Экономика Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По своему экономическому потенциалу она занимает место в группе ведущих промышленно развитых стран мира. После второй мировой войны экономика Италии значительно окрепла и утвердилась на мировых рынках. По темпам накопления капитала страна уступала только Японии.
Вместе с тем ряд причин исторического, политического и социального характера замедлял и тормозил процесс экономического роста.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 40.49 Кб (Скачать)

 

  

Реферат по «Конъюнктуре и  прогнозированию мировых экономических  и товарных рынков»

На тему «Экономика Италии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Тарнижевская Марина,гр.461

Проверила: Былкова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 

  Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По своему экономическому потенциалу она занимает место в группе ведущих промышленно развитых стран мира. После второй мировой войны экономика Италии значительно окрепла и утвердилась на мировых рынках. По темпам накопления капитала страна уступала только Японии. 
Вместе с тем ряд причин исторического, политического и социального характера замедлял и тормозил процесс экономического роста. Поэтому высокие темпы экономического развития в отдельные годы сменялись периодами спада. Так, высокая общехозяйственная конъюнктура 60-х гг. была прервана спадом и депрессией 70-х гг., а впоследствии — затяжным кризисом начала 80-х гг. Из кризиса страна вышла только в середине десятилетия. С середины 1990 до конца 1993 г. страна пережила очередной затяжной кризис. 
   Недостатки итальянской экономики связаны с существенным разрывом уровня хозяйственного развития между севером и югом, межотраслевые диспропорции, относительная слабость научно-технического потенциала, безработица, высокие темпы роста дороговизны приводили к тому, что в период международных экономических потрясений Италия более чувствительно реагировала на возникающие трудности и медленнее других восстанавливала докризисные позиции.

На настоящий момент структура производства ВВП и занятости  в экономике Италии следующая:

- сельское  хозяйство: 3,3% ВВП и 8% всех трудовых  ресурсов страны;

-  промышленность: 28,2% ВВП и 32% занятых;

- сфера услуг: 68,2% ВВП и  60% занятых.

 

Сельское  хозяйство.

   В Италии достаточно высок удельный вес сельского хозяйства. Он развивается в основном на юге страны, где для этого есть очень благоприятные климатические условия. Основная специализация Италия в сельском хозяйстве – это растениеводство.        

 В сельском хозяйстве  используется 37,9% территории страны, пастбища занимают 15,4% (1994). Ведущая  отрасль — растениеводство (ок. 60% сельскохозяйственной продукции) специализируется на выращивании овощей и фруктов, оливок и винограда. Италия входит в первую пятерку крупнейших мировых производителей плодов, ягод, цитрусовых и винограда (всего 17,5 млн.), овощей и бахчевых (13,6 млн. т). Наряду с Францией страна является одним из мировых лидеров по сбору винограда (9,5 млн. т в обл. Апулия, Венето, Сицилия) и производству виноградных вин (св. 60 млн. гл в год); по сбору оливок (2,45 млн. т) и цитрусовых в Западной Европе Италия уступает только Испании. Италия — крупнейший производитель и практически единственный экспортер риса в Западной Европе. Для итальянского сельского хозяйства  отрицательные последствия имеет единая европейская сельскохозяйственная политика, поскольку неэффективное национальное сельскохозяйственное производство страны не может конкурировать на равных с другими европейскими производителями. Основные  культуры — пшеница, кукуруза, рис (1-е место по сбору в  Европе; свыше 1 млн. т. в год), сахарная свёкла. Италия — один из крупнейших в мире и ведущий в Европе производитель цитрусовых (свыше 3,3 млн. т. в год), томатов (свыше 5,5 млн. т.), винограда (около 10 млн. т. в год; свыше   
90 % перерабатывается в вино), оливок, в хорошем состояние находится  цветоводство. Развито птицеводство.       

Достаточно слабо в  Италии развито рыболовство. Окружающие ее моря не очень богаты рыбой, так  как континентальный шельф невелик  по площади, мало отмелей. Половина всего  улова (сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных) добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона — Тирренское море, особенно в районе Тосканского архипелага и у берегов Сицилии.

Промышленность.

   В промышленности наибольшее значение имеют обрабатывающие отрасли. Италия специализируется на производстве:

  • машиностроительной продукции и транспортного оборудования, в т.ч:

 

      - текстильного оборудования (Италия  здесь занимает третье место  в  
            мире после Германии и Швейцарии);      

- сельскохозяйственных машин;       

- дорожно-строительного  оборудования (четвертое место в  мире);  автомобилей (Fiat,        Iveco, Ferrari, Lombargini);      

-  железнодорожного подвижного состава  (второе место в мире после   
             Франции);      

- судостроение (Монфалькон, Триест, Венеция, Генуя, Специя,  
              Неаполь);

  • Производство персональных компьютеров, оргтехники (фирма «Оливетти », г. Ивреа).
  • электроники и электротехники, 40% которой идет на экспорт (офисная оргтехника фирмы Olivetti и других производителей, электробытовая техника);
  • продукции аэрокосмической промышленности (в частности, самолеты и авиатехника компании Alenia, вертолеты и легкие самолеты компании Augusta);
  • химической продукции, включая фармацевтику (Италия - пятый крупнейший производитель лекарств в мире, итальянские препараты отличаются на мировом рынке своей невысокой ценой). Главный район химической промышленности — Милан и его окружение (в т. ч. производство автомобильных шин — фирма «Пирелли»), фармацевтических товаров и др. Значительная часть нефтехимических комбинатов расположены в районах морских портов: Порто-Маргера, Бриндизи, Джела, Неаполь, Кальяри. Широкой известностью пользуется фирма Montedison (производство пластмасс),;
  • продукции сталелитейной промышленности (Италия занимает второе место в ЕС и шестое место в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства металла в ЕС);
  • продукции легкой промышленности: швейные изделия, текстиль, обувь, мебель (второй крупнейший производитель мебели в мире). Италия — один из крупнейших в мире производителей хлопчатобумажных и шерстяных тканей, обуви, высококачественной готовой одежды и трикотажа, мебели, ювелирных изделий, художественного стекла и фаянса. Текстильная промышленность базируется преимущественно на севере страны (обл. Пьемонт, Венеция, Тоскана). В 2006 г. в итальянской текстильной и швейной индустрии после четырехлетнего спада наметился рост продаж и экспорта на фоне замедления темпов сокращения числа предприятий и занятых. Итальянская текстильная и швейная промышленность сохраняет большое значение в экономике: на ее долю приходится 7,5% всего объема промышленного производства, 9% общего экспорта и 25% положительного сальдо во внешней торговле страны. Наступившее в 2006 г. оживление деловой активности в текстильном и одежном секторах затронуло в разной степени отдельные подотрасли. В частности, в текстильном секторе шелкоткацкие предприятия, как и продуценты качественных "камвольных тканей, смогли добиться ощутимого увеличения производства и экспорта. В то же время производители хлопчатобумажных и льняных тканей еще не преодолели спада деловой активности, особенно в тех сферах, где они сталкиваются с конкуренцией аналогичной продукции, но более низкого ценового ассортимента. В этих условиях наметился устойчивый курс на выпуск высококачественной  продукции. Аналитики отмечают, что за последние пять лет прекратили свою деятельность свыше 10,5 тыс, предприятий, преимущественно изготавливавших продукцию нижнего и среднего ценового сегмента.

   Энергетика  Италии остается крайне уязвимой от действия внешних факторов, поскольку на 80% зависит от импорта. Примерно на 2/3 итальянская энергетика зависит от нефти, на 15% от угля, на 13% от газа и только около 5% всей электроэнергии вырабатывается на атомных станциях. В общем, потреблении первичного топлива в Италии, доля отдельных его видов составляет: нефть - 56%, природный газ - 25%, твердое топливо - 8%, электроэнергия - 11%.

   Италия  специализируется на продукции средней  наукоемкости, поскольку имеет технологическое  отставание от мировых лидеров в  области НТП. Страна имеет меньшую долю расходов на НИОКР в ВВП, чем Германия, Франция или Великобритания, кроме того, Италия испытывает и дефицит научных кадров. Основной задачей Италии в области НТП, таким образом, является сокращение ее технологического разрыва от других ведущих стран мира, повышение наукоемкости и конкурентоспособности своей продукции. Реализовать такие планы можно путем интенсификации научно-технического обмена с другими странами, получение лицензий на выпуск наукоемкой продукции от фирм США, Японии, Германии, Великобритании, Швейцарии, привлечение иностранных инвестиций.

   Сфера услуг.

   В этой сфере преобладают туризм и банковская деятельность. Важнейшим источником доходов страны является туризм. Италию ежегодно посещает свыше 50 млн. туристов (практически столько же, сколько людей проживает постоянно в самой Италии). Местом паломничества туристов являются города Рим, Венеция, Флоренция, Милан, многочисленные замки, монастыри, морские и горнолыжные курорты. Развивается и т.н. «шоппинговый туризм», привлекающий оптовых торговцев продукцией итальянских малых и средних предприятий, а также индивидуальных потребителей итальянской одежды и обуви. Не меньшее значение имеет и банковская деятельность. Италия является родиной банков, в 67% ее населенных пунктов есть банковские учреждения.         

  Италия располагает, пожалуй,  крупнейшим из всех развитых  стран государственным сектором. Вплоть до настоящего времени  до 50% экономики и 70% банковской  системы страны находилось под  контролем государства. У Италии  один из самых высоких среди  развитых стран показателей производства ВВП государственным сектором и доли государственных предприятий в общей численности компаний. Результатом такого расширения государственного сектор стал гигантский бюджетный дефицит и весьма значительный уровень государственного долга, чрезвычайно неэффективный, раздутый, коррумпированный государственный сектор (деятельность государственных чиновников в Италии отличается распространенностью коррупции: подкупами, взяточничеством, тесной связью с мафией), высокий уровень инфляции и безработицы.

Бизнес  в Италии.

   Итак, итальянская модель развития экономики  характерна, прежде всего, силой малого и среднего бизнеса в стране. Итальянские  малые и средние предприятия  чрезвычайно эффективны. Около 70% занятости  в стране обеспечивают компании с числом персонала меньше 50 человек, в том числе 30% всех занятых в экономике - это индивидуальные предприниматели, развивающие семейный, фамильный бизнес. С помощью относительно небольших компаний осуществляется активное привлечение молодежи к труду. Итальянские законы особенно благоприятны к созданию небольших, а в особенности молодежных фирм. Если регистрация крупной компании может занять годы, то небольшие фирмы создаются в кратчайшие сроки. Итальянские малые и средние предприятия обладают грандиозным экспортным потенциалом, они очень чувствительны к изменениям конъюнктуры на мировом товарном рынке. Экспорт итальянских малых и средних фирм примерно вдвое превышает экспорт аналогичных предприятий во Франции. Одновременно с активизацией малого и среднего бизнеса крупные итальянские компании постепенно теряют свою значимость для национальной экономики, в особенности они, проигрывают тем, что не создают новые рабочие места.       

Новые условия мирового экономического развития, глобализация мировой системы, углубление европейской интеграции открывают Италии новый шанс, расширяя сферу предпринимательской деятельности для ее многочисленных высокоэффективных и конкурентоспособных малых и средних предприятий. Позиции Италии в ЕС в отличие от Великобритании отличаются своим постоянством и настойчивостью на пути построения и развития политического и экономического союза. В настоящее время на базе  предприятий малого и среднего  бизнеса возникла «третья Италия» - регион страны, охватывающий Центр и Восток. Здесь сконцентрировано наибольшее число небольших компаний, производящих текстиль, одежду, обувь, мебель, керамику. Кроме того есть и высокоэффективные современные производства в таких областях как механика и машиностроение. Урбанизированные районы сосредоточения малых и средних предприятий создают целые зоны, кластеры отраслей легкой промышленности и машиностроения. Малое и среднее предпринимательство в настоящее время стимулирует экономический рост в Центре и на Северо-востоке страны, в то время как исконно промышленный Север и аграрный Юг находятся в состоянии экономического спада. Возглавляет региональное развитие Италии в настоящее время область Венеция, где наблюдается наибольшая концентрация малых и средних предприятий.

   Одной из главных особенностей итальянской  экономики является неравномерность экономического развития, которая порождает противостояние промышленно развитых областей Севера и Центра страны аграрному и относительно слаборазвитому Югу. Подобное противоречие особенно опасно из-за того, что европейская Италия с богатой культурой и традициями предпринимательства противостоит средиземноморской Италии с ее клановостью и сращиванием с бизнесом и государственным аппаратом организованной преступности - знаменитой сицилийской и неаполитанской мафии. С коррупцией и мафией очень тяжело бороться, так как мафия за всё  это время очень разрослась. Этой проблемой следовало заниматься более активно уже давно. Решение этой проблемы поможет и в решении другой проблемы – отсталости южного района Италии. Многие не хотят инвестировать в этот регион деньги. Для сокращения разрыва между Севером и Югом Италии необходимо решить ряд взаимосвязанных проблем

Внешняя торговля.

   Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение для экономики Италии. Большая зависимость от внешней торговли определяется с одной стороны, тем, что основные отрасли итальянской промышленности используют главным образом привозное сырье, топливо и полуфабрикаты, а с другой - относительной узостью внутреннего рынка, которая обусловливает необходимость сбыта за рубежом значительной части национального продукта. Очень велика зависимость Италии от импорта иностранной технологии (лицензии, патенты). Внешняя торговля страны по этим статьям характеризуется хронически отрицательным сальдо. Главными партнерами Италии по торговле технологиями являются промышленно развитые страны. На их долю приходится основная часть платежей и примерно половина поступлений. Крупнейшими партнерами Италии в области торговли технологиями являются США, Франция, Швейцария и Германия. Ведущими торговыми партнерами Италии являются страны ЕС. На их долю приходится около 44% импорта и 48% экспорта Италии. Основными контрагентами внешней торговли Италии выступают ФРГ (16% импорта и 18% экспорта), Франция (14 и 15%), США (7 и 5%), Великобритания (4 и 7%). Партнеры по импорту Германия (16,7 %), Франция (9,2 %), Нидерланды (5,6 %), Китай (5,2 %), Бельгия (4,2 %), Испания (4,1 %) (2006).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Всемирный банк ( www.worldbank.org)

Международный валютный фонд (www.imf.org)

Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика Италии)

ОЭСР   (http://stats.oecd.org)

The Economist об Италии (http://www.economist.com/topics/italy)

И.П.Фоминский  «Мировое хозяйство: динамика, структура».-М.:Магистр,2010.

 

Италия была бедна полезными  ископаемыми. На о. Сицилия, Паданской равнине и континентальном шельфе Адриатического моря добывают нефть (5,6 млн. т в 1996) и природный газ (20,0 млрд. м3), на Сардинии и в Тоскане — бурые и каменные угли, полиметаллические руды, пириты, на Сицилии — серу и калийные соли, мрамор и гранит в Тоскане. Несмотря на добычу энергоносителей, их крайне недостаточно и Италия сильно зависит от их импорта на 80%.Страна обладает отличными климатическими условиями для развития сельского хозяйства и туризма.        

 Оживление экономики страны в конце 1990-х годов, усиление процесса европейской интеграции, введение в обращение евро служат огромным стимулом дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса; возникают так называемые кластеры — специализированные производственные зоны. 2/5 промышленного производства сосредоточено на северо-западе страны, в зоне «промышленного треугольника» Милан-Турин-Генуя; юг остается районом с относительно слабым промышленным развитием и наиболее низким уровнем жизни. Относительно новым является развитие промышленности на основе малого и среднего бизнеса в регионе Центр—Восток. 

Информация о работе Экономика Италии