Экономика Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:40, реферат

Описание работы

Экономическая география. Минск - не только столица, но и крупнейший промышленный центр Белоруссии. Здесь выпускается четверть всей промышленной продукции страны. Другими крупными промышленными центрами являются Гомель (сельхозяйственное оборудование и кабели), Могилев (электроника и искусственное волокно), Бобруйск (шины), Брест (электроника, шерстяные ткани и потребительские товары длительного пользования), Гродно (продукция химической промышленности, текстиль), Полоцк (искусственное волокно и продукты нефтехимии). Главные сельскохозяйственные районы расположены в центре республики и на юго-восточной равнине, но радиоактивное загрязнение в результате Чернобыльской аварии на 40-50% уменьшило площади возделываемых земель и поголовье домашнего скота в этих районах.

Работа содержит 1 файл

Экономика беллоруссии.docx

— 32.07 Кб (Скачать)

     В последние годы руководство Белоруссии внесло определённые коррективы в свою экономическую политику, усилив по ряду направлений ориентацию на развитие рыночных отношений. Активизировались процессы разгосударствления и приватизации в промышленности, сокращён список товаров и услуг, цены на которые регулируются государством; предполагается провести реформу аграрного сектора, уменьшить масштабы государственного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования.

     Денежно-кредитная  политика и банковское дело. С осени 1999 Национальным банком (НБ) Белоруссии реализуется новая концепция денежно-кредитной политики, предусматривающая значительное ужесточение этой политики в целях обуздания инфляции (в т. ч. резкое ограничение масштабов льготного кредитования экономики). Жёсткая денежно-кредитная политика НБ способствовала снижению уровня инфляции; вместе с тем она наряду с другими факторами привела к серьёзному ухудшению финансового положения многих предприятий. Доля убыточных предприятий в их общем числе, составлявшая в кон. 1998 16,2%, к кон. 2000 возросла до 23,4% и к апрелю 2003 — до 50,3%. Рентабельность в целом по народному хозяйству снизилась с 12,7% в 2000 до 7,3% в январе—марте 2003.

     Началась  либерализация валютного рынка  Белоруссии; в сентябре 2000 было покончено  с существовавшей несколько лет  множественностью валютных курсов и  введён единый курс белорусского рубля.

     В Белоруссии с началом рыночных реформ создана двухуровневая банковская система, состоящая из НБ (1-й уровень) и сети коммерческих банков (2-й уровень). К нач. 2003 в стране насчитывалось 28 коммерческих банков, среди которых выделяются 4 крупнейших банка, уполномоченных обслуживать государственные программы: Беларусбанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк и Белинвестбанк.

     На  нач. 2003 в уставных фондах 23 коммерческих банков присутствовал иностранный капитал; по данным НБ, доля иностранного капитала в национальной банковской системе на 1 января 2003 составила 8,7%.

     Доходы  государственного бюджета Белоруссии в 2001 составили 34% ВВП, в 2002 — 34%, расходы  — соответственно 35 и 34% ВВП. Дефицит  бюджета в последние годы покрывается  за счёт кредитов НБ и выпуска государственных  ценных бумаг.

     Главными  источниками доходов республиканского бюджета в 2002 были налог на добавленную  стоимость (30%), налог на прибыль (12,6%), доходы от внешней торговли (10,3%), дорожный налог (10,3%), акцизы (10,1%). Основными статьями бюджетных расходов были финансовая помощь бюджетам других уровней (13%), сельское хозяйство (8%), социальная политика (7,7%), образование (6,7%), предупреждение и  ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (6,2%), национальная оборона (5,6%).

     Налогообложение. Действующая в Белоруссии система налогообложения была введена в 1992. Взимаемые налоги и сборы по уровням бюджетной системы подразделяются на 3 группы: общереспубликанские; налоги, уплачиваемые в бюджеты областей и г. Минска; местные налоги и сборы. Основу бюджетной системы составляют поступления от трёх важнейших налогов — налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и акцизов. В ближайшие годы намечается снижение налоговой нагрузки на экономику, включая уменьшение ставок некоторых налогов и сборов.

     Внешний государственный долг Белоруссии составляет ок. 740 млн долл., что соответствует примерно 5,7% ВВП страны.

     Уровень жизни населения. Уровень жизни населения с сер. 1990-х гг. имеет устойчивую тенденцию к повышению. Реальные доходы населения возросли в 2002 в 2,33 раза по сравнению с 1995 и в 1,49 раза по сравнению с дореформенным 1991. В 2001 реальные располагаемые доходы населения увеличились на 29%, в 2002 — на 8%. Заработная плата в последние годы постоянно росла и составила в нач. 2003 эквивалент 109 долл. В то же время вследствие тяжёлого финансового положения многих предприятий (особенно в аграрном секторе) нередки задержки заработной платы. Долги по заработной плате на 31 марта 2003 составляли эквивалент 21,9 млн долл.; по некоторым оценкам, 57% работающего населения не получают заработную плату вовремя.

     Прожиточный минимум на нач. 2003 составлял в эквиваленте 44 долл. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 46,7% в 1999 до 28,9% в 2001.

     Среднемесячные  доходы средней белорусской семьи, по данным Министерства статистики и  анализа, составили в IV кв. 2001 131 долл., из которых на долю заработной платы  приходилось 61,6%, доходов от предпринимательской  и индивидуальной деятельности 3,2%, доходов от продажи сельхозпродукции 2, поступлений от продажи недвижимости 1, дивидендов и дохода от сдачи внаём  недвижимости 0,1, пенсий 24,1, пособий 1,8, материальной помощи от родственников 3,4%.

     В январе—сентябре 2002 денежные расходы  составили 78,3% от денежных доходов населения, текущее сбережение — 21,7%. В структуре  денежных расходов 89,8% приходилось  на покупку потребительских товаров  и услуг, 10,2% на налоги на доходы и  имущество и другие обязательные платежи и взносы. Более 1/2 денежных расходов составляли расходы на продукты питания.

     За 2002 банковские депозиты граждан в  национальной валюте возросли, по данным НБ, более чем в 2 раза, а в иностранной  валюте — на 24%. К нач. 2003 на счетах физических лиц находилось почти 667 млрд белорусских рублей (в долларовом эквиваленте — 347 млн) и более 390 млн долл. США.

     Несмотря  на рост реальных доходов населения, в Белоруссии остро стоит проблема бедности. По установленному правительством критерию бедным считается человек, имеющий месячный доход менее 60% от прожиточного минимума, что составляет в долларовом эквиваленте 26,4 долл. По этому критерию число бедных в  нач. 2003 составляло 694,7 тыс. чел., или 7% населения. Для борьбы с бедностью разработана и начинает внедряться система адресной социальной поддержки малоимущих.

     Внешняя торговля. Исключительно важную роль в белорусской экономике играет внешнеэкономический блок. Внешнеторговый оборот на 10—20% превышает ВВП республики; состояние внешнеэкономических связей во многом определяет экономическую ситуацию в стране.

     Динамика  внешнеторгового оборота в последние  годы была неустойчивой. В 1998—99 под  воздействием российского финансового  кризиса объём внешней торговли заметно упал; в последующий период преобладала тенденция к росту.

     Сальдо  внешнеторгового баланса Белоруссии является устойчиво отрицательным, что связано прежде всего с крупным дефицитом в торговле с главным торговым партнёром — Российской Федерацией.

     Белоруссия  поддерживает торгово-экономические  связи со 166 странами мира. На страны СНГ в 2002 приходилось около 62% внешнеторгового  оборота, на другие страны — ок. 38%. Структура экспорта и импорта Белоруссии в торговле с государствами СНГ и с другими странами значительно различаются. В экспорте в страны СНГ в 2002 ведущее место занимали машины, оборудование и механизмы (18,8%), средства транспорта (17,9%), продукция химической промышленности, полимерные материалы, пластмассы, каучук, резина и изделия из них (10,6%), текстильные материалы и текстильные изделия (10,4%); в экспорте в другие страны преобладали минеральные продукты (42,6%), продукция химической промышленности, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них (18,2%), недрагоценные материалы и изделия из них (8,8%). В импорте из стран СНГ основное место занимали минеральные продукты (37,3%), недрагоценные металлы и изделия из них (14,3%), машины, оборудование и механизмы (11,0%), продукция химической промышленности, полимерные материалы, пластмассы, каучук, резина и изделия из них (11,8%); из других стран ввозились в основном машины, оборудование и механизмы (25,0%), продукция химической промышленности, полимерные материалы, пластмассы, каучук, резина и изделия из них (18,2%), средства транспорта (14,9%).

     Главным торговым партнёром Белоруссии является Российская Федерация, на долю которой  в 2002 приходилось 57,9% её внешнеторгового  оборота, в т.ч. 50,1% экспорта и 65,1% импорта. Объём белорусско-российской торговли составил в 2002 9,89 млрд долл., в т.ч. экспорт Белоруссии в Российскую Федерацию — 4,05, импорт — 5,84 млрд долл. Предприятия Белоруссии и Российской Федерации поддерживают между собой тесные производственные (в т.ч. кооперационные) связи; в общей сложности более 8 тыс. предприятий двух стран связаны взаимными поставками продукции. В последние годы достигнут заметный прогресс в развитии экономической интеграции Белоруссии и Российской Федерации: формируется таможенный союз, реализуется ряд совместных производственных программ, идёт подготовка к введению единой валюты.

     Другими крупными торговыми партнёрами Белоруссии являются Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва. В 2002 в экспорте страны ведущие  места после Российской Федерации  занимали Латвия (6,4%), Германия (4,3%), Украина (3,4%), Польша (3,4%), Литва (3,2%), в импорте  — Германия (7,7%), Украина (3,2%), Польша (2,4%).

     Инвестиции. В развитии белорусской экономики важная роль отводится привлечению иностранных инвестиций. На 2002—10 общая потребность в инвестициях оценивается в 39 млрд долл. США, из которых иностранные инвестиции должны составить 13 млрд долл. США. Однако средства зарубежных инвесторов в последние годы составляют лишь незначительную часть общего объёма инвестиций в основной капитал — от 1,5 до 4%. Общий объём чистых прямых иностранных инвестиций в Белоруссию за 1994—2002 составил 1,45 млрд долл. США.

     К нач. 2003 в Белоруссии было зарегистрировано 3912 предприятий с участием инвесторов более чем из 80 стран (в т.ч. 430 предприятий с участием российских инвесторов). Основной объём инвестиций в уставные фонды совместных и иностранных предприятий поступает из США (16,5%), Германии (13,3%), Нидерландов (12%), Польши (11,2%), Великобритании (7,1%), Кипра (6,6%). Зарубежные инвестиции вкладываются в промышленность(деревообрабатывающую, пищевую, химическую, машиностроение, металлообработку), в транспорт, торговлю, общественное питание.

     В октябре 2001 вступил в силу Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение  инвестиционного климата в стране (в т.ч. для зарубежных инвесторов). Привлечению иностранных инвестиций в Белоруссии способствует также  деятельность созданных на территории страны 4 свободных экономических  зон («Брест», «Минск», «Гомель—Ратон» и «Витебск»).

     ОБЩЕСТВО 
Общественные организации. Федерация профсоюзов Белоруссии (ФПБ) - крупнейшая общественная организация страны. Она сформировалась из старых профсоюзов советской эпохи, которые контролировались государством, и управляется преимущественно теми же чиновниками. В ее рядах состоит большинство занятых в промышленности, торговле и сфере услуг. После 1989 у ФПБ появились конкуренты - Белорусский независимый профсоюз, Свободный профсоюз Белоруссии и др. В целом к концу 1990-х годов число членов профсоюзов составляло 4134 тыс. человек (96,1% рабочей силы вне сельского хозяйства). После 1989 появилось много новых общественных организаций. Некоторые из них, такие как "Дети Чернобыля", занимаются медицинской помощью, лечением и переселением жертв Чернобыльской ядерной катастрофы. Другие организации, такие как Славянский собор и Союз поляков Белоруссии, работают преимущественно среди этнических меньшинств и сосредоточивают внимание на поддержании языка, национальной культуры и международных связей. Совет колхозов, состоящий из председателей колхозов и директоров совхозов, конкурирует с кооперативными обществами, сформированными небольшим, но растущим классом семейных фермеров. 
Религия. История религии в Белоруссии тесно связана с влиянием различных политических сил, которые управляли белорусскими землями. В 10 в. население Руси (в том числе радимичи и дреговичи, из которых позже образовались белорусы) было обращено в православие. После распада Киевской Руси эти земли вошли в состав Литвы и Польши. В 16 в. Речь Посполитая (союзное государство Польши и Литвы) ввело на этих землях католичество с сохранением греческих обрядов - униатскую церковь. В конце 18 в. Россия восстановила господство православной церкви и уменьшила влияние униатов. После 1991 в Белоруссии провозглашена полная свобода вероисповедания. Большинство верующих - православные (70%). 
Образование. Введение советским государством в 1924 всеобщего обязательного начального образования стало революцией в сфере образования в Белоруссии. С 1924 по 1933 уровень грамотности повысился с 20% до 90%. Экономический кризис 1990-х годов существенно не повлиял на систему образования в Белоруссии, которая сохранилась благодаря поддержке государства. В Белоруссии имеется 60 высших учебных заведений. Белорусский государственный университет, основанный в 1921, - ведущий вуз республики с почти 20 тыс. студентов. Пользуются авторитетом политехнический институт и сельскохозяйственная академия. Белорусская академия наук, основанная в 1929, достигла значительных успехов в физике, математике и геологии, а также в прикладных дисциплинах, таких, как мелиорация земель и восстановление лесов

Информация о работе Экономика Белоруссии