Экономическое развитие местного сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Современное понятие “развитие” включает три взаимосвязанные характеристики — изменения, рост, улучшение, главной из которых является последняя .
Развитие как социальные изменения не происходит само по себе, а связано с разработкой политики определенной мировоззренческой направленности. Развитие влечет за собой разноплановые структурные изменения.

Содержание

1. Экономическое развитие местного сообщества: общее понятие и основные характеристики 3
1.1. Современное понятие развития 3
1.1.1. Три характеристики развития 3
1.1.2. Четыре подхода к определению развития 4
1.2. Основные элементы и типы политики экономического развития 7
1.2.1. Содержание экономического развития 7
1.2.2. Цели и результаты развития 8
1.2.3. Ресурсы развития 13
2. Экономическое развитие Тахтамукайского района р.Адыгеи. 19
2.1. Численность населения и занятость. 21
2.2. Доходы 2010 год 22
2.2.1. Доходы 2011 год 23
2.3. Расходы 2010 год. 23
2.3.1.Расходы 2011 год. 24
2.4. Социальная сфера . 24
2.5. Положение дел в основных секторах экономики 26
2.6. Основные проблемы 40
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

готов ормх.docx

— 92.11 Кб (Скачать)

       Занятость и доходы. Создание рабочих мест является одной из важнейших стратегических целей развития местного сообщества. При этом важно соотношение новых создаваемых рабочих мест с профессиональными характеристиками и/или запросами тех членов местного сообщества, которые в них нуждаются. В этом контексте дополнительные возможности увеличения занятости связаны со следующими разновидностями рабочих мест:

       рабочие места под существующие человеческие ресурсы;

       новые рабочие места, занятие которых  предполагает переподготовку кадров;

       рабочие места, занятие которых связано  для конкретных людей с изменением рода деятельности.

       Даже  грубая ”прикидка” потребностей местного сообщества в рабочих местах помогает определить, насколько предполагаемые мероприятия по развитию отвечают его  интересам.

       Воздействие мероприятий по развитию на занятость  должно помочь ответить по крайней мере на следующие вопросы:

       Сколько новых рабочих мест будет создано  непосредственно в результате реализации мер по развитию?

       Какой профессиональной категории и пределам зарплаты будут соответствовать  новые рабочие места?

       Обеспечат ли новые рабочие места более  высокий уровень оплаты труда, улучшение  условий труда и большие возможности  продвижения по службе в сравнении  с существующими?

       Сколько новых рабочих мест смогут занять местные жители? Сколько вновь  прибывшие?

       Какая часть безработных будет обеспечена работой за счет создаваемых рабочих  мест? Каковы возможности трудоустройства  женщин, молодежи, пенсионеров?

       Потребуется ли обучение или переобучение, какого рода?

       Не  произойдет ли в результате осуществления  принятых решений прямо или косвенно сокращение рабочих мест в других сферах местного хозяйства?

       “Внешние  эффекты”. В ходе реализации мер по развитию возникают сопутствующие результаты, так называемые “внешние эффекты”. По общепринятому определению, “внешние эффекты” представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках. “Внешние эффекты” могут быть и положительными, и отрицательными. Примером положительного эффекта может служить утилизация различного рода отходов, которая приносит выгоду не только продавцам, но и покупателям этой услуги. Напротив, химический комбинат, загрязняющий атмосферу, создает внешний отрицательный эффект производства.

       С точки зрения местного сообщества важно  знать уже на этапе планирования развития, какое воздействие могут  оказать принимаемые решения  по развитию на общую экономическую  ситуацию. Одно дело, если создаваемые  новые предприятия подрывают  деловую активность “старых”, другое, — если реализация новых проектов ведет к развитию деловой активности или создает новую основу промышленного  развития в местном сообществе.

       Привлечение фирм, ранее действовавших за пределами  местного сообщества, расширение или  создание новых местных фирм, деятельность которых связана с основными  направлениями экономической активности местного сообщества, как правило, оказывает  на последнее более благоприятное  воздействие, чем воздействие фирм, не связанных со сложившейся экономикой. Социально-экономические связи новых  фирм с местной экономикой могут  включать, например, следующие:

       использование местного сырья;

       использование в качестве ресурсов товаров и  услуг местного производства;

       продажа производимых товаров (услуг) на местном  рынке;

       привлечение новых капиталовложений;

       привлечение новых работодателей.

       Проекты, усиливающие внутреннюю экономическую  интеграцию местного сообщества, обычно создают и конкурентные преимущества.

       Благоустройство местного сообщества. Благоустройство местного сообщества — это не просто и не только деятельность по развитию бизнеса, созданию условий, благоприятных для занятости, а также возможностей пользоваться результатами своего труда. Это необходимые условия как материального, так и духовного благосостояния человека. Культура, отдых, внешний вид местного сообщества являются важнейшими составляющими  духовного благосостояния. Поэтому меры, принимаемые по развитию местного сообщества, следует оценивать с точки зрения воздействия на эти сферы жизни4.

       Те  аспекты развития, которые связаны  с воздействием на условия жизни  в местном сообществе, должны включаться в план действий специальным разделом. При этом развитие местного сообщества связывается не только с определенными  физическими изменениями, но и с  изменениями в его общественной жизни: повышение социальной активности членов сообщества, укрепление доверия  и готовности людей к сотрудничеству.

       Благоустройствоэто не только цель, но и результат деятельности местного сообщества и местного хозяйства. Благоустройство — понятие социальное и экономическое. Его нельзя сводить к узкой трактовке жилищного и уличного благоустройства, что, к сожалению, стало общепринятым и на что указывал еще в 1928 г. проф. Л.А. Велихов: “Нет никакого методологического основания суживать упомянутый термин, выключая из суммы достижений городского хозяйства те или иные отрасли “благоустройства”. В последнем случае пришлось бы для этих последних отраслей выбирать какой-то специальный термин, что, при бедности нашей муниципальной терминологии, было бы далеко не легкой задачей”5. К благоустройству в практике местного управления до сих пор относят: планировку, строительство, асфальтирование или замощение улиц, зеленые насаждения, освещение и отопление. При этом часто используется термин “внешнее благоустройство”, употребляемый по наследству лишь в российской практике. Действительно, в неопределенное содержание “внешнего благоустройства” у нас включают разнообразные объекты — зеленые насаждения, освещение и предметы украшения”. Между тем зеленые насаждения являются не только внешним благоустройством, а имеют экологическое значение и во многих странах составляют необходимый элемент планирования ландшафта и зонирования в местных сообществах. Что касается двух последних элементов, то они между собой мало связаны и едва ли есть необходимость объединять их  в особую категорию “внешнего” благоустройства.

         Благоустройство, занятость, доходы достигаются через развитие местного хозяйства.

       1.2.3. Ресурсы развития

       Экономическое развитие местного сообщества связывается  не просто с наличием ресурсов, но и  с определенным их сочетанием —  комбинацией ресурсов. При отсутствии  одного из них развитие невозможно, даже если другие ресурсы имеются  в избытке.

       К стратегическим ресурсам относят следующие:

       физический  капитал;

       ”человеческий капитал”;

       социальный  капитал;

       рынки;

       финансовые  ресурсы;

       управление.

       Физический  капитал. Физический капитал включает как природные ресурсы, так и созданные человеком оборудование, производственную инфраструктуру: дороги, порты, энергетические системы, здания и т.п. Природные ресурсы (почвы, недра, климат, водные запасы, животный и растительный мир, географическое местоположение) ограничены. Однако необходимо учитывать, что для производства однотипных товаров и услуг можно использовать ресурсы в различных комбинациях. Важно также выявить сравнительные преимущества, которыми обладает местное сообщество.

       ”Человеческий капитал”. ”Человеческий капитал” —  это оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также полученное образование и приобретенную квалификацию. По определению А.Смита, “экономика есть зеркало человеческой натуры”.

       Величина  совокупного “человеческого капитала”  в определенном местном сообществе зависит от численности работоспособного населения, желания и способности  людей трудиться. Желание трудиться  зависит от социально-экономического опыта людей, набора рабочих мест и размеров заработной платы, получаемой основной массой работающих. Способность  работать зависит от половозрастной структуры населения и уровня образования и обучения. При прочих равных, чем выше доступность получения  образования для членов сообщества, тем больше величина его человеческого  капитала.

       Социальный  капитал. С недавнего времени социальный капитал рассматривается как жизненно важный фактор экономического развития местных сообществ. В отличие от  физического или человеческого капитала, влияющих на индивидуальную производительность, социальный капитал имеет отношение к общественной организации.

       Социальный  капитал — это социальные сети/сети сотрудничества, социальные нормы и  доверие, складывающиеся в рамках сообществ  по интересам и способные передаваться из одной ситуации в другую.

       На  Востоке социальные сети чаще всего  базируются на “большой семье” (родственной  общности) или сплоченной этнической общине. На Западе они формируются  в рамках различных самодеятельных организаций (клубы, общественные движения, ассоциации потребителей, производителей и т.д.). В последние годы на Западе получили широкое распространение  неправительственные /неформальные организации, которые на бесприбыльной основе оказывают своим членам и определенным категориям людей разного рода услуги (информационные, консультативные, услуги связи и т.д.).

       На  Кубани одной из баз формирования прочных социальных сетей становятся объединения казаков. В сельской местности налаживаются кооперационные связи соседских личных подсобных  хозяйств (например, транспортировка  сельскохозяйственной продукции).

       Социальные  сети организованы горизонтально, а  не иерархически. В них ценятся  солидарность, гражданское участие  и неподкупность.

       Социальный  капитал, воплощенный в нормах и  сетях гражданского участия, создает  условия для кооперации и координации  действий ради взаимной выгоды, он облегчает  заключение и соблюдение контрактов, направление сбережений и инвестиций в целевые проекты, увеличивает  отдачу от вложений в физический и  человеческий капитал. Он может быть “конвертирован” в финансовый капитал.

       Социальный  капитал уникален в том смысле, что делает возможным достижение цех целей, которые недостижимы  иными способами. В отличие от физического капитала, он количественно  и качественно растет при его  употреблении и истощается, если его  не используют.

       Это — продукт общественной активности. И в этом смысле он является не только ресурсом, но и результатом реализации проектов развития местного сообщества.

       Рынки. Их можно определить как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в отношения друг с другом с целью купли-продажи этого товара(услуги).

       Объем спроса зависит от числа людей  или организаций, желающих приобрести товар; качества товара; цены, по которой  он предлагается; информированности  потенциальных потребителей о качестве, цене, наличии товара.

       Объем спроса на определенный товар(услугу) не остается постоянным. Изменения в структуре и характеристиках населения, в его ценностных ориентациях и социальных отношениях, изменения в национальной и мировой экономике могут вести к изменению потребностей и формированию потенциальных потребителей товара.

       Особую  роль в продвижении товара/услуги на рынок играет реклама и другие методы маркетинга. Новые рынки могут  создаваться путем совершенствования  ценообразования, расширения и улучшения  качества транспортных услуг, совершенствования  производства и продвижения местного товара/услуги на национальные и зарубежные рынки.

       Смысл использования рынков как одного из ресурсов развития заключается в  том, что в силу эластичности спроса на многие товары и услуги рынки  могут быть расширены благодаря  воображению, усердной и кропотливой  работе.

       Финансовые  ресурсы. Деньги, необходимые для реализации практически любого проекта, обычно вызывают “головную боль” у большинства местных органов управления или организаций по развитию. Чаще всего поиск денег воспринимается ими как выделение денежных средств, а не как финансирование. В общественном секторе выделение средств означает получение всех финансовых ресурсов, необходимых для разработки проекта/программы или управления процессом их реализации. В этом случае речь идет о средствах, собранных в виде налогов и используемых для поддержания общественной активности, независимо от того, какой доход она приносит. Финансирование же связано с поиском источников капитала (в основном частного), которые используются для обеспечения проекта финансовыми ресурсами. При этом предполагается, что реализация проекта обеспечит получение достаточной прибыли и соответственно самоокупаемость проекта. Хорошие идеи — ключ к развитию.

Информация о работе Экономическое развитие местного сообщества