Экономические учения Западной Европы эпохи феодализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

Экономические взгляды «Отцов Церкви» выражали интересы господствующего класса, феодалов, и ставили перед собой цель обосновать необходимость феодального строя. А экономическая мысль эксплуатируемого класса была направлена против крепостничества и феодальной эксплуатации, а также часто облекалась в религиозную оболочку в виде различных «ересей».

Содержание

Общая характеристика экономической мысли средневекового феодального общества Западной Европы………………………………...3
Экономические воззрения мыслителей средневековой Европы..……6
Средневековые ереси как выражение протеста против феодализма..12
Список литературы………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

реферат по экономическим учениям.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Безоговорочно оправдывая получение земельной  ренты, этот величайший мыслитель своего времени занимал двойственную позицию и по отношению к прибыли и проценту. Как идеолог класса феодалов, он был сторонником натурального хозяйства и, подобно своим предшественникам, враждебно относился к крупной торговле и ростовщичеству. Однако, по мере развития товарно-денежных отношений все возрастающее значение приобретало богатство в денежной форме. Многие монастыри уже занимались торговлей и ростовщичеством и сосредоточили в своих руках большие денежной средства. Чтобы представить эту деятельность в приглядном виде, Фома Аквинский, противореча сам себе, пытался найти доводы, оправдывающие получение торговой прибыли и процента.

     Некоторые виды торговли, с его точки зрения, являлись «честными», полезными для общества. К таковым он относил, в частности, ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречила, по мнению Фомы Аквинского, христианской добродетели, ее следовало рассматривать как плату за труд. И уровень прибыли являлся нормальным, если она обеспечивала семье купца принятый обычаями уровень потребления.

     В середине XIII века взимание процента было запрещено и неоднократно осуждалось церковью. Фома Аквинский также клеймил ростовщичество как греховный промысел. Но, отдавая дань времени, уже допускал исключения, находил целый ряд случаев, когда получение процента становилось допустимым. Например, с его точки зрения, взимание процента возможно в том случае, когда должник использовал ссуженные ему деньги для извлечения прибыли. Нельзя также запрещать кредитору получать от должника «бескорыстные подарки». В трудах Фомы Аквинского можно обнаружить и заявления о том, что процент должен рассматриваться как вознаграждение за риск, связанный с предоставлением заемщику ссуды.

     Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли являлся и французский ученый Никола Орезм (иногда называемый Orem, Horem, Horen, Николай, иногда Жак ок. 1323 – 1382 гг.) – французский математик, переводчик, блестящий оратор. Несмотря на оппозиционное отношение к папе и его кардиналам, был избран в 1377 г. епископом в Лизьё.

     В своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании  и изменении денег» он высказал мысль, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товарами. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и, лишь в силу ряда своих естественных свойств, стали выступать в роли денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монет (чем грешили многие современные ему монархи), справедливо указывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Орезм вплотную подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось. Но воззрения Орезма на денежное обращение не потеряли своего значения до сих пор и легли в основу теории денежного обращения так называемой классической школы.

     Средневековые ереси как выражение  протеста против феодализма

     Мы  упомянули и о существовании  экономической мысли у представителей порабощенных классов – крепостного крестьянства и подвергавшегося эксплуатации и разорению городского населения. В Средние века она находила свое выражение в религиозных ересях. Ереси представляли собою выступавшее в религиозной форме отражение классовой борьбы.

     Такая форма оппозиции была неизбежной в силу особого положения церкви. Церковь была важнейшим оплотом  феодализма. Она сосредоточила в  своих руках огромные земельные территории, накопила большие денежные богатства, нещадно эксплуатировала крепостных крестьян, играла ведущую роль в установлении гражданских законов и внушала народным массам, что только через религию можно достигнуть благодати божьей. Поэтому поднять широкие массы населения на борьбу с существующими общественными отношениями было невозможно, если не сорвать с них ореол святости, если не убедить народ в том, что он защищает истинную религию от искажения ее официальной церковью.

     Основными разновидностями средневековых  ересей являлись бюргерская и крестьянско-плебейская. Еретики активно защищали идею равенства всех людей, опираясь на тексты Библии. В проповедях некоторых из них нашли отражения утопические идеи «потребительского коммунизма».

     Бюргерская  представляла собой оппозицию как против церковного, так и против светского феодализма со стороны городского населения – нарождающейся буржуазии и ремесленников. Она, прежде всего, была направлена против расточительной жизни духовенства и требовала упразднения особого сословия священников, восстановления строя раннехристианской церкви – общины, в которой не было деления на мирян (прихожан) и клир (духовенство).

     Ее  приверженцы обличали духовенство в стремлении их к накоплению богатства и боролись против вмешательства церкви в светские дела. В некоторых городах бюргерская ересь отражала стремление молодой буржуазии к получению политических прав, но носила умеренный характер. Крестьянско-плебейская же выливалась обычно в восстания крестьян и городских низов. По своему характеру она была более революционной, выдвигала требования, выходящие за рамки борьбы против феодализма.

     Крестьянско-плебейская  ересь, как и бюргерская, опиралась на учение раннего христианства. Она уличала духовенство в его стремлении к наживе, расточительной жизни и ратовала за уничтожение деления христиан на мирян и клир, требуя восстановления равенства, существовавшего в отношениях между членами ранней христианской общины, и признания этого равенства в качестве нормы и для гражданского мира. Из равенства людей перед богом она выводила гражданское равенство. Ее последователи активно боролись за отмену барщины, оброков, налогов, привилегий и уничтожение имущественных различий. По крайней мере, наиболее кричащих. Эти достаточно конкретные социально-экономические требования подкреплялись крестьянскими войнами, имевшими место в Англии, Франции, Чехии, Венгрии и Германии.

     Одним из виднейших идеологов крестьянской войны в Англии, проходившей под  руководством Уота Тайлера в конце XIV века был священник Джон Болл (Ball, год рождения неизвестен, умер в 1381 г.), английский народный проповедник, идеолог крестьянско-плебейской ереси лоллардов. С начала 60-х гг. странствовал по Англии, бичуя в своих проповедях богатство и пороки духовенства, требовал отмены крепостничества, церковной десятины, конфискации церковных имуществ, ликвидации церковной иерархии. В отличие от идеолога бюргерской ереси Дж. Уиклифа, Болл настаивал на социальном переустройстве общества. Он доказывал, что привилегии дворянства несправедливы и противоречат воле Бога. Арестованный в 1381, он был освобожден восставшими крестьянами и вместе с У. Тайлером встал во главе повстанцев. Обращаясь к народу, он задавал вопрос: «Когда Адам пахал и Ева пряла, кто был дворянином?» и утверждал, что дела в Англии только тогда пойдут хорошо, когда не будет ни вилланов, ни дворян, а все будут в одинаковом положении. После поражения восстания Болл был казнен.

     Все крестьянские войны, как известно, потерпели  поражение, но, тем не менее, они сыграли решающую роль в гибели феодального общества Западной Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1.  Артамонов В.С., Ананьин О.И. История экономических учений: Учебное пособие. – М., 2000.

     2. Бартенев С.А., История экономических учений в вопросах и ответах. – М., 2000.

     3. Курс лекций. История экономических  учений: Учебное пособие. – М., 1963.

     4. Левита Р.Я., История экономических учений. – М., 1995.

     5.  Сурин А.И., История экономики и экономических учений. – М., 2000.

Информация о работе Экономические учения Западной Европы эпохи феодализма