Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:43, реферат
Объектом исследования является экономика Австрии.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов развития экономики Австрии на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•определить особенности экономического развития Австрии во II половине XX века;
•рассмотреть структуру современной экономики Австрии;
•дать характеристику внешней торговле и внешнеторговой политике Австрии, ее значения в МРТ;
•изучить характер инвестиционной политики Австрии.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Тенденции развития и структура национальной экономики Австрии 5
1.1. Особенности экономического развития Австрии во II половине XX века 5
1.2. Эволюция экономической политики Австрии 7
1.3. Структура современной экономики Австрии. Компании - лидеры 11
II. Внешние экономические связи австрии 16
2.1. Место Австрии в международном разделении труда 16
2.2. Внешняя торговля и внешнеторговая политика Австрии 18
2.3. Инвестиции и инвестиционная политика Австрии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованных источников 30
приложения 32
Тема
: «Экономика Австрии»
2005
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
I. Тенденции развития и структура национальной экономики Австрии | 5 |
1.1. Особенности экономического развития Австрии во II половине XX века | 5 |
1.2. Эволюция экономической политики Австрии | 7 |
1.3. Структура современной экономики Австрии. Компании - лидеры | 11 |
II. Внешние экономические связи австрии | 16 |
2.1. Место Австрии в международном разделении труда | 16 |
2.2. Внешняя торговля и внешнеторговая политика Австрии | 18 |
2.3. Инвестиции и инвестиционная политика Австрии | 23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 27 |
Список использованных источников | 30 |
приложения | 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Австрийская Республика - сравнительно небольшая (площадь территории 83,86 тыс. кв.км., население - 8,1 млн. чел.) высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством, разветвленной транспортной системой, развитыми сферами торговли, услуг и туризма, входящая в число наиболее стабильных и благополучных в социально-экономическом отношении стран Европы.
Австрийская экономика отличается сравнительно низким уровнем инфляции и безработицы. Важнейшими отраслями промышленности являются машиностроение и металлургия, пищевкусовая и легкая, химическая и деревообрабатывающая.
Рынок Австрии - один из самых емких в Европе. Покупательная активность предприятий и домашних хозяйств этой страны - хороший стимул для российских экспортеров.
В этой связи, выбранная тема курсового исследования является актуальной.
Объектом исследования является экономика Австрии.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов развития экономики Австрии на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Вопросам развития экономики Австрии посвящены исследования и публикации ряда ученых (среди которых Авдокушин Е.Ф., Бочаров С.М., Вачнадзе Г.Н., Погорлецкий А.И., Степанюга Н.А., Фергюсон А., Юданов Ю. и другие), государственных деятелей, представителей деловых структур.
При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.
I. Тенденции развития и структура национальной экономики Австрии
1.1.
Особенности экономического
развития Австрии
во II половине XX века
Распад
Австро-Венгерской монархии на ряд
отдельных государств в конце
Первой мировой войны породил
серьезные экономические
В 1945 экономика Австрии пребывала в состоянии хаоса. Разрушение и обнищание, вызванные войной, наплыв беженцев и перемещенных лиц, переход военных предприятий на выпуск мирной продукции, сдвиги в мировой торговле и наличие границ между зонами оккупации союзников - все это создавало казалось бы непреодолимые препятствия на пути восстановления экономики. В течение трех лет большинство жителей австрийских городов отчаянно боролись за выживание. Оккупационные власти помогали в организации снабжения продуктами. Благодаря хорошему урожаю 1948 нормирование продуктов было смягчено, а два года спустя все ограничения на продукты были сняты [11, c.3].
В западных зонах оккупации помощь по плану Маршалла и другим программам дала быстрые результаты. Национализация трех крупнейших австрийских банков и почти 70 промышленных концернов (угледобывающих, сталелитейных, энергетических, машиностроительных и в сфере речного транспорта) в 1946-1947 дала значительные экономические преимущества. Доходы от государственных предприятий были направлены на дальнейшее развитие промышленности. АНП предложила допустить элементы частной собственности в национализированном секторе экономики, продав часть акций мелким владельцам, в то время как социалисты призывали к расширению сферы государственной собственности. Радикальная денежная реформа стабилизировала и ускорила восстановление экономики.
Таким образом, тяжелые разрушения в результате войны, последующая советская оккупация Венского бассейна, важного промышленного района Австрии, и послевоенное разделение страны державами-победительницами привели к полной перестройке экономики Австрии. План Маршалла и другие формы помощи со стороны США, исчислявшиеся суммой более 1 млрд. долл., имели решающее значение для перестройки австрийской экономики. В течение 10 лет (1945-1955) значительная часть экономики страны, включая ее жизненно важные нефтяные ресурсы, не находилась под австрийским контролем и не могла способствовать ее реконструкции. Экономика Австрии устойчиво развивалась с конца 1950-х и до середины 1970-х годов. В начале 1980-х годов произошло замедление роста, после 1988 - новое его ускорение. С 1992 рост экономики вновь снова замедлился из-за международного экономического спада, уменьшения экспорта и высоких темпов инфляции.
Рост потребительского спроса в соседних с Австрией странах Восточной Европы в середине 1990-х годов позволил оживить экономику страны. После присоединения в 1995 к ЕС Австрия резко сократила государственные расходы, готовясь вступить в Европейский валютный союз. Эти меры также замедлили общий рост экономики [8, c.295-296].
Одной
из особенностей развития явилось то,
что, начиная с конца
1940-х годов, в Австрии сложилась уникальная
система социального и экономического
сотрудничества, которая способствовала
политической стабильности и экономической
эффективности по крайней мере до конца
1980-х годов. Это социальное партнерство
возникло в связи с послевоенным экономическим
отставанием Австрии от многих стран Западной
Европы. В социальное партнерство вовлечены
четыре основные группы общества: работодатели,
работники, крестьяне и профсоюзы. Его
институциональным воплощением является
Паритетная комиссия, которая состоит
из ведущих представителей каждой из этих
групп и высших государственных чиновников.
Паритетная комиссия выработала политику
сдерживания роста цен и зарплат [10].
1.2.
Эволюция экономической
политики Австрии
Государственная экономическая политика в Австрии формируется и реализуется в рамках общей политики правительства, исходя из рыночной модели развития экономики страны, с учетом преобладания в промышленности мелких и средних предприятий и в русле концептуальных подходов ЕС.
В ходе эволюции концепции экономической политики в послевоенный период, в том числе на основе практического опыта управления существовавшим ранее значительным государственным сектором промышленности, Австрия отказалась от секторально-отраслевого принципа прямой финансовой поддержки производственных предприятий и вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, считая его малоэффективным, высокозатратным и порождающим структурные дисбалансы.
Был
также сделан вывод о нецелесообразности
государственной поддержки
Процесс закрытия нерентабельных предприятий (в частности, в добывающей промышленности) осуществлялся поэтапно. Государство активно участвовало в решении социальных проблем высвобождающихся работников (досрочный выход на пенсию, единовременные ссуды и пособия, обучение и переквалификация для получения новой профессии, льготные кредиты для начала самостоятельной предпринимательской деятельности и т.п.).
Сегодня государственная экономическая политика в Австрии концентрируется на создании законодательным путем, и обеспечении механизмами исполнительной власти, рамочных условий деятельности промышленных предприятий, предоставляя привлекательный режим вложениям отечественных и иностранных частных капиталов в научно-производственные исследования и опытно-конструкторские разработки, в наукоемкие, высокотехнологичные и другие перспективные направления производства, используя на эти цели, в частности, средства, полученные от приватизации.
При
этом важную роль в опосредованном
государственном финансировании и
стимулировании продуктивных капиталовложений
играет система специальных
Деятельность отдельных фондов по стимулированию экономического развития характеризуется следующим образом.
Фонд
развития экономики ЕРП исторически
был создан на базе средств, полученных
Австрией в рамках плана Маршалла.
Основными направлениями
Фонд улучшения структуры экономики «Бюргес» ориентирован на стимулирование деятельности средних и малых предприятий, особенно при разработке ими новых технологий, проведении мероприятий по рационализации производства, создании новых производственных мощностей в перспективных отраслях. Приоритетными сферами использования средств этого фонда являются энергосбережение, развитие микроэлектроники, индустрия туризма и сектор услуг.
Фонд стимулирования научных исследований и конструкторских разработок ФФФ предоставляет средства для перспективных научных исследований и конструкторских разработок в промышленности.
Фонд стимулирования развития новой техники и технологий ИТФ предназначен для содействия развитию микроэлектроники, современных информационных систем, биотехнологии, генетики, производства новых материалов, поддержки мероприятий по охране окружающей среды.