Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:21, доклад
Энергетика, транпорт, железные, автомобильные дороги, воздушный транспорт, овцеводство, сельское хозяйство, животноводство и др.
В начале 1990-х
годов экономика Австралии
ВВП в расчете на душу населения в Австралии
в 1997 составлял 21 200 долл. США, т.е. выше,
чем в Италии (19 900 долл.) и Канаде (20 400 долл.),
немного ниже, чем в Великобритании (21
700 долл.), и гораздо ниже, чем во Франции
(23 900 долл.), Сингапуре (25 800 долл.) и США
(30 300 долл.). Относительный душевой показатель
ВВП в Австралии представляется более
благоприятным при пересчете на основе
паритета покупательной способности:
в 1995 Австралия по этому показателю занимала
десятое место среди самых богатых стран
мира (после США, Монако, Люксембурга, Норвегии,
Канады, Объединенных Арабских Эмиратов,
Сингапура, Швейцарии и Лихтенштейна).
В 1997–1998 финансовом году темп инфляции
в Австралии был равен нулю, тогда как
в 1996–1997 он составлял 1,3%. Однако безработица
держалась на относительно высоком уровне:
8,3% в 1997–1998, т.е. чуть меньше, чем в 1996–1997
(8,7%). Для сравнения отметим, что в 1998 уровень
безработицы в странах Организации экономического
сотрудничества и развития в среднем достигал
7%, а в США 4,5%.
Так же, как в других развитых промышленных
странах, в Австралии все большее значение
приобретают финансовая деятельность
и сфера услуг.
Изменения последних 20 лет отражаются
в перечне крупных компаний, которые в
настоящее время доминируют в экономике
страны. В 1980 восемь из десяти ведущих
монополий Австралии были связаны с добычей
полезных ископаемых и использованием
природных ресурсов. Первое место среди
них занимала мощная компания «Брокен
Хай пропрайтэри» (БХП). Две компании из
этой десятки, не связанные с добывающей
промышленностью, были представлены крупными
банками, которые занимали восьмое и девятое
места. В конце 1998 только две из десяти
ведущих монополий были связаны с добычей
полезных ископаемых и использованием
сырья. БХП скатилась на четвертое место,
а Рио-Тинто занимала девятое место. Остальные
восемь мест принадлежали «Ньюс корпорейшн»
– конгломерату средств массовой информации,
зрелищных организаций и информационных
служб (первое место), четырем банкам (Национальному
Австралийскому, приватизированному Союзному
банку Австралии, Банковской корпорации
Вестпак и Австралийской и Новозеландской
банковской группе), компании АМП – крупному
финансовому институту, не связанному
с банками, полуприватизированной телекоммуникационной
корпорации «Телстра» и компании недвижимости
«Ленд лиз».
Самодеятельное население. В 1997–1998 финансовом
году численность самодеятельного населения
Австралии составляла ок. 9,2 млн. человек,
в том числе 56% мужчин и 44% женщин. Примерно
15% было занято в розничной торговле, 13,5%
– в обрабатывающей промышленности и
почти 10% – в секторе недвижимости и услуг.
Всего ок. 5% самодеятельного населения
работало в сельском, лесном и рыбном хозяйстве.
Исторически в Австралии сложилась централизованная
система установления заработной платы:
в каждом штате и при федеральном правительстве
есть комиссии, устанавливающие ставки
заработной платы по определенным специальностям
и отраслям хозяйства. Однако за последние
10 лет эта система постепенно изменилась
и уступила место договоренности на уровне
предприятий и контрактам на индивидуальную
работу. Кроме того, в стране широко развито
профсоюзное движение, хотя в последние
годы происходит укрупнение профсоюзов
путем слияния мелких объединений трудящихся
и наблюдается постепенное сокращение
членства в профсоюзах среди рабочих.
По состоянию на июнь 1997, 37,4% постоянно
занятых и 13% временных работников состояли
в профсоюзах. В мае 1997 средний недельный
заработок постоянно занятых достигал
577,5 австрал. долл., или 686,3 для мужчин и
457,4 для женщин. Продолжительность стандартной
рабочей недели колебалась от 35 до 40 часов,
но в среднем на одного постоянно занятого
работника в 1996–1997 финансовом году приходилось
42,4 часа в неделю.
Энергетика
Австралия относительно хорошо обеспечена энергетическими минеральными ресурсами. На долю этой страны приходится 8% мировых запасов каменного угля и 15% запасов бурого угля, а по запасам урана Австралия, вероятно, занимает второе место в мире, уступая только бывшему СССР. Ресурсы нефти в Австралии ограничены, а газа – велики. Использование гидроэнергоресурсов возможно лишь в Снежных горах и Тасмании, за счет этого источника обеспечивается 10% всей вырабатываемой в стране электроэнергии.
Транспорт
Большие расстояния – основное препятствие, которое приходилось преодолевать экономике Австралии. Морские перевозки всегда были необходимы для перемещения тяжелых массовых грузов, которые преимущественно производились в Австралии. В 1995–1996 финансовом годугрузооборот портов Австралии составил почти 400 млн. т международных массовых грузов (из них 70% приходилось на долю железной руды и угля) и 22 млн. т международных немассовых грузов. По масштабам оборота массовых грузов ведущие позиции занимали порты Дампир (железная руда), Порт-Хедленд (железная руда), Ньюкасл (каменный уголь и железная руда) и Хей-Пойнт (каменный уголь). Столицы всех штатов расположены на побережьях и являются грузовыми портами общего типа. Мельбурн, Сидней, Брисбен и Фримантл (аванпорт Перта) являются крупнейшими портами по показателям общего грузооборота. Самый значительный перевозчик – государственная компания «Острелиен нэшенэл лайн», которой в 1996 принадлежало 10 судов.
Железные дороги
Первая австралийская
железная дорога была построена в
Мельбурне в 1854. Некоординированное
строительство дорог с разной
шириной колеи, проводившееся колониальными
властями, привело к созданию системы,
которая являлась неудобной, дорогой
и малооперативной. Первоочередной
задачей был перевод
Австралийское правительство рассматривало
железные дороги как средство освоения
страны. Максимальная протяженность –
42 000 км – была достигнута в 1921. Впоследствии
длина сети несколько сократилась, и в
1996 движение поддерживалось на государственных
железных дорогах общей протяженностью
в 33 370 км. Кроме того, действовали еще частные
линии, принадлежавшие главным образом
компаниям по добыче железной руды, в том
числе линия Маунт–Ньюмен протяженностью
425 км и линия Хамерсли протяженностью
390 км (обе в районе Пилбара в Западной
Австралии). Система государственных железных
дорог, долгое время раздельно управлявшаяся
разными штатами, в 1991 была переподчинена
Национальной железнодорожной корпорации.
Автомобильные дороги
Дороги жизненно
необходимы для перевозок грузов
и пассажиров. В 1995 одно зарегистрированное
перевозочное средство приходилось
на каждых 1,65 человек. Общая длина
дорожной сети в 1997 составляла 803 000 км,
но она распределена неравномерно.
В достаточной степени
Воздушный транспорт
Развитие воздушного
транспорта в Австралии помогло
наладить сообщение с внешним
миром и внутри страны. На внутренних
линиях пассажирские перевозки обеспечиваются
главным образом авиакомпаниями
«Куонтас» и «Ансетт». На протяжении
десятилетий принцип
В Австралии всего насчитывается 428 залицензированных
мест для приема и отправления самолетов
– от крупных международных аэропортов
до взлетно-посадочных площадок, обслуживающих
овцеводческие ранчо. Благодаря воздушному
транспорту даже в обширные малонаселенные
районы страны регулярно доставляются
почта, свежие фрукты и овощи, а также налажена
скорая медицинская помощь. Самолеты используются
также для посадки семян, внесения удобрений
на пастбища и перевозки самых разнообразных
грузов.
Сельское хозяйство
С 1795, когда первые
белые поселенцы перешли на частичное
самообеспечение основными
Овцеводство
Выражение «Австралия
скачет верхом на овце» оправдывало
себя на протяжении ста лет –
с 1820 примерно до 1920. Используя завезенных
в 1797 с мыса Доброй Надежды нескольких
испанских мериносов, а также
других, привезенных немного позже
из Англии, Джон Макартур и его жена
Элизабет путем тщательного скрещивания
вывели новую породу – австралийских
мериносов. Механизация английской
текстильной промышленности обусловила
спрос на тонковолокнистую шерсть, который
Австралия смогла удовлетворять с 1820.
В 1850 в этой стране насчитывалось 17,5 млн.
овец. После 1860 деньги, полученные с золотых
рудников Виктории, расходовались на расширение
овцеводства. В 1894 поголовье овец превысило
100 млн. В 1970 поголовье овец в Австралии
достигло рекордно высокого уровня –
180 млн. Однако в результате резкого падения
цен на шерсть на мировом рынке в 1997 оно
сократилось до 123 млн.
В 1974 было принято предложение о введении
нижнего уровня аукционных цен на шерсть,
и оно успешно действовало вплоть до 1991,
когда начался сбыт огромного запаса накопленной
шерсти на «свободном рынке». В результате
цены на шерсть резко упали. К тому времени
в стране накопилось более 4,6 млн. тюков
нераспроданной шерсти. Сбыт этих запасов,
а также вновь производимой шерсти стал
проблемой для современной Австралии.
В 1996 было произведено 730 тыс. т шерсти,
но цены на нее понизились на 57% по сравнению
с уровнем 1988–1989.
Если австралийская шерсть имела рынок
сбыта с начала 19 в., то для мяса в течение
многих лет такого рынка не было. Поэтому
старых и лишних овец забивали на шкуры
и сало. Открытие Суэцкого канала в 1869
и изобретение технологии заморозки мяса
в 1879 позволили наладить экспорт австралийской
баранины в Англию. Успешное развитие
торговли стимулировало выведение новых
пород овец, которые давали мясо лучшего
качества по сравнению с мериносами, но
несколько худшую шерсть. В 1996–1997 в Австралии
было произведено 583 тыс. т баранины, из
них на экспорт пошло 205 тыс. т. За последнее
десятилетие был налажен экспорт живых
овец, которых забивали после доставки
в страну назначения. В основном этот товар
приобретали мусульманские страны Ближнего
Востока. Всего в 1996–1997 из Австралии было
экспортировано свыше 5,2 млн. овец.
Мясное животноводство
Поскольку в
Австралии нет крупных
В 1997 насчитывалось 23,5 млн. голов крупного
рогатого скота мясных пород. Производство
говядины и телятины составило 1,8 млн.
т, из них 42% направлялось на экспорт. Большое
значение для расширения экспорта австралийской
говядины имело открытие японского рынка.
Как и в овцеводстве, в эти годы значительно
возрос экспорт живого крупного рогатого
скота – более 860 тыс. голов в 1996–1997.
Молочное животноводство
Молочные фермы
Австралии сконцентрированы на юго-восточном
побережье, где выпадает достаточно
много осадков или налажено орошение;
самые важные районы развития этой
отрасли – южное побережье
Виктории, долина Муррея близ Эчука
и пограничная территория между
Квинслендом и Новым Южным
Уэльсом. В 1997 насчитывалось 3,1 млн. голов
молочного скота. Численность этого
поголовья сократилась с начала
1960-х годов, однако благодаря улучшению
его состава и качества пастбищ,
а также совершенствованию методов
ведения хозяйства объем молочной продукции
не уменьшился. В 1990-х годах поголовье
молочного скота вновь увеличилось. Эта
тенденция частично объясняется успешной
адаптацией отрасли к коньюнктуре на мировом
рынке после того, как в середине 1980-х годов
было вынесено решение, что цены на молочную
продукцию должны соответствовать мировым.
В настоящее время примерно половина австралийской
молочной продукции экспортируется (преимущественно
в страны Ближнего Востока и Азии) в виде
сыра, сухого молока, масла и казеина. В
прошлом производство молочных продуктов
зависело от государственных дотаций,
теперь эта отрасль становится все более
самостоятельной.
Прочие отрасли животноводства, такие,
как свиноводство, птицеводство и пчеловодство,
ориентированы в основном на внутренний
рынок, и лишь некоторые продукты идут
на экспорт.
Информация о работе Экономика Австралии. Современное экономическое положение