Экономика Центрального экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы – «Экономика Центрального экономического района» довольно актуальна, так как все изменения, происходящие внутри района, влияют на экономику этого региона и экономику Украины, оказывают влияние на уровень жизни украинского народа.
Она включает изучение многих вопросов: природные ресурсы и их рациональное использование, население, его расселение и влияние на формирование территориальных систем, формирование и развитие экономического районирования в целом в условиях рыночных отношений.
Изучение этих проблем Центрального района Украины – основная цель этой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Роль и место хозяйства центрального экономического района…… 4
Глава 2. Характеристика условий и факторов развития и размещения хозяйства экономического района ……………………………………………….. 5
2.1. Экономико-географическое положение центрального района ………5
2.2. Природные условия и ресурсы…………………………………………..7
2.3. Население и трудовые ресурсы…………………………………………12
Глава 3. Современный анализ хозяйственного комплекса центрального экономического района …………………………………………………………….14
3.1. Промышленность………………………………………………………..14
3.2. Сельское хозяйство (АПК)…………………………………………......19
3.3. Транспорт и экономические связи……………………………………..20
Глава 4. Проблемы и перспективы развития района…………………………..21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике Экономика центрального региона Украины..docx

— 53.04 Кб (Скачать)

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА. Производство электроэнергии на территории региона осуществляется на: Трипольской ГАЭС, Белоцерковской ТЭС, Киевской ГЭС и других. С целью стабилизации экологической ситуации, согласно с решением правительства Украины, эксплуатация Чернобыльской АЭС остановлена. В районе на начало 2001г. в этой отрасли насчитывалось 17 предприятий с численностью 93,7 работающих и объёмом произведённой продукции на сумму 4071,2 млн. грн.

Топливно-энергетический комплекс района представлен слаборазвитой  угольной и торфяной промышленностью.

 

ХИМИЧЕСКУЮ  И НЕФТЕХИМИЧЕСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ региона представляют 53 предприятия.  На ее часть припадает 17,4 % товарной  продукции, 15,4% стоимости основных  производственных фондов и 7,1% промышленно-производственного персонала Центрального экономического района. В структуре промышленности этой отрасли нефтехимическая составляет 42,7% основной ее отрасли: шинная, резиноасбестовая промышленность и резинотехнические изделия, химико-фармацевтическая отрасль. Химическая промышленность региона представлена основной химией (азотная и хлорная промышленность), промышленностью химических волокон и ниток, производством пластмасс, лакокрасочной, промышленностью бытовой химии.

В состав  пищевой промышленности региона входят 83 предприятия, которые  производят  26,7% товарной продукции, стоимость основных производственных фондов составляет 12,8%, численность  промышленно-производственного персонала  составляет 14,2% к аналогичным показателям  региона. Наибольший удельный вес в  производстве продукции пищевой  промышленности припадает на мясную, молочную, хлебопекарскую, сахарную и маслосыродельную. Пищевая промышленность в основном удовлетворяет собственные потребности региона. Но есть возможность реализовать значительную часть продукции, особенно в Черкасской обл., за границы региона. Для этого необходимо осуществить обновление материально-технической базы, модернизацию производства, расширить ассортимент продукции, повысить ее конкурентоспособность. Эти мероприятия можно осуществить при финансово-кредитной поддержке предприятий.

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем  по Украине в конце марта составила 500 гривен в расчёте на месяц. По сравнению с концом февраля его стоимость увеличилась на 1,2% (с начала года на 11,3%).

Стоимость набора в Киеве  в конце марта  составила 650 гривен и за месяц увеличилась на 0,3% (с  начала года – на 11,6%), в Донецке  – 600 гривен и выросла на 2,2% (с  начала года на 8,5%).

 

 

ТРАНСПОРТНЫЙ  КОМПЛЕКС региона составляет железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и городской транспорт. Уровень его развития неполной мерой обеспечивает современные потребности в перевозке грузов и обслуживании пассажирских перевозок. Объёмы железнодорожных и автомобильных перевозок значительно сократились (в том числе и грузы, и пассажиры больше чем на половину).

Главным направлением развития транспортной отрасли региона является его обновление и рационализация использования движимого состава  согласно с изменениями грузо- и пассажиропотоков. Одновременно необходима реструктуризация железных  и автомобильных дорог для увеличения их пропускной способности и обеспечение материально-техническими ресурсами.

 

3.2 АПК. Сельское  хозяйство Центрального региона имеет свои особенности и это значительно связано с тем, что на территории региона находится столичный город Киев, которое аккумулирует большое количество населения и производительных отраслей, но не имеет сельскохозяйственного производства.

В регионе  сосредоточено 4,7% сельскохозяйственных угодий Украины  и 9,0% пашни. Структура  землепользования отвечает средним  показателям по Украине. Посевные площади  составляют 48,7%, на втором месте кормовые культуры – 31,5%, технические культуры занимают 10,2%, картофель и овощные культуры – 9,6% посевных площадей.

В отрасли  растениеводства  регион специализируется на выращивании  зерновых, картофеля  и сахарной свёклы. В отрасли животноводства – производство мяса (11,4%), молока (9,3%), яиц (41,5%) (от объема производства в Украине).

Для перспективы  развития отрасли агропромышленного  комплекса  необходимы конкретные финансовые ресурсы  за счёт государственных средств, которые бы обеспечивали производство продуктов сельского хозяйства (в первую очередь для столицы – г. Киева – и больших городов региона).

Как и  в других отраслях производства, в  пищевой промышленности района наблюдается  спад производства продукции. Особенно стремительными темпами  за период 1990-2000гг. сократилось производство продукции мясопродуктов – на 81,6, муки – на 51, хлеба и хлебобулочных  изделий – на 38,6%. Для улучшения  работы этой отрасли необходимо технологическое  переоснащение заводов, которые имеют морально и физически изношенное оборудование, низкое качество упаковки продукции, неусовершенствованную организацию маркетинговой деятельности.

 

3.3 ТРАНСПОРТ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ. Центральный экономический район имеет экономические связи с многими странами мира. В районе сосредоточено мощный экспортный потенциал и большое количество импортно ориентированных предприятий по производству товаров и услуг.

В общем  количестве предприятий, которые осуществляют экспорт товаров  и услуг из Украины, предприятия  региона составляют 23,3%, а стоимость экспорта – 16,8% всей стоимости экспорта Украины. Сальдо экспортно-импортных операций по региону является положительным. Лидером в осуществлении внешнеэкономической деятельности является Киев. Здесь сосредоточено 18,5% всех предприятий, которые экспортируют продукцию, и 29,6% тех, что импортируют ее. Импорт товаров и услуг города превышает экспорт – более 800млн. дол. США.

Экспорт осуществляется почти  в 60 стран мира. На Центральный экономический  район припадает более 45% иностранных  инвестиций, которые получают все  регионы Украины, одновременно регион инвестирует в экономику других государств (около 8%).

Межрайонные экономические  связи в развитии района имеют  большое значение.

Отсюда  вывозят оборудование для лёгкой и пищевой промышленности, химическое волокно, азотные удобрения, овощи, муку, сахар. Однако еще больше продукции ввозят из других районов: из Причерноморского – комбайны, оросительные установки, тракторные прицепы, вина, рыбные консервы, табак, виноград, арбузы; из Полесского – подшипники, льняные ткани, торговое оборудование; из Подольского – технологическое оборудование для пищевой промышленности и торговли, свеклоуборочные комбайны, приборы, удобрения; из Карпатского – автобусы, приборы, автокраны, калийные удобрения; из Приднепровского – легковые автомобили, металл, горное оборудование, бытовую технику; из Донецкого – уголь, горное оборудование, металл, удобрения; из Восточного – велосипеды, грузовые автомобили, станки, оборудование для лёгкой и пищевой промышленности, бензин, комплектующие детали и различные приборы.

Значительную  роль в развитии района играет транспорт. Основными  видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный, водный и авиационный.  Крупными железнодорожными узлами района считаются Киев, Черкассы. В районе расположены большие транспортные магистрали. Черкассы и Светловодск известны как речные порты. В Борисполе находится крупнейший аэропорт страны.

 

 

ГЛАВА 4.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА.

  • Основные  проблемы развития района:
  • Низкий уровень промышленного развития;
  • Необходимо создание предприятий, производящих тару и современные упаковочные материалы;
  • Слабое развитие перерабатывающей промышленности;
  • Высокое радиационное загрязнение, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • Сложная демографическая ситуация;
  • Экономическая, социальная и экологическая проблемы Киева – обеспечение населения работой , транспортом, жильём;
  • Сокращение сельского населения; 
  • Проблема сохранения культурных ценностей.

Приоритетными отраслями  экономического развития должны быть конкурентоспособные, которые  изготавливают  продукцию, товары и  услуги, как для внутреннего, так и внешнего рынка. В Центральном экономическом районе такими являются: машиностроение (приборостроение), в том числе производство оптических и оптико-механических приборов, радиоизмерительных систем, авиационная и микробиологическая промышленность. Продукция этих отраслей направлена на удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынка.

В химической и нефтехимической  промышленности, которые являются отраслями  региональной специализации, необходимо оптимально использовать существующие мощности, осуществлять реконструкцию  и техническое  переоснащение  всех основных производственных звеньев.

АПК необходимо направлять на сбалансирование основных блоков комплекса: сельскохозяйственного  производства, развитию пищевой промышленности и производственной инфраструктуры, что даст возможность оптимально приблизить спрос и потребление  их продукции, повысить ее качество и конкурентоспособность на рынке.

Для Центрального экономического района важным является развитие индустрии  туризма с  центром в Киеве, который богат  на исторические и  культурные достопримечательности, которые  содействуют росту объёма предоставления туристических услуг и увеличению денежных поступлений в местный и государственный бюджеты.

Регион  имеет наибольший научно-технический  потенциал, усовершенствуя его структуру  и расширяя масштабы своей деятельности, он может активно  влиять  и  осуществлять научные  разработки и исследования в регионах государства и за его границами, внедряя новейшие достижения в конкретное производство.

В Центральном  экономическом  районе нужно и  дальше вести ускоренное развитие социальной сферы, существенно  улучшать жизненный уровень населения, повышать охрану здоровья  населения.

Особенно  необходимо обратить внимание на экологическую  ситуацию в регионе, введя систему мероприятий  экологического мониторинга, которая  должна быть направлена на оздоровление окружающей среды, связанного с загрязнением значительной территории Чернобыльской  АЭС.

Заключение

Важные  проблемы развития и размещения производительных сил  нужно решать в Центральном  экономическом  районе. Он сформировался  на территории центральной Украины. Главными предпосылками  формирования хозяйственных комплексов Центрального района были: выгодное экономико-географическое положение, трудовые ресурсы, плодородные  земли. По уровню территориальной концентрации промышленности этот район значительно  уступает районам Левобережья. Центральный  район характеризуется относительно хорошим обеспечением трудовыми  ресурсами и специализируется на приборостроении, производстве мебели, а также лёгкой и пищевой промышленности.

Сельское  хозяйство имеет  широкую специализацию: производство зерна, сахарной свёклы, овощей, молока и мяса и другой продукции.

Основными направлениями  развития производительных сил в  Центральном районе выступают:

  • повышение эффективности производственного и научного потенциала;
  • рационализация  в использовании трудовых ресурсов, особенно в сельской местности;
  • ограничение роста больших городов, всестороннее развитие производительных комплексов и их инфраструктуры в средних и малых городов;
  • Интенсификация  производства в АПК, в частности переведение с/х на индустриальную основу, расширение использования почвозащитных методов обработки земли и проведения противоэрозионных мероприятий, увеличение урожая всех сельскохозяйственных культур.

Повышение уровня социально-экономического развития Центрального района характеризуется  сравнительно низкой степенью территориальной  концентрации промышленности при высокой  плотности населения и развитой системе местного и сельского населения.

Литература

1.Дорогунцов С.И. Размещение  производительных сил и региональная  экономика.- Издание 2, без изменений.-К.: КНЕУ, 2007.-992с.

2.Хвесик М.А., Горбач Л.М.  Размещение продуктивных сил  и региональная экономика: учебное  пособие.- К.: Кондор, 2005.-344с.

3.Ковалевский  В.В., Михайлюк А.Л. РПС и РЭ.- К.: Знание,2006.-350с.

4.Клиновый Д.В., Пепа Т.В. РПС и РЭ.- К.: Центр учебной литературы,2006.-728с.

5.Шаблий  А.И. Социально-экономическая  география Украины.- Львов: Мир,2000.- 680с.

6.Голиков  А.П., Дайнека  О.Г. Учебный пособник.- Харьков:  ТОВ «Олант», 2002.- 320с.

7.Стеченко  Д.М. РПС  и регионолистика. Изд. «Знание»,2002-374с.

8. Качан Е.П. РПС Украины.- К.: изд. «Юридическая книга»,2001.-552с.

9.Масляк П.О. Хрестоматия  по географии Украины: пособие  для учителей-К.:Генеза,-448с.

10.Тарасенко  Н.Г.Экономические районы Украины.  Пособие для школьников, студентов, абитуриентов и учителей.- Донецк: Академия,1999.-72с.

11. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М., 2000. 495 с.

12. Комаров М.П. Инфраструктура  регионов мира: Учебник. СПб., 2000. 347с.

13. Чернюк. Економіка регіонів України. Навчальний посібник. – К.: ЦУЛ, 2002.644с.

14. Ковалевський В.В, Михайлик О.Л., Семонов В.Ф., та ін. Розміщення продуктивних сил: Підручник. – К: Т-во „Знання”, КЛЛ, 2001. – 353 с.

Информация о работе Экономика Центрального экономического района