«Рынок
является регулятором всех вещей. Поэтому
если все вещи дешевы, то не будет излишних
прибылей. Если не будет излишних прибылей,
то это означает, что все отрасли будут
в порядке. Если все отрасли будут в порядке,
то всё потребление будет выровненным»
(«Гуань-цзы»)
Заключение
В
Древнем Китае считалось, что государство
должно активно вмешиваться в экономическое
развитие, рассматривались конкретные
вопросы управления государственным хозяйством,
экономикой страны в целом. Экономическая
мысль Древнего Китая нашла отражение
преимущественно в философско-религиозных
и политических концепциях, таких, как
конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.
Несмотря
на то, что экономическая мысль
в Древнем Китае не сформировалась
в отдельную науку, она не была
обойдена вниманием, были подняты многие
важные вопросы и решены (естественно,
в соответствии со временем) некоторые
проблемы. Следует отметить многообразие
учений и весьма существенные отличия
в мировоззрении их основоположников.
Таким
образом, то, что было сделано, можно
оценивать как первые шаги в постижении
и развитии экономики как науки.
Приложение 1. Воззрения Шан Яна
- Провозглашалось
равенство всех перед Законом
и Сыном Неба и, как следствие,
появление идеи раздачи титулов
не по рождению, а по реальным заслугам,
согласно которой любой простолюдин
имел право дослужиться до первого министра.
Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую
очередь тех, кто доказал свою преданность
государю на службе в войске.
- Успеха в
политике достигает только тот, кто знает
обстановку в стране и использует точные
расчеты.
- Следует усваивать
опыт предшествующих правителей. И в то
же время «для того, чтобы принести пользу
государству, не обязательно подражать
древности».
- Для политики
очень важна экономическая ситуация в
стране.
- В области
управления предлагалось сосредоточить
всю полноту власти в руках верховного
правителя, лишить наместников властных
полномочий и превратить их в обыкновенных
чиновников. Умный правитель, говорится
в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует
смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает
закон и с помощью законов наводит порядок».
- Чтобы обеспечить
представительство зажиточных слоев в
государственном аппарате, предусматривалась
продажа чиновничьих должностей.
- Шан Ян предъявлял
к чиновникам лишь одно требование — слепо
повиноваться государю.
- Предполагалось
ограничить общинное самоуправление,
подчинить семейные кланы и патронимии
местной администрации.
- Предлагалось
также установить единые для всего государства
законы. Под законом понималась репрессивная
политика (уголовный закон) и административные
распоряжения правительства.
- Отношения
между властью и народом Шан Ян рассматривал
как противоборство враждующих сторон.
«Когда народ сильнее своих властей —
государство слабое; когда власти сильнее
своего народа — армия могущественна».
В образцовом государстве власть правителя
опирается на силу и никаким законом не
связана.
- За малейший
проступок следует карать смертной казнью.
Эту карательную практику должна была
дополнить политика, направленная на искоренение
инакомыслия и оглупление народа.
- Высшая цель
деятельности государя — создание могущественной
державы, способной объединить Китай путем
захватнических войн.
Приложение
2. Основные идеологи легизма.
- Гуань
Чжун — сторонник абсолютного тотального контроля со стороны государства,
вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник
государственной помощи бедным.
- Шан
Ян — сторонник милитаризма, превративший Цинь в
одно из сильнейших княжеств, поощрял
ремёсла и сельское хозяйство, в популистских
целях обращал купцов в рабство, распустил всю невоенную аристократию.
- Вэй
Ляо-цзы —
сторонник придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе, остался теоретиком,
считал что нужно запретить все ремёсла,
не имеющие отношения к производству оружия.
- Принц Хань Фэй и Ли
Сы — сторонники
сочетания легизма с даосскими идеями естественности (государство не должно
мешать жить своим жителям). Их идеи были
приняты на вооружение Цинь Ши Хуанди.
Список
литературы:
1.
Бартенев С.А. История экономических учений.
– М.: Юрист, 2002.
2.
История экономических учений: Учебное
пособие / Под редакцией Г.А. Шмарловской.
– 3-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2003.
3.
История экономических учений Ч 1: Учебное
пособие / Под редакцией Е.Г. Василевского.
– М.: Изд-во МГУ, 1989.
4.
Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм
в политической истории Китая. — М: 1981.
5.
Васильев В. С. История религий Востока.
— М.: Высшая школа, 1983
5.
Информация из Википедии, свободной энциклопедии.
Ссылка:
http://ru.wikipedia.org