Экономика Бельгии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:38, контрольная работа

Описание работы

Поищем Бельгию на карте. Найдем клочок побережья, изрезанного каналами и зажатого между Нидерландами, Германией, Люксембургом и Францией. Эта почти треугольная территория по размерам, площадью 31 тыс. кв. км, со столицей в городе Брюссель, уступает Рязанской области. Бельгия – одна из старейших промышленных стран, вступившая на путь капиталистической индустриализации еще в начале XIX в. вслед за Англией и достигшая промышленной зрелости ранее других континентальных стран Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….…6

1.1. Общая характеристика Бельгии…………………………..…………....6

1.1.1.Географическое положение, природа и климат Бельгии……....6

1.1.2.Полезные ископаемые…………………………………………..11

1.1.3.Политический строй и государственная

символика Бельгии………………………………………………..…11

1.1.4.Столица и крупные города Бельгии………………………..…..12

1.1.5.Население Бельгии……………………........................................13

1.1.6.Культура, язык и религия Бельгии….……………………….…15

1.2. Краткий исторический очерк………………….......………………..…16

1.3. Промышленность Бельгии и ее основные районы…………………..17

1.3.1.Горнодобывающая, тяжелая, легкая промышленность….........18

1.3.2.Топливная промышленность………………………………..…..19

1.3.3.Энергетика………………………………………………….……20

1.3.4.Черная и цветная металлургия……………………………….…21

1.3.5.Машиностроение………………………………………………...22

1.3.6.Лесопромышленный комплекс………………………………....23

1.3.7.Транспорт…………………………………………………….…..24

1.4. Сельское хозяйство Бельгии………………………..............…………26

1.5. Внешнеэкономические связи страны……………….……………..….28

1.6. Развитие туризма в Бельгии …………………….…...………………..29

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..….30

2.1. Макроэкономические показатели Бельгии, характеризующие ее положение в мировой экономике………………………………………….……32

2.2. Процент изменения стоимости экспорта Бельгии; удельный вес Бельгии в мировом экспорте за последние 5-10 лет……….………………….34

2.3. Расчеты по данным о численности населения и ВВП Бельгии за последние 5-10 лет……………………………………………...………………..35

2.3.1. Процент изменения населения…………………………...….…36

2.3.2. Процент изменения ВВП……………………………….………36

2.3.3. ВВП на душу населения и процент его изменения………..….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….…………………..…36

Работа содержит 1 файл

РГЗ Бельгия.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

                   1.3.Пищевая промышленность

       Пищевая промышленность занимает существенное место в экономике страны. Самые  большие мировые группы работают в Бельгии, среди которых Danone, InBev, Coca-Cola, Unilever Belgium, Kraft Foods Belgium, Nestlé, Materne, Ferrero, и другие. Биотехнологии. В 2006 году в Бельгии работало около 140 биотехнологических компаний. Между университетами, научно-исследовательскими центрами и главными экономическими игроками были установлены прочные связи с целью дальнейшего успешного развития этой переспективной отрасли. На долю бельгийских компаний приходилось 16% оборота биотехнологической отрасли в Евросоюзе и около 10% расходов на научно-исследовательскую деятельность. Сельское хозяйство отличается высокой интенсивностью и механизацией. Выращивают пшеницу, ячмень, овес, рожь. Преобладает животноводство мясомолочного направления. Развито свиноводство. 

       1.3.Транспорт

       Протяженность железных дорог 3,5 тыс. км, автодорог - около 149 тыс. км. Реки, соединенные каналами, составляют сеть внутренних водных путей. 
 

       1.3.Внешняя торговля

         Основными товарами, поступающими  на экспорт, являются: черные и  цветные металлы, химикаты, транспортные  средствa, промышленное оборудование (кузнечно-прессовое), бриллианты, продовольствие. Бельгия занимает 1-e место в мире по экспорту стекла и зеркал. Импортируют продукцию машиностроения, тpaнcпортные средства, топливо, нефтепродукты, хлопок. Главные внешнеэкономические партнеры: Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания. 

       1.3.   Туризм

         Страну ежегодно посещают более 6,5 млн. туристов, которых привлекают художественные музеи, памятники.

          1.3.Автомобильная промышленность

           В течение последних  20 лет Бельгия производила в  среднем около 1 млн автомобилей  в год, большинство из которых  предназначались на экспорт. Бельгия является ключевым пунктом в цепочке производства автомобилей. Такие заводы как Opel Antwerp, Ford Genk, Audi Forest/Brussels, Volvo Europa, Van Hool (автобусы) и Truco обеспечивают сильные позиции автомобилестроения страны.

          Металлургическая

           Бельгия — один из ведущих производителей стали в ЕС (около 11,3 миллионов тонн в 2001 году). Чёрная металлургия Бельгии специализируется на выпуске автомобильного проката, нержавеющей стали, заготовок, стальной проволки и другой готовой стальной продукции. Ведущий производитель в производстве нержавеющей стали — фирма Кокерий-Самбр («Cocerill-Sambre», контрольный пакет принадлежит французской компании Usinor). Крупный современный комбинат полного цикла Сидмар «Sidmar» входит в состав люксембургского концерна АРБЕД. Большая часть предприятий отрасли расположены в окрестностях Льежа и Шарлеруа. Основноё сырьё — железная руда из Швеции и коксующийся уголь из США.

          По производству и экспорту цветных металлов Бельгия — один из лидеров Евросоюза. В начале 2000-х годов Бельгия производила в среднем 400 тысяч тонн рафинированой меди в год (четвертое место в ЕС после Германии, Польши и Испании), 250 тысяч тонн свинца и 120 тысяч тонн цинка. Бельгия производит также кобальт, германий, тантал, селен, ниобий и другие редкие металлы.

          Бельгия располагает  хорошо развитой цветной металлургией. Изначально эта отрасль промышленности использовала цинковую руду из месторождения Тореснет, но теперь цинковую руду приходится импортировать. В середине 1990-х годов Бельгия являлась крупнейшим в Европе и четвертым в мире производителем этого металла. Бельгийские цинковые заводы расположены близ Льежа и в Баден-Везеле в Кампине. Кроме того, в Бельгии производятся медь, кобальт, кадмий, олово, свинец.

          Обеспеченность сталью и цветными металлами стимулировала  развитие тяжелого машиностроения, особенно в Льеже, Антверпене и Брюсселе. Производятся станки, железнодорожные вагоны, тепловозы, насосы и специализированные машины для производства сахара, химической, текстильной и цементной промышленности. Исключая крупные военные заводы, сосредоточенные в Эрстале и Льеже, заводы по производству тяжелых станков относительно невелики. В Антверпене находится судоверфь, выпускающая суда международного класса.

          Химическая.

          Вторая по значению отрасль промышленности страны –  химическая – начала развиваться  в 20 в. Как и другие отрасли тяжелой  индустрии, ее рост стимулировался наличием угля, который использовался как в энергетике, так и в производстве такого сырья, как бензол и смола.

          В нефтехимической  промышленности значительное место  заняло производство пластмасс.

          Большинство цементных  заводов сосредоточено в промышленном районе долины рек Самбра и Маас, вблизи местных источников известняков. В 1995 в Бельгии было произведено 10,4 млн. т цемента.

          В Бельгии нет  собственной автомобильной промышленности, хотя там размещены иностранные  автосборочные заводы, чему благоприятствуют низкие пошлины на импорт деталей автомобилей и высококвалифицированные рабочие кадры. В 1995 было собрано 1171,9 тыс. легковых автомобилей и 90,4 тыс. грузовых, что вместе составляло ок. 10% объема европейского производства.

          Легкая  промышленность

          Хотя легкая промышленность менее развита, чем тяжелая, существуют несколько значительных по объему производства отраслей легкой промышленности, в т.ч. текстильная, пищевая, электронная (например, завод в Руселаре в Западной Фландрии) и др. Традиционные ремесленные производства – плетение кружев, изготовление гобеленов и кожаных изделий – значительно сократили выпуск продукции, но некоторые из них еще действуют в расчете на обслуживание туристов. Бельгия является крупным производителем хлопчатобумажных, шерстяных и льняных тканей. Биотехнологические и космические фирмы сконцентрированы в основном в «коридоре» Брюссель – Антверпен. 
 

          Переработка сельскохозяйственной продукции

          Существенное место  в экономике страны занимает переработка  сельскохозяйственной продукции. Особенно выделяются производство сахара, пивоварение и виноделие. Импортным сырьем снабжаются заводы, вырабатывающие какао, кофе, сахар, консервированные маслины и др.

          Обработка алмазов

          Антверпен – крупный  центр по обработке алмазов, по объему продукции он превосходит Амстердам. В фирмах Антверпена занята примерно половина мировых резчиков алмазов, и они обеспечивают почти 60% мирового производства обработанных алмазов. Экспорт драгоценных камней, в основном алмазов, в 1993 дал 8,5 млрд. долл., или 7,1% стоимости экспорта страны.

         Энергетика.

           В течение многих десятилетий уголь обеспечивал промышленное развитие Бельгии. В 1960-е годы самым главным энергоносителем стала нефть.

       Энергетические  потребности Бельгии в 1995 исчислялись  в эквиваленте 69,4 млн. т угля, причем только 15,8 млн. т было покрыто за счет собственных ресурсов. 35% энергопотребления приходилось на нефть, половина которой импортировалась из стран Ближнего Востока. В структуре энергобаланса страны уголь составил 18% (на 98% импортируемый, главным образом из США и ЮАР). Природный газ (преимущественно из Алжира и Нидерландов) обеспечивал 24% энергетических потребностей страны, а энергия, полученная от других источников, – еще 23%. Установленная мощность всех электростанций в 1994 составила 13,6 млн. кВт. В стране действуют 7 АЭС, четыре из них – в Дуле близ Антверпена. Сооружение восьмой станции в 1988 было приостановлено по соображениям экологической безопасности и в связи с падением мировых цен на нефть

          Бельгия бедна минерально-сырьевыми ресурсами. Основа энергопотребления — импортное углеводородное сырьё и атомная энергетика. Около 35 % энергопотребления приходится на нефть, 24 % — на природный газ, 23 % — на атомную энергию и другие источники, 18 % — на уголь (2003 год). Свыше половины нефти поступает с Ближнего Востока, природный газ — из Нидерландов и в сжиженном виде из Алжира, урановые концентраты ввозят из Франции, США, Канады и ЮАР, обогащённый уран — из США и Франции, уголь — из США и ЮАР.

          Электричество (процент  получения из разных источников):ископаемое топливо: 38,4 % ,гидро ресурсы: 0,6 % ,ядерное топливо: 59,3 % ,другие: 1,8 % .

          По удельному весу АЭС в структуре электроэнергетики Бельгия занимает второе место в мире (после Франции). Действуют 7 энергоблоков.

          Транспорт

          Участию страны в  международной торговле благоприятствует один из самых крупных портов мира Антверпен, через который проходит ок. 80% грузооборота Бельгии и Люксембурга. В 1997–1998 в Антверпене было выгружено 118 млн. т грузов примерно с 14 тыс. судов; по этому показателю он занимал второе место среди европейских портов после Роттердама и являлся крупнейшим железнодорожно-контейнерным портом в Европе.

          Благодаря спокойному течению и полноводности бельгийские  реки судоходны и обеспечивают связь  между регионами. Русло реки Рюпел было углублено, так что в Брюссель теперь могут заходить океанские суда. Кроме того, благодаря равнинному рельефу в приморской части страны были построены каналы, соединяющие между собой естественные водные пути. Несколько каналов было сооружено еще до Второй мировой войны. В конце 1990-х годов в Бельгии было ок. 1600 км судоходных внутренних водных путей. Несколько рек впадают в Шельду выше Антверпена, что делает его узлом всей системы водных путей и центром внешней торговли Бельгии. Он является также транзитным портом для внешней и внутренней торговли Рейнской области (ФРГ) и северной Франции. Помимо благоприятного положения близ Северного моря, Антверпен имеет еще одно преимущество. Морские приливы в широкой части нижнего течения р.Шельды обеспечивают достаточную глубину для прохождения океанских судов.

          Кроме совершенной  системы водных путей, Бельгия располагает  хорошо развитой сетью железных и  автомобильных дорог. Железнодорожная  сеть – одна из самых плотных  в Европе (130 км на 1000 кв. км), ее протяженность 34,2 тыс. км. Государственные компании «Национальное общество железных дорог Бельгии» и «Национальные междугородние железные дороги» получают значительные субсидии. Авиакомпания «Сабена», основанная в 1923, обеспечивает воздушное сообщение с большинством крупных городов мира. Между Брюсселем и другими городами страны налажено регулярное вертолетное сообщение.  

           1.4. Сельское хозяйство

          Сельское хозяйство  отличается высокой интенсивностью, но не играет существенной роли в экономике страны. Сельскохозяйственные угодья составляют около 1/4 территории страны, в том числе 65 % под кормовыми культурами и пастбищами. Около 15 % сельхозугодий занято под зерновые (свыше половины потребностей в зерне удовлетворяется за счет импорта). Производство некоторых видов продовольствия (овощи, яйца, мясо, молоко и сливочное масло) превышает потребности страны. Около 20 % необходимой сельскохозяйственной продукции импортируется — твердая пшеница, корма, тропические фрукты и другие.

          Преобладают фермерские хозяйства, но свыше половины всех сельхозугодий  используются на основе аренды (мелкие крестьянские хозяйства сохранились в Арденнах). Широко используется сельскохозяйственная техника.

          В конце 1990-х годов  в сельском хозяйстве, а также  в лесном хозяйстве и сфере  рыболовного промысла было занято 2,5% всех работающих в стране. Сельское хозяйство покрывало 4/5 потребностей Бельгии в продовольствии и сельскохозяйственном сырье. Урожайность сельскохозяйственных культур в целом высокая, с одного гектара собирают ок. 6 т пшеницы и до 59 т сахарной свеклы. Из общего объема зерновых около 4/5 приходится на пшеницу, 1/5 – на ячмень. Другие важные культуры – сахарная свекла (ежегодный сбор до 6,4 млн. т) и картофель. Почти половина сельскохозяйственных земель отведена под пастбища для домашнего скота, а животноводство дает 70% всей сельскохозяйственной продукции.

          Центральные известняковые  плато Эно и Брабанта с глинистыми почвами используются под посевы пшеницы и сахарной свеклы. В окрестностях больших городов выращивают фрукты и овощи. В центральном регионе  в меньшей степени практикуется разведение домашнего скота, хотя на некоторых фермах в окрестностях Брюсселя и к западу от Льежа разводят лошадей (в Брабанте) и крупный рогатый скот.

Информация о работе Экономика Бельгии