I.Экономические
взгляды в эпоху античности
и средневековья.
Для того чтобы
выжить, человеку было необходимо в
среде своего обитания действовать
в соответствии с определенным порядком.
В эпоху античности появляются элементы
экономического анализа. Древние философы
Платон, Аристотель, пытаясь описать идеальное
общество, затрагивают вопросы организации
экономической жизни в этом обществе.
В средневековье описанием проблем в экономике
занимались схоласты. Схоласты подходили
к вопросам экономики с точки зрения морально-этических
предложений. Они рассматривали соответствие
экономической практики церковным догмам
и канонам.
НАЗАД
II.Экономические
теории и школы 18-19 веков.
- Меркантилизм
(1-я экономическая школа). Представители:
Антуан де Монкрентьен. Общественное богатство
производится только в торговле, поэтому
правительство должно всячески поддерживать
своих производителей и продавцов и мешать
иностранным. В 1615 году Антуан де Монкрентьен
опубликовал "Трактат о политической
экономии".
- Физиократы.
Представители: Анн Тюрго, Визер. Общественное
богатство производится в сельском хозяйстве.
Общество делится на три класса: 1-й класс
- собственники; 2-й класс - производители;
3-й класс - бесплодные. В рамках этой школы
были созданы экономические таблицы, которые
легли в основу модели межотраслевого
баланса.
- Классическая
школа. Представители: Адам Смит, Давид
Рикардо. Классики считали, что в экономике
действует естественный порядок, поэтому
рынок не нуждается в государственном
регулировании. Рикардо считал "закон
стоимости" фундаментом, на котором
строится вся политэкономия.
- Социалистическая
идея. Представители: Жан Батист де Сизмонди,
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Жан Батист
де Сизмонди первый выступил с критикой
капиталистического строя и заговорил
о создании общества справедливости. Социалисты-утописты
каждый по-своему представляли общество
будущего. Наиболее полно социалистическую
идею развил Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Работа Маркса "Капитал" состоит
из 3-х частей:
- Философия,
базирующаяся на материалистической диалектике,
как методе познания.
- Экономическая
теория, в которой Маркс критикует капитализм
и доказывает неизбежность его гибели.
- Учение о
социализме.
- Австрийская
школа предельной полезности (маржинализм).
Представители: Карл Менгер. Дали объяснение
стоимости с точки зрения психологии покупателя.
В отличие от классиков они искали основу
обмена не в издержках производства, а
в субъективных оценках полезностей покупаемых
и продаваемых благ. Эта полезность находит
выражение в рыночном спросе и предложении,
пытаясь ограничить объект исследования.
Поэтому эта школа и получила название
маржинализм.
- Неоклассическая
школа. Представители: Альфред Маршал.
В 1890 году вышла книга "Принципы политической
экономии". В рамках неоклассического
направления был разработан принцип функциональных
отношений.
- Математическая
школа. Представители: Леон Вальрас. Леон
Вальрас рассмотрел рыночную экономику,
как систему, способную достигать равновесия
на основе взаимодействия спроса и предложения.
Он разработал модель общего рыночного
равновесия.
НАЗАД
III.Современные
экономические школы.
- Кейнсианство.
Представители: Кейнс. Кейнс основывался
на рассмотрении деятельности хозяйственной
системы в целом. Он считал, что рыночная
система изначально не равновесна, поэтому
нуждается в жестком государственном
регулировании.
- Институционалисты.
Представители: Джон Гелбрейт, Людвиг
Эрхарт. Они считали, что нельзя анализировать
поведение хозяйствующего субъекта, не
учитывая окружающей среды. Они предлагали
комплексное изучение хозяйственной системы
в динамике, в процессе эволюции. В 1956 году
вышла книга "Благосостояние для всех"
Людвига Эрхарта, сформулировавшая концепцию
социально-ориентированного рыночного
хозяйства.
- Василий Леонтьев
- американский экономист, автор модели
"Затраты и выпуск".
- Монетаристы.
Представители: Фридмен. Предлагали регулировать
экономическую систему только на основе
элементов денежной политики.