Экономический рост в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Эта тема является актуальной, так как в настоящее время экономический рост (его содержание, факторы, на него влияющие) стал наиболее обсуждаемой темой в Белоруссии. И это объяснимо, ведь ситуация меняется буквально на глазах. Впервые за годы реформ наша страна еще в начале 2008 переживала устойчивый экономический рост. Сейчас рост сменился мировым кризисом, который, по прогнозам некоторых ученых-экономистов, еще может продлиться не менее 3 лет.
Данная тема выбрана для изучения, так как экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Как известно, экономика развивается циклически, то есть за экономическим спадом всегда следует подъем. Поэтому важно понять суть и причины экономического роста, чтобы лучше разобраться в экономике своей страны и экономике как таковой.

Содержание

Введение
1. Содержание и типы экономического роста
2. Факторы экономического роста в современной экономике
3. Проблема экономического роста в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

       Уменьшение  инфляции усиливает кризисное состояние  банковской системы, так как теряется значительная часть ставшей уже  привычной инфляционной прибыли, снижается  доходность денежных спекуляций. В  итоге возникает вопрос о перемещении  центра тяжести банковской деятельности в реальный сектор экономики. В целом  следует признать, что наиболее конструктивным выглядит такой путь, когда поэтапное ограничение кредитной эмиссии будет тесно увязано с проведением в национальной экономике последовательных преобразований. Обратим внимание и на то, что сохраняется целевое кредитование предприятий государственного сектора. Банковскому сектору доводится норматив долгосрочного кредитования, но высокотехнологичные проекты не оказываются в центре внимания банкиров. К тому же в реализации таких проектов не заинтересованы и сами предприятия госсектора. Снизилась прозрачность и эффективность управления бюджетом. Расширение практики доведения до предприятий разных форм собственности административных заданий по объему выпуска отодвигает на второй план финансовые показатели. Административный экономический рост часто сопровождается работой на склад, где также есть свои пределы.

       Перспективы экономической динамики. По международному стандарту расчета макроэкономических показателей национальная экономика Беларуси с 1996 года устойчиво демонстрирует ежегодный прирост ВВП на уровне 2-3 %. Вместе с тем все более ощущается исчерпание резервов экстенсивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Актуальной становится реализация новых подходов, которые обеспечивали бы повышение качества экономической динамики.

       В данном аспекте имеющийся дефицит  инвестиций свидетельствует о том, что белорусская экономика испытывает проблемы, связанные с обеспечением самофинансирования. Искусственно заниженная стоимость основных фондов (ради повышения  конкурентоспособности продукции) и другие причины уменьшают объемы амортизационных отчислений. Не обеспечивается целевое использование амортизационного фонда.

       При этом следует подчеркнуть, что сами по себе объемы инвестирования далеко не всегда способны решить проблемы экономического роста. Не менее важным является и  обеспечение высокой эффективности  капитальных вложений, что всегда являлось заботой эффективного собственника.

       По  данным Минстата рост ВВП в Белоруссии в 2007 г. составил 8,2 %, инфляция составила 12,1 %, рост промышленного производства 8,5 %, рост инвестиций в основной капитал — 15,1 %. Валовой продукт на душу населения (по паритету покупательной способности) составил 10900 долларов.

       Согласно  докладу ООН по итогам 2007 года экономический  рост в Белоруссии составил 8 %. Инфляция в 2007 оценивается в докладе в 8,5 %.

       В первом полугодии 2008 года рост ВВП составил 10,4 %, инфляция составила 7,3 %.

       В январе — мае 2009 года рост ВВП составил 1,4 %. Однако объём выпуска промышленной продукции по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года уменьшился на 3,4 %, до 48,4 трлн. рублей. Сельскохозяйственное производство выросло на 6,8 %, до 6 трлн. рублей. Экспорт сельскохозяйственной продукции — 2 млрд. $.

       Темп  роста ВВП Беларуси в 2012 году планируется  на уровне 101-101,5% к 2011 году. Такой параметр заложен в проект прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2012 год.[12]

       Анализ  роста ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно  влияет потребление домашних хозяйств.

       Менее заметно влияние на динамику ВВП  инвестиционного спроса, что во многом обусловлено низкой инвестиционной активностью и наличием незагруженных  производственных мощностей. Одновременно значительная часть прироста совокупного  спроса покрывается за счет импорта  товаров и услуг. Дефицит внешней торговли товарами и услугами в Беларуси за январь-сентябрь 2011 года составил $1897.9 млн., что на 56,5% меньше, чем за аналогичный период 2010 года, сообщается в статотчете Беларуси.

       В сентябре сальдо внешней торговли сложилось  положительным в размере $153.2 млн. после профицита в $120,3 млн. в августе  и $368.5 млн. в июле. В частности, сальдо внешней торговли товарами в январе-сентябре 2011 года сложилось отрицательным в размере $3461.7 млн. (на 38% меньше, чем за аналогичный период 2010 года), услугами – положительным в размере $1563.8 млн. (на 27,5% больше, чем за январь-сентябрь 2010 года).

       Внешнеторговый  оборот товаров и услуг увеличился по итогам 9 месяцев 2011 года на 48,9% и  составил $68890.9 млн. Экспорт товаров  и услуг увеличился на 59,9% до $33496.5 млн., импорт - на 39,8% до $35394.4 млн.[11] Поэтому и в дальнейшем остается актуальным проведение целенаправленной политики импортозамещения.

         Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного "транспортного плеча", обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

       Не  секрет, что глубину кризисного спада  первоначально удалось уменьшить  и за счет того, что белорусская продукция на традиционных для нее внешних рынках выглядела более качественной. Нынешнее нарастание конкуренции заставляет ускорять процессы сертификации производства и систем управления по международным стандартам, внедрять CALS-технологии (предусматривают, чтобы предприятие-поставщик изготавливало самостоятельно не более 20% комплектующих).

       Рост  цен на экспортируемые сырьевые ресурсы  и приток валютной выручки резко  повысили в последние годы платежеспособность и привлекательность российского рынка. Надо признать, что это обстоятельство оказало позитивное воздействие и на состояние белорусской экономики, для которой Россия по-прежнему остается основным рынком сбыта.

       Однако  известно и то, что международная  экономическая конъюнктура всегда изменчива. Поэтому региональное лидерство России, основанное на высоких экспортных ценах на сырьевые ресурсы, достаточно недолговечно. К тому же ощутимо нарастает конкуренция и со стороны самих российских производителей, активно внедряющих современные технологии. Чтобы сохранить конкурентную способность белорусской продукции, предстоит активизировать внедрение новых технологий, инновационную деятельность и таким способом улучшить свои позиции в системе международного разделения труда.

       С момента вступления в ЕС большая  группа восточноевропейских партнеров  Беларуси перешла на Общий таможенный тариф и Генеральную систему  преференций ЕС. В связи с этим изменяются условия доступа ряда белорусских товаров на их рынки (калийные удобрения, текстиль, швейные  изделия и др.), что в состоянии  оказать негативное воздействие  на соответствующие отрасли национальной экономики Беларуси. По крайней мере, характер подобных изменений на западном векторе придется учитывать незамедлительно.

       По  сей день не решены многие вопросы, которые связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности хозяйственногo механизма для иностранных партнеров. Вместе с тем создание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы.

       Стремление  сохранить свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных кластеров - конгломератов конкурентоспособных  отраслей национальной экономики.

       Можно выделить следующие стратегические приоритеты структурной перестройки  и повышения конкурентоспособности  экономики Республики Беларусь во внешнеэкономической  сфере:

  • четкая регионально-страновая ориентация и экономическая выгода от внешней торговли;
  • выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;
  • перевод методов государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
  • защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке;
  • увеличение в производимой продукции добавленной стоимости путем снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и рационального импортозамещения;
  • улучшение правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала [7, с. 22].

       Конечной  целью развития должен выступать  не сам по себе экономический рост, темпы и размеры накопления, а  человек, обеспечение его материальных и духовных потребностей [ 9, с. 15].

       Что касается мирового финансового кризиса, Правительство и Нацбанк Белоруссии вынуждены признать, что мировой финансовый кризис оказывает влияние и на белорусскую экономику, несмотря на заверения в ее устойчивости и стабильности. Кроме того, в ближайшее время ожидается принятие решения о сокращении госрасходов на 5 трлн. белорусских рублей (более 2,3 млрд. долл.), что составляет около 12% расходной части республиканского бюджета. Такое предложение правительства поддержал президент Александр Лукашенко. При этом он распорядился сохранить в прежнем объеме только финансирование программ здравоохранения.

       У местных наблюдателей последние  решения правительства и Нацбанка вызывают непонимание. С одной стороны, правительство заявляет о стабильности белорусской экономики и отсутствии влияния на нее мирового финансового кризиса, с другой - принимает непопулярные административные решения. Комментируя решение о запрете авансирования импорта, некоторые эксперты говорят о том, что оно вызвано не столько мировым финансовым кризисом, сколько кризисом белорусской экономики.

       Отрицательное внешнеторговое сальдо было и до кризиса высоким, что вынуждало правительство вводить разного рода ограничения импорта. Запрет на авансирование импортных закупок фактически прекратит поступление в Белоруссию импортных товаров, которых там и так осталось мало. Мировой финансовый кризис только усугубил экономическую ситуацию в Белоруссии. В то же время эксперты негативно оценивают действия правительства по преодолению его последствий, поскольку они не носят системного и рыночного характера, а, как и ранее, находятся в плоскости администрирования.

       Вывод: в Республике Беларусь разработана  Национальная стратегия устойчивого  развития, главная цель которой сформулирована в соответствии с принципами и  рекомендациями Конференции ООН  по окружающей среде и развитию: обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной  окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений  с учетом интересов других государств.

 

       

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

  1. Процесс экономического роста сопровождается целым рядом количественных и качественных изменений в обществе, среди которых в первую очередь необходимо выделить структурную трансформацию экономики.
  2. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели.
  3. Измерение экономического роста совершается на основе двух основных показателей:
  • роста объемов ВНП (или ВВП) за определенный период времени (год);
  • темпов роста ВНП (или ВВП) в расчете на душу населения за такой же период времени.
  1. Экономический рост является противоречивым процессом, так как, разрешая одни проблемы, он может создавать другие. Поэтому есть сторонники экономического роста, но есть и его противники.
  1. Экономический рост является базисом для повышения уровня жизни, поскольку позволяет одновременно решать разнообразные задачи (развивать инфраструктуру, модернизировать вооруженные силы, обеспечивать действенность социальных программ и т.д.).
  2. Экономический рост является единственным реальным способом достижения справедливого распределения доходов в экономической системе.
  3. При экстенсивном типе экономического роста многие работники не являются высококвалифицированными. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технологического прогресса, изнашиваются производственные основные фонды.
  4. Интенсивный тип экономического роста является более сложным. Главное отличие этого типа экономического роста от экстенсивного в том, что повышение эффективности производственных факторов осуществляется на базе технического прогресса.
  5. К основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.
  6. В Беларуси были заложены основы эволюционной методологии обеспечения экономического роста.
  7. В долгосрочной перспективе высокие и изменяющиеся темпы инфляции оказывают на экономический рост неблагоприятное воздействие.
  8. Развивающаяся национальная экономика нуждается не просто в деньгах, а в полноценных деньгах.
  9. Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой.
  10. С момента вступления в ЕС большая группа восточноевропейских партнеров Беларуси перешла на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС.

Информация о работе Экономический рост в Республике Беларусь