Экономические воззрения Марка Теренция Варрона

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

Особенностью экономической мысли древнего мира была ее недифференцированость от политико-правовой, религиозной идеологии.Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.
Экономическая мысль античного общества. Под античным обществом мы понимаем следующие страны : Древнюю Грецию и Древний Рим.
Однако в своей работе я предпочла рассматривать экономических мыслителей Древнего Рима, уделяя особое внимание Марку Тёренцию Варрону.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Экономические мыслители Древнего Рима
Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат история эконом.мысли.docx

— 30.44 Кб (Скачать)

МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЁЖИ И СПОРТА

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ им.Михаила ТУГАН-БАРАНОВСКОГО 

кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по теме : «Экономические воззрения Марка Теренция Варрона». 
 
 
 
 

                    Подготовила

                    студентка 1 курса группы Фин (ПФ) -10-В

                    Будакова  Марина 
                     

                    Проверила

                    Карасёва  Ю.Н. 
                     
                     
                     

     Донецк  – 2011 год

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ

      Экономические мыслители Древнего Рима

      Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона

      ВЫВОДЫ

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Становление экономической мысли совпадает  со становлением 
человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те 
фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судить об эк. мысли древности только после возникновения первых цивилизаций.

     Особенностью  экономической мысли древнего мира была ее недифференцированость от политико-правовой, религиозной идеологии.Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.

     Экономическая мысль античного общества. Под античным обществом мы понимаем следующие страны : Древнюю Грецию и Древний Рим.

Однако  в своей работе я предпочла  рассматривать экономических мыслителей Древнего Рима, уделяя особое внимание Марку Тёренцию Варрону. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНЕГО РИМА

     Экономическая мысль Древнего Рима прошла в своем  развитии сложный путь. Римляне не уделяли особого внимания экономическим  понятиям. Они занимались решением проблем, связанных со становлением и развитием рабовладельческого строя, который в Древнем Риме достиг высшей ступени своего развития. Наиболее актуальным для экономической  мысли Рима был аграрный вопрос, затрагивающий проблемы развития сельского  хозяйства, собственности на землю.

     Решению аграрного вопроса посвящены:

     - реформы Сервия Туллия, направленные  против родового строя;

     - предложения консула Спурия Кассия (486 г. до н.э.) об изменении порядка  распределения общинных земель, предполагающего частичную сдачу  их в аренду в пользу государства  и разделение части земли между  нуждающимися;

     - проекты реформ Лициния Столона  и Секстия Латерана (376 г. до  н.э.), в которых предлагалось ограничить  оккупацию государственных земель, излишек государственных земель  разделить между плебеями, ограничить  выпас скота определенной нормой; аграрная реформа Тиберия Гракха (133 г. до н.э.), которая возобновила  действие закона о предельных  нормах земельных участков, предполагала  распределение оставшейся земли  между бедными, запрет продажи  земли, предотвращение разорения  крестьянства для стабилизации  положения Рима;

     - программа колонизации Гая Гракха, в которой предлагалось удовлетворить  потребность в земле крестьянства  за счет владений других народов,  а также проект Гая о продаже  дешевого хлеба с целью подкармливания  городской бедноты и сборов  для этого необходимых средств  за счет эксплуатации провинции;

     - аграрные проекты Апулея Сатуриина,  которые ориентировались на обеспечение  землей ветеранов, наделении землей  только тех, кто участвует в  подавлении рабов и эксплуатации  провинций, распределение крупных  участков земли с передачей  их в частную собственность,  использование частного землевладения как основы реформы, усиления колонизации и создания колоний ветеранов;

     - аграрные проекты Рулла, Флавия, Цезаря (63 -- 59 гг. до н.э.), которые  ориентировались на покупку земли  для распределения ее среди  бедноты или ветеранов с целью  уравнительного землепользования. Так, Рулл предлагал государству  выкупить, в том числе и крупные  земельные участки у частных  лиц, раздробить их на мелкие  участки и раздать городской и сельской бедноте.

     Особое  внимание экономическая мысль Древнего Рима уделяла формам давления на рабов, поиску методов наиболее эффективной  организации производства. В решении  данной проблемы выделяются работы Катона, Варрона, Колумеллы.

     Катон (234 - 149 гг. до н.э.) рассматривал сельское хозяйство как самое выгодное и благородное занятие. Его трактат «О земледелии» посвящен рыночным аспектам латифундии, среди которых: указания об условиях передачи дольщикам-арендаторам пастбищ и пр., продажа излишков продуктов, об организации труда рабов (методы рациональной эксплуатации, нищенские нормы снабжения, нормы выработки, планы работ, организация надзора и пр.).

     Колумелла (I в. н.э.) - римский писатель, агроном в трактате «О сельском хозяйстве» отразил его состояние в период кризиса рабовладельческого строя. Он отстаивал идеи о рациональном ведении хозяйства на земле, об использовании системы поощрений, разделении труда рабов. В отличие от Катона и Варрона, Колумелла подчеркивал значение производства товаров для рынка. Колумелла считал невыгодным частую смену арендаторов (колонов) и предлагал привлекать к обработке земли в качестве колонов сельских жителей.

     Во  времена императорского периода  в истории Риму сформировалось профессиональное купечество, преимущественно всадников. До образования империи внешняя  торговля Риму была посреднической и  не могла конкурировать с греческой. В денежном обращении появились  медные монеты (однофунтовые асси), серебряные монеты, золотые монеты (солиди). Последующее  развитие и определенную правовую рею  ламентации приобрело банковское дело. Рим стал мировым центром денежных операций, торговых соглашений, мировой биржей. Римские банкиры выступали как торговые посредники, маклеры, осуществляли все денежные операции. Меняльные конторы даже создавались государством и сдавались в аренду. Финансовая система императорского Риму была основана на эксплуатации колоний (недоимщиков из провинций процентщики могли продавать в рабство) [3, c.31].

     Римские граждане пользовались налоговым иммунитетом. Эксплуатация рабов и ограбления колоний оставались главными источниками  богатства. Изменился статус колонов: он стал наследственным, не обусловливался соглашением, принадлежность до колонов  была юридически оформлена конституциями  императоров, колонов прикрепили к  земле, запретив побросать поместье, не могли отчуждать без земли. Колонны платили ренту владельцу  земли, государственные поземельные  и подушные налоги, выполняли разные повинности. Государство предоставляло  рабовладельцам определенные административные, судебные, фискальные права относительно колонов, которые постепенно становились "рабынями земли", то есть их положение  приближалось к рабам, наделенным землей. В поздней Римской империи  патронат стал формой зависимости небольших  владельцев. Получая заместительство  больших землевладельцев, они теряли право собственности на землю, становились  прекаристами или колоннами во владениях  покровителя - патрона. Под патронат отдавались также рабыни, беглые колонны, люди без имущества. Использовался  наемный труд, но постепенно рабочие  попадали в личную зависимость от землевладельца.

     С середины 111 ст. н.э. Римская империя  начинает клониться к упадку, неудачи  в войнах уменьшают прилив рабов, усиливается люмпенизация сельского  населения. Внешним выражением кризиса  рабовладения появились поражения  римской армии и восстание  рабов. В конце IV ст. н.э. Римская империя  разделилась на две части - на Западную и Восточную (столица была перенесена с Риму в Византию). Под натиском варваров в 476 г. н.э. Западная Римская  империя перестала существовать. На руинах Римской империи образовалось несколько феодальных государств [3, c.33].

     Причинами распада античного рабовладельческого способа производства были:

     - постепенная потеря рабством  своего производственного значения (дешевый рабский труд не стимулировал  технической прогресс);

     - ограничение абсолютной собственности  рабовладельца над рабынями (запрещалось  их убивать, передавать сельских  рабов без земли. Рабыни искали  право церковной защиты);

     - виллы и латифундии превращались  в экономически замкнутые хозяйства,  сдерживая развитие товарно-денежных  отношений;

     - послабление экономических позиций  городов (ремесленники и купцы,  профессии которых стали наследственными,  закреплялись за коллегиями, государственные  заказы для них стали обязательными.  Ремесла постепенно перемещались  из городов в села);

     - усиление фискальной гнету провинций  (все население, кроме граждан  Риму, чиновников, паупера, облагалось  подушным и поземельным налогами);

     - усиление альтернативных форм  зависимости свободных крестьян  от больших землевладельцев (патронат, колонат) и расширения хозяйственной  самостоятельности рабов за колонатным  типом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ МАРКА ТЕРЕНЦИЯ ВАРРОНА

     Варро́н, Марк Теренций, иногда Варро́ — римский учёный-энциклопедист и писатель. По месту рождения его иногда называют Варроном Реатинским, чтобы отличить от Варрона Атацинского. Авторитет Варрона как учёного и оригинального писателя уже при жизни был неоспорим.

     Философские взгляды Варрона эклектичны, он близок к киникам, стоикам, пифагорейству. Высшее благо, по его мнению, должно удовлетворять потребностям души и тела. Добродетель определяется как ведущее к благополучию искусство жизни, которому можно научиться. Варрон был поборником старых римских нравов, однако никогда не выступал в роли непреклонного защитника традиций. Он ценил подлинную культуру вне зависимости от её внешней формы.

     До  нас дошли три книги его  трактата «О сельском хозяйстве», написанные уже в преклонном возрасте. В отличие  от Катона Варрон никогда не занимался  сельским хозяйством, и его основными  источниками были книжные материалы. Композиционно три книги представляют соответственно земледелие, животноводство и приусадебное хозяйство (птицеводство, рыболовство и пчеловодство). Согласно Варрону, «земледельцы должны стремиться к двум целям: к пользе и удовольствию». Но «польза требует того, что доходно; а удовольствие - того, что приятно; на первом месте скорее стоит полезное, чем приятное». Однако прежде, чем бросать семена в землю, Варрон советует изучить основные элементы Вселенной: воду, землю, воздух и солнце. По его мнению, следует не только хорошо знать свойства местной почвы, но и выяснить, «какое в этом имении оборудование требуется и какое должно иметь для его обработки».

     Первая  книга Варрона посвящена организации  рабовладельческого хозяйства, и преимущественно  полеводству. К садоводству и  виноградарству автор трактата обращается редко. Хлебные нивы поместий были, по-видимому, немалыми, поскольку Варрон советовал «продать сбор колосьев»  после жатвы. Он скептически относился  к катоновским принципам подбора  оптимального рабовладельческого поместья по размерам угодий и товарной специализации. Облик поместья, по его мнению, определяет агрикультура, а в конечном итоге - свойства почвы. Поэтому ценность имения могут определять не виноградники, как полагал Катон, а хорошие луга. Причем Варрон соглашался с теми, кто считал, что «виноградник сам пожирает свои доходы». Варрон сомневался в эффективности рабовладельческого хозяйства, практикующего интенсивную культуру винограда.

     Для Варрона основная ценность имения - земля! Главное - знать, «какова земля  и для чего она хороша или нехороша». Эта идея пронизывает весь труд экономиста-агрария. Влияние природного фактора на аграрную экономику докапиталистических  обществ весьма существенно. Не случайно К. Маркс отмечал, что «во всех формах общества, где господствует земельная собственность, преобладают  еще отношения, определяемые природой». 
Проблема размещения виллы тесно связывается Варроном с ее внутренней организацией. «Имения, - резюмирует он,— у которых по соседству есть места, куда удобно ввозить и продавать произведения своего хозяйства и откуда выгодно ввозить то, что требуется для собственного хозяйства, такие имения уже по этой причине доходны». Так проблема эффективности рабовладельческого хозяйства ставится в зависимость от рыночной ситуации. Организация варроновского хозяйства оказалась несколько более «открытой» для влияния рынка. Варрон в отличие от Катона уже признавал определенную ограниченность натурально-хозяйственных возможностей рабовладельческой виллы, ибо владельцы должны прикупать даже то, что у них производится, но чего не хватает (хлеб, вино). Интересно, что Варрон ориентировался не только на городской, но и на сельский рынок, где можно было выгодно реализовать излишки, даже такие, как колья, жерди и тростник. Несмотря на предлагаемую им более «глубокую» коммерческую ориентацию рабовладельческого имения, Варрон не смог до конца отказаться от натурально-хозяйственных принципов организации производства. Он по существу выделял два типа рабовладельческого хозяйства: пригородные имения и отдаленные поместья. Рыночная ситуация могла сложиться так, что «невыгодно иногда даже разводить что-нибудь у себя в имении, хотя бы ты (хозяин.— Авт.) и мог это сделать». Поэтому идея Варрона о доходе «от излишка» сочеталась с мыслью о влиянии рынка на организацию хозяйства.

Информация о работе Экономические воззрения Марка Теренция Варрона