Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 03:38, реферат
Великобритания является одной из самых «старых» стран с рыночной экономикой, именно в ней зародились капиталистические производственные отношения, возникли первые международные компании. Великобритания была первой морской и торговой державой и в течение нескольких веков обладала крупнейшим морским флотом в мире. В период после Второй мировой войны экономическая мощь Великобритании пошатнулась, страна лишилась почти всех своих колоний, возросла финансовая и экономическая зависимость от США.
Введение………………………………………………………………………………….. 3
1.Экономическое развитие Великобритании в 80-е – 90-е годы XX века……………..4
1.1.Государственная экономическая политика………………………………………..5
1.2.Зарубежные инвестиции…………………………………………………………...6
1.3 Внешняя торговля……………………….………………………………………….8
2. Промышленное развитие России конца XIX - начала XX века……………………..10
3.Заключение……………………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………………...16
1.3. Внешняя торговля.
Товарооборот
страны в конце XX века в текущих ценах
сократился на 2,4%.
Ведущими торговыми партнерами Великобритании
в 1998 г. по-прежнему были государства ЕС.
Их доля во внешнеторговом обороте страны
составила 54,9% и осталась на уровне 1997
г. При этом английский экспорт в данный
регион был равен 94,2 млрд. ф. ст. (снижение
на 2%), а импорт - 101,1 млрд. ф. ст. (уровень
1997 г.). Главными торговыми партнерами
в этой группе стран были Германия, Франция,
Нидерланды.
Объем товарооборота с западноевропейскими государствами, не являющимися членами ЕС, сократился в прошлом году на 6,2% и составил 18,1 млрд. ф. ст. Экспорт английских товаров в эти страны сократился на 3%, импорт - на 9%. Наиболее крупными партнерами Великобритании в этой группе были Швейцария (8 млрд. ф. ст.) и Норвегия (6,4 млрд. ф. ст.). Товарооборот Великобритании с США в 1998 г. возрос на 2% и составил 47 млрд. ф. ст. При этом как английский экспорт, так и импорт увеличились на 2%. Существенно возрос объем торговли Великобритании с Мексикой благодаря росту английского экспорта в эту страну на 25%. В то же время торговля с основными партнерами в Латинской Америке (Бразилией, Аргентиной и Чили) значительно сократилась в среднем на 10 – 15%.Объем торговли со странами - экспортерами нефти уменьшился на 20% и составил 11,1 млрд. ф. ст. против 13,8 млрд. в 1997 г. Главными причинами этого явились снижение мировых цен на нефть и сокращение на 22,2% закупок этими странами британских товаров. В числе основных торговых партнеров из стран, входящих в данную группу, были Саудовская Аравия - товарооборот 3,6 млрд. ф. ст., Индонезия - 1,3 млрд., Дубай - 1,2 млрд., Нигерия - 6,6 млрд. ф. ст.
Товарооборот английских фирм с Японией в 1998 г. сократился на 6% и составил 12,8 млрд. ф. ст. против 13,6 млрд. в 1997 г. Это произошло в основном из-за уменьшения английского экспорта на 23% (3,2 млрд. ф. ст.). В то же время импорт из Японии возрос на 1% и был равен 9,5 млрд. ф. ст., что еще больше увеличило традиционно отрицательное сальдо торгового баланса Великобритании с этой страной до 6,3 млрд. ф. ст. (5,2 млрд. в 1997г.) В 1998г. произошло незначительное сокращение товарооборота Великобритании с государствами Центральной и Восточной Европы - с 9,5 млрд. до 9,4 млрд. ф. ст. (на 1%). Причиной явилось уменьшение английского экспорта в эти страны на 7% - до 4,8 млрд. ф. ст. В то же время импорт из этого региона возрос на 6% и был равен 4,6 млрд. ф. ст. Удельный вес этих стран в английском внешнеторговом обороте оставался небольшим (2,6%). Главными торговыми партнерами Великобритании среди государств данной группы оставались Польша, Чехия, Венгрия.
Товарооборот
с Польшей в 1998 г. возрос
на 11% и составил 2 млрд. ф. ст. При
этом английский экспорт
В последние годы XX века наблюдался постоянный
рост двусторонней торговли между Великобританией
и Венгрией - на 20% в 1997 г. и на 15% в 1998 г.
Английский экспорт в эту страну в прошлом
году увеличился на 15% и составил 500 млн.
ф. ст. На том же уровне были и темпы
прироста английского импорта из Венгрии,
объем которого достиг 558 млн.ф.с. В
товарной структуре экспорта Великобритании
ведущее место в конце XX века, как и ранее,
занимали поставки машин и оборудования
(47,7%), товары широкого потребления (14,9%),
химические продукты (13,3%). В 1998г. произошло
общее сокращение английского экспорта
на 9%. Наиболее существенно снизился
объем экспорта минерального топлива
- на 31%, сырья и полуфабрикатов - на
17%, машин и оборудования – на 11%, продовольствия
- на 11%. Основными статьями импорта
в 1998 г. были машины и транспортные средства,
доля которых в общем объеме английского
импорта возросла с 42,7% в 1997 г. до 42,8% в 1999г.,
а также товары широкого потребления (доля
увеличилась с 18,5 до 19,2%). В 1998 г. заметно
возрос импорт (%) минеральных удобрений
(на 29), мебели (17), черных металлов (14), цветных
металлов (12), рыбы и рыбопродуктов (10).
Вместе с тем существенно сократились
объемы закупок (%) минерально топлива
(на 32), кожевенного сырья (29), химических
удобрений (29), животных жиров и растительных
масел (24), каучука (17).
2.Промышленное развитие России конца XIX – начала XX века.
С 1863 по 1897 г. городское население выросло в 2,5 раза – с 6 млн до 17 млн человек, в то время как все население страны – лишь в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5%. По официальной статистике городское население состояло из крупной буржуазии, помещиков и высших чиновников (11%), ремесленников и лавочников (24%), рабочих (52%).
К 80-м годам во всех отраслях экономики завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте машинное производство вытеснило ручную технику. Водяное колесо и мускульная сила человека были заменены паровым двигателем. В России промышленный переворот прошел в два этапа. В 30–40-х годах он в основном завершился в хлопчатобумажной промышленности, а в 70-80-х годах – на железнодорожном транспорте и в тяжелой промышленности.
В пореформенную эпоху огромную роль в развитии экономики играло железнодорожное строительство. К 1861 г. в стране насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог. Последовавшее затем бурное железнодорожное строительство позволило к началу 80-х годов иметь более 22 тыс. км путей. Создание развитой железнодорожной сети способствовало существенному расширению внутреннего рынка, о чем свидетельствовал рост грузооборота с 439 млн. пудов в 1868 г. до 11 072 млн. пудов в 1904 г., т.е. объем перевозок вырос в 25 раз. Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и его стимулятором. Оно способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Развитие железнодорожного транспорта ускоряло развитие сельского хозяйства, так как улучшало возможности сбыта и обращения товаров. Все это создавало условия для окончательного формирования всероссийского рынка и дальнейшего развития капиталистических отношений.
Одним из главных итогов масштабного железнодорожного строительства стало энергичное развитие экономики. За 1860–1891 гг. в России добыча угля возросла в 21 раз, производство чугуна - в 3 раза, железа и стали – в 4,7 раза, нефти – в 476 раз. Черная металлургия и угледобывающая промышленность превратились в основные отрасли тяжелой промышленности. Во второй половине 90-х годов были построены новые машиностроительные заводы. К концу XIX в. в России, например, работало 7 паровозостроительных заводов с ежегодной производительностью 1200 паровозов. Это были достаточно крупные производства. Для сравнения, Франция выпускала ежегодно 500, а Германия – 144 паровоза. Производство вагонов приблизилось к производительности германских заводов, которые выпускали около 30 тыс. товарных и 6 тыс. пассажирских вагонов.
Высокие темпы роста отраслей тяжелой промышленности не могли не отразиться на отраслевой структуре хозяйства и территориальном размещении промышленности. Появились новые виды производства, такие, как нефтяная, нефтеперерабатывающая, машиностроение. Быстрое освоение новых территорий затронуло размещение топливной и металлургической промышленности. К старым индустриальным районам – Центральному, Петербургскому, Уральскому – прибавились новые, а именно южный угольно-металлургический – Донбасс и Кривой Рог, Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры – Баку, Харьков, Юзовка, Горловка. Ведущая роль в добыче угля и производстве чугуна перешла от Урала к предприятиям Юга России.
Однако не все районы страны развивались равномерно. На северо-западе (в Петербурге, Прибалтике), в Центральном промышленном районе, на юге Украины и в Закавказье успехи были заметны. На Урале темпы развития оказались более медленными, а территория Сибири и Средней Азии оставались почти неосвоенными в промышленном отношении. Некоторые районы сохраняли аграрный характер. Они поставляли городам хлеб и сельскохозяйственное сырье и являлись потребителями промышленных изделий. Неравномерность размещения промышленности по территории – одна из особенностей развития капитализма в России.
Бурное развитие российской экономики характеризовалось проникновением иностранного капитала в промышленность, чему в немалой степени способствовали низкие таможенные тарифы, и предоставление права (1872) иностранным подданным на поиск и добычу полезных ископаемых. Иностранный капитал инвестировался в нефтедобычу и нефтепереработку, транспорт, а также на реконструкцию предприятий и создание комплексов в черной металлургии. В инвестиционном процессе преобладали вложения четырех стран – Франции, Англии, Германии, Бельгии. В начале XX в. доля Франции составляла 31% в общем объеме иностранного капитала, Англии – 24, Германии – 20, Бельгии – 13%.
В машиностроении иностранный капитал распределялся следующим образом – на первом месте французский, затем немецкий, бельгийский, английский. В черной металлургии – французский, бельгийский, немецкий, английский. В химической промышленности главенствующее положение занимал немецкий капитал. В сфере банковских услуг первое место принадлежало французскому капиталу. Основными регионами сосредоточения иностранного капитала были Северный Кавказ, Закавказье, Юг России, Сибирь и Дальний Восток. Значительное количество иностранного капитала находилось в Москве и Петербурге – главных финансовых центрах России.
В начале 90-х годов страна вступила в новый этап промышленного развития. За десятилетие (1890–1900) выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности – в 2,5 раза. Добыча каменного угля увеличилась в 3 раза, нефти – в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на 1-е место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в 3 раза, в том числе на новых предприятиях Юга производство металла возросло в 7 раз. Если в мировом производстве металла Россия в 1880 г. занимала только 7-е место, то в 1900 г. она переместилась на 4-е место. По общему объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала 4–5-е место в мире. В результате промышленного подъема она выходит в число стран со средним уровнем развития капитализма.
Россия лидировала по темпам роста и концентрации производства. Этому в значительной мере способствовало широкое развитие акционерных форм. В 1889 г. в России имелось 504 акционерных общества с акционерным капиталом в 911,8 млн руб. Общая сумма всех акционерных капиталов в 1899 г. насчитывала 2,2 млрд руб. Во второй половине 90-х годов численность рабочих ежегодно увеличивалась на 9,8%, в то время как число заводов и фабрик сокращалось на 2,2%. Во главе промышленности, как правило, стоял крупный акционерный капитал.
После динамичного развития конца XIX в. промышленность, как, впрочем, и экономика в целом, вступила в период спада. Общее промышленное развитие продолжалось, но проходило очень неравномерно. Например, выплавка чугуна снизилась на 3%, зато производство стали увеличилось на 24%, нефтедобыча упала на 25%, но добыча угля выросла в 1,5 раза. За эти годы количество занятых рабочих увеличилось на 21%, а общий выпуск промышленной продукции – на 37%, что можно оценить как общее повышение производительности труда. С 1890 по 1913 г. производительность труда в промышленности выросла в 4 раза.
В 1909–1913 гг. начался новый экономический подъем. Особенно быстрыми темпами возросло производство промышленной продукции. Поданному показателю Россия опережала Англию, Францию, Германию, США. За этот период среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9%. Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора. Продукция промышленности покрывала 80% внутреннего спроса.
Особенно быстро развивались такие регионы страны, как Центральный, Северо-Западный, Урал, Донбасс, Кривой Рог, Прибалтика, Польша, в которых было сосредоточено до 85% всех рабочих и производилось до 75% валовой промышленной продукции.
Развитие экономики способствовало усилению монополистических процессов. Первые монополии появились уже в конце 70-х годов XIX в. Благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов они создавали возможности для ускорения технического прогресса и условия для извлечения высоких прибылей. Первоначальной формой монополистического объединения являлся картель. Картель создавался как временное соглашение самостоятельных предприятий с целью установления контроля над рынком определенного товара. Он предусматривал установление обязательных для всех участников минимальных цен на товары; разграничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в нем каждого участника, общие условия найма рабочей силы, обмен патентами и т.д. В 1875 г. несколько страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа и стали диктовать свои условия тем страховым обществам, которые не вошли в соглашение. В 1881 г. появилось картельное соглашение банков Международного и Русского для внешней торговли.
Для промышленности наиболее типичным было создание монополий типа синдиката – соглашения самостоятельных предприятий о совместной коммерческой деятельности при сохранении производственной деятельности. Первые синдикаты возникли в отраслях, связанных с железнодорожным строительством. Это были объединения предприятий по производству рельсов (1882), потом заводов по производству крепежа для рельсовых конструкций (1884), строительству мостов (1887) и т.д. Первые промышленные монополии появились в новых производствах, что свидетельствовало о чрезвычайно важной роли железнодорожного строительства для хозяйственного развития страны.