Экономика Голландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Основная особенность экономики Нидерландов, обеспечивающей ей высокую конкурентоспособность, выделяется почти непревзойденная производительность труда. Высокий уровень производительности труда в голландской
промышленности экономисты объясняют воздействием целого ряда факторов. Непосредственную роль играет конкуренция, то есть степень вовлеченности того или иного предприятия (отрасли) в конкурентную борьбу на внутреннем и международном рынках.

Содержание

1. Введение.
2. Промышленность.
3. Сельское хозяйство.
4. Экспорт и импорт. Отношения с другими странами.
5. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 99.33 Кб (Скачать)

Российско-нидерландские  договоренности не допускают реэкспорт  зарубежного мяса через Голландию  в Россию. Чтобы поддержать высокий  уровень мясных поставок на российский рынок, голландские компании, испытывающие недостаток в мясе местного производства, скрывали информацию о зарубежном происхождении  говядины, срезали иностранные клейма и подтасовывали сопроводительные документы. Руководство Центральной  организации мясной промышленности Нидерландов рекомендовало фирмам "творчески" подходить к соблюдению Правил торговли с Россией. Государственная  служба оценки скота и мяса до настоящего времени допускает, что сотни  тысяч голов скота, преимущественно  из Германии и Бельгии, забиваются в  Голландии и как "голландское" мясо поступают в Россию. По мнению журналистов, подобная практика ставит под угрозу здоровье потребителей, дискредитирует Нидерланды и создает  риск лишения Голландии сельскохозяйственных экспортных субсидий в рамках ЕС.

В ходе специальных  парламентских слушаний по данному  вопросу, министр сельского хозяйства  Нидерландов ван Аартсен признал факты реэкспорта говядины в период с апреля 1994 года по май 1997 года, указав при этом, что соответствующие голландские службы были попросту не в курсе договоренностей с Россией. Определенную вину за это он возложил и на российскую сторону. В настоящее время торговля мясом с Россией, по его словам, осуществляется в строгом соответствии с имеющимися на этот счет соглашениями. Несмотря на это заявление, нидерландский парламент высказался 9 апреля 1998 г. за проведение широкого независимого расследования случаев нарушения правил экспорта говядины в Россию.

Пo оценкам голландских экспортеров свинины, их убытки от упущенной выгоды в связи с неурегулированностью вопросов о поставках мяса в Россию составляют миллионы гульденов. Экспорт голландской свинины в Россию был официально прекращен в апреле 1998 г. в связи с обнаружением в Голландии случаев заболеваний животных. Ветеринарные службы двух стран договорились возобновить экспорт в июне при обязательной сертификации товара. Однако соответствующие нидерландские органы не предприняли своевременных мер по выполнению договоренностей. Сожаление у голландской стороны вызвал и тот факт, что в последний момент российская сторона выдвинула ряд новых требований к контролю за качеством товара. В результате Нидерланды стали значительно отставать в темпах торговли мясом с Россией от соседних стран и, тем самым, местные производители свинины лишаются субсидий в рамках Европейского союза.

В 1997 году нидерландский  экспорт мяса птицы вырос по сравнению  с предыдущим годом на 7% и достиг рекордного за последние годы уровня 619 тыс. тонн. Основной прирост произошел  за счет увеличения поставок в Россию, Польшу, Латвию, Югославию и Великобританию. В тот же период голландский импорт мяса птицы вырос на 9% и составил 230 тыс. тонн. Экспорт голландской садоводческой продукции превысил в 1997 году 20 млрд. гул. Значительно возросли продажи в Великобританию и в страны Восточной Европы. Экспорт в Германию, главному потребителю нидерландских продуктов садоводства, остался практически на уровне прежних лет (+3%). Экспорт овощей увеличился на 6%. Значительно возросли продажи грунтовых помидоров (поставки в США, Японию и Германию увеличились в два раза) и лука (в Германию, Великобританию и Россию). Экспорт в Германию, главному потребителю голландских овощей, вырос на 5%. Объемы экспорта овощей возрасли в первом квартале 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года на 15%.

В 1997 году в Нидерландах  было произведено 8 млн. тонн картофеля (девятое место в мире и второе, после Германии, в ЕС). Одна треть  урожая предназначена для переработки  в крахмал. Сб ор картофеля остался на уровне последних лет при сокращении посевных площадей. Урожайность с гектара повысилась на 3%. Торговый оборот сельскохозяйственного кооператива "Кампина мелкуни" увеличился в 1997 году на 6,5% и составил 6,8 млрд. гул. Главная причина роста объема продаж, по мнению руководства компании, - хорошая конъюнктура молочной продукции в Нидерландах, Бельгии, Германии и странах Восточной Европы. Американская компания по переработке картофеля McCain (оборот - 5,9 млрд. гул., имеет филиалы в 11 странах) приняла решение о строительстве крупнейшего в мире предприятия по выпуску картофельных полуфабрикатов. Планируемая мощность производства - 125 тыс. упаковок картофеля в час. Объем инвестиций - 55 млн. гул. McCain уже имеет в Нидерландах три производства.  Нидерландское страховое общество (государственная компания по страхованию экспортных кредитов) прогарантировало контракт на 20 млн. гул. о поставках фирмами Cebeco и Agrico техники для хранения овощей и картофеля для российских компаний "Протва-агро" и "Ижора-агро".

Фирмы Cebeco и Agrico работают в России с 1992 года. Основной проект - агропромышленный комплекс в районе Коломны в Московской области. В 1997 году там произведено 20 млн. кг картофеля, моркови, капусты, свеклы и другой с/х продукции. В реализации проекта также участвует голландская компания Arcadis Euroconsult. Cebeco и Agrico рассматривают возможности расширения своего присутствия в России, в частности прорабатывают новые проекты в Московской и Ленинградской областях.

Концерн "Юнилевер" открыл фабрику по производству мороженого в Австралии. Фабрика, оснащенная в соответствии с последними достижениями в этой области, находится близ Сиднея. Количество работающих - 250 чел. Стоимость проекта - 92 млн. гул. Мороженое - один из основных видов продукции "Юнилевер". В 1997 году концерн реализовал почти в 90 странах мира различных сортов мороженого на сумму в 6 млрд. долл. Общая прибыль концерна в первом квартале 1998 г. составила 1,46 млрд. гул. (в первом квартале 1997 г. - 914 млн. гул.). Торговый оборот - 22,5 млрд. гул. Наиболее динамично росли продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+22% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), в Африке (+21%), Латинской (+15%) и Северной Америке (+8%).

Концерн "Юнилевер" приобрел контрольный пакет акций Московского маргаринового завода. Подробности сделки не сообщаются. На первом этапе "Юнилевер" планирует вложить 20 млн. долл. В реконструкцию предприятия. В ближайшее время в Москве будет налажен выпуск масла "Рама" и майонеза "Калвэ". Это вторая крупная инвестиция "Юнилевер" в российскую экономику: в 1994 году им была приобретена фабрика по производству туалетных принадлежностей "Северное сияние" в Санкт-Петербурге. Торговый оборот компании по производству кофе Drie Mollen (торговые марки - Gala и Mill House) увеличился в 1997 году почти в два раза и составил 600 млн. гул. Прибыль возросла на 61%, достигнув 21,3 млн. гул. В 1997 году компания сделала ряд крупных инвестиций во Франции (фирма Cafes Excella), Испании (фирма Union Tostadora) и Германии (фирма F. С. Klipp). Улучшилась работа филиала Drie Mollen в России. В планах компании дальнейшее расширение присутствия в этих странах, а также в Бельгии, Великобритании и Польше. Компания контролирует 8% продаж кофе на нидерландском рынке.

Один из ведущих  голландских пищевых концернов  – компания BolsWessanen - объявил о продаже своего подразделения, занимающегося производством спиртных напитков, фирмы Bols (торговые марки Bols, Bokma, Coebergh), инвестиционному фонду CVC Capital Partners. Штаб-квартира фонда находится в Лондоне. Он основан в 1981 году и занимается размещением капиталов американские инвесторов в Европе. Его активы оцениваются в 6 млрд. гул. Оборот фирмы "Болс" составил в 1997 году 500 млн. гул. Она насчитывает 900 сотрудников, из них 300 в Нидерландах. По заявлению руководства концерна Wessanen отныне компания сосредотачивает свою деятельность на производстве продовольственных товаров, прежде всего сыра (торговая марка Leerdammer), мороженого и деликатесов. В то же время онасохраняет 35% акций фирмы "Сатрап".

Торговый оборот пивоваренного концерна "Хейнекен" увеличился в 1997 году на 11% и достиг 13,5 млрд. гул. Главными рынками сбыта продукции для "Хейнекен" остаются Европа (около 70% оборота) и США. Нидерланды остаются крупнейшим экспортером пива в мире. Что касается внутреннего рынка, то потребление пива на душу населения возросло с 85,1 литра в 1996 году до 86,4 литра в 1997 году. Около 90% голландцев предпочитают светлые сорта пива (pils), 2,6% - с пониженным содержанием алкоголя, 7,1% - специальные сорта.

Ряд исторических и географических факторов, особенности  предшествующего экономического развития и рынка труда, в частности  наличие высококвалифицированных  научных и производственных кадров, определили место Нидерландов в  послевоенной Европе и международной  экономической системе. Нидерланды всегда стремились играть важную роль в мировой торговле, тяготея, в  основном, к посредническим операциям. Образование Европейского сообщества очень выгодно сказалось на нидерландской  экономике. Нидерланды стали воротами европейского континента, главным "распределительным" центром Западной Европы. Возросла транзитная функция Нидерландов. Постепенно они превратились в важнейший  в Европе перевалочный пункт нефти  и нефтепродуктов, газа, металлов, какао, ряда других сельскохозяйственных продуктов. Голландия располагает передовой  транспортной системой, основой которой  являются морские порты Роттердам (крупнейший контейнерный порт в мире) и Амстердам, а также международный  аэропорт   

Рисунок - Портово-промышленный комплекс Роттердам  в Нидерландах   
 

"Схипхол" (самый быстро развивающийся аэропорт в Европе), и специальной дистрибьютерской инфраструктурой. В 1996 г. нидерландские транспортные предприятия перевезли около 300 млн. т. грузов.

Нидерланды имеют  развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во всей транспортной системе  Западной Европы. Центральное место  в стране (по грузообороту) занимает водный и автомобильный транспорт. Регистровый тоннаж морского флота составляет 4,5 млн. б.р.т. Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой нефти.

Ввиду благоприятного налогового законодательства количество судов под нидерландским флагом увеличилось за два последних  года с 106 до 647. Их общий тоннаж достиг уровня 1986 года. Грузооборот порта  Роттердам составил в первом полугодии 1998 года 157 млн. тонн, на 1,6% больше аналогичного показателя прошлого года. Обработано 280 тыс. контейнеров, на 10,5% больше, чем  в первой половине 1997 года. Увеличились  перевозки химической продукции (+13,4%), металлов и изделий из них (+6,1%), сырой  нефти (+2,0%) и нефтепродуктов (+1,2%). Сократился грузопоток сельхозпродукции (-14,8%) и  угля (-13,2%). Значительную часть проходящих через Роттердам грузов составляет сырая нефть. В январе-июне 1998 г. через  порт прошло 49 млн. тонн нефти, главным  образом из Норвегии и Саудовской Аравии. Грузооборот порта Роттердам  вырос в 1997 году на 5,2% и составил 307,3 млн. тонн. Прирост обеспечен, главным  образом, увеличением объема перевозок  руд и металлолома (+14,8%), угля (+18,6%) и нефтепродуктов (+37,8%). Грузооборот  порта Амстердам составил в 1997 году 56 млн. тонн.

Внутренние судоходные пути (5 тыс. км. или 20% внутренних судоходных путей Западной Европы) обслуживают 6 тыс. голландских судов общим водоизмещением около 5 млн. т. Голландский флот на внутренних водах является крупнейшим в Западной Европе; его доля в международных перевозках составляет 65% грузооборота Нидерландов.

В 1997 году по внутренним водам Нидерландов было перевезено около 320 млн. тонн грузов. Три четверти перевозок было осуществлено голландскими компаниями. 96 млн. тонн грузов предназначалось  нидерландским потребителям. В основном это сырье, нефть, природный газ  и строительные материалы. 225 млн. тонн грузов было доставлено иностранным  потребителям, в том числе 165 млн. тонн в различные порты на Рейне.

Протяженность автомобильных дорог страны - 114 тыс. км. Автопарк составляет 6 млн. ед. (5,4 млн. - легковые автомобили). Автотранспортом  перевозится 55-60 млн. пассажиров в год. Железные дороги имеют протяженность 2828 км. Ежегодно железнодорожным транспортом  перевозится более 200 млн. пассажиров и 20 млн. т. грузов.

Гражданская авиация  представлена главным образом компанией  КЛМ (ежегодно перевозит около 6 млн. пассажиров). Крупнейший аэропорт - "Схипхол" (обслуживает до 28 млн. пассажиров в год - 3 место в Европе). В стране насчитывается 12 международных и 10 внутренних аэродромов. Гражданский воздушный флот состоит из 590 самолетов.

Голландская авиакомпания KLM занимает двенадцатое место среди  крупнейших авиакомпаний мира. Ее оборот в 1997 г. - 6,7 млрд. долл. Лидерами рынка  являются американская American Airlines (оборот - 18,5 млрд. долл.) и британская British Airways (13,9 млрд. долл.). По перевозкам грузов лидирует германская Lufthansa (более 1 млн. тонн в год). Если в гульденах, то оборот компании KLM составил в 1997 году 13,4 млрд. гул. (1996 год - 10,4 млрд. гул.). Прибыли достигли рекордного за всю ее историю уровня - 2,2 млрд. гул. (1995 г. - 547 млн. гул., 1996 г. - 231 млн. гул.). Было перевезено около 13 млн. пассажиров. 25% акций KLM принадлежит нидерландскому правительству. Компания насчитывает в настоящий момент 26 тыс. сотрудников. Летный парк – 119 самолетов, в том числе 30 "Боинг 747", 9 "Боинг 767", 9 "МД 11". В декабре 1997 года KLM заключила соглашение о стратегическом партнерстве с итальянской государственной авиакомпанией Alitalia. KLM имеет подобные соглашения с компаниями Northwest Airlines (США), Air UK (Великобритания), Kenya Airlines (Кения). Идут переговоры о сотрудничестве с рядом авиакомпаний из стран Центральной Европы (венгерской Malev) и Юго-Восточной Азии (гонконговской Cathay Pacific). KLM владеет частью акций компаний Martinar, Transavia (Нидерланды) и Braathens Safe (Норвегия).

Информация о работе Экономика Голландии