Экономические союзы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:55, реферат

Описание работы

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика. Реферат. Экономические союзы.docx

— 30.03 Кб (Скачать)

Самым слабым местом зоны евро являются финансовые рынки: по степени  своего развития, глубине, широте и  ликвидности они значительно  уступают американским. Другими словами, страны ЭВС не выполняют одно из трех принципиальных условий, необходимых  для того, чтобы евро могло на равных условиях конкурировать с  долларом в мире.

Впрочем, способность евро потеснить доллар в качестве международной  валюты во многом зависит от того, удастся  ли ЕС заручиться поддержкой наибольшего  количества третьих стран.

Перспективы принятия в ЕВС  стран ЦВЕ. В результате ожидаемого расширения Европейского валютного  союза с 12 до 22 стран-членов в орбиту ЕС попадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при  этом возникает крупнейший в мире единый рынок площадью почти в 5 млн. кв. км с населением более 500 млн. человек  населения и ВВП – порядка 7 трлн. долларов.

Нельзя, однако, не учитывать  того факта, что речь идет о принципиально  новом варианте присоединения стран  к ЕВС по сравнению со всеми  ранее происходившую. Расширение ЕВС  происходит за счет присоединения стран, которые ранее не развивались  на основе западноевропейской социально-экономической  модели и не принадлежали к западноевропейской системе безопасности. Речь идет о государствах, осуществляющих невиданный в истории переход от государственной командно-административной экономики к рыночной, от авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обладают специфическими чертами, которые оказывают принципиальное воздействие как на характер, так и на последствия расширения ЕС.

Укрепление стабильности и предсказуемости на восточной  границе в результате расширения Европейского союза и Еврозоны соответствует  его интересам. Это положение  не подвергается сомнениям и фактически является общепризнанным. Расширяясь на Восток, Европейский валютный союз заметно наращивает свой ресурсный  потенциал: на 34% увеличивается территория, на 29% - население. ЕВС превращается в одни из крупнейших в мире рынков.

Несмотря на все сказанное  выше, однозначного ответ на вопрос, является ли реализация проекта расширения на Восток в целом «шансом» или  угрозой для Европейского Союза  и Европейского валютного союза. Ведь присоединение новых членов существенно осложняет функционирование союза. Институциональная структура, созданная более 50 лет назад, когда  в состав сообщества входило всего  шесть государств, функционировала  с большим напряжением уже  в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие новых 10-12 членов в условиях нереформированности организации, особенно это касается принятия в ЕВС, может попросту парализовать ее работу.

Анализ источников формирования бюджета ЕС и основных направлений  его использования свидетельствует  о том, что радикальная реформа  бюджетной, региональной и аграрной политики должна была быть завершена  еще до начала расширения на восток. Однако, не изменив ныне действующих  процедур управления, Европейский союз, по существу, загнал себя в институциональную  ловушку, когда экономический потенциал  стран, а следовательно, и их роль в формировании бюджета становятся совершенно не увязанными с их возможностями влиять на принимаемые в организации решения.

Также одной из наиболее трудно решаемых задач на этапе присоединения  остается адаптация сельского хозяйства  стран ЦВЕ к европейским стандартам. Осознавая это, новые страны-члены, бесспорно, надеялись на получение  значительных финансовых ресурсов от ЕС. Однако Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП) Европейского Союза уже  сегодня поглощает 50% его бюджета. Действующая в ЕС система поддержки  сельского хозяйства давно признается неэффективной и ведущей к  значительному перепроизводству в рамках Союза, когда значительная часть продукции может быть реализована только на внешних рынках по ценам. существенно ниже себестоимости. Очевидны направления необходимых изменений, в частности, существенное сокращение прямых субсидий товаропроизводителям. Однако попытки реформирования ЕСП на протяжении 2000-2002 гг. оказывались безуспешными в виду жесткой позиции ряда стран, прежде всего Франции. В результате возобладало мнение, согласно которому никаких реформ, предшествующих решениям или соглашениям ЕС с ВТО по вопросам регулирования сельского хозяйства, быть не может. Таким образом, будущая модель поддержки сельского хозяйства в рамках ЕС остается неопределенной.

Присоединение к ЕС новых  членов из Центральной и Восточной  Европы поставило под сомнение возможность  проведения политики солидарности в  том объеме и тех формах, в которых  она проводилась в ЕС в 1990-е  годы. А это – один из краеугольных камней всей политики европейской интеграции. Ее инструментами являются так называемые, структурные фонды и фонд сплочения, формируемые путем жесткого закрепления  за ними определенного процента бюджета  ЕС (1,27% совокупного ВВП стран-членов).

Среди структурных фондов необходимо выделить:

Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, неразрывно связанный с общей  сельскохозяйственной политикой ЕС;

Социальный фонд, финансирующий  переквалификацию трудящихся, особенно в регионах и отраслях с высоким  уровнем безработицы, а также  профессиональное обучение молодежи;

Фонд регионального развития, ориентированный на содействие районам, отставшим в своем развитии или  пораженным структурным кризисом в  промышленности;

Фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Фонд сплочения), созданный в соответствии с Маастрихтским договором и  целиком ориентированный на развитие четырех стран с наименьшими  показателями производства валового продукта на душу населения – Греции. Ирландии. Испании и Португалии.

За счет ресурсов структурных  фондов в 1990-е годы оказывалась поддержка  районам-получателям, в которых проживало 178 млн. человек, т.е. более половины граждан ЕС. Очевидно, что новые страны-члены самостоятельно не в силах преодолеть в обозримом будущем свое отставание от стран ЕС ни в развитии, ни в зрелости рынков, ни в структуре хозяйства. А это значит, что Европейский Союз еще долго будет иметь дело с государствами клиентского типа, активно претендующими на регулярное перераспределение в их пользу ресурсов ЕС. Число же тех, кто по современным стандартам ЕС может претендовать на помощь из его бюджета, после расширения Союза возросло со 185 млн. до 291 млн. человек.

Вступление в Союз стран  ЦВЕ автоматически существенно  понизило и показатель совокупного  ВВП на душу населения, следовательно, целый ряд районов - нынешних получателей  помощи потеряли статус наиболее бедных, так как их показатель превысил 75% от среднего по ЕС уровня. Все вступающие автоматически пополнили число  стран-получателей ввиду своей  отсталости. Такое усиление гетерогенности пространства ЕС – вызов завоеваниям Союза и прежде всего вызов его социально-экономическому сплочению, так как осуществление полноценного приема новых членов ущемило интересы как основных стран получателей структурных фондов, так и главных плательщиков в общин бюджет ЕС.

Разрабатывая так называемую программу «сближения» и, в соответствии с ней, стратегию финансирования новых стран-членов ЕС, Еврокомиссия постаралась, по крайней мере частично, учесть основные особенности вступающих в Евросоюз государств и направить с помощью организации адресной помощи, государства ЦВЕ по пути «правильного» экономического развития. Данная программа ЕС постоянно пересматривается с учетом особенностей экономического развития того или иного государства и направлена на обеспечение присоединения новых 10 членов союза к Еврозоне в период с 2007 по 2010 годы.

В соответствие с принятым на 2000-2006 гг. бюджетом ЕС новым государствам-членам из Центральной и Восточной Европы будет направлено около 39,6 млрд. евро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические союзы