Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:15, реферат
Экономические взгляды «Отцов Церкви» выражали интересы господствующего класса, феодалов, и ставили перед собой цель обосновать необходимость феодального строя. А экономическая мысль эксплуатируемого класса была направлена против крепостничества и феодальной эксплуатации, а также часто облекалась в религиозную оболочку в виде различных «ересей».
Общая характеристика экономической мысли средневекового феодального общества Западной Европы………………………………...3
Экономические воззрения мыслителей средневековой Европы..……6
Средневековые ереси как выражение протеста против феодализма..12
Список литературы………………………………………………………..15
Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, этот величайший мыслитель своего времени занимал двойственную позицию и по отношению к прибыли и проценту. Как идеолог класса феодалов, он был сторонником натурального хозяйства и, подобно своим предшественникам, враждебно относился к крупной торговле и ростовщичеству. Однако, по мере развития товарно-денежных отношений все возрастающее значение приобретало богатство в денежной форме. Многие монастыри уже занимались торговлей и ростовщичеством и сосредоточили в своих руках большие денежной средства. Чтобы представить эту деятельность в приглядном виде, Фома Аквинский, противореча сам себе, пытался найти доводы, оправдывающие получение торговой прибыли и процента.
Некоторые виды торговли, с его точки зрения, являлись «честными», полезными для общества. К таковым он относил, в частности, ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречила, по мнению Фомы Аквинского, христианской добродетели, ее следовало рассматривать как плату за труд. И уровень прибыли являлся нормальным, если она обеспечивала семье купца принятый обычаями уровень потребления.
В середине XIII века взимание процента было запрещено и неоднократно осуждалось церковью. Фома Аквинский также клеймил ростовщичество как греховный промысел. Но, отдавая дань времени, уже допускал исключения, находил целый ряд случаев, когда получение процента становилось допустимым. Например, с его точки зрения, взимание процента возможно в том случае, когда должник использовал ссуженные ему деньги для извлечения прибыли. Нельзя также запрещать кредитору получать от должника «бескорыстные подарки». В трудах Фомы Аквинского можно обнаружить и заявления о том, что процент должен рассматриваться как вознаграждение за риск, связанный с предоставлением заемщику ссуды.
Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли являлся и французский ученый Никола Орезм (иногда называемый Orem, Horem, Horen, Николай, иногда Жак ок. 1323 – 1382 гг.) – французский математик, переводчик, блестящий оратор. Несмотря на оппозиционное отношение к папе и его кардиналам, был избран в 1377 г. епископом в Лизьё.
В
своем «Трактате о
Средневековые ереси как выражение протеста против феодализма
Мы упомянули и о существовании экономической мысли у представителей порабощенных классов – крепостного крестьянства и подвергавшегося эксплуатации и разорению городского населения. В Средние века она находила свое выражение в религиозных ересях. Ереси представляли собою выступавшее в религиозной форме отражение классовой борьбы.
Такая форма оппозиции была неизбежной в силу особого положения церкви. Церковь была важнейшим оплотом феодализма. Она сосредоточила в своих руках огромные земельные территории, накопила большие денежные богатства, нещадно эксплуатировала крепостных крестьян, играла ведущую роль в установлении гражданских законов и внушала народным массам, что только через религию можно достигнуть благодати божьей. Поэтому поднять широкие массы населения на борьбу с существующими общественными отношениями было невозможно, если не сорвать с них ореол святости, если не убедить народ в том, что он защищает истинную религию от искажения ее официальной церковью.
Основными разновидностями средневековых ересей являлись бюргерская и крестьянско-плебейская. Еретики активно защищали идею равенства всех людей, опираясь на тексты Библии. В проповедях некоторых из них нашли отражения утопические идеи «потребительского коммунизма».
Бюргерская представляла собой оппозицию как против церковного, так и против светского феодализма со стороны городского населения – нарождающейся буржуазии и ремесленников. Она, прежде всего, была направлена против расточительной жизни духовенства и требовала упразднения особого сословия священников, восстановления строя раннехристианской церкви – общины, в которой не было деления на мирян (прихожан) и клир (духовенство).
Ее приверженцы обличали духовенство в стремлении их к накоплению богатства и боролись против вмешательства церкви в светские дела. В некоторых городах бюргерская ересь отражала стремление молодой буржуазии к получению политических прав, но носила умеренный характер. Крестьянско-плебейская же выливалась обычно в восстания крестьян и городских низов. По своему характеру она была более революционной, выдвигала требования, выходящие за рамки борьбы против феодализма.
Крестьянско-плебейская ересь, как и бюргерская, опиралась на учение раннего христианства. Она уличала духовенство в его стремлении к наживе, расточительной жизни и ратовала за уничтожение деления христиан на мирян и клир, требуя восстановления равенства, существовавшего в отношениях между членами ранней христианской общины, и признания этого равенства в качестве нормы и для гражданского мира. Из равенства людей перед богом она выводила гражданское равенство. Ее последователи активно боролись за отмену барщины, оброков, налогов, привилегий и уничтожение имущественных различий. По крайней мере, наиболее кричащих. Эти достаточно конкретные социально-экономические требования подкреплялись крестьянскими войнами, имевшими место в Англии, Франции, Чехии, Венгрии и Германии.
Одним
из виднейших идеологов
Все
крестьянские войны, как известно, потерпели
поражение, но, тем не менее, они сыграли
решающую роль в гибели феодального общества
Западной Европы.
Список литературы
1. Артамонов В.С., Ананьин О.И. История экономических учений: Учебное пособие. – М., 2000.
2. Бартенев С.А., История экономических учений в вопросах и ответах. – М., 2000.
3. Курс лекций. История экономических учений: Учебное пособие. – М., 1963.
4. Левита Р.Я., История экономических учений. – М., 1995.
5. Сурин А.И., История экономики и экономических учений. – М., 2000.
Информация о работе Экономические учения Западной Европы эпохи феодализма