Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:33, контрольная работа
В своей контрольной работе я должна рассмотреть принципы районирования и выделить из них главный. Проанализировать, а что же сегодня может служить ядром нового крупного экономического района. А также я должна рассмотреть в вкратце виды районирования, его признаки и факторы.
Введение………………………………………………………………………..3
1. История экономического районирования…………………………………4
2. Экономическое районирование России. Понятие и значение…………...5
2.1.Экономическое районирование…………………………………………..7
2.2. Виды районирования в России…………………………………………..9
3. Экономическое районирование как основа административно – территориального деления России………………………………………….12
3.1. Главные признаки и факторы районирования…………………………14
3.2. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил……………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………… 19
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное
учреждение высшего
Пермская государственная
имени академика Д.Н. Прянишникова
Кафедра отраслевой и территориальной экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Регионалистика»
По теме: «Экономическое районирование России»
Исполнитель: студентка 3 курса
экономического факультета
заочного обучения
Чугайнова Ксения
Прверила: Доктор экономических наук, профессор Мичурона Ф.З.
Пермь 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История экономического районирования…………………………………4
2. Экономическое районирование России. Понятие и значение…………...5
2.1.Экономическое
2.2. Виды районирования в России…………………………………………..9
3. Экономическое районирование
как основа административно –
территориального деления
3.1. Главные признаки
и факторы районирования…………………
3.2. Формирование территориальных
пропорций размещения
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………… 19
Введение
Основой
экономического районирования
Современный период отличается заметным изменением характера прежних районообразующих факторов и появлением новых. Территориальные проблемы региональной экономики остро встают для районов с суровыми природными условиями, освоение которых приобрело широкий размах. Однако для районирования важен не только учет географических границ эффективного использования новой техники и тому подобное. Влияние технико – организационного фактора на районообразование и районирование проявляется повсеместно через территориальные формы прогрессивной организации общественного производства – его концентрацию, специализацию, комплексность.
В своей
контрольной работе я должна
рассмотреть принципы
3
1. История экономического районирования
Экономическое
районирование имеет свою
4
Экономический район (регион, от лат. regio – страна, край, область) – часть страны, внутри границ которой все экономические пункты прямо или косвенно выполняют функции специализации. Выдающийся русский экономист и географ Н.Н. Колосовский, развивая теорию районирования, определял фундаментальное значение района так: «Во всякой науке, как показывает история научных знаний, самым трудным и сложным делом оказываются понятие о числе, в физике – понятие о материи и энергии, в биологии - учение о первичном живом веществе – клетке, в географии – учение о регионах. Эти простейшие на первый взгляд вопросы оказываются в конечном рассмотрении настолько сложными и трудными, что вызывают необходимость вновь к ним возвращаться по мере углубления научных знаний».
Рассматриваемые
экономические регионы
Следовательно,
экономический район –
Устойчивые и значительные изменения разделения труда, структурные преобразования в экономике районов, новая крупномасштабная разработка полезных ископаемых и другие сдвиги в экономике приводят к
5
необходимости переноса границ районов. В реальной жизни, однако, этот процесс отличается консерватизмом: сохранением прежних границ вплоть до накопления критической массы внутренних изменений. Так, в советский период критическая масса топливных и химических производств «перемещала» Республику Башкирия то в Поволжский, то в Уральский экономические районы. Тогда же в результате быстрого развития сырьевых отраслей произошло выделение Северного экономического района из состава Северо – Западного, объединявшего современные Северный и Северо – Западные районы.
В современных условиях экономического кризиса жизнь заставляет субъекты Федерации (регионы) группироваться, исходя из их общих экономических, политических и финансовых интересов, в ассоциации экономического взаимодействия. Границы таких ассоциаций не полностью совпадают с существующей сеткой крупных экономических районов, но, тем не менее, достаточно приближены к ней, что указывает на объективность их появления. Со временем, по мере преодоления кризисных процессов в экономике и совершенствования управления территория как сверху, так и снизу, очевидно, будет происходить сближение границ крупных экономических районов, ассоциаций экономического взаимодействия и федеральных округов на общем для всех них экономическом базисе.
6
2.1. Экономическое районирование
Экономическое
районирование – основа
Экономическое
районирование в
Осуществление
идей экономического
производительных сил (КЕПС) под руководством академика В.И. Вернадского. Согласно этому плану, в 1920 году Россия была поделена на 8
7
районов: Северный, Центрально – Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно – Сибирский, Туркестанский. В основу районирования по плану ГОЭЛРО был положен принцип комплексного размещения производства вблизи крупных источников топлива и энергии, вырабатываемой на гидроэнергетических и тепловых электростанциях. Из – за отсутствия достаточного количества транспортных средств, необходимых для работы ТЭС, упор делался на строительство ГЭС (Волховской и др.), вокруг которых должны были формироваться районные территориально – производственные комплексы.
Так,
ядром нового крупного
8
2.2. Виды районирования в России
Административно – территориальное деление страны берет начало с учреждения Петром I в 1708 году 8 губерний, численность которых ко времени Октябрьской революции приблизилась к 100, включая области и пользовавшиеся автономией Царство Польское, Великое княжество Финляндское, Бухарский эмират и Хивинское ханство. В дореволюционной России имелась также практика объединения нескольких губерний в крупные генерал – губернаторства, например Туркестанского, Кавказское и др., что диктовалось необходимостью контроля за окраинными территориями империи, как правило, национальными. Низовыми по отношению к губерниям административными единицами были уезды, в свою очередь, делившиеся на волости.
Микроуровень административного деления России – это примерно 1900 низовых административных районов, около 1100 городов, включая 330 внутригородских районов и округов, а также почти 2 тыс. поселков городского типа и свыше 24,4 тыс. сельских администраций. Этот уровень вряд ли целесообразно радикально преобразовывать, за исключением неделения его расширенными правами в области самоуправления и внутренней самоорганизации и культурной автономии небольших территорий.
Общее экономическое районирование в настоящее время основывается на выделении в России 11 крупных экономических районов, а также самостоятельной Калиниградской области.
В рыночной среде границы ассоциаций не могут быть постоянными, они определяются текущими, меняющимися во времени экономическими
интересами регионов. Параллельно с ассоциациями целесообразно сохранять их объективную основу – крупные экономические районы, границы которых, очевидно, желательно совместить с границами федеральных округов для
9
удобства государственного управления и статистического анализа.
На макроуровне находятся укрупненные экономические районы, например Европейский Север, Юг России, а также макроэкономические зоны – Западная, куда входят европейская часть страны и Урал, и Восточная, включающая Сибирь и Дальний Восток. Выделение макрорегионов необходимо при проведении государством стратегической экономической политики, а также для экономических исследований.
Проблемное экономическое районирование связано с государственным регулированием проблемных регионов: с позиции экономики – отсталых, депрессивных, кризисных; с позиции особой дислокации – Крайнего Севера, приграничных; с позиции специфической ситуации (политической, экологической и др.) – зоны Чернобыля, Чеченской республики, Южно – Курильских островов. Проблемные регионы – это также те, по которым приняты федеральные целевые программы, например план социально – экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья или имеющая экологические приоритеты программа «Каспий» (в ее зону входят Астраханская область и Республики Дагестан и Калмыкия). Особый тип проблемных экономических регионов – специальные экономические зоны, наиболее известными из которых являются свободные экономические зоны (СЭЗ), зоны свободного предпринимательства, оффшоры, технополисы, технопарки.
СЭЗ
– это локализованные зоны
с особыми, льготными для