. Имеется 15 аэропортов, включая 4 международных. Самые крупные порты - Пусан, Инчхон, Ульсан. Транспортная система перегружена, и строительство единой Транскорейской магистрали могло бы решить многие транспортные проблемы. 
 

3. Южная Корея в мирохозяйственных связях 

3.1. Индекс вовлеченности в мировую экономику 

     Индекс вовлеченности в мировую экономику (глобализированности, информационное пространство, международные дела) ежегодно замеряется журналом «Foreign Policy» по 62 странам, в которых проживает 85 процентов населения Земли.

     Индекс глобализации высчитывается по 14 показателям, которые раскладываются в четыре корзины. Первая -- это уровень экономической интеграции в мировую экономику, где принимаются во внимание развитие торговли, инвестиции, движение капитала и пр. Вторая -- персональные контакты, международный туризм, качество телефонной связи, денежные переводы, разного рода негосударственные трансакции. Третий показатель -- развитость интернета и четвертый -- политическая вовлеченность в дела мира, то есть участие в международных организациях, ратификация международных договоров, вклад в деятельность миротворческих сил ООН. 
 
 
 

Таблица 3. Индекс вовлеченности Южной Кореи в мировую экономику (2004 г.) 

Информация о работе Экономика Южной Кореи