Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:37, лекция
Упорядоченная совокупность элементов, обладающая организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять ряд функций, которые не могут выполнить отдельные ее элементы, является системой.
Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации и структуру.
Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему.
Экономическая система общества состоит из малых экономических систем (элементов) — домохозяйств, отдельных предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.
ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
СОБСТВЕННОСТЬ И ТИПЫ СОБСТВЕННОСТИ.
.НАТУРАЛЬНОЕ И РЫНОЧНОЕ (ТОВАРНОЕ) ХОЗЯЙСТВО
ТИПОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
.РЕАЛИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Традиционная экономика. Этот тип экономики присущ отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются здесь на освященных обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы предопределяют устои экономической жизни и социальной деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. С учетом этого разные общества используют неоднозначные институты для решения проблемы редкости ресурсов и максимизации достигаемых результатов. То, что выгодно для одной страны, становится невыгодным другой. Распространение редких ресурсов по территории нашей планеты весьма неравномерно. Так, страны Ближнего Востока богаты нефтью, что позволяет им аккумулировать огромные общие доходы, в то время каких распределение происходит крайне неравномерно. Формируются чрезмерные бедность одной части населения и богатство другой. В результате общество, весьма богатое естественными ресурсами, оказывается бедным на другие ресурсы, в данном случае на трудовые. Населения трудоспособного возраста может быть в избытке, но в силу нищеты и бесправия оно безграмотно, стоит в стороне от мировой культуры и оказывается не в состоянии распоряжаться естественными и созданными людьми экономическими ресурсами. Дело усугубляется тем, что во многих странах весьма распространены коррупция и взяточничество. Произвольно формируется налоговая система, устанавливающая льготы для богатых слоев населения и являющаяся разорительной для бедных. Политические решения обычно принимаются в угоду «сильным» державам, а не в интересах национальной экономики. Эти особенности и специфика десятилетиями и столетиями довлеют над социально-экономическими преобразованиями многих стран, препятствуя их продвижению к цивилизованным экономическим системам.
Смешанные системы. Рассмотренные типы экономических систем в абсолютной и подавляющей форме нигде не проявляются. В зависимости от сложившийся условий они преобладают в тех или иных странах. Так, США считают своеобразной «лабораторией» чистого капитализма, Великобританию — страной «классического» регулируемого капитализма, бывший Советский Союз — «образцом» командной экономики. Страны Африканского континента, Ближнего и Среднего Востока относят к традиционной экономике. В большинстве же стран мира тесно переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволяет определять в качестве самостоятельного типа экономической системы смешанную экономику.
К
смешанной относится экономика,
базирующаяся на предприятиях и структурах,
относящихся к разным типам и видам собственности,
и использующая разнообразные формы хозяйствования.
Классический образец смешанной экономики
был использован в нашей стране в 20-е г.
ХХ века, когда в народном хозяйстве функционировало
пять общественно-экономических укладов:
социалистический, частнокапиталистический,
государственно-
Смешанной экономикой является национальное хозяйство современных цивилизованных стран, ибо оно неоднородно по своей социально-экономической структуре. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах есть государственные предприятия, есть мощные частные корпоративные объединения, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. Эти сферы экономики находятся под государственным воздействием и регулированием, но в совокупности они образуют смешанное хозяйство. Одновременно неоднородность государственного, негосударственного и домашнего хозяйства позволяют говорить о современной смешанной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофильность — это не только наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодействие между собой. Это взаимодействие в экономике реализуется государством, частными корпорациями и рынком.
Национальное хозяйство даже малых государств неоднородно, оно состоит из различных региональных структур, с разной структурой производства, технической его оснащенностью и т. д. В результате в пределах национального хозяйства не избежать комбинирования методов и принципов управления производством. В свою очередь методы и формы государственного регулирования влияют не только на отдельные секторы хозяйства, но и на содержание и размеры самого государственного сектора.
Формирование
и развитие смешанной экономики
осуществляется за счет возникновения
смешанных производственных структур.
Речь идет о создании государственно-частных
предприятий, о совместных предприятиях,
складывающихся на базе национальных
и иностранных производств. Они также
требуют особого подхода при их включении
в общий народнохозяйственный организм.
Поэтому будущее экономического развития
следует связывать со смешанной экономикой.
Таблица
3.1 — Основные типы
экономических систем
Основные черты | Командная | Рыночная | Смешанная |
Преобладающая форма собственности | Государственная | Частная | Нет преобладающих видов собственности |
Способ координации хозяйственных связей | Централизованное директивное планирование | Рыночный механизм | Рыночная координация и государственное регулирование |
Положение экономических субъектов | Самостоятельность предприятий отсутствует. Свобода потребителя ограничена | Свобода предпринимательства. Суверенитет потребителя | Самостоятельность негосударственного сектора. Суверенитет потребителя |
Конкуренция | Отсутствует. Государственный монополизм | Много конкурирующих предпринимателей | Преобладают формы несовершенной конкуренции |
Личный интерес | Первичны интересы государства, коллектива, личный интерес вторичен | Основной мотив экономической деятельности, придающий упорядоченность экономике | Приоритет личного интереса, учет общественных интересов |
Цены | Устанавливаются централизованно (плановые) | Свободные, формирующиеся на основе взаимодействия спроса и предложения | Преобладают свободные цены. Имеет место государственное регулирование цен и тарифов |
Распределение доходов | Уравнительное | Доходы формируются на рынках ресурсов | Рыночное регулирование дополняется системой государственных трансфертов |
Роль государства | Государство полностью контролирует экономику и социальную жизнь | Ограниченная роль правительства | Государственное регулирование экономики для стимулирования спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы |
6..Реализация
белорусской модели
социально-экономического
развития в современных
условиях.
После
рассмотрения основных типов экономических
систем целесообразно проанализировать
и ответить на вопрос о том, какая же экономическая
система формируется в народном хозяйстве
Республики Беларусь. Связи командной
экономики оказались нарушенными, а новые,
рыночные, еще не созданы. Социально-экономическая
определенность типа системы хозяйства
будет зависеть от того, трансформируется
ли бывшая государственно-
От
того, какой из вариантов будет
иметь в ближайшее время
Не касаясь пока форм разгосударствления и приватизации собственности, можно отметить и указать на реальную возможность реформации бывшей государственной (общенародной) собственности. В соответствии с действующим законодательством государство имеет возможность 40% имущества акционируемых предприятий оставлять в своем ведении, а на практике эта доля обычно составляет не менее 51%. Если учесть, что из сферы приватизации изъят железнодорожный, морской, речной, воздушный транспорт, социальная инфраструктура, военное производство, предприятия по изготовлению драгоценностей, что составляет не менее 12–13% производственных ресурсов, окажется, что под контролем и в собственности государства останется 63–65% производственных мощностей. На этой базе складывается государственный сектор в экономике. Он может иметь двоякую окраску: западноевропейскую или национальную в сочетании с российской. Это одна из возможных моделей складывающихся экономических систем.