Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 00:10, контрольная работа
Как известно, экономическая интеграция в настоящее время является общемировым феномином. Она развивается не только в Европе, но и в других частях земного шара.
Всего выделяется 10 форм экономической интеграции, но главными среди них считают всего четыре формы:
1) Первая, наиболее слабая форма - «зона свободной торговли», которая предполагает отмену таможенных пошлин и других ограничений на товарооборот между ее государствами-участниками. Наибольшую популярность эта форма получила в странах Северной и Южной Америки. Таким образом, зона свободной торговли предполагает создание единого рынка для товаров, произведенных в государствах, входящих в данную зону.
1. Экономический и валютный союз как форма экономической интеграции.
2. Понятие, признаки и принципы Экономического и валютного союза
3. Европейская система центральных банков
4. Единая валюта Европейского Союза «евро»
Список использованной литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Европейская интеграция»
Тема: Экономический и валютный союз
Студента Шелевер Светланы Николаевны
Курс, группа: 2 курс, гр.3012
Дата сдачи ____________________________
Дата проверки______________________
Проверил преподаватель
В.М. Романовский
Калининград, 2011
План
1. Экономический и валютный союз как форма экономической интеграции.
2. Понятие, признаки и принципы Экономического и валютного союза
3. Европейская система центральных банков
4. Единая валюта Европейского Союза «евро»
Список использованной литературы
1. Экономический и валютный союз как форма экономической интеграции
Как известно, экономическая интеграция в настоящее время является общемировым феномином. Она развивается не только в Европе, но и в других частях земного шара.
Всего выделяется 10 форм экономической интеграции, но главными среди них считают всего четыре формы:
1) Первая, наиболее слабая форма - «зона свободной торговли», которая предполагает отмену таможенных пошлин и других ограничений на товарооборот между ее государствами-участниками. Наибольшую популярность эта форма получила в странах Северной и Южной Америки. Таким образом, зона свободной торговли предполагает создание единого рынка для товаров, произведенных в государствах, входящих в данную зону.
2) Следующая форма интеграции — таможенный союз. Таможенный союз -это зона свободной торговли, дополненная единым таможенным тарифом. В рамках такого союза государства-участники создают единую таможенную территорию, внутри которой могут свободно перемещаться не только местные, но и продукция, импортируемая из третьих стран. Именно такую форму экономической интеграции можно наблюдать в настоящее время в отношении России и Беларуссии. Итак, таможенный союз — это более высокая , чем зона свободной торговли, форма интеграции, но она тоже носит частичный характер — касается лишь товарных рынков. Однако хозяйственная жизнь гораздо богаче, к ней относятся и рынки рабочей силы, и рынки капиталов, и рынки услуг.
3) Именно создание единого экономического пространства во всех сферах экономической жизни и составляет сущность общего рынка, который есть третья, принципиально более высокая форма интеграции.
Общий рынок — это форма экономической интеграции , которая предполагает отмену препятствий на свободное перемещение через границы всех субъектов и результатов хозяйственной деятельности.
Кроме ЕС, общий рынок существует сегодня в рамках Меркосур создан в 1990 г. Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем).
Общий рынок — высокая, но не высшая форма интеграции, так как в рамках общего рынка государства-участники продолжают проводить свою экономическую политику, цели и принципы которой могут быть весьма разными, даже противоположными друг другу. Наряду с этим, в разных частях общего рынка используются разные денежные единицы, валюты.
4) Экономический и валютный союз — высшая форма интеграции, которая предполагает осуществление скоординированной экономической политики и введение единой валюты.
Единственным примером такого союза сегодня является ЕС, если не брать в расчет национальные государства.
Развитие интеграции в ЕС развивалась постепенно, начиная со второй ее формы.
- В 1968 году был создан таможенный союз, т. е. была образована единая таможенная территория Сообщества, на внешних границах был введен единый таможенный тариф. Данное положение содержится в ст.23 Договора о ЕС и в новой Конституции Европейского союза.
- Общий рынок планировали создать в течение первых 12 лет, хотя фактически это не удалось. Официально процесс его создания считается завершенным 1 января1993 года, хотя движение капиталов стало свободным только годом позже. При этом в современных документах вместо термина общий рынок используется понятие «внутренний рынок Сообщества», т.е пространство, где обеспечивается свободное движение товаров , лиц, услуг, капиталов.
- В 1990 -е годы начался переход Сообщества к высшей форме интеграции — Экономическому и валютному союзу (ЭВС). Создание ЭВС завершилось в 2002 году с введением в наличный оборот единой валюты «евро». Правда данная форма интеграции в полном объеме пока охватывает не все государства-члены.
2. Понятие, признаки и принципы Экономического и валютного союза
Итак, Экономический и валютный союз (Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества.
ЭВС делает возможным завершение экономической интеграции Европы через гарантии обеспечения в ней здоровой и гласной конкуренции. Уход со сцены национальных валют означает, что цены товаров на рынках стран-участниц ЭВС становятся прямо и непосредственно сравнимыми, в свою очередь, снимаетсят два таких препятствия в торговле как накладные внешнеторговые расходы и валютный риск. Конкурентоспособность компаний больше не искажается колебаниями валютных курсов, а объективно отражает их производительность, разницу в издержках производства и уровня цен. Т.о., в дополнение к её позитивному воздействию на стабильность цен и государственных финансов, единая валюта делает возможным завершение создания единого внутреннего рынка Сообществ, увеличив те выгоды, которые уже сейчас из него проистекают.
ЭВС характеризуется двумя признаками:
1) координация всей экономической политики, включая политику в бюджетной сфере (в праве Европейского союза — экономический союз);
2) введение единой валюты и осуществление единой кредитно-денежной политики (в праве Европейского союза — валютный союз).
Экономический и валютный союз создан в рамках Союза и не являются отдельной организацией или учреждением.
Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения.
Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую их координацию, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.
Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три:
1) тесная координация экономических политик государств-членов;
2) внутренний рынок;
3) определение общих целей экономических политик государств-членов.
П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.
П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются:
1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах;
2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия;
3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.
Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II.
Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:
1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен - означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.
2. Критерий защищенности финансового положения правительства - означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, то есть против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.
3. Критерий нормального участия в Механизме обменных курсов за последние два года. Этот критерий означает, что государство-член, не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).
4. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок - означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок – означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен. Также этот критерий включает в себя следующий ряд экономических показателей:
1.Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.
2. Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.
3. Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.
4. На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.
Государство - член должно соответствовать всем четырем критериям одновременно.
Кроме того, необходимо, чтобы законодательство такого государства-члена, регулирующее правовое положение его центрального банка соответствовало Договору о Европейском сообществе и Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.
Ядро ЭВС - независимый Европейский Центральный Банк, который управляет поставкой денег Европейской валюты, а также, подобно национальным центральным банкам, ответственен за стабильность валюты. Он имеет право разрешить выпуск банкнот и монет в ЕС. Органы управления ЕЦБ управляют Европейской Системой Центральных Банков (ЕСЦБ), ровно как полномочия ЕСЦБ также осуществляются ЕЦБ.
Задачи ЕСЦБ состоят в том, чтобы определять и осуществить валютную политику Сообщества, управлять официальными валютными запасами Государств - членов и обеспечивать бесперебойное действие системы платежей в Сообществе.
Европейская система центральных банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков:
- Национальный банк Бельгии (Banque Nationale de Belgique), управляющий Гай Куаден (Guy Quaden);
-Бундесбанк, управляющий Аксель Вебер (Axel A. Weber);
- Банк Греции, управляющий Николас Гарганас (Nicholas C. Garganas);
- Банк Испании, управляющий Мигель Фернандес Ордоньес (Miguel Fernández Ordóñez);
- Банк Франции (Banque de France), управляющий Кристиан Нуайе (Christian Noyer);
-Валютный институт Люксембурга.
Вопрос о правовом статусе Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ)с момента возникновения этого уникального органа Европейского союза на сегодняшний день является одним из самых острых и дискуссионных в науке международного и европейского права. В соответствии с § 1 ст. 282 Договора о функционировании Европейского союза ЕЦБ и национальные центральные банки (далее - НЦБ) образуют Европейскую систему центральных банков (далее - ЕСЦБ). ЕЦБ и национальные центральные банки государств-членов, денежной единицей которых является евро, образуют Евросистему. Лиссабонский договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 г., призванный внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС, также затронул и правовой статус ЕЦБ. В соответствии с ним ЕЦБ приобрел статус института Союза, т.е. официально признан в качестве одного из ключевых элементов механизма управления Европейским союзом. ЕЦБ наделяется главным полномочием, свойственным любому центральному банку любой страны, - определять и проводить единую валютную политику. Как подчеркивает И.Г. Пашковская, «учреждение ЕЦБ, имеющего статус квазинационального банка, завершает процесс создания структуры главных органов власти, присущей государственному образованию, и подготавливает основу для конституционного оформления Европейского союза как общеевропейского надгосударственного образования».
Специфика и особенность правового статуса ЕЦБ состоят в том, что на практике он является не административным органом, а банковским учреждением, обладающим собственным капиталом (он определен в 5 миллиардов евро) и собственными ресурсами. Таким образом, ЕЦБ - это прежде всего центральный банк, осуществляющий все свойственные банковскому учреждению функции, и одновременно это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания нормативных предписаний.
Деятельность ЕСЦБ, ЕЦБ и Европейского инвестиционного банка регулируется не нормами банковского права ЕС, а нормами о статусе органов ЕС. ЕЦБ обладает статусом юридического лица. ЕЦБ, который в соответствии с § 3 ст. 282 Договора о функционировании Европейского союза наделен правосубъектностью, пользуется в каждом из государств-членов максимально широкой правоспособностью, признаваемой национальными законодательствами за юридическими лицами; ЕЦБ может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде.
Устав ЕЦБ закрепляет главенствующую роль ЕЦБ над НЦБ в международных отношениях. Именно ЕЦБ принимает решение о том, каким образом будет представлена ЕСЦБ на международной арене; НЦБ могут участвовать в международных валютных организациях только с согласия ЕЦБ (ст. 6 Устава ЕСЦБ И ЕЦБ в редакции Лиссабонского договора (далее - Устав ЕСЦБ)). Если, по мнению ЕЦБ, НЦБ не выполнил какую-либо из обязанностей, возложенных на него, то ЕЦБ выносит мотивированное заключение по этому делу, предварительно дав возможность заинтересованному НЦБ представить свои замечания. В том случае, если заинтересованный НЦБ не приведет свою деятельность в соответствие с упомянутым заключением в пределах срока, установленного ЕЦБ, то последний может обратиться в Суд Европейского союза (п. 35.6 ст. 35 Устава ЕСЦБ). Таким образом, главенствующая роль ЕЦБ в отношениях, складывающихся в рамках ЕСЦБ, приводит к тому, что НЦБ государств-членов играют в ЕСЦБ достаточно подчиненную роль. Как правильно отмечает С.Ю. Кашкин, доминирование ЕЦБ в правоотношениях, складывающихся в рамках ЕСЦБ, сказывается и в том, что для вхождения в зону евро государствам-членам пришлось изменить правовое положение своих центральных банков таким образом, чтобы гарантировать им достаточную степень независимости, а также для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности в рамках ЕСЦБ.
Четкий перечень задач ЕСЦБ, выполнение которых должно обеспечиваться ЕЦБ, содержит Протокол N 1 об Уставе европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка (к Лиссабонскому договору). К ним относятся прежде всего определение и осуществление денежной политики Союза; проведение валютных операций в соответствии со ст. 219 упомянутого Договора; хранение официальных валютных резервов государств-членов и управление ими; содействие нормальному функционированию платежных систем (ст. 3 Устава ЕСЦБ). Учредительные документы ЕС и Устав ЕСЦБ устанавливают, что ЕЦБ может выполнять эти задачи как самостоятельно, так и при помощи центральных банков государств-членов, которые должны действовать в соответствии с ориентирами и указаниями и под контролем ЕЦБ (п. 35.6 ст. 35 Устава ЕСЦБ).
Т.о., ЕЦБ - это прежде всего центральный банк, осуществляющий все свойственные банковскому учреждению функции, и одновременно это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания правовых предписаний. И в то же время ЕЦБ - это не обычное банковское учреждение, поэтому на ЕЦБ нельзя распространить классическое для понимания континентальной Европы понятие банка как организации, которая постоянно занимается принятием вкладов и предоставлением кредитов, в том числе за счет чужих средств, средств вкладчиков.