Экономические учения Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

Древний Восток является местом зарождения первых государств. Наиболее значительными из них являются Египет, Китай, Междуречье и Индия. Именно здесь возникли первые системы письменности, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества.

Содержание

Введение 3
Основная часть
1. Даосизм 4
2. Моизм 5
3. Легизм 6
III. Заключение 8

Работа содержит 1 файл

экономика Др Китая.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     «Рынок  является регулятором всех вещей. Поэтому если все вещи дешевы, то не будет излишних прибылей. Если не будет излишних прибылей, то это означает, что все отрасли будут в порядке. Если все отрасли будут в порядке, то всё потребление будет выровненным» («Гуань-цзы») 

     Заключение 

      В Древнем Китае считалось, что государство должно активно вмешиваться в экономическое развитие, рассматривались конкретные вопросы управления государственным хозяйством, экономикой страны в целом. Экономическая мысль Древнего Китая нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

      Несмотря  на то, что экономическая мысль  в Древнем Китае не сформировалась в отдельную науку, она не была обойдена вниманием, были подняты многие важные вопросы и решены (естественно, в соответствии со временем) некоторые проблемы. Следует отметить многообразие учений и весьма существенные отличия в мировоззрении их основоположников.

      Таким образом, то, что было сделано, можно  оценивать как первые шаги в постижении и развитии экономики как науки.

 

      Приложение 1. Воззрения Шан Яна 

  • Провозглашалось равенство всех перед Законом  и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов  не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин  имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
  • Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.
  • Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
  • Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
  • В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
  • Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
  • Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
  • Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
  • Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
  • Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
  • За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
  • Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
 
 
 
 

     Приложение 2. Основные идеологи легизма. 

  • Гуань Чжун — сторонник абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник государственной помощи бедным.
  • Шан Ян — сторонник милитаризма, превративший Цинь в одно из сильнейших княжеств, поощрял ремёсла и сельское хозяйство, в популистских целях обращал купцов в рабство, распустил всю невоенную аристократию.
  • Вэй Ляо-цзы — сторонник придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе, остался теоретиком, считал что нужно запретить все ремёсла, не имеющие отношения к производству оружия.
  • Принц Хань Фэй и Ли Сы — сторонники сочетания легизма с даосскими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям). Их идеи были приняты на вооружение Цинь Ши Хуанди.
 
 
 

 

     

     Список литературы: 

     1. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юрист, 2002.

     2. История экономических учений: Учебное пособие / Под редакцией Г.А. Шмарловской. – 3-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2003.

     3. История экономических учений Ч 1: Учебное пособие / Под редакцией Е.Г. Василевского. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

     4. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. — М: 1981.

     5. Васильев В. С. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1983

     5. Информация из Википедии, свободной энциклопедии.

     Ссылка: http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Экономические учения Древнего Китая