Экономические взгляды в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

Цель исследования – исследовать экономические взгляды Древней Греции и Древнего Рима.
В процессе написания реферата были использованы следующие методы:
- на теоретическом уровне: анализ и синтез, информационный, структурный подходы и другие;
- на эмпирическом уровне: просмотр литературы.

Содержание

Вопрос 1
Экономические взгляды в Древнем Риме
Введение………………………………………………………………………3
Экономические взгляды Древней Греции…………………………..6
Экономическая мысль Древнего Рима……………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………….19
Вопрос 2
Что лежит в основе деления экономистов на различные школы и направления?........................ ……………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 42.13 Кб (Скачать)

 

Содержание

 
Вопрос 1

Экономические взгляды в  Древнем Риме

Введение………………………………………………………………………3

  1. Экономические взгляды Древней Греции…………………………..6
  2. Экономическая мысль Древнего Рима……………………………..11

Заключение…………………………………………………………………...16

Список используемой литературы………………………………………….19

Вопрос 2

Что лежит в основе деления  экономистов на различные школы  и направления?........................ ……………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

    Вопрос 1

  Введение

 

Систематизация экономической  мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении  хозяйственной политики, началась еще  в Древнем мире с появлением первых государственных образований и  становлением государственных форм управления экономикой.

Она тесно связана с  периодом рабовладения, зародившегося  на Востоке в 4 тысячелетии до н.э. Возникновение рабства здесь  объясняется своеобразными природными и историческими условиями. Страны Востока расположены в долинах  крупнейших рек субтропической зоны: Нила, Евфрата, Инда, Хуанхэ, где земли  отличались необыкновенно большим  плодородием. Мягкий фунт наносных земель позволил применять здесь для  ирригационных работ медные и  деревянные орудия. В странах Запада такого рода работы осуществлялись значительно  позже путем применения железных орудий. Создание ирригационных систем повысило производительность труда, что  привело к увеличению прибавочного продукта и сделало возможным  массовое использование рабского труда [1, c.7].

В государствах Древнего Востока  внутри рабовладельческого общества на протяжении тысячелетий продолжала существовать община, которая медленно разлагалась. Часто единственным собственником  земли было рабовладельческое государство, иногда - отдельные общины. Значительная часть рабов также принадлежала государству. Восточное рабство, которому были присущи масштабное участие  государства в хозяйственной  жизни (контроль над ирригационной  системой, регламентация ростовщичества, долговой кабалы, торговых сделок и  прочих правовых мер, направленных на сохранение натурально-хозяйственных  отношений), способствовало формированию специфического, так называемого азиатского способа производства.

Рабство, которое принято  называть классическим или античным, существовало в Древней Греции и  Древнем Риме в 1 тысячелетии до н.э., достигнув своего расцвета в 5-4вв. до н.э.

В этих условиях в странах  Древнего Востока и возникают  истоки экономической науки. Уже  тогда в недрах натурального хозяйства  товарно-денежных отношений обусловило возникновение проблем, связанных  с осмыслением границ и соотношения  государственной, общинной и частной  собственности, толкованием сути экономических  категорий и законов.

Общая черта экономической  мысли Древнего мира состоит в  стремлении сохранить приоритет  натурального хозяйства, осудить с  позиции нравов, морали и этики  крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный  и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие  открытому разумом и охраняемому  гражданскими законами «естественному порядку». Выразителями подобного рода воззрений были, как правило, крупные  мыслители - философы и правители  рабовладельческих государств.

Объект исследования это экономические взгляды древнего мира.

Предмет исследования это экономические взгляды Древней Греции и Древнего Рима.

Цель исследования – исследовать экономические взгляды Древней Греции и Древнего Рима.

В процессе написания реферата были использованы следующие методы:

- на теоретическом уровне: анализ и синтез, информационный, структурный подходы и другие;

- на эмпирическом уровне: просмотр литературы.

 

1. Экономические  взгляды Древней Греции

 

В IV в. до н.э. в Древней  Греции экономическая наука зародилась как теория рабовладельческого способа  производства, в которой особое место  занимал вопрос о взаимоотношениях натурального и товарного производства. В этот период появляются экономические  трактаты Ксенофонта (430-355 гг. до н.э.), проекты  Платона (428 или 427 - 348 или 347 гг. до н.э.), теоретические построения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Экономические взгляды Ксенофонта нашли отражение в «Домострое». Они изложены в форме беседы Сократа  и Критобула и представляют собой  руководство по организации рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт отождествляет  хозяйство с владением, имуществом. Под полезностью вещей он понимает то их свойство, от которого можно получить пользу. Путь к обогащению, по его  мнению, — это «жить так, чтобы  оставался излишек», поэтому прибыльность хозяйства он связывает с куплей-продажей различных вещей, плантаций. Основной отраслью хозяйства Ксенофонт считает  земледелие, которое является источником благоденствия. Он противопоставляет  городу деревню, промышленности — сельское хозяйство.

Ксенофонт рассуждает о разделении труда, о развитии специализации  ремесленников в крупных городах. Он впервые в экономической науке  обращает внимание на потребление блага  в качестве потребительной и меновой  стоимостей, связывая потребительную стоимость блага с пользой. Ксенофонт  также обращает внимание на использование  денег в качестве средства обращения  и сокровища [2, c.15].

Платон являлся крупным  философом и общественным деятелем, в то лее время в его сочинениях рассматривались и экономические  проблемы. Он разработал программу  выхода из кризиса рабовладельческого строя и его стабилизации. Однако Платон требовал возврата к натуральному хозяйству, ликвидации полисной демократии, ограничения прав свободного населения.

Платон ориентировался на спартанский вариант античного  рабовладения, считал его более надежным. В своих проектах он сформулировал  правила работорговли будучи беспощадным  по отношению к рабам. В сочинении  «Законы» Платон выступал за распределение  земель, за возрождение мелкого крестьянства; за колонизацию, которая должна освобождать  государство от избытка населения  и бедноты, смягчать классовые противоречия; за запрет продажи земельных наделов.

Таким образом, Платон ориентировался на земледелие и натуральное хозяйство. Он спроектировал социальную пирамиду, состоящую из рабов, крестьян, мудрецов (философов) и воинов. Платон предлагал  не взимать пошлин, запретить вывоз  необходимых стране предметов. Он много  внимания уделял разделению труда, его  прогрессивности, предлагал программу  его осуществления.

Аристотель, обладая универсальной  эрудицией, оставил огромное количество сочинений (около тысячи книг) по разнообразным  направлениям науки. Аристотель заложил  также основы экономической науки, пытался объяснить экономические  явления. Аристотель был учеником Платона, воспитателем Македонского. Центральное  место в экономической концепции  Аристотеля занимает проблема рабства. Он оправдывал рабство и выступал за расширение социальной базы рабовладельчества. В то же время он защищал и частную  собственность. Работы Аристотеля позволили  продвинуться в разработке проблем  о взаимоотношениях города и деревни, промышленности и сельского хозяйства, товарного и натурального хозяйства [2, c.17].

Аристотель выступал за натурализацию  хозяйства, за переход к земледелию, ограничение крупной торговли, за запрет спекуляции и ростовщичества, за использование мелкой торговли для поддержания экономических связей и разделения труда. С позиций натурального хозяйства Аристотель формулировал понятие богатства как совокупности полезных вещей.

План идеального государства  у Аристотеля базируется на сохранении рабства и стабилизации экономической  жизни на основе натурального хозяйства. Представляют интерес идеи Аристотеля об обмене, стоимости и деньгах. Аристотель анализировал обмен с этической  точки зрения и искал в нем  справедливость, но он доказывал, что  обмениваемые товары должны быть равными  в каком-то отношении и обмен  должен возмещать ущерб, наносимый  продавцу потерей вещи. Без равенства  товаров не был бы возможен регулярный обмен.

Аристотель пытался решить проблему происхождения денег, утверждая, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки  многих вещей; указывал на объективную  необходимость появления денег; связывал их возникновение со стихийным  движением рынка. Он выделял функции  денег как мерило стоимости и  средство обращения.

Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его  стране натурально-хозяйственных отношений, смог значительно больше других своих  современников (Ксенофонта, Платона  и др.) углубиться в конкретные экономические  проблемы и разработать оригинальнейший  по тем временам проект идеального государства.

Согласно проекту Аристотеля естественные «законы природы» обуславливают  деление общества на свободных и  рабов и их труда на умственный и физический. При этом оригинально  то, что все виды хозяйства и  деятельности людей (будь то: свободные  гражда-не, выполняющие управленческо-контрольные  функции, или земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы) рассматриваются в нем с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере — экономике, либо к неестественной сфере — хрематистике [5, c.14].

Экономика в суждениях  Аристотеля представлена прежде всего  важнейшей и почетной деятельностью  людей в земледелии, а также  теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель — удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. Хрематистику мыслитель  сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством  крупных торговых сделок для перепродажи  и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное  в этой сфере — «обладание деньгами».

В концепции об экономике  и хрематистике очевидна недвусмысленная  позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя  в рамках этой концепции модель рабовладельческого государственного устройства, он как  бы искусственно «упрощает» важнейшие  элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «в действительности вещи столь различные не могут стать  соизмеримыми». Отсюда «5 лож = 1 дому»  потому, что их соизмеримость достигается  якобы только благодаря деньгам. Сами же деньги, как наиболее «удобный в обиходе» товар, возникли, по мысли  философа, не стихийно, а как результат  соглашения между людьми и «в нашей  власти», чтобы они (деньги) стали  «неупотребительными».

К «издержкам» аристотелевской  концепции об экономике и хрематистике следует отнести также двойственную характеристику обмена. Речь идет о  том, что в одном случае обмен  расценивается им как акт удовлетворения потребности и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как  категорию сферы экономики, а  в другом случае — наоборот: обмен  символизирует акт наживы и дает основание меновую стоимость  товара считать категорией сферы  хрематистики [4, c.22].

Наконец, с позиций этой же концепции Аристотель демонстрирует  свое неприятие крупной торговли и ссудных операции, тенденциозно анализируя этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как  прямой товарообмен и товарообмен  посредством денег, он относит к  сфере экономики, а движение торгового  капитала, т.е. когда товарообмен  осуществляется с приращением первоначально  авансированных на эти цели денег, —  к сфере хрематистики. Аналогично трактует Аристотель свое отношение  к формам денежного обращения, относя функции денег по отображению  меры стоимости и средства обращения  к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщического капитала, — к сфере хрематистики. По словам Аристотеля, ростовщичество «с полным основанием вызывает ненависть» и является «по преимуществу противным природе» потому, что «оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они  были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов  ведет именно к росту денег» [5, c. 19].

Таким образом экономические  взгляды мыслителей Древней Греции исторически стали отправным  пунктом для формирования экономической  науки и осуществили огромное влияние на последующее развитие научного знания. их экономические  идеи, проблемы, на которые они первыми  обратили внимание, стали центральными для многих следующих поколений  исследователей, особенно это касается вопросов накопления богатства и  его источников, интенсификации сельскохозяйственного  производства на основе внедрения агротехнических  мероприятий, реорганизации труда  зависимой рабочей силы, роли государства  в процессе социально-экономического развития общества.

 

 

2. Экономическая  мысль Древнего Рима

 

Экономическая мысль Древнего Рима прошла в своем развитии сложный  путь. Римляне не уделяли особого  внимания экономическим понятиям. Они  занимались решением проблем, связанных  со становлением и развитием рабовладельческого строя, который в Древнем Риме достиг высшей ступени своего развития. Наиболее актуальным для экономической  мысли Рима был аграрный вопрос, затрагивающий проблемы развития сельского  хозяйства, собственности на землю.

Информация о работе Экономические взгляды в Древнем Риме