Экономическое положение ведущих стран в конце 30-х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Экономические кризисы в той регулярности, которой мы наблюдаем и сегодня, начинаются с начала 19 века. Самым глубоким, охватившим практически весь мир, стал кризис, развернувшийся в 1929-1933 гг. Экономика большинства стран развивается, как правило, циклически: оживление сменяется подъемом, затем наступает бум, который завершается спадом; после чего повторяется новый цикл. После окончания Первой мировой войны, в экономике большинства стран, наблюдаются серьезные кризисные явления, как результат военной разрухи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
1. Причины и последствия мирового экономического
кризиса 1929 – 1933 годов……………………………………………………..…4
2. Варианты выхода из «Великой депрессии»……………………………..........7
3. Экономическое положение ведущих стран в конце 30-х годов…………....13
Заключение…………………………………………………………………….....17
Список используемой литературы……………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

контрольная на тему мировой экономический кризис.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

          Проводя в жизнь политику «Нового курса», правительство добилось усиления экспортных возможностей страны, улучшения позиций национальных производителей, сократило сферу деятельности спекулятивного капитала, создало предпосылки для оживления инвестиционного процесса - главнейшей задачи политики «Нового курса». Оживление промышленного производства - основы процветания США - должно было потянуть за собой решение многих кризисных проблем, и главной среди них - сокращение колоссальной вынужденной безработицы.

          В июне 1933 г. принимается закон о восстановлении национальной промышленности, который, по сути, вводил систему государственного регулирования промышленного сектора. На основе закона был сформирован координирующий властный орган – Администрация национального восстановления, в состав которой наряду с чиновниками, профсоюзными деятелями, профессиональными   экономистами   вошли   представители   крупнейших промышленно-финансовых  групп.   Одновременно  отраслевые ассоциации предпринимателей (всего 17 ассоциаций) разработали и приняли «кодексы честной конкуренции», по которым для предприятий одной отрасли строго регламентировались объемы  производства, пределы заработной платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынки сбыта товаров, цены на продукцию и пр.

          Закон о восстановлении промышленности содержал также ряд положений, регламентирующих порядок взимания и расходования налогов, направляемых на организацию общественных работ и выплату пособий по безработице. (3; с. 508-509)

          Для оказания помощи безработным конгресс создал Администрацию общественных работ, которой выделялась невиданная по тем временам сумма - 3,3 млрд. долл. В числе других мер борьбы с безработицей было создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет. Для этого был учрежден гражданский корпус сохранения ресурсов. Рузвельт предложил конгрессу направить безработных молодых людей в лесные районы. Уже в начале лета были созданы лагеря на 250 тыс. молодых людей из семей, получавших помощь, а также безработных вете­ранов. Там они имели бесплатное питание, кров, форму и доллар в день.  

          Рузвельт потребовал создания Чрезвычайной федеральной администрации помощи, на которую следовало ассигновать 500 млн. долл. для прямых дотаций штатам. Полученные средства распределялись среди нуждающихся. В годы кризиса работа была предоставлена 40 тыс. человек. Тру­дом безработных на юге США создавалась современная инфра­структура – строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и т.п. (4; с. 275) Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбы­та. Та­ким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис. (5; с. 213)

   Вторым важным законом стал Закон о регулировании сельского хозяйства. Был введен мораторий на фермерскую задолженность. Закон о регу­лировании сельского хозяйства предусматривал регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию. Проводилось сокращение посев­ных площадей, фермерам выплачивались премиальные за сокращение объемов производства. Правительство, для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок, организовало их скупку и уничтожение. Были уничтожены миллионы тонн зерна, кофе, сахара, риса. Было подсчитано, что из-за дешевизны пшеницы ее выгодней использовать в качестве топлива, чем топливные брикеты. Молоко выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином и запахивали. Было переработано на удобрения 6 млн. свиней. Падение цен остановилось. Денег стало боль­ше, и они «заработали» в интересах потребителей и производства. (6; с. 285)

          «Новый курс» стал началом превращения США в социально ориентированное государство. Социаль­ная направленность политики стала преобладать уже на втором этапе реформ. В условиях стагнации трудящимся удалось до­биться принятия летом 1935 г. Национального закона о трудовых отношениях вошедшего в историю как закон Вагнера. Признавалась законность организации рабочих в профсоюзы, которые призваны отстаивать интересы  наемников  перед  работодателями  путем  заключении коллективных договоров и, если это необходимо, методом за­готовки. Закон также запрещал администрации вмешиваться во внутренние дела профсоюзных организаций, дискриминировать и преследовать профсоюзных деятелей и рядовых членов профсоюзов. Одним из результатов принятия закона Вагнера стало объединение всех рабочих организаций в Рабочий Альянс Америки. (3; с. 510-511)

          По Закону о социальном обеспечении (август 1935 г.) была введе­на система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавли­вались с 65 лет, оказывалась помощь больным и инвалидам. Пен­сионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения были едиными по всей стране. Круг получателей пенсий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Спустя два года в США принимается закон о справедливых условиях труда, который регламентировал продолжительность рабочей недели (44 часа), определял минимальный и максимальный пределы заработной платы на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда. (3; с. 511)

          Другой вариант выхода из кризиса продемонстрировала Германия.  Антикри­зисные мероприятия носили чрезвычайный характер, так как преследовали не только тактические цели вывода хозяйства в режим роста, но главным образом стратегические, военно-политические цели – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, наконец, завоевание мирового господства.

          Главными формами и методами антикризисной политики становится тоталитарная милитаризация народного хозяйства. С этой целью нацистским руководством был сделан упор на восстановлении важных в военном отношении отраслей тяжелой топливной промышленности, на создании предприятий, выпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средств в руках государства. Поэтому   нацисты   создают мощный аппарат государственно регулирования хозяйства, явившийся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, людских и прочих ресурсов. В течение первых 100 дней фашистской диктатуры были уничтожены основные права и свободы, завоеванные немецкими рабочими за 100 лет классовых боев. (2; с. 119) Ряд принятых законов о принудительном картелировании экономики, о подготовке  к органическому  построению  германского  хозяйства, об обороне империи и другие позволили установить жесткий контроль государства над 2/3 промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления системы принудительного труда. Таким образом, в условиях фашисткой диктатуры, методы государственного регулирования изначально приобрели ярко выраженные прямые, административные формы. (3; с. 521-522)

 

          3. Экономическое положение ведущих стран в конце 30-х годов.

               

          В целом, в 1930-е годы в американской промышленности усилилась концентрация производства, что было реакцией на кризисные явления, поскольку крупным корпорациям легче выжить в таких условиях. Например, в конце 1930-х годов на самых крупных предприятиях (с производством продукции не менее 1 млн. долл.), которые составляли всего 5,2% от общего количества предприятий США, было занято 55% всех  рабочих и выпускалось 67,5% валового промышленного продукта страны. Но, несмотря на вполне успешное проведение «Нового курса», тем­пы развития экономики США в 1930-х годах были более медленны­ми, чем в других промышленно развитых странах. В 1929-1937 годах доля США в мировом промышленном производстве снизилась с 48% до 42%, а доля в мировом экспорте с 42,2% в 1926-1929 годах до 32,3% в 1936 – 1938 годах.

          Тем не менее, в ряде регионов мира американцам удалось потес­нить своих конкурентов. Так в 1930-е годы американские корпора­ции стали активно использовать месторождения ближневосточной нефти, и в 1938 году они  контролировали уже до 14% ее добычи. Осо­бенно сильное влияние американских капиталов ощущалось в лати­ноамериканских странах и Канаде, где общая сумма этих инвести­ций к 1940 году увеличилась по сравнению с 1929 годом на 30% и составила 7,7 млрд. долл.

          В целом же на мировых рынках США испытывали сильное давле­ние со стороны Германии, Японии, Италии, что вело к обострению
отношений между ними. В то же время американское правительство
закрывало глаза на агрессивные действия этих стран по отношению
к государствам Европы, Азии, Африки. Политика «невмешатель­ства», проводимая Англией и Францией и поддерживаемая американским руководством, способствовала подготовке к новой мировой
войне. (7; с. 400-401)

          Еще более глубокое усиление регулирующей роли го­сударства, расширение государственного сектора, государ­ственное предпринимательство, активная социальная политика стали характерны для стран антифашистских пра­вительств Народного фронта (Франция, Испания), скан­динавского региона. (8; с. 50). Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объяснялось отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство.

          В Германии быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике. Такой  вариант  интервенции  государства  в  хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволил фашистскому режиму  в течение 1934г. покончить с кризисом, прежде всего в тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быст­рые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, так как вовсе не устраняли   народнохозяйственные диспропорции, явившиеся его причиной, а напротив углубляли их. Возросшие в 25 раз за 1932—1936 гг. ассигнования на военное строительство  намного опередили темпы роста государственных инвести­ций в транспорт (выросли за тот же период в четыре раза), об­щественное управление (в полтора раза), жилищное строитель­ство (в 1,7 раза). Продолжение политики милитаризации эко­номики, таким образом, не решало задачи восстановления оп­тимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешних   рынков,   оздоровления   финансовой   системы и многих других. Только развязывание  внешней агрессии  могло  временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому уже с 1935г. Германия все более втягивается в военные кон­фликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом.

          В Италии создание  тоталитарной системы государственного регулирования экономики происходило по корпоративному варианту, который, незначительно отличаясь по формам от нацистского в Германии, также преследовал задачу централизации управления, концентрации всех ресурсов страны для ее милитаризации.

          В Японии немаловажным фактором создания сверхэтатизированной системы вмешательства в хозяйственные отношения в Японии было господство в экономике страны дзайбазу, которую можно определить как универсальную монополию (конгломерат), тесно связанную родовыми, семейными узами с господствовавшим императорским домом и центральным аппаратом управления. Другая отличительная черта хозяйственных отноше­ний в Японии, сближавшей ее систему государственного регулирования с вариантом итальянского корпоративизма, было стремление предпринимателей к гармонизации отношений с рабочими, сознательное культивирование в стране патерналистских традиций. Эти особенности формирования системы этатизма способствовали быстрому развитию ее экономики в межвоенный период, на основе, прежде всего милитаризации. Опыт Японии и всех милитаристских стран продемонстрировал   бесперспективность, пагубность данного варианта строительства системы государственного регулирования экономических отношений. (3; с. 523-525)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Заключение

 

          В ходе экономического развития происходит нарушение пропорций между производством и потреблением товаров. Возникающее противоречие доходит до взрывчатой точки и становится, как правило, непосредственной причиной экономического кризиса.

          В 1929 году разразился жесточайший мировой экономический кризис, который до основания потряс всю систему капитализма.

          Спад, кризис, депрессия — разные названия фазы экономического цикла, означающей резкое падение конъюнктуры, снижение производства кумулятивное нарастание негативных явлений в различных сферах и секторах хозяйства. Экономический кризис бьет, прежде всего, по лицам  наемного труда. Оказавшись в числе безработных, люди остаются средств к жизни, теряют квалификацию, вынуждены соглашаться любые условия, лишь бы найти применение своему труду. (6; с. 282)

          Период Великого кризиса 1929-1933 гг. вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. При этом, казалось бы одни и те же социально-экономические проблемы (падение производства, разбалансировка управления экономикой, инфляция, безработица и пр.) находили свое разрешение разными формами и методами. На их выбор и, главное, результаты оказывали влияние многие специфические факторы: состояние национальной экономики, политическая система и соотношение классовых сил, исторические традиции и др.

          И все же, испробованная и порою довольно результативная реализация различных вариантов хозяйственных преобразований этого периода не устранили  возможность новых потрясений. (8; с. 49-50)

 

 

 

                             

          Список используемой литературы

 

1.  А.Н. Азрилиян «Большой экономический словарь», М., 2002 г.

2.  А.Н. Маркова «История народного хозяйства» Словарь              

      справочник,1995 г.

3.  Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова «История мировой экономики», М., 2002 г.

4.  Г.В. Плеханов «История экономики», М., 2006г.

5.  М.В. Конотопов, С.И. Сметанин «История экономики», М., 2000 г.

6.  С.А. Бартенев «Экономическая история», М., 2004 г.

7.  Т.М.Тимошина «Экономическая история зарубежных стран», М., 2003 г.

Информация о работе Экономическое положение ведущих стран в конце 30-х годов