Экономика Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:53, реферат

Описание работы

ИНДИЯ (на яз. хинди Bharat), Республика Индия, государство в Южной Азии, на полуострове Индостан, включает Лаккадивские, Андаманские и Никобарские острова. Граничит с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном и Шри-Ланкой. Граница с Китаем в Гималаях немаркирована. Площадь 3,3 млн км2 (7-е место в мире). По численности населения занимает 2-е место в мире (после Китая) — 1 млрд 49,7 млн человек (2003). Входит в Содружество. Столица Дели (Нью-Дели). Крупнейшие города: Калькутта, Бомбей, Дели, Ченнай, Бангалор, Ахмадабад, Хайдарабад, Пуна, Канпур, Нагпур, Джайпур, Лакхнау.
Индийский субконтинент явля

Содержание

1. Географическая и геополитическая характеристика Индии на современном этапе.
2. Характеристика населения, оценка трудовых ресурсов.
3. Природно-ресурсный потенциал страны.
4. Общая характеристика хозяйства страны (анализ промышленности и c/х: структура, достижения).
5. Внешнеэкономические связи.
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

В 2006/07 фин. г. объем производства текстильных изделий в Индии вырос по сравнению с предыдущим финансовым годом почти на 21% и превысил 55 млрд. долл. США. Планами развития индийской экономики предусматривается его увеличение к 2010 г. до 85 млрд. долл. США.

Объем инвестиций в текстильную промышленность за последние 5 лет составил 11,4 млрд. долл. США. Основными рынками для сбыта индийского текстиля и готовой одежды являются США, ОАЭ, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Россия, Канада, Бангладеш и Япония.

Химическая промышленность

В 2006/07 фин. г. индийский рынок химической продукции по стоимости оценивался в 37,4 млрд. долл. США (включая фармацевтику и удобрения). По данным Министерства химической промышленности и удобрений Индии, производство этих товаров стабильно увеличивается на 12-13% в год.

Индия импортирует преимущественно высокотехнологичные соединения, необходимые для производства лекарств, катализаторов, промышленных растворителей и продукции тонкого органического синтеза.

В стране производятся различные органические и неорганические соединения, включая сельскохозяйственные химикаты и удобрения, продукцию тонкого органического синтеза (цветовые пигменты и краски, пищевые добавки и красители, бытовые моющие средства и косметические товары, фармацевтические препараты), продукцию нефтехимии.

Среди продукции нефтехимии важное место занимают полимерные соединения, используемые практически во всех сферах промышленного производства (пластики, полимеры, эластомеры, синтетические волокна, промежуточные химические продукты и т.д.).

Угольная промышленность

Индия занимает 10-е место в мире по запасам и 3-е – по добыче угля. По данным Геологической службы Индии, доступные для разработки запасы каменного угля в стране оцениваются в 253,3 млрд. т, в т.ч. подтвержденные – 95,8 млрд. т, предполагаемые – 119,8 млрд. т и возможные – 37,7 млрд. т. Из подтвержденных запасов коксующийся уголь составляет 16,5 млрд. т, некоксующийся (энергетический) – 79,3 млрд. т.

Фармацевтическая промышленность и биотехнологии

Фармацевтика.  По объемам производства и технологическому уровню фармацевтической промышленности Индия занимает лидирующие позиции среди развивающихся стран. Она производит около 300 видов фармацевтических субстанций, а также более 20 тыс. наименований готовых лекарственных средств, которые широко экспортирует по всему миру. Индийская фармацевтическая продукция оценивается на мировом рынке как достаточно качественная и одна из самых дешевых, что существенно повышает её привлекательность для потребителя.

По оценкам McKinsey & Co., на долю индийской фармацевтики приходится 8% мирового производства фармацевтических изделий в натуральном выражении и около 1% - в стоимостном. Соответственно, по объемам производства Индия занимает 4-е место в мире, а по стоимости произведенной продукции – 13-е место. К 2009 г. индийский фармацевтический рынок будет оцениваться в 11,6 млрд. долл. США.

Фармацевтическая промышленность Индии представлена как индийскими, так и транснациональными компаниями (ТНК). Последние действуют в основном в сегменте фармацевтических субстанций (в производстве готовых лекарственных форм их участие незначительно). Такие ТНК как GlaxoSmithkline, Pfizer, Novartis, Aventis и Merck создали в Индии широкую сеть по реализации своей продукции.

Биотехнологии.  По данным аналитического обзора, подготовленного журналом Биоспектрум и Ассоциацией биотехнологических компаний, стоимость валовой продукции индийской биотехнологической промышленности оценивается в 2,7 млрд. долл. США, из которых 55% приходится на биофармакологию, 10% – промышленное производство, 5% – продукцию сельскохозяйственного назначения, 5% – услуги и 25% – поставки биотехнологического оборудования. Ожидается, что к 2010 г. стоимостной объем рынка биотехнологий в стране превысит 5 млрд. долл. США. В 2006 г. рост объемов производства продукции рассматриваемого сектора в Индии составил более 40%, а количество компаний, занятых в нем, превысило 300.

Алмазогранильная и ювелирная отрасли

Индийская ювелирная промышленность – одна из ведущих отраслей индийской экономики. На протяжении последних 5 лет ее темпы роста составляли в среднем 10% в год. Ожидается, что в 2010 г. спрос на различные ювелирные изделия в Индии составит 18 млрд. долл. США по сравнению с 13 млрд. долл. США в 2006 г.

Объём индийского экспорта ювелирных изделий в 2006/07 фин. г. вырос на 2,7% и достиг 17,1 млрд. долл. США (в 2005/06 фин. г. 16,7 млрд. долл. США). В наибольшей степени (на 34,5%) увеличился вывоз золотых ювелирных украшений, который составил 5,2 млрд. долл. США (в 2005/06 фин. г. - 3,8 млрд. долл. США).

Основными рынками сбыта для индийской ювелирной продукции в 2006/07 фин. г. были США (5,4 млрд. долл. США), ОАЭ (3,62 млрд. долл. США), Китай (Гонконг) (3,37 млрд. долл. США), а также страны ЕС и Япония.

Доля Индии в мировом экспорте драгоценных камней составляет 60% в стоимостном и 90% в количественном выражении.

Нефтегазовый комплекс

Прогнозные запасы нефти и газа в стране, по оценкам Министерства нефти и природного газа Индии, составляют 29-33 млрд. т в нефтяном эквиваленте (из них подтверждены 7,9 млрд. т), извлекаемые запасы – 1,7 млрд. т, в том числе нефти – 0,7 млрд. т, природного газа – 1 млрд. т.

Добыча нефти в Индии с 2000-х гг. остается на уровне 33-34 млн. т, так как новые месторождения начнут давать нефть не раньше 2008-2009 гг. Текущие потребности экономики в этом сырье оцениваются в 150 млн. т в год. 3/4 потребностей в нефти Индия обеспечивает за счет импорта, главным образом из стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, ОАЭ). В 2006/07 фин. г. Индия добыла 34 млн. т и импортировала 112,6 млн. т нефти. Ожидается, что потребности индийской экономики в нефти в 2008 г. возрастут до 160 млн. т, а к 2012 году – до 200 млн. т. Собственных разведанных запасов при текущем уровне добычи хватит на 20 лет.

В Индии действуют 19 государственных и частных нефтеперерабатывающих заводов, мощности которых рассчитаны на производство более 150 млн. т нефтепродуктов в год. Национальная программа модернизации и строительства новых НПЗ предусматривает доведение их общих мощностей до 200 млн. т к 2011 г. По оценкам экспертов, до конца 11 пятилетки (к 2012 году) ожидается ежегодное увеличение спроса на нефтехимическую продукцию на 5,3%, в то время как рост предложения на рынке нефтехимической продукции может составить 8,1% в год.

Железнодорожный транспорт.  

Общая протяженность железнодорожной сети в стране составляет более 120 тыс. км. При этом длина железнодорожных маршрутов, активно используемых для грузоперевозок - около 63,1 тыс. км, из них электрифицировано более 21 тыс. км. Все железные дороги находятся в ведении государства. Общее количество станций - более 7 тыс.

Численность подвижного состава (локомотивов) - около 7,7 тыс. ед., из которых 62% - на дизельной тяге, 36% - на электрической и около 2% - на паровой. Количество грузовых вагонов и платформ - около 300 тыс., пассажирских вагонов - более 35 тыс. Ежедневно по железным дорогам страны перемещается около 9 тыс. составов. В год индийские железные дороги перевозят свыше 6 млрд. человек и свыше 700 млн. т грузов, в основном уголь (около половины грузов), черные металлы, железную руду , зерновые и цемент. Средняя скорость движения пассажирских составов составляет около 60 км/ч, грузовых - не более 30 км/ч.

В 2006/07 фин. г. рост объема грузовых перевозок в стране составил 17%, доходов от них – 16%. На 2007/08 фин. год поставлена задача довести объем грузоперевозок железной дорогой до 785 млн. т. Доходы от грузовых перевозок ожидаются в размере 9,1 млрд. долл. США, а от пассажирских – 3,8 млрд. долл. США. Ожидаемый общий доход от перевозок – 12,9 млрд. долл. США (в 2006/07 фин. г. – 11,7 млрд. долл. США).

Строительство метро.  В настоящее время оно ведется в таких городах как Нью-Дели, Мумбаи, Ченнаи, Хайдарабад и Бангалор. Финансирование программ строительства метро, как правило, осуществляется за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов и частных, в том числе иностранных, инвестиций.

Автодорожная сеть.  Общая протяженность автомобильных дорог в Индии составляет около 3,5 млн. км, из них 1,2 млн. км - с твердым покрытием. Протяженность скоростных автомагистралей (типа «хайвэй»), по которым осуществляется около 40% процентов всего объема автоперевозок в стране, составляет всего около 60 тыс. км. Кроме того, ряд дорог, особенно в горных районах, лишь номинально относится к классу «хайвэй», имея однополосное двустороннее движение и низкое качество дорожного покрытия. Наиболее густая сеть автомобильных дорог находится в южных и восточных штатах Индии и в основном состоит из шоссейных дорог с асфальтовым покрытием.

Гражданская авиация.  Общий авиапарк воздушных судов, принадлежащих индийским авиаперевозчикам, а также задействованных на условиях лизинга, составляет 272 единицы.

Морской транспорт.  Индия обладает морской береговой линией протяженностью более 6 тыс. км и находится на пересечении основных торговых морских путей. Около 85% импортируемых Индией товаров доставляется иностранными судами. В перевозке экспортных товаров доминируют индийские компании.

Речной транспорт.  Протяженность внутренних водных путей Индии составляет 14,5 тыс. км, включая 4,3 тыс. км каналов. Реки Индии используются для судоходства ограниченно в связи гидрологическими и климатическими особенностями (большой подвижностью русла, мелководьем, влиянием сухого и дождливого сезонов, вызывающих сезонные отступления рек от береговой линии, эрозию берегов, наводнения и т.п.).

Основу системы внутренних водных путей на северо-западе страны составляют р. Ганг и ее притоки Хугли и Дамодар. В центральной части Индии важное транспортное значение имеют реки Нармада и Годавари. На юге страны наибольшее распространение речное судоходство получило в штате Керала по рекам Перияр и Поннани.

Грузооборот речного транспорта составляет в настоящее время менее 1 млрд. тонно-км, тогда как, по мнению экспертов, его потенциал составляет не менее 50 млрд. тонно-км. Рост грузопотоков сдерживается слабым развитием портового хозяйства, плохим навигационным оборудованием на реках и недостаточным количеством речных грузовых судов. Государственные и частные речные судоходные компании имеют в своем распоряжении всего 400 судов грузоподъемностью до 600 т.

Информационные технологии

В 2006/07 фин. г. рынок ИТ Индии оценивался в 47,8 млрд. долл. США, что на 28% больше по сравнению с 2005/06 фин. г. Доля этого сектора в ВВП страны составляет 5,4% (4,8% - в 2005/06 фин. г.).

Основными рынками сбыта индийской ИТ-продукции продолжают оставаться США (67% от объема экспорта) и страны Западной Европы (25%).

В первую десятку индийских компаний работающих в секторе информационных технологий, входят: “Tata Consultancy Services”, “Infosys”, “Wipro”, “Satyam”,. “HCL Technologies”, “Patni”, “i-Flex”, “CMC”, “MphasiS”, “Polaris”. Численность занятых в ИТ-секторе увеличилась в обзорный период на 31% и достигла 1,63 млн. человек.

Для стимулирования развития производства микроэлектроники в стране правительство Индии в феврале 2007 г. приняло программу поддержки данной отрасли - Semiconductor Policy 2007.

В 2006-07 гг. продолжались работы по созданию инфраструктуры в рамках проекта по внедрению системы электронного управления страной (National e-Governance Plan, NeGP). В частности, Правительство Индии одобрило создание 100 тыс. электронных киосков (Common Services Centers, CSC) по всей стране, в первую очередь в сельских и удаленных районах для обеспечения доступа пользователей к актуальной экономической информации и цифровым услугам. Отмечается, что создание другой важной части архитектуры NeGP – сетей передачи данных на уровне штатов (State Wide Аrea Network, SWAN) – идет с отставанием от намеченных планов.

Машиностроение

Производство легковых, грузовых автомобилей, двух- и трехколесной техники, а также комплектующих и запасных частей является одной из крупнейших отраслей промышленности Индии. В ней непосредственно занято около 450 тыс., а косвенно 10 млн. человек.

Отрасль ориентирована, в первую очередь, на удовлетворение внутренних потребностей страны в средствах автомобильного транспорта. Расширение индийского авторынка связано, в первую очередь, с приходом на него мировых автомобилестроительных компаний, таких как General Motors, Toyota, Volvo, BMW, Volkswagen, Nissan и др. В 2006 г. в г. Халдия (шт. Западная Бенгалия) было открыто первое сборочное производство российского автопроизводителя ОАО "УралАЗ".

В Индии представлено большинство крупнейших мировых производителей энергооборудования – General Electric, Siemens, Areva, Alstom, ABB, ОАО "Силовые машины" и др. Несмотря на это, индийская госкорпорация Bharat Heavy Electricals Ltd. (BHEL) сохраняет доминирующее положение на внутреннем рынке этой продукции (ее доля на нем составляет 70%) и относится к лидерам мирового тяжелого машиностроения.

Пищевая промышленность

Индийская пищевая промышленность является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики страны. В настоящее время наблюдается заметное расширение в местном обществе культуры потребления ее продукции в виде полуфабрикатов, консервированных продуктов и т.п. Иностранным инвесторам это обстоятельство позволяет рассчитывать на быструю окупаемость своих вложений в отрасль, а с учетом пока еще здесь низкой активности зарубежных компаний конкуренция среди них незначительна. Подобное положение создает условия для прихода в индийский сектор пищевой промышленности и российских компаний-производителей для организации здесь производств по собственным технологиям, причем со значительной поддержкой со стороны Правительства Индии.

Пищевая отрасль в Индии включена в число приоритетных для получения займов по льготным ставкам. В соответствии с концепцией "Национальной сельскохозяйственной политики" Министерство пищевой промышленности подготовило проект "Национальной политики в области перерабатывающей и пищевой промышленности" с целью создания благоприятных условий для местных и иностранных инвесторов. Документ предусматривает увеличение доли перерабатываемых фруктов и овощей с 2% в настоящее время до 10% в последующие 10 лет, для чего потребуются инвестиции на сумму 1400 млрд. рупий.

Для поддержки пищевой промышленности Правительство Индии отменило государственное регулирование и лицензирование, а также акцизы на переработку фруктовой и овощной продукции, кроме производства алкогольных напитков. Разрешено привлечение иностранных инвестиций в пищевую промышленность (за исключением производства алкогольной продукции). Экспортные компании получили право беспошлинно импортировать отсутствующее в стране сырье и средства производства для пищевой промышленности, что дало возможность использовать иностранные товарные знаки.

Информация о работе Экономика Индии