Экономические взгляды революционных народников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Народничество как самостоятельное направление в русской экономической мысли сложилось в России после реформы 1861 г., когда произвол самодержавия, сохранившиеся привилегии дворянства, а также рост капиталистической промышленности и начало образования кулачества в деревне обусловили обострение классовых антагонизмов. В передовых странах Западной Европы к этому времени уже полностью проявились коренные социально-экономические противоречия буржуазного общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Экономические идеи революционных народников…………………...…4
Концепция М.А. Бакунина………………………………………………...5
Концепция П.Л. Лаврова…………………………………………………..7
Концепция П.Н. Ткачева…………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

ИЭУ_к.р.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу

«ИСТОРИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 

на тему

«Экономические  взгляды революционных  народников» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                            Мякиш Наталья Георгиевна

                                                                            Зачетная книжка № 701503-17 

                                               Вариант 17.

                 

                                                                            Адрес: 220116 г. Минск,

                                               пр-т  газ. «Правда», 22, 298

                                                                                   
 
 
 
 
 
 

Минск - 2010

   Содержание 

   Введение………………………………………………………………………..3

  1. Экономические идеи революционных народников…………………...…4
  2. Концепция М.А. Бакунина………………………………………………...5
  3. Концепция П.Л. Лаврова…………………………………………………..7
  4. Концепция П.Н. Ткачева…………………………………………………10

   Заключение…………………………………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Народничество как самостоятельное  направление в русской экономической  мысли сложилось в России после  реформы 1861 г., когда произвол  самодержавия, сохранившиеся привилегии  дворянства, а также рост капиталистической промышленности и начало образования кулачества в деревне обусловили обострение классовых антагонизмов. В передовых странах Западной Европы к этому времени уже полностью проявились коренные социально-экономические противоречия буржуазного общества.

   Народничество — идеология и движение разночинной  интеллигенции — соединило в  себе идеи утопического социализма и  стремление крестьянства к освобождению от помещичьей эксплуатации. «Народничество,—  по определению В. И. Ленина,— есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России».

   Народники поставили и пытались решить такие  экономические вопросы, как развитие русского капитализма, пути перехода к  социализму и организация экономических  отношений при социализме. Классовая  структура России во второй половине XIX в., неоднородность крестьянства и усиление дифференциации обусловили зарождение двух течений в народничестве — революционного и либерального, а в дальнейшем изменение значимости этих направлений. В 70-е годы XIX в. в русской демократической экономической мысли превалировало революционное народничество, в 80-е годы — большее распространение получило реформистско-либеральное направление, хотя идеи старого революционного народничества продолжали разделять молодые народовольцы — члены «Народной партии», партии «Народное право» и организации «Народная воля». В. И. Ленин высоко ценил историческое значение экономических и социальных концепций революционного народничества 70-х годов. Он писал: «Ясно, что марксисты должны заботливо выделять из шелухи народнических утопий здоровое и ценное ядро искреннего, решительного, боевого демократизма крестьянских масс. В старой марксистской литературе 80-х годов прошлого века можно найти систематически проведенное стремление выделять это ценное демократическое ядро. Когда-нибудь историки изучат систематически это стремление и проследят связь его с тем, что получило название «большевизма» в первое десятилетие XX века». Прогрессивной чертой экономических взглядов революционного народничества было антикрепостничество, стремление ликвидировать помещичье землевладение, наделить крестьян землей. В этом наивно усматривалось торжество «крестьянского социализма», но фактически шла борьба за победу крестьянской революции и установление демократического правления. Народники не только поставили вопрос о развитии капитализма в России, но и дали развернутую критику «наемного рабства» в Западной Европе. «Постановка этих вопросов,— отмечал В. И. Ленин,— есть крупная историческая заслуга народничества... Народничество, дав (какое ни на есть) решение этим вопросам, заняло тем самым передовое место среди прогрессивных течений русской общественной мысли».

    1. Экономические идеи революционных народников

   Революционные народники надеялись, что смогут спасти русский народ от капиталистической системы хозяйства, свергнув самодержавие и помещиков, и установить народную власть. Борясь за ликвидацию дворянской земельной собственности и передачу земли крестьянским общинам, народники тем самым боролись за крестьянско-буржуазное решение аграрной проблемы.

   Народничество исходило из веры в общинный строй  крестьянского хозяйства, в особый уклад русской народной жизни. Идеализируя  крестьянскую общину, народники рассматривали  ее как зародыш будущего социалистического  общества. В то же время некоторые идеологи народничества, в частности П. Л. Лавров, отмечали немалую роль капитализма в подготовке экономических предпосылок социализма.

   Характерной чертой экономического учения революционных  народников было стремление изменить существующий строй, подняв крестьянские массы на восстание. Большая роль в подготовке крестьян к революции отводилась просвещенной части населения — студенчеству и прогрессивно настроенной интеллигенции. Народники 70-х годов восприняли идейное наследие Н. Г. Чернышевского, но внесли и новые идеи в русскую экономическую мысль. Они дали анализ тех новых экономических процессов, которые возникли в результате буржуазной крестьянской реформы.

   Идеологами  основных направлений революционного народничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

   В конце 60-х годов в атмосфере  ненависти к царю и пережиткам крепостничества, вдохновленные верой  в революционность народа, возникли кружки нечаевцев, долгушинцев и  бакунистов, представители которых  были убеждены, что необходимо только бросить искру в давно готовый к революции народ. Сторонники М.А. Бакунина считали русский народ «прирожденным бунтарем», делали ставку на крестьянские бунты. Это направление революционного народничества придерживалось анархической и бунтарской тактики.

   Сторонники  П.Л. Лаврова главным в подготовке революции считали пропаганду идей социализма. Однако Лавров и ряд его последователей, убедившись, что пропаганде мешает деспотизм царского государственного строя, изменили свою тактику.

   Идеи  заговорщической тактики развивал представитель третьего направления в народничестве — П.Н. Ткачев. Сторонники Ткачева исходили из того, что революционная интеллигенция не может ждать «всенародного бунта», а должна организовать революционный заговор и свергнуть государственную власть, якобы «висящую в воздухе».

        

          
 
 

    1. Концепция М.А. Бакунина

         Бакунизм стал своеобразной разновидностью  революционного народничества во  второй половине XIX в. Его основоположником был Михаил Александрович Бакунин (1814—1876). Он пошел дальше «дворянской революционности» декабристов, а затем и Герцена и стал революционным демократом. Бакунин был защитником крестьян, твердо веря в революционные порывы простого народа и надеясь на появление на Руси нового Пугачева.

   Популярность  М. А. Бакунина объяснялась тем, что он, выступая с критикой крепостничества и царизма, звал молодежь к революции, сам участвовал в революции 1848—1849 гг. в Западной Европе, был узником Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, соратником Герцена и Огарева, ратовал за свободу и единство славянских народов. Правда, им выдвигались лозунги анархизма, но в России воспринимались преимущественно революционно-демократические идеи и призывы Бакунина.

   Основные  произведения М. А. Бакунина: «Народное  дело: Романов, Пугачев, Пестель», «Наша программа», «В России», «Федерализм и социализм» и др.

   Социально-экономические  воззрения Бакунина складывались в  условиях подготовки реформы 1861 г. Уже  в 50-х годах он предсказывал неспособность  русского правительства провести реформу, которая действительно улучшила бы положение народа. Он утверждал, что недостатки империи нельзя затронуть, не задев интересов правительства.

   Большое место в произведениях Бакунина занимала критика капитализма, которая  носила прогрессивный характер. Разоблачая буржуазные порядки, он использовал ряд положений К. Маркса, изложенных в первом томе «Капитала». Бакунин описывал классовые противоречия в буржуазном обществе, безжалостную эксплуатацию народа буржуазией, процветание которой, как он отмечал, основано «на нищете и на экономическом рабстве пролетариата». Взгляды Бакунина на собственность были предопределены его теорией об отмене права наследования. Бакунин вел постоянную борьбу с защитниками капиталистического общества, подчеркивая классовый характер буржуазной науки. Развенчивая демагогические лозунги буржуазии о свободе, он вскрывал истинную суть буржуазных свобод: это «не что иное, как возможность эксплуатировать силою капитала труд рабочих». Источником «народного богатства» он считал «народный труд», который отдан на разграбление биржевых спекулянтов, аферистов, богатых собственников и капиталистов.

   Бакунин писал о разделении труда на умственный и физический и полагал, что в  будущем обществе люди умственного  труда «обратят... открытия и приложения науки на пользу всех и прежде всего на облегчение и облагорожение труда, этой единственно законной и реальной основы человеческого общества». Он ратовал за организацию «большой общины» в будущем социалистическом обществе.

   Бакунинское направление в народничестве  имело анархическую окраску. Ненависть к царской монархии и буржуазным государствам Западной Европы Бакунин переносил на государство вообще, заявляя, что любая власть порождает эксплуатацию. Выступая за революционное разрушение государства, он рисовал социализм как свободную федерацию рабочих ассоциаций и земледельческих общин, основанную на самоуправлении и абсолютной свободе личности. Движущей силой революционного переворота Бакунин считал крестьянство, а также городскую бедноту и деклассированные элементы. Поскольку, по его мнению, народ всегда готов к восстанию, то толчок к началу революции должны дать революционеры-бунтари. В середине 60-х годов Бакунин создал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии», которая в 1868 г. была принята в I Интернационал. В 1872 г. за подрывную деятельность Бакунин и члены его организации были исключены из I Интернационала.

   В условиях России революционно-демократические  концепции Бакунина были направлены против крепостничества и царского самодержавия и имели прогрессивный характер. Но в Западной Европе, в странах с развитым рабочим движением, его анархизм приобретал реакционные черты. К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли буржуазную сущность анархистских теорий. В. И. Ленин охарактеризовал бакунизм как одну из форм непролетарского домарксового социализма, порожденного отчаянием мелкой буржуазии.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Концепция П.Л. Лаврова

         Значительное влияние на формирование  идеологии революционного народничества  оказало учение Петра Лавровича Лаврова (1823—1900).

   Экономические взгляды П.Л. Лаврова на протяжении его долгой жизни, изменяясь, прошли три этапа. В 40-50-х годах (до сближения с Чернышевским) Лавров выступал с либерально-реформистских позиций. В 60-70-е годы он занял революционно-демократические, народнические позиции, участвовал в обществе «Земля и воля», поддерживал контакты с Чернышевским, создал в военной академии общество «чернышевцев». Программная работа Лаврова — «Исторические письма», опубликованные впервые в 1868—1869 гг. в журнале «Неделя»,— стала своеобразным революционным евангелием, философией революции. Лавров участвовал в Парижской коммуне. Он был главным редактором журнала и газеты «Вперед!», издававшихся в Цюрихе и в Лондоне в 1873—1876 гг. В конце 70-х годов, живя в Париже, Лавров читал лекции по теории социализма и истории мысли.

Информация о работе Экономические взгляды революционных народников