Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:06, контрольная работа
Изучая различные виды рынков, мы делим их все, вначале, на два типа: рынки совершенной и несовершенной конкуренции в зависимости от числа экономических агентов на рынке, доли отдельного продавца на рынке, наличия или отсутствия барьеров входа и выхода на рынке, степени рыночной власти продавцов. Но рынки совершенной конкуренции в жизни встречаются довольно редко, а вот с несовершенной конкуренцией мы встречаемся куда чаще.
Изучая различные
виды рынков, мы делим их все,
вначале, на два типа: рынки
совершенной и несовершенной
конкуренции в зависимости от
числа экономических агентов
на рынке, доли отдельного
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
В современной
экономике совершенно
Если фирма
способна существенно влиять
на рыночную цену своего
В отрасли
преобладает несовершенная
Экономисты
подразделяют рынки
Монополия.
Сам термин
«монополия» происходит от
Олигополия.
Термин олигополия
буквально означает «мало
Монополистическая конкуренция
Последний
вид несовершенной конкуренции,
Монопсония и олигопсония
В условиях несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающияся рынки, рынки с крупными покупателями, где основные условия экономического поведения, на которые должны равняться предприятия создает крупный покупатель. В данном случае понятиям монополиии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей. Наличие на рынке одного покупателя называется – монопсонией. В качестве монопсониста (крупного и единственного покупателя данного товара) часто выступает США на рынке сложных и дорогостоящих видов вооружений, таких, как авианосцы и ядерные боеголовки.
Олигопсония - рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким покупателям. Рассматривать экономическое поведение предприятий в условиях двух вышеуказанных типов несовершенного рынка представляется слишком сложным, тем более, что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко.
Разговария о рынке, нельзя не затронуть тему, которая волнует нас всех (гражан России и других лиц выбравших в качестве места проживания нашу страну) - тему развития рыночной экономики в России. До недавних пор в России существовала монополия государства во всех отраслях производства товаров и услуг. Сейчас же, когда наша страна делает первые шаги по направлению развития рыночной экономики, многое изменилось. Трудно судить какова будет эта экономика, но самое важное - это то, что наконец мы и наше правительство осознало, что тем путем, которым мы шли, идти дальше не имеет смысла. Я думаю, что в этом мы убедились окончательно, так как кризис экономики, развившийся в восьмидесятых годах, четко показал неправильную ориентацию нашей экономической политики. Ведь посудите сами, стоит немного углубиться в историю бывшего СССР, как становится видно, чтострана буквально не вылазила из провалов то в одной отрасли промышленности, то в другой. В данный момент идет процесс перехода от плановой экономике к рыночной: рождаются новые виды экономических отношений (для нас), новые формы хозяйствования, формы собственности, происходит разгосударствление предприятий, передача прав управления в руки новых собственников. Приватизация, которая сейчас, хоть и с трудом, проходит в России, является очень важным и своевременным шагом на пути к рынку. Она дает возможность перераспределения власти монополий. Например, до сих пор существовала абсолютная монополия государства на добычу и продажу полезных ископаемых, в настоящее время эта монополия утрачивает свою мощь, т.к. появляются новые предприятия, которые имеют право продавть сколько угодно и за сколько угодно, т.е. фирма сама может назначать цену на свой товар, что уже немаловажно. Среди этих фирм есть крупные и мелкие, и, естественно, что между ними сушествует конкуренция. Вряд ли можно рассматривать эту конкуренцию как совершенную, во многих отраслях хозяйства присутствует монополии. Возьмем хотя бы городской наземный общественный транспорт, он является неоспоримым монополистом в своей сфере деятельноти, так как он может повышать цену на оказываемые услуги, ведь у него не существует конкурентов. Монополистами также являются предприятия обеспечивающие тепло-, водо-, электроснабжение населения и предприятий (хорошо, чтоцены,назначаемые ими,контролируются государством).
Во
многих отраслях произошли коренные
изменения. Например, Аэрофлот- монстр,являвщийся
на протяжении многих лет единственной
компанией,оказывающейвоздушно-
Несовершенная
конкуренция существовала всегда, но
особенно обострилась в конце XIX
– начале XX в. в связи с образованием
монополий. В этот период происходит
концентрация капитала, возникают акционерные
общества, усиливается контроль за
природными, материальными и финансовыми
ресурсами. Монополизация экономики
явилась закономерным следствием большого
скачка в концентрации промышленного
производства под воздействием научно
–технического прогресса. Профессор
П. Самуэльсон особо подчёркивает это
обстоятельство: « Экономике крупного
производства, возможно, присущи определённые
факторы, ведущие к монополистическому
содержанию организации и бизнеса.
Это особенно наглядно проявляется
в быстро меняющейся области технологического
развития. Ясно, что конкуренция
не смогла бы долго просуществовать
и быть эффективной в сфере
бесчисленного множества
Почему в
одних отраслях наблюдается
Во-вторых, рынки
имеют тенденцию к
Для каждой ситуации найдите соответствующий тип рыночной структуры:
а) единственная фирма оказывает коммунальные услуги населению города- чистая монополия
б) на рынке обуви оперирует множество фирм, предлагающих свой товар по относительно схожим ценам – монополистическая конкуренция
в) услуги сотовой связы в регионе оказывают 4 компании – олигополия
г) в стране имеется
единственный покупатель оборудования
по добыче газа – монопсония
5) Задача:
Фирма, являющаяся монополистом, запланировала на следующий год такие показатели:
Цена,руб
Объём
Валовая
Валовые
Прибыль
реализации выручка издержки тыс,руб тыс.руб тыс.руб тыс.руб |
400 40 16000 17500 -1500
375 50 18750 19700 -950
350 70 24500 22800 1700
325 95 30875 26000 4875
300 105 31500 28000 3500
Найдите с помощью метода сопоставления валовых и предельных показателей наиболее выгодные для предприятия цену и объём реализации. |
Объём реализации
тыс.руб |
Предельный
доход, тыс.руб |
Предельные
издержки, тыс.руб |
Валовая
прибыль, тыс.руб |
50 | 275 | 220 | 55 |
70 | 287,5 | 155 | 132,5 |
95 | 255 | 128 | 127 |
105 | 62,5 | 200 | -137,5 |
Информация о работе Экономическое поведение предприятий в условиях несовершенной экономики