Экономика Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 22:36, доклад

Описание работы

Фра́нция (фр. France, МФА (фр.): [fʁɑ̃s]), официальное название Францу́зская Респу́блика (фр. République française, МФА (фр.): [ʁe.py.blik fʁɑ̃.sɛz]) — государство в Западной Европе. Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство», её принцип — правление народа, народом и для народа. Столица — город Париж. Франция является ядерной державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. С 1950-х годов Франция является одним из государств, участвующих в создании Европейского союза. Население — 64,7 миллиона человек ,в том числе около 90 процентов — граждане Франции.

Работа содержит 1 файл

Фра́нция.docx

— 23.51 Кб (Скачать)

Фра́нция (фр. France, МФА (фр.): [fʁɑ̃s]), официальное название Францу́зская Респу́блика (фр. République française, МФА (фр.): [ʁe.py.blik fʁɑ̃.sɛz]) — государство в Западной Европе.  Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство», её принцип — правление народа, народом и для народа. Столица — город Париж. Франция является ядерной державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. С 1950-х годов Франция является одним из государств, участвующих в создании Европейского союза. Население — 64,7 миллиона человек ,в том числе около 90 процентов — граждане Франции.

Франция — высокоразвитая индустриально-аграрная страна, занимает одно из ведущих мест в мире по объёму промышленного производства. Валовой внутренний продукт имеет значение в 1,9 триллиона евро (2,6 триллиона долларов) в 2009 году. ВВП на душу населения в том же году составил 30,691 евро (42,747 долларов). МВФ прогнозирует увеличение ВВП Франции к 2015 году на 21 %. Франция — 6-я экономическая держава мира после США, Китая, Японии, Германии и Великобритании. Со своей территорией в метрополии в 551 602 км² и населением в 64 миллиона жителей, включая заморские территории, Франция считается «крупной» страной. А её экономический вес позволяет ей играть одну из ключевых ролей на международной арене. Франция пользуется своими естественными преимуществами, начиная от центрального географического положения в Европе до обладания выходами на главные торговые пути Западной Европы: Средиземное море, Ла-Манш, Атлантика.

В этом отношении Общий  европейский рынок, образованный в 1957 году, был благотворным фактором развития французских предприятий, хотя бывшие колонии и заморские территории продолжают оставаться значимыми коммерческими партнёрами.

Во Франции ведётся  добыча железной и урановых руд, бокситов. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности — машиностроение, в том числе автомобилестроение, электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другое), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Франция — один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), чёрных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика,вина, коньяки, сыры (производится около 400 сортов). Франция — один из крупнейших в Европе производителей сельскохозяйственной продукции, занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса.

Главные торговые партнеры Франции  – страны ЕС (около 65 % всего оборота), особенно ближайшие соседи – Германия, Италия, Испания, Бельгия, Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Развиваются внешнеторговые отношения со странами Азии. Промышленная продукция занимает основную часть внешнеторгового оборота Франции. В 1996 г. на промышленную продукцию гражданского назначения приходилось 82 % экспорта и 81 % импорта. Помимо упомянутых товаров Франция является крупным поставщиком автомобилей, электротехнического оборудования, а также лекарств, медикаментов и парфюмерно - косметической продукции. Во французском импорте преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция электронной промышленности, целлюлозно - бумажные товары, бытовые приборы, ткани и одежда, лесоматериалы и мебель.  
 
Необходимо отметить высокую концентрацию внешней торговли Франции в руках небольшого числа крупнейших компаний. 50 % французского экспорта и импорта осуществляют соответственно 25 и 500 фирм. В то же время 70 % французских компаний, участвующих во внешней торговле, обеспечивают всего лишь 1 % ее оборота. 20 первых французских экспортеров контролируют 21 % вывоза из страны, а 20 крупнейших импортеров – 18 % ввоза.  
 
В 1996 г. положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям Франции достигло 101 млрд. фр. Или 1, 3 % ВВП. В 1996 г. было отмечено повышение вывоза капитала над его ввозом. Отток капитала объясняется ростом прямых инвестиций французских предприятий за рубежом до 92 млрд. фр. Против 64 млрд. фр. В 1995 г. при сохранении в целом объема иностранных инвестиций во Франции на уровне 82 млрд. фр. Вывоз капиталов в форме портфельных инвестиций возрос до 276 млрд. фр.

Франция является членом таких  международных организаций как  ЕС, ВТО (Всемирная торговая организация) , ОЭСР (Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия)

К числу благоприятных  предпосылок для развития внешних  экономических связей и экономической  интеграции Франции относятся: территориальная  близость, высокая освоенность территории, высокий уровень социально-экономического развития, хорошая транспортная обеспеченность, давние традиции экономических связей. Все это привело к дальнейшему  сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран, особенно в пределах «центральной оси» развития. Происходит формирование пограничных  интеграционных районов между Германией  и Францией, Францией и Бельгией, Францией и Италией.

Важной формой внешних  связей Франции с зарубежными  странами является вывоз капитала в  форме инвестиций. Их объем составил 25 млрд. долл. США. Франция в то же время занимает третье место (после  Англии и Германии) в Западной Европе по размерам вложенных в ее экономику  американских инвестиций (в 1996 г. - 20 млрд. долл. США).

Франция занимает важное место  во внешней торговле. На мировой рынок она поставляет автомобили, суда, самолеты, оборудование для АЭС, сталь, алюминий, оружие, химикаты, продукцию электротехники, ткани, одежду, парфюмерные изделия, медикаменты. Второе место занимает по экспорту услуг и сельхозпродукции, четвертое место по экспорту товарной продукции.

В импорте преобладают  сырье, промышленное оборудование, автомобили, химические и потребительские товары.

Приблизительно 2/3 внешних  связей приходится на страны ЕС. Золотовалютные запасы Франции составили 337 млрд. франков. Дотацию к бюджету Франция  получает за счет туризма, иностранных  инвестиций, фрахта морского флота, валютных поступлений от граждан, которые  живут за границей.

В настоящее время большая  часть экспорта французских прямых инвестиций осуществляется через каналы французских транснациональных  корпораций. Впрочем, эта тенденция  характерна не только для Франции, но и для многих стран мира. На Францию  приходится 10 из 100 крупнейших ТНК, по этому  показателю она уступает лишь США, Японии и Великобритании, которым в этом списке принадлежат 25, 16 и 12 ТНК, соответственно. 
        К числу крупнейших французских ТНК можно отнести, прежде всего, одного из лидеров глобального медиарынка компанию «Вивенди юниверсал». Сегодня семь членов совета директоров «Вивенди» – американцы. Остальные – французы, представляющие крупные французские компании: продавца одежды, дорогих напитков и украшений «Эл Ви Эйч Эм», производителя оборудования связи «Алкатель», банк «Би Эн Пи Парибас» и группу по производству цемента «Сант-Гобаин». Важно отметить, что все эти компании, активно развивая бизнес за рубежом, также превратились из французских в транснациональные.

с экономической точки  зрения деятельность французских ТНК  приносит стране положительные результаты. Трансграничные слияния и поглощения уменьшали уязвимость французских  приобретающих компаний и способствовали более рентабельному ведению  операций. При этом, как правило, происходило некоторое преобразование организационной структуры компаний. В частности, особенностью Франции  является появившаяся в 90-х гг. тенденция  к организации промежуточных  компаний. В них работает небольшое  число высококвалифицированных  специалистов-менеджеров, которые организуют работу иностранных подрядных предприятий. Последним ТНК передает все функции  по созданию товара, кроме управления, т.е. головная компания в данном случае выступает в качестве исследовательской, дизайнерской и маркетинговой компании, вкладывающей капитал в рекламу, а не в производство. Подобная форма  организации и управления позволяет  ТНК Франции производить конкурентоспособную  продукцию без затраты средств  на создание заводов. Промежуточные  компании получили распространение, прежде всего, в отраслях, занятых производством  потребительских товаров, в меньшей  степени – бытовой и компьютерной техники. Причем их создание дает французским  ТНК явное преимущество перед  традиционными вертикально-интегрированными монополиями других стран, что имеет  важное значение на фоне увеличивающейся в ЕС конкуренции между различными ТНК. 
      Кроме того, именно ТНК имеют ярко выраженные конкурентные преимущества в сфере услуг и наукоемких отраслях промышленности по сравнению с национальными компаниями. Следовательно, деятельность французских ТНК способна повысить уровень развития в стране отраслей «новой экономики», что сделает инвестиционный климат во Франции еще более привлекательным.

 

В экономической системе Франции  действует социально - ориентированная  модель экономики, в центре которой  находится " государство благоденствия". Именно из-за высокой роли государства  в экономике такую систему  довольно часто называют и этатической моделью. Не случайно, что один из бывших премьер - министров страны, Эдуард Балладюр, назвал французское государство государством - планификатором (l`etat planificateur), подразумевая плановый характер французского этатизма, весьма существенную роль государства в экономике.

О значительной роли государства в  экономике Франции говорят следующие  факты:

Франция перераспределяет 54% ВВП;

количество занятых в госсекторе составляет 24% всего числа занятых;

крупнейшие французские ТНК - это, прежде всего, предприятия с государственной  долей участия, такие как Renault (автомобилестроение), Thomson (электроника), Aeropaciale (самолеты "Airbus" и ракеты "Arian").

Социальное рыночное хозяйство  с элементами этатизма сглаживало отрицательные  черты капитализма в стране, государство  стояло на защите интересов трудящихся. Сильные традиции социально - рыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали обретению французами значительных завоеваний в социальной сфере. Заработанная плата в государственном  секторе, в частности, превышает  уровень оплаты труда в частном  бизнесе. Государственные служащие получили корме высокой заработанной платы высокие пенсии, различные пособия. Уровень пособий по безработице также весьма высок. Сильные профсоюзы угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания.

Однако современная экономика  Франции развивается в новых  условиях: глобализация мировой экономики  и объединение Европы оказывают  значительнее влияние на национальную экономику. Для успешного глобального  развития теперь необходима либерализация  экономики, отмена внутреннего регулирования, а также новые технологии, которые  могут случить научно - технической  базой экономического роста. В основе мирового НТП в настоящее время  так же стоят серьезные структурные  изменения в экономике, предполагающие изменение регулирующей роли государства.

Экономическому развитию страны серьезно мешают:

система социальных гарантий;

значительное различие между государственным  и частным сектором;

утечка умов.

Система социальных гарантий имеет  своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы. После  отставки правительства генерала де Голля в 1968г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с  которыми не спешат расставаться. В  частности, государственные служащие не подлежат сокращению, в 50 - 55 лет выходят  на пенсию, уровень их пенсии превышает  уровень их заработанной платы. Такими социальными гарантиями Франция  гордится, но гордость омрачняет процесс старения населения.

Финансовые гарантии финансируются  в первую очередь за счет налогоплательщиков. Грузом на трудящихся ложатся пенсии и пособия по безработице. Оказывается, что на некоторых предприятиях один работающий уже содержит не только себя и сою семью, но и как минимум  двух пенсионеров. (Так, численность персонала на французских железных дорогах (Societй National de Chemine de Fer) составляет около 190 тыс. человек. В тоже время пенсионеры, ранее работавшие в SNCF, - это 350 тыс. человек. Каждый служащий - налогоплательщик, таким образом, содержит еще и двух пенсионеров) но высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработанная плата в частном секторе в стране ниже, а социальных гарантий, свойственных госсектору, там практически нет.

Различие между государственным  и частным сектором экономики  заключается не только в уровне заработанной платы и гарантий. Изначально экономической  идеологией стран было поощрение  занятости в государственном  секторе и едва ли не отрицательное  отношение к частному предпринимательству. Наиболее престижной до сих пор считается  государственная служба, на которую  стремятся поступить все французы. Иностранцам доступ на госслужбу категорически закрыт из-за высокого уровня труда и социальных гарантий пользуются популярностью даже такие профессии, которые считаются непрестижными в других странах мира. А желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме не так ужи и много. Высшие учебные заведения страны в первую очередь ориентировались на профессиональную подготовку государственных служащих. Частное предпринимательство было загнано в угол высоким уровнем налогов и предвзятым отношением государства к частному бизнесу.

В высших учебных заведениях Франции  не прививают культуру бизнеса, а  готовят, в основном, государственных  чиновников. Оторванность системы высшего  и профессионального образования  от проблем развития частного бизнеса  приводит к тому, что выпускники учебных заведений очень часто, не найдя работу в государственном секторе, остаются не у дел. Государственные ВУЗы Франции не способны гибко реагировать на спрос на рынке труда, в связи с чем выпускникам очень трудно адаптироваться в частном секторе экономики, а так же вообще найти работу во Франции. В результате наиболее перспективная и хорошо образованная молодежь страны не находит спроса на рынке труда Франции и предпочитает работу за границей. В 2005 году 14% выпускников ВУЗов уехало из страны. Они объясняют свое решение консерватизмом, отсутствием динамизма и негибкостью французских социальных и экономических структур и, безусловно, размером зарплаты, которая по ту сторону Ла-Манша в среднем на 20% выше.


Информация о работе Экономика Франции