Экономика Австралии. Современное экономическое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:21, доклад

Описание работы

Энергетика, транпорт, железные, автомобильные дороги, воздушный транспорт, овцеводство, сельское хозяйство, животноводство и др.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.38 Кб (Скачать)

В начале 1990-х  годов экономика Австралии переживала спад. Экономический кризис в странах  Азии 1997–1998 годах отразится на Австралии. В начале 1999 австралийская экономика  вступила в период подъема с низкими  темпами инфляции. В 1997–1998 финансовом году валовой внутренний продукт (ВВП) Австралии, т.е. общая стоимость рыночных товаров и услуг, оценивался в 350 млрд. долл. США (по курсу на конец 1998). Рост ВВП Австралии осенью 1998 характеризовался рекордным показателем 5% (в США 3,6%, в странах Организации экономического сотрудничества и развития в среднем 2,6% и в Японии – 3,5%).  
ВВП в расчете на душу населения в Австралии в 1997 составлял 21 200 долл. США, т.е. выше, чем в Италии (19 900 долл.) и Канаде (20 400 долл.), немного ниже, чем в Великобритании (21 700 долл.), и гораздо ниже, чем во Франции (23 900 долл.), Сингапуре (25 800 долл.) и США (30 300 долл.). Относительный душевой показатель ВВП в Австралии представляется более благоприятным при пересчете на основе паритета покупательной способности: в 1995 Австралия по этому показателю занимала десятое место среди самых богатых стран мира (после США, Монако, Люксембурга, Норвегии, Канады, Объединенных Арабских Эмиратов, Сингапура, Швейцарии и Лихтенштейна).  
В 1997–1998 финансовом году темп инфляции в Австралии был равен нулю, тогда как в 1996–1997 он составлял 1,3%. Однако безработица держалась на относительно высоком уровне: 8,3% в 1997–1998, т.е. чуть меньше, чем в 1996–1997 (8,7%). Для сравнения отметим, что в 1998 уровень безработицы в странах Организации экономического сотрудничества и развития в среднем достигал 7%, а в США 4,5%.  
Так же, как в других развитых промышленных странах, в Австралии все большее значение приобретают финансовая деятельность и сфера услуг.  
Изменения последних 20 лет отражаются в перечне крупных компаний, которые в настоящее время доминируют в экономике страны. В 1980 восемь из десяти ведущих монополий Австралии были связаны с добычей полезных ископаемых и использованием природных ресурсов. Первое место среди них занимала мощная компания «Брокен Хай пропрайтэри» (БХП). Две компании из этой десятки, не связанные с добывающей промышленностью, были представлены крупными банками, которые занимали восьмое и девятое места. В конце 1998 только две из десяти ведущих монополий были связаны с добычей полезных ископаемых и использованием сырья. БХП скатилась на четвертое место, а Рио-Тинто занимала девятое место. Остальные восемь мест принадлежали «Ньюс корпорейшн» – конгломерату средств массовой информации, зрелищных организаций и информационных служб (первое место), четырем банкам (Национальному Австралийскому, приватизированному Союзному банку Австралии, Банковской корпорации Вестпак и Австралийской и Новозеландской банковской группе), компании АМП – крупному финансовому институту, не связанному с банками, полуприватизированной телекоммуникационной корпорации «Телстра» и компании недвижимости «Ленд лиз». 
Самодеятельное население. В 1997–1998 финансовом году численность самодеятельного населения Австралии составляла ок. 9,2 млн. человек, в том числе 56% мужчин и 44% женщин. Примерно 15% было занято в розничной торговле, 13,5% – в обрабатывающей промышленности и почти 10% – в секторе недвижимости и услуг. Всего ок. 5% самодеятельного населения работало в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Исторически в Австралии сложилась централизованная система установления заработной платы: в каждом штате и при федеральном правительстве есть комиссии, устанавливающие ставки заработной платы по определенным специальностям и отраслям хозяйства. Однако за последние 10 лет эта система постепенно изменилась и уступила место договоренности на уровне предприятий и контрактам на индивидуальную работу. Кроме того, в стране широко развито профсоюзное движение, хотя в последние годы происходит укрупнение профсоюзов путем слияния мелких объединений трудящихся и наблюдается постепенное сокращение членства в профсоюзах среди рабочих. По состоянию на июнь 1997, 37,4% постоянно занятых и 13% временных работников состояли в профсоюзах. В мае 1997 средний недельный заработок постоянно занятых достигал 577,5 австрал. долл., или 686,3 для мужчин и 457,4 для женщин. Продолжительность стандартной рабочей недели колебалась от 35 до 40 часов, но в среднем на одного постоянно занятого работника в 1996–1997 финансовом году приходилось 42,4 часа в неделю.

Энергетика

Австралия относительно хорошо обеспечена энергетическими  минеральными ресурсами. На долю этой страны приходится 8% мировых запасов  каменного угля и 15% запасов бурого угля, а по запасам урана Австралия, вероятно, занимает второе место в  мире, уступая только бывшему СССР. Ресурсы нефти в Австралии  ограничены, а газа – велики. Использование  гидроэнергоресурсов возможно лишь в Снежных горах и Тасмании, за счет этого источника обеспечивается 10% всей вырабатываемой в стране электроэнергии.

Транспорт

Большие расстояния – основное препятствие, которое  приходилось преодолевать экономике  Австралии. Морские перевозки всегда были необходимы для перемещения  тяжелых массовых грузов, которые  преимущественно производились  в Австралии. В 1995–1996 финансовом годугрузооборот  портов Австралии составил почти 400 млн. т международных массовых грузов (из них 70% приходилось на долю железной руды и угля) и 22 млн. т международных  немассовых грузов. По масштабам оборота  массовых грузов ведущие позиции  занимали порты Дампир (железная руда), Порт-Хедленд (железная руда), Ньюкасл (каменный уголь и железная руда) и Хей-Пойнт (каменный уголь). Столицы  всех штатов расположены на побережьях и являются грузовыми портами  общего типа. Мельбурн, Сидней, Брисбен  и Фримантл (аванпорт Перта) являются крупнейшими портами по показателям  общего грузооборота. Самый значительный перевозчик – государственная компания «Острелиен нэшенэл лайн», которой  в 1996 принадлежало 10 судов.

Железные  дороги

 

Первая австралийская  железная дорога была построена в  Мельбурне в 1854. Некоординированное строительство дорог с разной шириной колеи, проводившееся колониальными  властями, привело к созданию системы, которая являлась неудобной, дорогой  и малооперативной. Первоочередной задачей был перевод национальной системы железных дорог на единую стандартную колею. В этом отношении  важное значение имела перестройка  железнодорожной линии Аделаида – Мельбурн в 1995.  
Австралийское правительство рассматривало железные дороги как средство освоения страны. Максимальная протяженность – 42 000 км – была достигнута в 1921. Впоследствии длина сети несколько сократилась, и в 1996 движение поддерживалось на государственных железных дорогах общей протяженностью в 33 370 км. Кроме того, действовали еще частные линии, принадлежавшие главным образом компаниям по добыче железной руды, в том числе линия Маунт–Ньюмен протяженностью 425 км и линия Хамерсли протяженностью 390 км (обе в районе Пилбара в Западной Австралии). Система государственных железных дорог, долгое время раздельно управлявшаяся разными штатами, в 1991 была переподчинена Национальной железнодорожной корпорации.

Автомобильные дороги

Дороги жизненно необходимы для перевозок грузов и пассажиров. В 1995 одно зарегистрированное перевозочное средство приходилось  на каждых 1,65 человек. Общая длина  дорожной сети в 1997 составляла 803 000 км, но она распределена неравномерно. В достаточной степени обеспечены дорогами только восточные, юго-восточные  и юго-западные районы страны. Лишь 40% всех дорог имеет твердое покрытие – асфальтовое или бетонное. Многие дороги лишь грубо укатаны или  мало отличаются от троп, другие имеют  гравийное или рыхлое каменное покрытие. В сельских и отдаленных местностях во влажный сезон дорожное сообщение  иногда прерывается на недели. В  настоящее время имеется кольцевая  дорога с твердым покрытием, опоясывающая материк, и субмеридиональная дорога Дарвин – Аделаида. В Австралии  существует национальная система автомобильных  дорог, финансируемая федеральным  правительством. Она включает более 1000 км дорог бесплатного пользования, а в 1990-х годах началось строительство  платных дорог частными подрядчиками (особенно в районе Мельбурна).

Воздушный транспорт

Развитие воздушного транспорта в Австралии помогло  наладить сообщение с внешним  миром и внутри страны. На внутренних линиях пассажирские перевозки обеспечиваются главным образом авиакомпаниями «Куонтас» и «Ансетт». На протяжении десятилетий принцип функционирования двух авиакомпаний осуществлялся федеральным  правительством, причем одна из них («Ансетт») была частной, а другая («Трансострелиен  эрлайнз» или «Острелиен эрлайнз») – государственной. Кроме того, международными перевозками занималась государственная  компания «Куонтас». В 1990-х годах  компании «Куонтас» и «Острелиен эрлайнз» слились, объединенная компания «Куонтас» была приватизирована  и теперь обслуживает и внутренние, и международные рейсы. Кроме  того, «Ансетт» тоже стала обслуживать  международные рейсы. Внутренние линии  в настоящее время открыты  для конкуренции, но ни одна из мелких компаний не может конкурировать  с «Куонтас» и «Ансетт».  
В Австралии всего насчитывается 428 залицензированных мест для приема и отправления самолетов – от крупных международных аэропортов до взлетно-посадочных площадок, обслуживающих овцеводческие ранчо. Благодаря воздушному транспорту даже в обширные малонаселенные районы страны регулярно доставляются почта, свежие фрукты и овощи, а также налажена скорая медицинская помощь. Самолеты используются также для посадки семян, внесения удобрений на пастбища и перевозки самых разнообразных грузов.

Сельское  хозяйство

С 1795, когда первые белые поселенцы перешли на частичное  самообеспечение основными продуктами питания, и до окончания Второй мировой  войны сельское хозяйство, и особенно овцеводство, составляло фундамент  экономики Австралии. Хотя по мере развития промышленности сельское хозяйство  утрачивало свое лидирующее положение, эта отрасль все еще лежит  в основе благосостояния страны. В 1996–1997 она давала почти 3% валового национального  продукта и 22% поступлений от экспорта.

Овцеводство

Выражение «Австралия скачет верхом на овце» оправдывало  себя на протяжении ста лет –  с 1820 примерно до 1920. Используя завезенных в 1797 с мыса Доброй Надежды нескольких испанских мериносов, а также  других, привезенных немного позже  из Англии, Джон Макартур и его жена Элизабет путем тщательного скрещивания  вывели новую породу – австралийских  мериносов. Механизация английской текстильной промышленности обусловила спрос на тонковолокнистую шерсть, который Австралия смогла удовлетворять с 1820. В 1850 в этой стране насчитывалось 17,5 млн. овец. После 1860 деньги, полученные с золотых рудников Виктории, расходовались на расширение овцеводства. В 1894 поголовье овец превысило 100 млн. В 1970 поголовье овец в Австралии достигло рекордно высокого уровня – 180 млн. Однако в результате резкого падения цен на шерсть на мировом рынке в 1997 оно сократилось до 123 млн.  
В 1974 было принято предложение о введении нижнего уровня аукционных цен на шерсть, и оно успешно действовало вплоть до 1991, когда начался сбыт огромного запаса накопленной шерсти на «свободном рынке». В результате цены на шерсть резко упали. К тому времени в стране накопилось более 4,6 млн. тюков нераспроданной шерсти. Сбыт этих запасов, а также вновь производимой шерсти стал проблемой для современной Австралии. В 1996 было произведено 730 тыс. т шерсти, но цены на нее понизились на 57% по сравнению с уровнем 1988–1989.  
Если австралийская шерсть имела рынок сбыта с начала 19 в., то для мяса в течение многих лет такого рынка не было. Поэтому старых и лишних овец забивали на шкуры и сало. Открытие Суэцкого канала в 1869 и изобретение технологии заморозки мяса в 1879 позволили наладить экспорт австралийской баранины в Англию. Успешное развитие торговли стимулировало выведение новых пород овец, которые давали мясо лучшего качества по сравнению с мериносами, но несколько худшую шерсть. В 1996–1997 в Австралии было произведено 583 тыс. т баранины, из них на экспорт пошло 205 тыс. т. За последнее десятилетие был налажен экспорт живых овец, которых забивали после доставки в страну назначения. В основном этот товар приобретали мусульманские страны Ближнего Востока. Всего в 1996–1997 из Австралии было экспортировано свыше 5,2 млн. овец.

Мясное  животноводство

Поскольку в  Австралии нет крупных хищников, кроме динго, разведение крупного рогатого скота в колониальный период достигало  значительных масштабов, особенно в  более сухих и отдаленных районах, где оно опережало овцеводство. Однако развитие данной отрасли сдерживалось из-за невозможности наладить экспорт  продукции и ограниченности внутреннего  рынка. «Золотая лихорадка» в Виктории в 1850-х годах привлекла тысячи людей. Там возник значительный рынок  сбыта говядины, что положило начало развитию товарного мясного животноводства. Однако лишь после 1890, когда мороженая  австралийская говядина стала поступать  на английский рынок, было гарантировано  дальнейшее развитие этой отрасли. К  тому времени была освоена бoльшая  часть материка, которая ныне используется для выпаса крупного рогатого скота, и общее поголовье скота достигло примерно 10 млн. 
В 1997 насчитывалось 23,5 млн. голов крупного рогатого скота мясных пород. Производство говядины и телятины составило 1,8 млн. т, из них 42% направлялось на экспорт. Большое значение для расширения экспорта австралийской говядины имело открытие японского рынка. Как и в овцеводстве, в эти годы значительно возрос экспорт живого крупного рогатого скота – более 860 тыс. голов в 1996–1997.

Молочное  животноводство

Молочные фермы  Австралии сконцентрированы на юго-восточном  побережье, где выпадает достаточно много осадков или налажено орошение; самые важные районы развития этой отрасли – южное побережье  Виктории, долина Муррея близ Эчука  и пограничная территория между  Квинслендом и Новым Южным  Уэльсом. В 1997 насчитывалось 3,1 млн. голов  молочного скота. Численность этого  поголовья сократилась с начала 1960-х годов, однако благодаря улучшению  его состава и качества пастбищ, а также совершенствованию методов ведения хозяйства объем молочной продукции не уменьшился. В 1990-х годах поголовье молочного скота вновь увеличилось. Эта тенденция частично объясняется успешной адаптацией отрасли к коньюнктуре на мировом рынке после того, как в середине 1980-х годов было вынесено решение, что цены на молочную продукцию должны соответствовать мировым. В настоящее время примерно половина австралийской молочной продукции экспортируется (преимущественно в страны Ближнего Востока и Азии) в виде сыра, сухого молока, масла и казеина. В прошлом производство молочных продуктов зависело от государственных дотаций, теперь эта отрасль становится все более самостоятельной.  
Прочие отрасли животноводства, такие, как свиноводство, птицеводство и пчеловодство, ориентированы в основном на внутренний рынок, и лишь некоторые продукты идут на экспорт.

Информация о работе Экономика Австралии. Современное экономическое положение