Экономические взгляды в эпоху феодализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:02, реферат

Описание работы

Современные представления об особенностях экономической мысли феодального общества базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразие хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Содержание

1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда». 3
2. Социально-экономические взгляды Ибн-Хальдуна 4
3. Учения Фомы Аквиского 7
4. Социальная утопия Томаса Мора 11
5. «Русская Правда» 13
Список используемой литературы: 15

Работа содержит 1 файл

История экономических учений.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда».

Современные представления  об особенностях экономической мысли феодального общества базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразие хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III – VIII вв. в ряде государств Востока и V – XI вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В средние века экономика еще не существовала как  самостоятельная наука, а являлась дополнением к предмету о правильном ведении домашнего (феодального) хозяйства. Поскольку при феодальном строе  вся земля принадлежала феодалам, крестьяне создавали прибавочный продукт и не могли стать участниками экономических отношений.

Тем самым тормозилось  развитие экономических отношений  и страны вообще.

Существовало  множество документов (таких, как  «Салическая правда»), которые вбирали  в себя крупицы знаний об экономике и не давали им выделиться в отдельную науку. «Салическая правда» («Салический закон») – сборник экономико-юридического права салических франков. В этом сборнике отражено развитие экономической мысли того времени. Этот документ показывает, как обстояли дела в основном в дофеодальном обществе после начала распада родового строя. «Салическая правда» была разделена на главы, каждая из которых описывала какую-либо сторону жизни крестьян во Франции. Как и во всем мире в это время, во Франции предпочтение отдавалось земледелию, хотя существовали и другие виды отраслей производства, например, пчеловодство, садоводство, виноградарство, животноводство, рыболовство, охота. Также предпочтение отдавалось натуральному хозяйству. В «Салической правде» особое внимание уделяется простым крестьянам. В этом документе есть главы, которые посвящены воровству и наказанию за него [3; 12].

В экономической  литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической  мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

2. Социально-экономические взгляды Ибн-Хальдуна

Ибн-Хальдун (1332—1406) — величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам. Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвстил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а  также в богоугодность бартерной  по существу торговли, а всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.[4;55]

По мнениюИбн-Хальдуна, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей. Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары. Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Хальдун понимал, что рынок — это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Частная собственность толковалась Ибн-Хальдуном как дар свыше.

Ибн-Хальдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления» и «достояние». Достояние — это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду, но которые не являются совершенно необходимыми для жизни. Предметы потребления — это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Хальдун делает следующие выводы [3; 13]:

1. Когда начинает  расти город, тогда начинают  расти потребности человека как  в предметах потребления, так  и в предметах роскоши.

2. Если начать  понижать цены на то, что необходимо, и поднимать цены на роскошь, город в целом начнет процветать.

3. Чем меньше  город, тем дороже необходимые  товары.

4. Город будет  процветать, даже если снизить  налоги и пошлины. Это касается  и общества в целом.

Деньги  Ибн-Хальдун  считал важнейшим  элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов – золота и серебра. По его мысли, деньги отражают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая. Что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем». [4;56]

Ибн-Хальдун дал нам понятие стоимости. Он также постарался объяснить, как образуется эта стоимость. По мнению Ибн-Хальуна, в объеме стоимости должно отразиться несколько величин (стоимость сырья, стоимость труда, стоимость средств труда, т. е. предметов, которые понадобились для изготовления нового товара и остались пригодными для повторного использования).

Труд Ибн-Хальдун разделял на две категории: необходимый и прибавочный. Необходимый удовлетворяет все потребности, а прибавочный, в отличие от необходимого, позволяет покупать предметы роскоши и накапливать богатства.

Ибн-Хальдун считал, что можно зарабатывать как при помощи труда, так и при помощи торговли. Однако он полагал, что ради получения прибыли продавцы готовы искусственно создавать дефицит, т. е. нехватку товара, пряча его до поры до времени и поддерживая ажиотаж, т. е. излишний интерес к какому-то товару, пуская слух, что этот товар необходим абсолютно всем. Возможно, так зародилась реклама.

3. Учения Фомы Аквиского

Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274) – философ, итальянский монах, экономический мыслитель. Он оказал огромное влияние на становление экономических взглядов своего времени, хотя и строил свои учения в большей степени на религиозной почве. Фома Аквинский полагал, что при рождении не все люди равны, поэтому не все люди равны в обладании собственностью. По словам Аквинского, все мы обладаем вещами лишь в этой жизни, поэтому бедным не стоит сильно печалиться, а богатым радоваться.

Также Фома Аквинский  порицал воровство и предлагал  правителям очень жестоко за это  наказывать. Идеальным он назвал государство, в котором все государи Европы строго подчинены Папе Римскому, а  народ, в свою очередь, ни в чем не перечит государю, пока он стоит на стороне церкви. Поэтому Фома Аквинский допускал мысль о том, что народ способен поднять восстание, если государи перестанут всецело подчиняться римской церкви.

Также как и  философы до него, Фома Аквинский анализировал торговлю. Он сделал предположение, что торговля может быть двух видов: дозволенной и недозволенной. Дозволенная торговля — это когда торговец стремится получить небольшую прибыль, которая позволит существовать его семье, а также стремится помочь людям приобрести те товары, которые им необходимы и которые производятся в другом городе или стране. Недозволенная торговля — это когда для торговцев извлечение прибыли становится самоцелью, и они начинают придерживать товар, чтобы выиграть после повышения цены на него. Такую торговлю Аквинский очень осуждал [3;14].

Этот итальянский  монах доминиканского происхождения  считается наиболее авторитетной фигурой  упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его  воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного. При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом  же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях боле дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества, в частности, в работе «Сумма теологи»  он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессиующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф.Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у  автора «Суммы теологии» почти нет  расхождений с ранними канонистами. Однако, если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф.Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории [4; 57].

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф.Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям… Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям…».

Двойственную  и компромиссную позицию в  сравнении с ранними канонистами  автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого применительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами  как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем  мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

«Справедливая цена» - это категория, которая в  экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью.  Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, что продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет подана дороже, чем она стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».

Информация о работе Экономические взгляды в эпоху феодализма