Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:28, реферат
Последнее десятилетие ушедшего столетия для стран бывшего СССР характеризовалось тем, что привычная система объяснения моделей, критериев, методов, основанных на марксизме, была разрушена. Однако новая система, которая отвечала бы изменившимся условиям, пока до конца не создана, не выработана. Отсюда все трудности и все проблемы новых независимых стран. В подобной ситуации в начальный период своей независимости оказалась и Беларусь
ЭКОНОМИКа БЕЛАРУСИ:
МОДЕЛЬ И ПРОБЛЕМЫ
Последнее десятилетие
ушедшего столетия для стран бывшего
СССР характеризовалось тем, что
привычная система объяснения моделей,
критериев, методов, основанных на марксизме,
была разрушена. Однако новая система,
которая отвечала бы изменившимся условиям,
пока до конца не создана, не выработана.
Отсюда все трудности и все проблемы новых
независимых стран. В подобной ситуации
в начальный период своей независимости
оказалась и Беларусь.
Сценарий, по которому
проводятся реформы и структурная перестройка
в Беларуси, впервые была изложена Президентом
Республики Беларусь на втором экономическом
форуме в Санкт-Петербурге (1998 г.). Говоря
об экономической модели он, в частности,
подчеркнул:
"Реформа —
это совершенствование того, что создано,
потому что сломать и создать новое у нас
нет ни времени, ни средств. Да и нужно
ли это делать вообще?"1
Реформа в Беларуси
предполагает "формирование социально
ориентированной, многоукладной рыночной
экономики с равноправным функционированием
государственной и частной собственности
с различными формами хозяйствования
— акционерной, коллективной, арендной
и другими"2 .
Исходные составляющие,
которые определяли выбор белорусской
модели, включали:
— существующую базу, созданную многими десятилетиями и особенно нынешними поколениями;
— необходимость создания цивилизованного государства, способного в трудное время защитить интересы подавляющего большинства своего населения, эффективно контролирующего и регулирующего практически все экономические процессы;
— разумное использование планирования и прогнозирования на пути строительства многоукладной экономики;
— максимальное использование потенциала республики, обусловленного наличием высококвалифицированных кадров, хорошо развитой инфраструктуры и высокоиндустриальной экономики;
— организованность
и порядок.
Главное, что
было положено в основу формирования
и реализации модели, это осторожный,
прагматический, эволюционный подход
к реформированию экономики.
"Роль и
основная функция государства в Республике
Беларусь заключаются сегодня в том, чтобы
создать необходимые условия для развития
экономики и социальной сферы, надежно
и стабильно обеспечить безопасность
граждан, социальную справедливость и
общественный порядок, эффективно подавить
и искоренить организованную преступность,
не дать развернуться коррупции и протекционизму:
Белорусское государство заинтересовано
в развитии частного бизнеса, в повышении
доверия к нему: бизнеса честного, приносящего
пользу и предпринимателю, и народу, и
государству"3 .
"Беларусь
отказалась от обезличенной
Важная составляющая
белорусской модели — это сильная
и эффективная социальная политика
государства. Это не только помощь остро
нуждающимся, но и постоянные инвестиции
в здоровье граждан, в их профессиональное,
культурное, личностное развитие, в их
будущее и будущее страны в целом.
Как бы подытоживая
характеристики принятой Беларусью
модели экономической системы, Э. А.
Лутохина отмечает, что социально ориентированная
модель это:
— "экономика,
формирующаяся под воздействием
определенных фиаско рынка и централизованно-
— смешанная экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности;
— экономика с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость общества;
— экономика, регулируемая сочетанием рыночного механизма и государства; притом, чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования;
— экономика, функционирующая
с использованием принципа социального
партнерства"5.
В докладе Президента
Республики Беларусь на постоянно действующем
семинаре руководящих работников республиканских
и местных государственных органов по
вопросам совершенствования идеологической
работы было отмечено:
"Важнейшая
составляющая часть нашей
Белорусский экономический
уклад доказал свою жизнеспособность.
Мы первые (и пока единственные) среди
стран СНГ превзошли уровень промышленного
производства 1990 г. Не разрушили, а нарастили
свой научно-технический потенциал. Создали
основу для устойчивого и динамичного
развития на перспективу.
Для нашей модели
развития характерен высокий уровень
социальной защищенности, который создается
каждодневным трудом, усилиями всех работающих,
гуманным отношением к человеку как
главной ценности в нашей стране.
Социально-экономическая
составляющая белорусской модели развития
достаточно полно раскрыта в Программе
социально-экономического развития нашей
страны на текущее пятилетие"6 .
Те штрихи экономических
преобразований в стране, которые
были обозначены в 1994 г. в ходе предвыборной
компании Президента Республики Беларусь,
сегодня обрели полные очертания, оформившись
в виде модели, и получили конкретную реализацию
в Программе социально-экономического
развития Беларуси. Республика избрала
свой путь и стала полигоном для экономического
эксперимента, аналога которому в мире
нет. Насколько успешно завершится этот
эксперимент, покажет время. Лишь оно может
дать ответ на вопрос, не является ли избранный
ею путь ошибочным. В Библии есть такие
строки: "Грехи отцов навещают потомков
еще три-четыре поколения". К тому же
неприятие белорусских реформ международными
финансовыми организациями, призрачные
надежды на вступление Беларуси в ВТО,
сложные отношения республики с другими
региональными организациями в мире не
адекватно характеризуют наши процессы.
На фоне позитивных
результатов реформы в
Отметим также,
что страны, исповедующие либерализм,
развиваются эволюционным путем, при
котором из-за цикличности развития
экономики в определенный период возможны
некоторые сбои. Однако сильные институты
этих государств всегда способны найти
объективные механизмы и инструменты
для экономического роста.
В Беларуси сегодня
нет ярко выраженного разделения
на "бедных и богатых", превалирует
государственная собственность, и, по
существу, нет должных предпосылок для
экономического роста. Экономический
рост определяет не политика — она создает
лишь климат, атмосферу, которая может
способствовать или мешать настоящему
росту. По своему определению правительство
не может вызвать экономический рост,
оно лишь создает почву для роста и "удобряет"
ее, лучше или хуже, — но сам рост происходит
благодаря экономической активности отдельных
личностей и фирм.
По данным статистики,
в Беларуси наблюдается хрупкость
экономического процветания из-за нарастания
доли убыточных предприятий (в отдельные
периоды она достигает 37-40 %), снижения
конкурентоспособности выпускаемой продукции
на внешних рынках, увеличивающихся товарных
запасов на складах предприятий. Предпринимательская
среда постоянно находится во временных
правилах, верховенство закона не имеет
традиции (Республика Беларусь — молодое
государство). После стольких лет жизни
в неправовом государстве, когда законы
писались без оглядки на международные
договоры, у белорусского народа сформировалось
негативное отношение к любым законам
и всяким, пусть даже и положительным,
действиям властей в направлении проведения
реформ. В то же время история учит, что
государство рушится, если его законы
менее нравственны, чем обычаи и культура
составляющих его наций. Прошлые приоритеты
и неудачи просто так не забываются и не
отбрасываются. Особенно с этим трудно
мирится старшее поколение, социально
и экономически наиболее слабо защищенное.
В предпринимательской
среде республики пока не удается сформировать
понимание того, что существующие экономические
и политические организации государства
не являются случайным набором каких-то
обстоятельств, правил, которые можно
видоизменять, как правило, произвольным
образом. На самом деле оно образует замкнутую
систему человеческих отношений, взглядов,
приоритетов, а следовательно, соответствующих
им кадров, институтов, законов, организаций.
Любая система умеет защищать как себя,
так и все свои атрибуты. Иначе она не будет
системой. С другой стороны, любая система
имеет как свои индивидуальные достоинства,
так и "генетически" присущие ее недостатки.
Врожденные недостатки в экономике могут
исчезнуть только при замене или устранении
системных ошибок и просчетов.
Для нашей страны
в ее современном положении определены
свои приемы, свои методы, собственные
способы управления. И не замечать этой
очевидности недопустимо. Не вызывает
сомнения, что без тщательной отработки
экономических и идеологических составляющих
реформы трудно рассчитывать на дальнейшие
позитивные сдвиги в экономике страны.
Привязка экономической реформы к модной
теории, пусть даже и устоявшейся, также
может оказаться губительной для страны
по своим последствиям. Хотя всегда, когда
объясняется невозможность сделать что-то,
найдутся некие другие аргументы в его
пользу. К тому же попытка анализировать
систему через анализ ее "кусочков"
— недостаточен, а при определенных условиях
просто порочен.
Если реформа
нацелена на созидание, если присутствует
стремление использовать любые имеющиеся
возможности вместо того, чтобы отвергать
их, тогда только она осуществляется без
больших потерь, быстро и успешно. Сегодня
очевидно, что стратегия реформы должна
быть нацелена на изменение отношения
к людям. Она должна опираться на достоинства
белорусских людей, их чувство справедливости,
порядочность и доброту, а не на их недостатки.
Мера прогрессивности реформы определяется
открываемыми ею перспективами, и она
должна быть решительно против разрушения
науки, образования, культуры, здоровья
людей и нравственности молодого поколения.
Анализ современных
мировых тенденций в
Реальная доминация
ограниченного в республике капитала
требует поиска наиболее рационального
способа его использования в направлении
повсеместного развития информационного
общества, в котором информационный менеджмент
полностью подчинял бы сферу традиционной
"реальной экономики".
Качественно должны
измениться экономические функции
финансов как главного инструмента рынка.
Внутренний и внешний рынок требуют достичь
того, чтобы рыночная стоимость была независимой
от хозрасчетной инфраструктуры и производной
от ценовых трендов, складывающихся в
мире.
Любая экономика
все больше становится зависимой от
знаний. Поиск новых путей в производстве
общественных благ всегда служил основным
источником долгосрочного роста экономики.
В современной экономике все большая доля
продукции носит неосязаемый характер
и основывается на эксплуатации идей,
а не материальных предметов — так сказать,
развивается "невесомая экономика".
И это обстоятельство следует учитывать
в поступательном развитии экономики
республики и ее экспортного потенциала.
Как это ни парадоксально,
но абсолютизация рыночного