Экономическое развитие Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

В современной мировой экономике существуют общепризнанные лидеры по целому ряду макроэкономических показателей и по их месту в общемировом хозяйстве вообще. Одним из подобных бесспорных лидеров является Япония.

Содержание

Введение………………………………………………………………........3
Экономико-географическая характеристика и национальная специфика Японии…………………………………………………………....................3
Особенности послевоенного развития Японии……………………...…..7
Модель развития Японской экономики…………………………....…...12
«Потерянное десятилетие»: экономический спад 1990-х гг.……….....14
Структурная характеристика современной экономики Японии…………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………….…25

Работа содержит 1 файл

реферат по географии МЭО.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

    Предыстория «экономического чуда»: послевоенное восстановление экономики в 1950-е гг. 
 
Страна начала восхождение к экономическим и научно-техническим высотам в период после окончания Второй мировой войны. Япония, капитулировавшая 2 сентября 1945 г., была оккупирована американскими войсками. Испытав горечь поражения, состояние полного краха надежд и прострации после атомных бомбардировок и будучи, в общем, страной невысокого уровня экономического развития, Япония должна была коренным образом изменить национальное и экономическое мышление, выбрать для себя принципиально новую стратегию развития. 
 
Реформированию в 1946-1952 гг. подверглись все стороны общественно-экономической жизни страны. Начался активный процесс демократизации и демилитаризации Японии, перехода к рыночной экономике от тотальной командной экономики с упором на административно-контрольные функции. Большой вклад в укрепление новой модели экономики внесло антимонопольное законодательство 1947 г., благодаря которому значительное развитие получили все формы предпринимательства.9  
 

    «Экономическое  чудо»: конец 1950-х  – середина 1970-х  гг. 
 
Благодаря последовательному и успешному послевоенному реформированию экономики Японии, в период с конца 1950-х и до середины 70-х гг. экономика страны достигла небывалого расцвета. В 1950-е гг. были реконструированы металлургические заводы, угольные шахты и электростанции, заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 1960-х на базе конверсии военных предприятий и нового строительства практически с нуля было воссоздано производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Началось создание отраслей послевоенного поколения: нефтехимии, производства синтетических волокон и смол, электроники. Бюджет страны сводился с профицитом в течение 1949–1968 гг., и запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поддерживать низкие процентные ставки кредита. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18–20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство. Государство активно вмешивалось в распределение ресурсов между отраслями с целью формирования определенной структуры промышленности, проводило политику протекционизма и стимулирования экспорта.  
 
В результате среднегодовые темпы роста экономики за период с 1955 по 1973 гг. составили примерно 9,5%. Объем промышленного производства вырос за эти годы в 6,6 раза, а национальный доход на душу населения увеличился более чем в 8 раз и достиг уровня Англии и Италии. Япония за 20 лет перешла от бедности основной массы населения к западным стандартам благосостояния. 
 
Экономика «мыльного пузыря»: дефолт конца 1980-х и его причины  
 
1980-е гг., а, особенно, их вторая половина, ознаменовались для Японии быстрым ростом рыночной стоимости финансовых активов. Рост стоимости активов (акций и земли) носил во многом спекулятивный характер и это явилось сутью так называемой экономики «мыльного пузыря». Источником спекулятивного роста стоимости финансовых активов оказалось два: 
 
1. Очень высокий уровень сбережений населения. В 1980-х гг. средняя семья городских рабочих или служащих откладывала 24–28% своего годового дохода, а сельская — свыше 35%. При этом высокий уровень сбережений в развитой стране далеко не безвреден, так как он создает постоянный избыток капитала при недостатке потребительского спроса.  
 
2. Мощная конкурентоспособная и ориентированная на экспорт промышленность, реализующая на внешних рынках более трети своей продукции. Начиная с 1981 г., Япония постоянно имела активный баланс расчетов по текущим операциям, который не компенсировался вывозом капитала. Приток капитала в страну создавал излишнюю ликвидность, со стерилизацией которой правительство не справлялось. 
 
Продолжительный экспортный бум и приток сбережений граждан вызвали огромный рост депозитов в коммерческих банках, объем которых к 1989 г. был равен 120% ВВП. При этом ликвидные средства банков вкладывались не столько в кредитование производства, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимостью. В результате индекс Nikkei, показатель движения курсов акций на Токийской фондовой бирже, за пять лет (1984–1989) вырос на 320%. А затем, на рубеже 1989 и 1990 годов «пузырь» лопнул. За 1990–1994 гг. рыночная цена совокупных финансовых активов упала более чем на 1000 трлн. иен, что соответствовало ВВП более чем за 2 года!10 Так экономика Японии вошла в полосу длительного застоя, с последствиями которого она боролась в течение всех 90-х гг. и продолжает бороться до сих пор. 
 

 

     «Потерянное десятилетие»: экономический спад 1990-х  гг. 

    Первыми после дефолта разорились компании, выросшие на финансовых спекуляциях, затем пострадали крупные риелторы, покупавшие под кредиты банков земельные участки для застройщиков, затем цепная реакция захватила строительные компании и стала распространяться все шире и шире. По мере падения рыночных цен на акции и земельные участки обнаруживались и накапливались невозвратные долги банкам. Наконец, в 1995–1997 гг. несколько крупных банков были объявлены банкротами. В их числе оказались Банк долгосрочного кредитования и Японский кредитный банк, занимавшие лидирующие позиции на рынке долгосрочного кредитования. В 1998 г. обанкротился одна из ведущих брокерских домов «Ямаити сёкэн».  
 
К этому моменту значительной проблемой в экономике стала так же дефляция цен. Основной ее причиной было очень значительное положительное сальдо торгового баланса: Япония экспортировала значительно больше, чем импортировала. В результате положительного торгового баланса курс йены относительно доллара постоянно рос, а постоянно повышающийся курс национальной валюты - это движущая сила дефляции. В условиях дефляции цен поведение потребителей предсказуемо: происходит сокращение внутреннего спроса. Зачем покупать сегодня, если завтра можно купить то же самое еще дешевле? В результате происходит спад производства, так как товары раскупают все хуже и хуже. Дефляция и кризис в финансовой сфере быстро привели к спаду производства. В целом, в течение 1990-х годов произошло два спада конъюнктуры: в 1992—1993 гг., с замедлением роста ВВП и абсолютным падением промышленного производства, и в 1997—1998 гг., с абсолютным падением обоих показателей. В 1991—1996 гг., пока финансовый кризис не дошел до угрожающих размеров и экономику поддерживал экспорт, среднегодовой темп прироста ВВП держался на уровне 1,8%. Кабинет Хасимото, пришедший к власти в 1993 г., рассчитывал добиться расширения спроса на внутреннем рынке при помощи дерегулирования.  
 
Дерегулирование в принципе должно развязывать силы конкуренции и тем самым увеличивать совокупный спрос. Но острая конкуренция на освобожденных от регулирования рынках сбила цены на рис, бензин, тарифы телефонной связи. Непосредственным результатом дерегулирования был не столько вклад в ускорение экономического роста, сколько прогрессирующая дефляция цен.  
 
В 1995 г. появились признаки выхода экономики из застоя и начала роста не только на основе экспорта и государственных инвестиций, но и, впервые после 1991 г., в результате увеличения частных производственных инвестиций и потребительского спроса населения. Кабинет Хасимото, не дожидаясь, пока подъем наберет силу, решил поправить фискальные проблемы повышением налога на продажи с 3% до 5% с 1 апреля 1997 г. Это была серьезная тактическая ошибка. Деструктивные последствия данного решения не были вовремя оценены. Оно подорвало динамику потребительского спроса, а вслед за ним и частное жилищное строительство.  
 
Намечавшийся выход из длительного застоя был сорван, а огромное число стимулирующих фискальных соглашений лишь породило чудовищный дефицит национального бюджета. В результате спада производства государственный бюджет стремительно терял налоговые поступления. Бюджетный дефицит, покрываемый эмиссией долговых обязательств, в 1996–1997 финансовых годах достигал 44% от расходной части бюджета.  
 

    Японская  экономика на пути к выходу из кризиса: реформы и перспективы 
 
Средний темп роста ВВП в 1990-е, которые часто характеризуют как «потерянное десятилетие», был равен 1,7%, а 1997-1998 гг. он вообще был отрицательным. Основными причинами такого спада в экономике являются затяжной финансовый кризис и наличие «структурной усталости» в социально-экономической системе страны, преодоление которых невозможно без проведения кардинальных экономических реформ.  
 
Старт реформированию японской экономики был дан в начале нового тысячелетия и, хотя темпы реформ были небольшими, первые результаты не замедлили сказаться на макроэкономических показателях страны. В 2003 г. реальный прирост ВВП страны увеличился до 2,5%, а в 2004 – до 2,9%. Произошло снижение уровня безработицы с 5,5% в 2003 г. до 4.6% в 2004 г.11  
 
Что касается структурных изменений, то восстановление частного сектора экономики, особенно в сфере производства уже реальность. Проблема в том, что государственный сектор все еще имеет слишком много долгов, и так и не претерпел кардинальных структурных изменений. Японии необходимо привести в порядок свою фискальную политику, чтобы достойно принять как внутренние, так и внешние экономические вызовы. Однако стремительный рост пожилого населения страны означает, что возрастающие социальные ассигнования затянут время проведения фискальных реформ, к тому же дефляция все еще держит в тисках экономику страны. Центральный банк обещал держать ставки на ноле до тех пор, пока потребительские цены не перестанут падать и стабилизируются около ноля. Однако если Япония преждевременно ужесточит либо фискальную, либо денежную политику, это может резко затормозить экономический рост и инвестиции. Попытка Банка Японии пойти на такое ужесточение в 2000 году привела к спаду экономики.  
 
Болезненным для японского бюджета является вопрос внешнего долга, на обслуживание которого в текущем бюджете выделено 20% всех расходов, что уступает лишь расходам на социальную сферу. Государственный долг Японии в 2004 г. составил 164,3% от ВВП.  
 
Многие видные бизнесмены пессимистично оценивают перспективы японской экономики. «Япония так и не решила фундаментальные проблемы, и будет продолжать катиться под откос до тех пор, пока японцы не очнуться», - считает Takashi Kiuchi, бывший председатель и исполнительный директор Mitsubishi Electric America. «Политики безответственны, бюрократы откладывают на потом самые животрепещущие вопросы, а 117 миллионов людей невежественны и безучастны», - характеризует он ситуацию в стране.  
 
В целом картина, может, и выглядит пессимистично, однако с точки зрения рыночных инвесторов Япония впервые за долгие годы стала выглядеть столь привлекательно. Япония находится в самом начале долгое время откладывавшихся, но уже набирающих силу структурных реформ, которые позволят рентабельности собственного производства выйти на невиданный с начала 1980-х уровень. 
 
«Надежды на рост экономики были очень малы, особенно со стороны иностранных инвесторов» - говорит бывший министр финансов Японии Eisuke Sakakibara - «Сейчас же ожидания, связанные с японской экономикой сильно возросли». Рентабельность собственного капитала, которая в 2001 г. упала до нулевой отметки, сейчас вновь идет на поправку, увеличивая прибыли. В марте 2005 г. рентабельность собственного производства компаний, зарегистрированных на Tokyo Stock Exchange, достигала 7%, а это, по мнению Goldman Sachs, предвестник роста рентабельности до 10% к марту 2006 года. 
 
Однако еще более важным является то, что некоторые ключевые структурные факторы, тормозившие рынок, наконец, окончательно себя изживают. Японские компании и банки в массовом порядке расстаются со своими пересекающимися вложениями – акциями, которые они исторически выкупали друг у друга, чтобы скрепить деловые связи. Большинство компаний, которым необходимо было продать эти доли для возвращения частей пенсионных фондов государству, уже так и поступили. 
 
Огромное значение в улучшении экономических перспектив японского рынка играет рост реального ВВП Японии, достигший к середине августа 2005 г. 3.3%, и, таким образом, более чем удвоил наблюдавшийся на протяжении последних пяти лет средний рост ВВП в 1.3%. Наиболее ободряющим является то, что этот рост обеспечил в основном спрос частного сектора, а не государственные расходы, в которых наметился спад. Так, потребительские расходы поднялись на 0.7%, расходы на средства производства выросли на 2.2%, а заказы на производственное оборудование – на 11.1% за июль, что является пиком роста за последние четыре года.  
 
При этом потребительские расходы растут тогда, когда растут доходы и уменьшается безработица, а в этом году она сократилась до 4.2%, что является наименьшей величиной за последние семь лет. Это означает, что болезненная реструктуризация начинает, наконец, приносить плоды. 
 
Тем временем в августе 2005 г. биржевой индекс японского Nikkei 225 перевалил за 12,000 пунктов - важнейший рубеж, который он не раз пытался преодолеть на протяжении последних 4 лет. Этот прорыв можно оценивать как очевидное доказательство улучшения экономической перспективы в стране и окончания медвежьего рынка, длившегося с 1989 по март 2003. Хотя, если оценивать ситуацию в долларовом эквиваленте по MSCI Japan Index, этот подъем пока окончательно не укрепился. 
 
Еще одним фактором роста японского рынка является перспектива политических реформ. Так, следуя своей предвыборной программе, премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, попытался начать реформирование и приватизацию почтовой системы страны. В результате отклонения этой инициативы верхней палатой национального парламента Японии, 8 августа 2005 г. Кабинет министров во главе с премьером принял решение о роспуске нижней палаты японского парламента и проведении досрочных выборов 11 сентября 2005 года. По данным японского Mainichi Shimbun, рейтинг Коидзуми растет и достиг рекордных 46%. Победа на выборах даст ему достаточно силы для продавливания реформы почты и станет важным фактором улучшения ситуации на рынке. Ведь японская почта - это структура, которая отвечает не только за доставку корреспонденции, но и за продажу страховок, а также владеет обширной сетью сберегательных касс, в которых хранятся накопления на общую сумму около $3,2 трлн. В случае успешной приватизации Японская почта превратится в крупнейший в мире банк со штатом сотрудников свыше 250 тысяч человек. 
 
Таким образом, словно в оправдание поэтического названия страны, экономическая ситуация в Японии в последнее время развивается по «восходящему» сценарию. И хотя пока акции японских компаний столь же перспективны, сколь и рискованны, набирающий темпы рост экономики страны обещает окончательно стабилизироваться уже в ближайшем будущем.    
 

    Структурная характеристика современной экономики Японии

    К 1990 – м гг. для Японии была характерна следующая структура национального хозяйства: на долю сельского хозяйства, лесной промышленности и рыболовства приходилось около 2,2% ВВП и 5,4% трудовых ресурсов; промышленность создавала около 41,1% ВВП, здесь было занято 34,6% трудовых ресурсов; сфера услуг давала 56,7% ВВП и насчитывала 60% трудовых ресурсов. По структуре своей экономики Япония, таким образом, несколько отличается от других стран Большой семерки, в которых выше доля сферы нематериального производства. Для Японии, напротив, характерна “сверхиндустриализация”.

    Сельское  хозяйство

    Сельское  хозяйство обеспечивает свыше 70% потребностей страны в продуктах питания. Основные культуры: рис, картофель, сахарный тростник, сахарная свекла, цитрусовые. Японское сельское хозяйство отличается высокой интенсивностью и урожайностью. Ввиду скудости земли, в стране существует значительное число специальных сельскохозяйственных предприятий, где фрукты и овощи произрастают в искусственной среде, близкой по составу к настоящей земле. Процесс производства урожая находится под контролем специальной аппаратуры, для него характерна высокая доля химизации (применение удобрений, специальных добавок).

    Большое значение для Японии имеет рыбная промышленность. Национальная кухня  включает в себя немало морепродуктов, которые страна добывает как сама, так и активно импортирует  не только из других государств региона, но и из Европы. К примеру, свежий лосось к столу японцев доставляется на транспортных самолетах Аэрофлота из Норвегии.  

    Промышленность

    Для японской промышленности к настоящему времени характерно сокращение доли тяжелых и добывающих отраслей и активный рост наукоемкого производства. Особое значение для страны имеют такие высокотехнологичные наукоемкие производства как изготовление роботов, станков с ЧПУ, микросхем, телекоммуникационное оборудование, аэрокосмическая индустрия. Кроме того, Япония специализируется на автомобилестроении (выпуская около 13 млн. автомобилей в год, является их крупнейшим мировым производителем), общем и транспортном машиностроении (свыше 70% экспорта в 1990-е гг.), электронном оборудовании, химической промышленности, металлургии (высококачественная сталь).

    Япония  заслуженно является признанным мировым  лидером по производству прикладных технологий гражданского предназначения. Особо следует отметить развитие технологий, улучшающих экологическую  обстановку. Еще в 1960-е гг. страна столкнулась с проблемой неблагоприятных экологических последствий бурного экономического роста, и с тех пор в стратегию ТНК были внесены существенные коррективы. Следует отметить большой вклад Японии в борьбу с выбросом в атмосферу инертных газов, в процесс утилизации и повторного использования промышленных отходов, в энергосберегающие технологии. Около 80% НИОКР финансируется корпорациями. Несмотря на собственную технологическую базу, страна активно заимствует лучшие зарубежные открытия и без промедления внедряет их в производство. 

    Энергетика

    Японские  компании планируют постепенную  диверсификацию поставок СПГ из-за рубежа, стремясь снизить транспортные издержки и риски перебоев в энергоснабжении. Компании «Токио ГЭС», «Токио электрик», «Кюсю электрик» и «Тохо ГЭС» заключили соглашения о поставке газа, планируемого к добыче в рамках проекта «Сахалин-2». После ввода в эксплуатацию соответствующего завода суммарный объем закупок российского газа может превысить 4 млн.т. в год, что эквивалентно 7% японского национального импорта этого энергоносителя.

    Снижение  зависимости от импорта энергетического  сырья Япония связывает также  с использованием атомных электростанций, доля которых в суммарном балансе  потребления первичных энергоресурсов составляет 16%, а в выработке электроэнергии – 30%. Составными элементами стратегии развития ядерной энергетики Японии на период до 2030-50гг. является программа создания в стране замкнутого топливного цикла, перевод части атомных реакторов на использование смешанного уран-плутониевого оксидного (МОКС) топлива. Одновременно в стране продолжается разработка технологий использования плутониевого топлива в реакторах-размножителях, строительство и ввод в эксплуатацию которых будет осуществляться поэтапно в 2030-50гг. 

    Транспорт 

    Всего на апрель 2006г. Япония располагала 1079 портами, 128 из которых относятся к крупным, имеющим общенациональное значение, а оставшиеся 951 являются портами местного значения. Основной грузопоток проходит через пять крупнейших портов: Токио, Иокогама, Нагоя, Осака, Кобэ. Данные порты оснащены всем необходимым оборудованием для обслуживания океанских судов различного водоизмещения и располагают необходимыми складскими и погрузочно-разгрузочными терминалами.

    В 2006г. общий грузопоток портов Японии превысил 970 млн.т., из которых 44 млн.т. составили грузы, перевезенные национальными судами. Грузооборот Иокогамы и Токио составил 160 млн.т.

    В связи со стремительно растущими  потребностями в нефтепродуктах в ближайшей перспективе основные капиталовложения в данной области  будут ориентированы на финансирование строительства крупнотоннажных судов для их перевозки грузов. «Ниппон юсэн» и другие крупнейшие компании намерены вложить 160 млрд. иен до 2008г. и увеличить количество крупных и средних танкеров в два раза (крупных танкеров – с 14 до 30; средних – с 33 до 57 ед.). Рассматриваются также возможности по наращиванию общего тоннажа флота за счет расширения фрахтовой деятельности. Отмечается снижение темпов строительства новых судов. Если в 2004г. процент плавсредств, возраст которых превышает 14 лет, составлял 55%, то по прогнозам к 2008г. эта цифра достигнет 75%.

Информация о работе Экономическое развитие Японии