Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:29, контрольная работа
Бельгия относится к группе небольших высокоразвитых европейских государств, ко-торые занимают важное место в современной мировой экономике. Этой категории «малых привилегированных наций» удалось весьма эффективно использовать собственные природные благоприятные предпосылки (удобное геостратегическое положение, наличие естественных ресурсов и пр.) для ускоренного индустриального развития. Впоследствии на этой основе стали формироваться доминирующие отрасли национальной экономики, ориенти-рованные на выпуск высококачественной и технически передовой продукции, на собственные «маркетинговые ниши» мирового рынка.
Содержание 2
Введение 3
Состояние основных секторов экономики 3
Химико-фармацевтическая промышленность 4
Нефтепереработка и нефтехимическая промышленность 4
Стекольная промышленность 5
Металлообработка и производства изделий из металла 5
Машиностроение 6
Автомобильная промышленность 6
Судостроение 7
Легкая промышленность 7
Сельское хозяйство 8
Пивоваренная промышленность 8
Биофармацевтика 8
Заключение 9
Литература 10
Калининградский
государственный технический |
Реферат
на тему:
Экономика Бельгии
(обзор
2001-2006г.)
Выполнила:
Федорович Кристина гр. 08-ОП |
Руководитель: Сенчукова Л.О. |
Калининград
2011г
Бельгия относится к группе небольших высокоразвитых европейских государств, которые занимают важное место в современной мировой экономике. Этой категории «малых привилегированных наций» удалось весьма эффективно использовать собственные природные благоприятные предпосылки (удобное геостратегическое положение, наличие естественных ресурсов и пр.) для ускоренного индустриального развития. Впоследствии на этой основе стали формироваться доминирующие отрасли национальной экономики, ориентированные на выпуск высококачественной и технически передовой продукции, на собственные «маркетинговые ниши» мирового рынка.
Бельгию нередко называют одной из первых индустриальных стран мира. В 19 в. она даже именовалась «маленькой мастерской мира». В первые годы после 2-й мировой войны к ней постоянно прибавляли термин «чудо-страна» или «витрина индустриального процветания». Но в последние три десятилетия 20 в. Бельгию нередко относили к категории «больного участника Евросоюза». Экономика этой страны в начале 21 в. находится в фазе сложнейшей структурной перестройки, процессе поиска новой промышленной специализации в мировой экономике. И в этой сфере начали обозначаться определённые достижения.
Основа экономики Бельгии – прежде всего промышленность, перед значением которой далеко на задний план отходят и гигантские порты, и города-музеи, заполненные туристами, и сельское хозяйство. Доля Бельгии в мировой промышленной продукции более чем втрое превышает ее долю в населении мира. Страна занимает второе место в мире по выплавке стали на душу населения, уступая лишь Люксембургу, а по объему промышленного производства находится на двенадцатом месте в капиталистическом мире.
Бельгия располагает тремя главными отраслями тяжелой промышленности: металлургической (производство стали, цветных металлов и тяжелых станков), химической и цементной. Производство чугуна и стали – все еще важная отрасль, хотя в 1994 г. было выплавлено 11,2 млн. т стали, что составляло 2/3 от уровня1 1974 г. Большинство старых металлургических заводов располагалось близ угольных шахт вокруг Шарлеруа и Льежа или вблизи месторождений железной руды на самом юге страны. Более современный завод, использующий высококачественную импортную железную руду, расположен вдоль канала Гент – Тернёзен к северу от Гента.
В последние годы в таких отраслях промышленности, как химическая, металлургическая, производство электрооборудования и транспортных средств, наблюдается значительный рост.
С целью увеличения конкурентоспособности бельгийские компании стремятся, помимо улучшения качества продукции, поднять и производительность труда на своих предприятиях, благодаря чему экономика Бельгии считается одной из наиболее производительных в мире. Промышленность инвестирует в оборудование и информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ); импортирует те компоненты и детали, производство которых дешевле за границей; специализируется в тех секторах, где есть конкурентные преимущества. Рост производительности труда в промышленности Бельгии довольно впечатляющий, т.к. он на 1-2% выше, чем средний национальный показатель.
Индекс торгового оборота в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности Бельгии несколько снизился к концу 2005 г. (на 0,5%). На региональном уровне товарооборот в промышленности Фландрии вырос на 0,9%, в Валлонии – на 2,2%.
Химико-фармацевтическая промышленность в Бельгии начала активно развиваться в 20 веке. Большинство заводов размещаются в промышленных районах Антверпена и Льежа. Доля химической промышленности в добавленной стоимости составляет около 20%2. Изделия из пластмассы составляют около 10%, на мыло и моющие средства приходится 1,3%.
Весной
2005 г. в Бельгии на коксохимическом
заводе Cokerill-Sambre в городе Сэрен (Seraing)
был запущен новый «
С 1 сентября 2005 г. в Бельгии были снижены цены нескольких сотен медикаментов примерно на 14%. Последнее сокращение цен на фармацевтическую продукцию было 12 лет назад и составило 2,3%. Понижение цен было вызвано удешевлением химических составляющих необходимых для производства ряда лекарств.
Снижение цен коснулось таких групп медикаментов как: статины (Simvastatine, Zocor, Pravastatine, Pravasine, Cholemed), противогипертонические средства (Amlor, Adalat, Baypress), противодепрессионные лекарства (Prozac, Cipramil), некоторые антибиотики (Amoxicilline, Biclar, Ciproxine), обезболивающие препараты (Pro-Dafalgan, Subutex, MS Contin), желудочно-кишечные средства (Logastric, Losec), антиэпилептики (Convulex и др.).
До
Второй мировой войны нефтепереработка
и нефтехимическая
В июле 2005 г. компания Oleon, филиал франко-бельгийской нефтехимической группы Total, объявила об инвестициях 16 млн. евро в производство биологического дизельного топлива (biodiesel) на заводе во фламандском городе Эртвельде (Ertvelde). Производство предполагается начать в конце 2006 г. с ежегодным объемом продукции 95 тыс. тонн. Во исполнение Директивы Евросоюза автомобильный транспорт должен использовать до конца 2005 г. 2% био-горючего (что означает для Бельгии 110 тыс. тонн в год), а к 2010 г. количество такого горючего должно составлять 5,7% (для Бельгии – 330 тыс. тонн в год). Биодизель появится на бельгийском рынке после принятия решения Комиссией ЕС о снижении акцизов на такие виды горючего.
Бельгия имеет стратегические запасы нефти на период более 120 дней, что на 30 дней больше, чем официально установленный ЕС минимальный срок в 90 дней.
Богатую
историю имеет бельгийская
Структура стекольной промышленности Бельгии в значительной степени отличается от структуры этой отрасли других стран Европы. Более 70% от всего производства стекла в Бельгии приходится на плоское стекло. По тоннажу производимого стекла Бельгия занимает второе место в Европе. Уже в начале 60-х гг. Бельгия производила около 800 тыс. тонн стекла, а товарооборот составлял примерно 175 млн. евро. В настоящее время в стране производится примерно1,5 млн. тонн стекольной продукции, а товарооборот превышает 2 млрд. евро. Экспорт продукции стекольной промышленности, увеличившись в 10 раз за последние 30 лет, превышает 2 млрд. евро.
Ежедневно в Бельгии производится свыше 4 тыс. тонн стекла, а экспортируется – около 5,3 тыс. тонн. Каждый пятый европейский автомобиль оснащен стеклами бельгийского производства. В Бельгии, в г. Зеебрюгге (Zeebrugge) находится самый большой в мире завод по производству зеркал – завод Glaverbel Zeebrugge, отметивший недавно свое 75-летие.
Некоторые стекольные производства, осуществляемые в Бельгии уникальны, как, например, производство стекла из жидкого хрусталя компании Saint-Gobain, специальное изоляционное стекло компании Pittsburgh Corning. А защитные стекла компании Meyvaert Glas надежно защищают московские музеи. Фирма Emgo экспортирует миллиарды лампочек. Компания Durobor является поставщиком стаканов и бокалов в крупнейшие отели Австралии. Зеркала фирмы Spiegelfabriek Deknudt пользуются большим спросом в Японии и Китае.
Одной из основных отраслей промышленности Бельгии является также отрасль металлообработки и производства изделий из металла. Бельгийские компании работают с тремя основными категориями металлов: базовыми (алюминий, медь, цинк и т.д.), драгоценными металлами (золото, серебро, платина и др.) и специальными (германий, кобальт и др.). В настоящее в отрасли занято около 8,5 тыс. человек.
Цветная металлургия. Изначально эта отрасль промышленности использовала цинковую руду из месторождения Тореснет, которую теперь приходится импортировать. В середине 1990-х годов Бельгия являлась крупнейшим в Европе и четвертым в мире производителем цинка. Бельгийские цинковые заводы расположены близ Льежа и в Баден-Везеле в Кампине. Кроме того, в Бельгии производятся медь, кобальт, кадмий, олово, свинец. Бельгия входит в первую десятку мировых производителей и экспортеров тяжелых металлов (меди, цинка, свинца), кобальта, германия и радия. Кроме того, Бельгия – один из экспортеров таких редких металлов, как тантал, ниобий и селен. Крупнейший не только в Бельгии, но и в Западной Европе медеплавильный завод находится в Олене, столь же крупный цинкоплавильный завод – в Балене. В целом основные центры цветной металлургии Бельгии расположены в районе Антверпена, куда поступает все импортное сырье, в районе Льепса, соединенного с антверпенским портом Альберг каналом, и вдоль каналов в Кампине. Большая часть выплавляемого металла экспортируется в слитках [1].
Обеспеченность сталью и цветными металлами стимулировала развитие тяжелого машиностроения, особенно в Льеже, Антверпене и Брюсселе. Производятся станки, железнодорожные вагоны, тепловозы, насосы и специализированные машины для производства сахара, химической, текстильной и цементной промышленности. Исключая крупные военные заводы, сосредоточенные в Эрстале и Льеже, заводы по производству тяжелых станков относительно невелики. В Антверпене находится судоверфь, выпускающая суда международного класса. В 1984 г. сборочная линия «Форда» в Генте была самой длинной в мире роботизированной установкой. Фламандские города и Брюссель разместили у себя заводы иностранных автопроизводителей, тогда как заводы по производству тракторных прицепов и автобусов размещены по всей стране.
Машиностроение специализируется на производстве металлоемкого капитального оборудования, с которым тесно связано развитие железнодорожного транспорта, трамвайного хозяйства, строительство электростанций во многих странах Европы. Основные отрасли машиностроения – автосборочная промышленность и электротехническая, специализирующаяся в основном на выпуске энергосилового оборудования.
В
Бельгии нет собственной
По данным многоотраслевой Федерации предприятий Бельгии Agoria, в 2005 г. в автомобилестроении отмечен один из самых высоких показателей роста производительности – 4,4%.
С момента открытия в г. Генке завода компании Ford в 1964 г. с его конвейера сошло более 12 миллионов автомобилей. Бельгийский автозавод является одним из самых современных сборочных предприятий в Европе. Кроме того, он стал фундаментом производственной стратегии Ford of Europe. С 1993 г. завод является единственным европейским производственным автопредприятием, выпускающим одну из самых востребованных моделей компании - Ford Mondeo. На заводе в настоящее время работает 4946 человек в две смены. В Генке в прошлом году было произведено 207.163 автомобилей. На 2006 г. компания запланировала выпуск нового автомобиля для активного отдыха Концепт-кар SAV (Sports Activity Vehicle).