Экономические учения Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:16, реферат

Описание работы

Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 3
Древний Египет 3
Месопотамия 5
Древняя Индия 7
Древний Китай 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 16

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

     Еще одним представителем конфуцианства  считается Сюнь-цзы (ок. 313/298 — ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему инстинктивно присуще желание наживы. Для преодоления злой природы, человека следует обучать, воспитывать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Ритуал — высшее проявление различий между «управляющими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потомственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов. [3, с 18 ]

     Сюнь-цзы  считал, что истоки деления общества на «управляющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наследственное разделение труда является основным принципом государственного устройства. Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранение излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределение и потребление продукта страны. Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой общества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу. Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения приводит к появлению излишков.

     Представители конфуцианства выступали за регламентацию экономики государством, за сохранение общинно-патриархальных порядков, жесткого иерархического устройства общества.

     Других  взглядов придерживались представители  даосизма — одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII—VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внес Чжуан-цзы (ок. 369—286 до н.э.). Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон существования Вселенной. Искусственно изменить что-либо во Вселенной невозможно, более того, любое действие, противоречащее дао, приведет к неудаче и гибели. Поэтому каждый должен следовать дао, придерживаться принципа недеяния. В частности, правитель, если он мудр, не будет делать ничего для управления государством, страна в этом случае будет следовать дао и процветать.

     Представители даосизма считали, что общество должно вернуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на «благородных» и «ничтожных», выступали против богатства и роскоши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости правителей, приводящих народ к нищете и рабству. Даосы резко осуждали порабощение сограждан, однако в целом существование рабства считали естественным состоянием общества. [4, с 7]

     Наряду  с даосами и конфуцианцами  особое место занимали представители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479 — ок. 400 до н.э.). Его ученики и последователи в III—II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Основными идеями моизма являются «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.

     Мо-цзы  подчеркивал значение физического труда в обществе, считал, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Моисты отражали настроения простых людей — земледельцев, ремесленников, торговцев, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и в делах управления. Важнейшим условием существования и благополучия людей Мо-цзы провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт. В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обогащению без учета интересов других людей наносит обществу непоправимый вред.

     В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент – легисты(от лат. lex — закон), которые отражали новые тенденции в развитии Др. Китая.

     Все легисты занимали высокие государственные посты в разных царствах Китая, были сторонниками централизации, выступали за создание единого государственного законодательства, перед которым все равны. Они проводили и обосновывали реформы, направленные на укрепление царской власти, ослабление родовой аристократии и патриархально-общинных связей, на развитие товарно-денежных отношений и частной собственности на землю.

     Одним из основателей легизма считается  Гуанъ-цзы, или Гуанъ Чжун (умер в 645 г. до н.э.). Происходя из небогатой торговой семьи, он в конце концов стал первым министром в одном из царств. Именно Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управления государством на основании закона, считал, что закон должен распространяться на все категории населения.

     Гуань-цзы  не делил общество на высших и низших, не признавал социального неравенства сословий. По его мнению, обязанности в государстве разделяются между четырьмя категориями населения: земледельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами.

     Важным  направлением государственной политики считается защита населения, и прежде всего крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того что увеличение цен приводит к удешевлению денег, а значит, ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов, предлагается повышать цены на продовольствие. При этом отмечается, что цены должны регулироваться одинаково по всей стране.

     Наряду  с Гуань-цзы в разработке учения легизма активное участие принимали Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй.

     Ли  Куй (424—386 до н.э.) считал необходимым наиболее полно использовать силы земли. Он предлагал государству регулировать хлебный рынок, выравнивая цены на нем путем рациональной закупки и продажи зерна.

     Шан Ян (390—338 до н.э.) был первым советником царя могущественного царства Цинь, провел основанные на идеях легизма реформы, однако после смерти царя по настоянию родовой аристократии был казнен вместе с семьей. Он считал, что главной сферой деятельности народа, основой процветания государства являются земледелие и война. Для развития земледелия необходимо воспрепятствовать разложению общины, ограничить произвол чиновников, наделив членов общины правом контроля над их деятельностью. Кроме того, по мнению Шан Яна, государство должно всемерно привлекать к земледелию людей, в частности всевозможных бездельников, бродяг, даже торговцев.

     Хань  Фэй (ок. 280—233 до н.э.) завершил систематизацию теоретических взглядов легистов, занимаясь и основном политическими, философскими, правовыми вопросами. Одним из важнейших его достижений считается попытка выявить закономерности общественного развития. Хань Фэй показал, как постепенно люди от стадной жизни перешли к семейной, а затем к государству. Важнейшее влияние на этот процесс, по его мнению, оказал рост численности населения, это же привело к возникновению имущественного неравенства, к необходимости введения законов и наказаний. [3, с 27]

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Памятники экономической мысли Древнего Востока  – это, как правило, своды, законов  и сочинения по искусству государственного управления, экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

           Изначально и в  течение очень длительного времени в силу объективных причин экономической основой являлся центрально-управляемый тип хозяйства. Рынок (тем более свободный рынок), как производная экономической деятельности и низовая хозяйственная единица, зарождался долго и достаточно мучительно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 
  1. Покидченко  М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических  учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.- 271 с.
  2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник.- 4-е изд., перераб. И доп. – М: ИНФРА-М, 2004. – 480 с.
  3. Бартенев С. А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2002. – 456 с.
  4. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.-288 с.

Информация о работе Экономические учения Древнего Востока