Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 08:29, курсовая работа
В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область.
Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа, прогнозирования и частичного государственного регулирования в форме координации.
Предмет региональной экономики. Основные составляющими:
"территория" - это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Категориями, дополняющими понятие "территория" являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией). Понятием, объединяющим категории "территория", "акватория" и "аэротория" является понятие "геотория". В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем пользоваться термином "территория".
регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.
регион - это часть территории , обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий.
Таким образом, регион как хозяйственная подсистема более сложное образование, чем отрасль, обычно объединяющая совокупность предприятий и производств, однородных в технологическом отношении. термин регион может употребляться в следующих значениях:
1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:
2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:
4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).
Деление территории на регионы называется районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. Рассмотрим некоторые виды районирования в России.
административно-
Можно выделить
следующие наиболее острые экономические
проблемы административно-
субъекты федерации
делятся на более мелкие административно-
В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область.
Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа, прогнозирования и частичного государственного регулирования в форме координации.
Наряду с экономическими районами, для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление россии на две макроэкономические зоны: Запад (европейская часть и урал) и восток (Сибирь и дальний Восток).Кроме того в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например, выделение европейского ядра и периферийных северных, южных и восточных регионов.
Таким образом,
общее экономическое
Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в социально-экономической политике Правительства России предусматриваются специальные мероприятия по таким проблемным регионам, как отсталые (слаборазвитые), депрессивные, кризисные; особо выделяются приграничные регионы. Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно - территориальными единицами.
К регионам проблемного типа относятся также те части территории страны, на которых осуществляются общегосударственные целевые программы. Например, это программа развития Дальнего востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Другим примером проблемного экономического районирования является выделение зоны Севера.
Особенностью рассматриваемого вида экономического районирования состоит в том, что оно не является сплошным, непрерывным. Т.е. выделяемые проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.
2.4. Трансгосударственные и межгосударственные регионы.
Интернационализация
и глобализация экономики приводят
к определенной унификации национальных
систем административно-
Статистическое бюро ЕС (евростат) применяет многоуровнее территориальное деление. Территориальная единица называется НАТС (nats - nomenclature of Territirial Units for Statistics). Регионы первого ранга - (НАТС- 1) - это субъекты федерации, автономные образования, крупные регионы (всего 77 регионов в 15 странах). Регионы второго ранга (НАТС - 2) - провинции, департаменты, правительственные округа (всего 206). Регионы третьего ранга (НАТС - 3) - графства, префектуры и т.п. (всего 1031). Кроме того, в европе образуются так называемые еврорегионы, включающие территории сопредельных государств. Например, еврорегион "Сарлотлюкс" включает Саар (ФРГ), Лотарингию (Франция) и государство Люксембург. В еврорегион "Нейсе" входят ряд восточных земель ФРГ, западные воеводства Польши и западные округа Чехии (все они расположены вдоль реки Нейсе). Еврорегионы имеют свои органы управления и права, частично выходящие за рамки юриспруденции государств, особенно в ЕС.
Приграничные регионы России также вовлекаются в процесс формирования транснациональных регионов. Этот феномен наблюдается на границах с Финляндией, белоруссией, украиной, Казахстаном, где трансграничные регионы объединены в ассоциации сотрудничества.
Понятие регион применяется и по отношению к международным сообществам - регионам мира. Некоторые из них имеют наднациональные институты координации и (или) управления - например, регион ЕС, регион СНГ, северо-американская ассоциация свободной торговли. Другие крупные региональные сообщества, прежде всего Азиатско - Тихоокеанский регион, тлько формируют межгосударственные институты. Так, в 1998 году создан межправительственный форум "Азиатско - Тихоокеанское сотрудничество" (АТЭС). В настоящее время АТЭС объединяет 21 страну, в нее принята и Россия.
Либерализация национальных рынков товаров, труда, капитала, информации, стимулирует развитие отношений между национальными регионами и формирование транснациональных регионов. Современный мир - мир регионов.
Любой регион, за
исключение мира в целом, является элементов
некоторой иерархической
Таким образом, в мире существует множество регионально-государственных иерархий. Но поскольку в большинстве стран, за исключением предельно централизованных и тоталитарных, регионы являются открытыми системами и могут контактировать с другими регионами за пределами страны, связующим элементом иерархической системы регионов являются не только вертикальные, но и горизонтальные связи.