Экономические взгляды Митчелла и Коммонса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 02:19, доклад

Описание работы

Во главе социально-правового направления в институционализме в конце XIX в. стоял Дж. Р. Коммонс (1862—1945), основными трудами которого являются "Правовые основания капитализма" (1924), "Институциональная экономика. Ее место в политической экономии" (1934), "Экономическая теория трудовых действий" (1950).
Для методологии Коммонса характерно сочетание ряда положений школы предельной полезности и юридической концепции в экономике, сформулированной учеными новой исторической школы в Германии.

Работа содержит 1 файл

Ekonomicheskie_vzglyady_Mitchella_i_Kommonsa.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

Экономические взгляды Митчелла и Коммонса

 Возникновение  американского институционализма и его эволюция. 
 
Институционализм – одно из наиболее влиятельных и популярных течений в современной западной экономической мысли. Отличительные особенности институционализма заключаются в следующем. 

  • Институционалисты широко трактуют предмет экономики. Они считают, что необходимо учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную деятельность (правовые, социальные, психологические, политические).
  • Следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию капиталистического общества. Рынок, по мнению институционалистов, не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Саморегулирующийся рынок поддерживает и обогащает крупные предприятия. Основа власти – техника, а не законы рынка. Определяющую роль теперь играет не потребитель, а производитель, техноструктуры.
  • Надо отказаться от анализа экономических отношений с позиций так называемого «экономического» человека. Нужны не разрозненные действия отдельных членов общества, а совместные, скоординированные действия организаций (профсоюзы, органы государства и др.) против диктата предпринимателей. Государству необходимо взять под свою опеку экологию, образование, медицину.  
         Другими характерными чертами институционализма являются отрицание способности капиталистического мира к саморегулированию, поддержка идеи о необходимости государственного регулирования экономики, критика многих принципов маржинализма, рекомендации широко использовать математические методы при анализе психологических и экономических явлений и процессов. 
         Возникновение и оформление институционализма, как научной школы, относится к концу 19 века. К 30-м г. 20 столетия идеи институционализма получают широкое распространение в среде историков, экономистов и социологов.  
         В институционализме выделяются три основные направления, обозначившиеся еще в конце XIX в.: институционализм социально – психологический, социально – правовой и эмпирический (конъюнктурно- статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений, значительно отличаются друг от друга в подходах, методике анализа и трактовке причин и следствий экономических явлений, роли и значения отдельных институтов в жизни общества. 
         Между взглядами старых институционалистов (Т. Веблен, Дж. Коммонс и У. Митчелл) и неоинституционалистов (Дж. Кеннет Гэлбрейт, Дж. Бьюкенен, Р. Коуз, Д. Норт и др.) есть, по крайней мере, три отличия: 
     
    1. «Старые» институционалисты двигались от права и политики к экономике, анализируя экономические процессы при помощи методов других общественных наук. Неоинституционалисты, напротив, изучают политологические, правовые и многие другие проблемы общественных наук при помощи методов неоклассической экономической теории и, прежде всего, с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр. 
     
    2. «Старый» институционализм использовал индуктивный метод (от частного к общему), в результате общая институциональная теория так и не сложилась. Институты здесь анализировались без общей теории, в то время как традиционная неоклассическая была теорией без институтов. Неоинституционализм применяет дедуктивный метод, здесь сделана попытка анализировать институты на базе единой теории и внутри её. 
     
    3. «Старый» институционализм обращает внимание на действия коллективов по защите интересов индивида. Неоинституционализм ставит во главу угла независимого индивида, который по своей воле и согласно своим интересам решает, членом каких коллективов ему быть.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ  
ДЖ. КОММОНСА

 

Во главе социально-правового  направления в институционализме в конце XIX в. стоял Дж. Р. Коммонс (1862—1945), основными трудами которого являются "Правовые основания капитализма" (1924), "Институциональная экономика. Ее место в политической экономии" (1934), "Экономическая теория трудовых действий" (1950).

Для методологии Коммонса характерно сочетание ряда положений школы предельной полезности и юридической концепции в экономике, сформулированной учеными новой исторической школы в Германии.

Системе экономических взглядов Джона Коммонса присущи две особенности:

1) считал основой экономического  развития общества юридические отношения, правовые нормы. Следовательно, экономические институты (по Коммонсу) - это категории юридического порядка;

2) выражал интересы рабочей  аристократии, т. е. только части  "среднего класса".

Объектом исследования Коммонса являлись институты. К ним он относил семью, производственные корпорации, торговые объединения, тред-юнионы (профсоюзы), государство. При этом он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также стремления сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения.

Правовой аспект Дж. Коммонс использовал и в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть не что иное, как результат юридического соглашения «коллективных институтов». А к последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения.

В своих исследованиях  Коммонс соединял теорию предельной полезности с юридической концепцией в экономике. Все пороки капитализма он видел в несовершенстве юридических норм. Это несовершенство приводит к нечестной конкуренции. Решение этой проблемы он видел в использовании юридических законодательных органов государства.

Коммонс также утверждал, что экономические категории и институты прежде всего проявляются через их юридическое оформление. Он разработал "Теорию социальных конфликтов". Суть ее в следующем: общество состоит из профессиональных групп (рабочих, капиталистов, финансистов и т, д.). Они заключают между собой равноправные сделки на основе законодательных правил. В процессе взаимодействия эти группы вступают между собой в конфликт. Последние являются внутренним источником движения общества. Сделки включают три момента:

1) конфликт интересов,

2) осознание взаимозависимости  этих конфликтных интересов,

3) разрешение конфликта  путем установления соглашения, устраивающего всех участников  сделки.

В качестве участников сделки все больше участвуют не индивиды, а профсоюзы и союзы предпринимателей. Роль арбитра берут на себя правовые структуры государства. Но государство — это не только арбитр, но и сила, принуждающая к выполнению принятых по договору обязательств. В итоге существующий порядок, антагонизм которого правильно охарактеризовал Веблен, сменится не технократизмом, а административным капитализмом. Преодоление конфликтов посредством юридических норм ведет к социальному прогрессу.

Коммонс вводит в научный оборот категорию "титул собственности". Он делит собственность на три вида:

вещественную,

невещественную (долги и долговые обязательства),

  неосязаемую (ценные бумаги).

По Коммонсу, неосязаемая собственность чаще всего является содержанием сделок с титулами собственности. Поэтому главным объектом исследования Коммонса являются операции по продаже ценных бумаг (акций и облигаций).

По мнению Коммонса, производство не является предметом изучения его институциональной экономики. Производство является предметом особой инженерно-политической экономии, лежащей за пределами институциональной экономики.

Таким образом, предметом  исследования Коммонса является сфера обращения, но она рассматривается не как реальное движение товаров, а как перемещение титулов собственности, т. е. как юридические сделки. В результате все развитие капиталистической экономики видится Коммонсом как ожидание будущих благоприятных сделок.

Марксистскому учению о классовой  борьбе Дж. Коммонс противопоставлял положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Рыночные отношения в современном капиталистическом обществе, полагал Коммонс, в силу различных причин могут быть нечестными и несправедливыми. Сделать отношения обмена честными возможно посредством установления разумного законодательства и правильного применения законов. Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики. Государственные правовые решения в рамках экономических реформ, как полагает этот автор, устранят противоречия и конфликты в обществе, ознаменуют переход к стадии административного капитализма.

Дж. Коммонс предложил свою периодизацию стадий капиталистического общества. Первоначальной стадией был торговый капитализм. Ему на смену приходит предпринимательская стадия. Затем следует банковский (финансовый) капитализм и, наконец, административный капитализм. На стадии финансового капитализма возникают крупные объединения предпринимателей и профессиональные союзы. Каждые объединения добиваются привилегий для своих членов. В результате возникает гармония интересов, усиливающаяся на стадии административного капитализма. Специальные правительственные комиссии являются верховным арбитром при заключении сделок между коллективными институтами.

Свои взгляды на природу  коллективных действий Коммонс пытался реализовать на практике, активно сотрудничая с Американской федерацией труда. Под его влиянием в 1935 г, был принят «Акт о социальной защищенности», заложивший основы пенсионного обеспечения в США.

Юридические (правовые) аспекты  «коллективных действий» Дж. Коммонса, равно как антимонопольные реформаторские идеи в трудах Т. Веблена, нашли реальное практическое применение уже в 30-е гг., в период так называемого «нового курса» президента США Ф. Рузвельта.

 

КОНЪЮНКТУРНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ  
У. МИТЧЕЛЛА

Основателем эмпирического, или, как иногда его называют, конъюнктурно-статистического институционализма, принято считать У. Митчела (1874—1948), ученика Т. Веблена. Из уважения к заслугам и памяти своего учителя У. Митчелл подготовил посмертный сборник «Учение Веблена», включив в него избранные извлечения из его книг и статей.

Перу Митчелла принадлежат  следующие работы: "История зеленых билетов" (1903); "Золото, цены и заработная плата при долларовом стандарте" (1908); "Деловые циклы" (1913); "Измерение деловых циклов" (1946) в соавторстве с А. Бернсом, но основной его работой является «Лекции о типах экономической теории» (1935)

Следуя идеям Веблена, Митчелл настаивал на взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности с проблемами социологии, куль туры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.

Тем не менее в экономической литературе этого ученого воспринимают нередко как представителя концепции «измерения без теории» (после появления одноименной статьи Т. Коопманса, посвященной критике научных исследований У. Митчелла и его последователей), или, как выразился В. Леонтьев, «основного антитеоретического направления американской экономической мыслив.

Личный вклад У. Митчелла в институциональную теорию состоит:

1)   в выявлении влияния на экономические факторы (в категориях денежного обращения, кредита, финансов и др.) так называемых неэкономических факторов (в том числе психологических, поведенческих и прочих) посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки,

2)   в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику.

В центре внимания Митчела находится поведение людей в обществе. Он основывался на предположении, что главный фактор экономического развития заключается в психологии людей, в их традициях и обычаях. Характерно, что Митчела интересовала прежде всего общественная психологи я, а не психология индивида. Это объясняется тем, что для Митчела суть развития человеческого общества сводилась к совершенствованию коллективных связей между его членами.

Особую известность в  США У. Митчеллу принесло признание  его основателем Национального  бюро экономических исследований и одним из первых исследователей циклических явлений в экономике. В центре исследований Митчела находились циклические явления и процессы в экономике, в частности, проблема денежного обращения. Начиная анализ, он пытался определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на экономику, а в ней — на финансы, деньги и кредит.

Митчел полагал, что именно эти сферы являются важнейшими и их разумное регулирование может предотвратить кризисы. Установив, какие факторы — психологические, социологические, культурные, религиозные и пр., оказывают максимальное воздействие на ход хозяйственной эволюции общества, Митчел пытался выразить их количественно, изучая закономерность в их колебаниях.

Митчелл собрал огромный фактический материал о развитии народного хозяйства США за период с 1867 по 1948 г., обработал эти данные и представил их в виде динамических рядов ВНП, инвестиций и денег. Эти показатели отражали реальное положение дел в экономике и использовались для характеристики капиталистической конъюнктуры, особенно отдельных отраслей производства.

Митчелу удалось выделить определенные колебания, циклы в изменениях экономической конъюнктуры, которые он представил как логичное следствие взаимодействия различных параметров, определяющих динамику производство. На первое место среди исследуемых факторов он выдвигал цены, курсы акций, инвестиции, денежное обращение, торговля, сбережения и другие показатели сферы обращения. Вывод, сделанный Митчелом, заключался в том, что экономический кризис по существу представляет собой лишь определенную – низшую – фазу делового цикла.

Циклическое развитие, по Митчеллу, не случайное явление, а постоянная особенность капиталистической экономики. Он отбросил термин "кризис", заменив его термином "деловой цикл" и  дал следующее определение "деловому циклу":

"Деловые циклы представляют  собой повторяющиеся подъемы и упадки, которые проявляются в большинстве экономических процессов с достаточно развитой системой денежного хозяйства, не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной их собственной амплитуде, и продолжаются в странах, стоящих на различных стадиях экономического развития, от 3 до 7 лет".

Подъемы и упадки от 3 до 7 лет Митчелл называл малыми циклами или малыми волнами. Кроме них, по Митчеллу, существуют "большие деловые циклы", т. е. циклы векового (100-летнего) порядка - длинные волны. Оба вида этих циклов находятся во взаимодействии. 

Для методологических подходов Митчела показательно стремление избегать определенных оценок целесообразности или полезности того или иного экономического института; ученый просто воспринимал и описывал вещи такими, каковы они есть, как он их себе представлял. Важнейшей особенностью творческой лаборатории Митчела было активное использование методов количественного анализа применительно к большому статистическому материалу.

Информация о работе Экономические взгляды Митчелла и Коммонса