Экономические санкции и торговое эмбарго

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:31, доклад

Описание работы

Понятие "санкции" подразумевает два значения: средства оказания давления и наказание военных преступников. Из-за отсутствия механизма применения санкций в Лиге Наций Устав Организации Объединенных Наций не содержит понятия "санкции", но использует термин "эффективные коллективные меры" и "превентивные или принудительные меры", в применении которых все члены должны оказывать содействие ООН. Международные санкции подразделяются на политические, экономические и военные. Политические санкции включают: разрыв дипломатических отношений, приостановку членства или исключение из ООН или других международных организаций. Колониальные карательные экспедиции являлись военными санкциями и никогда не признавались международным правом.

Работа содержит 1 файл

Экономические санкции и....docx

— 40.39 Кб (Скачать)

       Часть 1. Теоретический  вопрос.

       Экономические санкции и торговое эмбарго.

       Введение.  

       Понятие "санкции" подразумевает два значения: средства оказания давления и наказание военных преступников. Из-за отсутствия механизма применения санкций в Лиге Наций Устав Организации Объединенных Наций не содержит понятия "санкции", но использует термин "эффективные коллективные меры" и "превентивные или принудительные меры", в применении которых все члены должны оказывать содействие ООН. Международные санкции подразделяются на политические, экономические и военные. Политические санкции включают: разрыв дипломатических отношений, приостановку членства или исключение из ООН или других международных организаций. Колониальные карательные экспедиции являлись военными санкциями и никогда не признавались международным правом.

       Экономические или торговые санкции могут предполагать полный разрыв всех экономических и финансовых отношений или выборочные эмбарго на импорт или экспорт товаров. Если какая-то страна нарушает мировой экономический порядок (совокупность норм (правил) поведения, которых следует придерживаться странам при вступлении в экономические взаимоотношения), не выполняет общих для всех стран правил и осуждается мировым сообществом, то к ней могут применяться санкции (меры воздействия на нарушителя норм): например, прерывание дипломатических отношений, прекращение торговых связей, научно-технического сотрудничества, замораживание гуманитарной помощи и международного кредитования. Нередко используется такая форма санкций, как эмбарго.

       Экономические санкции как инструмент внешней политики.

            

             Торговые или экономические санкции занимают ведущее место в арсенале средств внешней политики ведущих государств мира. Санкции представляются достаточно привлекательным инструментом внешней политики, так как, в отличие от войны, они призваны решать международные конфликты и разногласия с меньшими затратами и человеческими жертвами, поэтому они применяются достаточно часто. Практика применения экономических санкций стала гораздо более распространенной после Второй мировой войны. В 1950-х гг. было отмечено 15 случаев введения санкций, в 1960-х гг. – 20 случаев, в 1970-х гг. – 37, в 1980-х гг. - 23 и более 50 случаев в 1990-х гг. Большинство санкций объявлялись в одностороннем порядке Соединенными Штатами, в последние годы в санкциях стали принимать более активное участие и страны Западной Европы, хотя коалиции по введению санкций чаще всего организуют Соединенные Штаты.

     Интенсивность санкций определяется степенью ущерба, который может быть ими нанесен  а) экономике страны в целом; б) политическому  режиму или частным интересам  стоящих у власти политиков; в) интересам  и конкурентоспособности отдельных  отраслей экономики и промышленности; г) интересам отдельных финансово-промышленных групп, компаний, кланов.

     Международное право не ограничивает государства в применении санкций. Ограничения на применение санкций имеют скорее внутриполитическую природу и определяются тем, что считает приемлемым общественное мнение страны-субъекта санкций, а также средствами убеждения общественного мнения, находящимися в распоряжении правительств стран, инициирующих санкции. Эти неформальные ограничение состоят в том, что, с точки зрения мирового общественного мнения, объем, интенсивность и эффект экономических санкций должны быть в целом пропорциональны цели, ради которой они вводятся. Разумеется, важность или гуманитарная составляющая цели предлагает широкие возможности для интерпретации политиками и пропагандой страны, вводящей санкции.

     В функциональном плане, применение санкций  может преследовать несколько целей. Ограничение экспорта страны-объекта  санкций  ослабляет ее национальный доход и поступления твердой  валюты и тем самым снижает  ее возможности закупать на мировом  рынке необходимые ей товары. Довольно часто такие меры также способствуют росту прибылей бизнеса страны-объекта, так как подобные санкции оказывают  схожий экономический эффект с тарифными  ограничениями.

     Ограничения на импорт страны-объекта санкций  могут состоять в запрете на импорт любых товаров или в запрете  на импорт лишь специфических товаров  и сырья, необходимого в военных  целях.

     Так как страны, оказывающиеся объектами  санкций, как правило являются сравнительно небольшими и специализированными  в своем экспорте (нефть Ирака  или сахар Кубы), то страны-субъекты санкций чаще прибегают к санкциям, ограничивающим экспорт, чем к ограничениям на импорт.

     Соотношение размеров экономик стран-субъекта и  стран-объекта санкций имеет существенное значение в формулировании  политической цели, ради которой вводятся санкции. Как и подсказывает здравый смысл, торговые санкции вводятся страной  с большей экономикой против страны с меньшей экономикой, делая тем самым возможные ответные меры бессмысленными. В то же время, как показывает история применения санкций, страна-субъект формулирует политическую цель применения санкций не только исходя из важности решаемой задачи, но и исходя из относительного размера своей экономической мощи. Чем менее важна задача для национальной безопасности (основополагающих интересов) страны-субъекта, тем большее экономическое превосходство потребуется для введения санкций.

     Эффективность санкций повышается в условиях, когда  санкции осуществляются не одним  государством, а коалицией государств. Международное сотрудничество в  реализации санкций снижает политические затраты для страны-объекта на их реализацию, то есть делает введенные  санкции несколько более легитимными  в глазах мирового сообщества и снижает  ущерб для политической репутации  страны-инициатора санкций.

     Коллективный  формат санкций также является гораздо  более эффективным в глобализированной  экономике, так как позволяет  лучше контролировать потоки экспорта и импорта. Группа экономически развитых стран контролируют большую часть  мирового рынка, чем одна страна, и  в большей степени влияют на мировую  торговлю.

     Ограниченная  эффективность большинства экономических  санкций определяется тем, что ввести и поддерживать «непроницаемые»  торговые санкции лишь экономическими методами невозможно. «Непроницаемые»  экономические санкции называются экономический блокадой и реализуются  с помощью комплекса экономических и военно-технических мер. Граница между экономической блокадой и экономическими санкциями достаточно условна, но главное отличие блокады от санкций состоят в том, что санкции не бывают абсолютными. При введении санкций страна-объект не оказывается полностью отрезана от окружающего мира, и в глобализированной экономике довольно быстро находит альтернативные рынка сбыта, закупок и финансирования. Эти альтернативные рынки просто более дорогие, и санкции, по сути, не блокируют внешнеэкономическую деятельность государства, а повышают его накладные расходы во  внешнеэкономической деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эмбарго как форма экономической  санкции.

       Эмбарго - (англ. embargo от исп. embargar перегораживать)

       1) полный или относящийся к отдельным товарам и услугам запрет на ввоз (импорт) в страну или вывоз (экспорт) из страны.

       Торговое  эмбарго является формой экономической санкции. В соответствии с Уставом ООН - коллективная репрессивная мера в отношении государств, действия которых представляют угрозу международную безопасности.

       Эмбарго может быть введено как в военное, так и в мирное время в форме экономической блокады (Куба) или средства экономического валютно-финансового давления на другие страны (Пакистан). Эмбарго как запрет на торговлю вооружением с ЮАР и запрет на поставку в одну (СССР) или несколько стран (Восточной Европа) продукции высоких технологий практиковался в годы холодной войны;

       2) запрещение властью выхода из  портов страны судов других  стран или своих собственных  и захода иностранных судов  в свои порты, а также их  принудительное задержание в  территориальных водах как акт  репрессалий или реторсий (ответных  мер государства на неправомерные  действия другими государства  к его органам, гражданам с  целью побудить их не прибегать  к дискриминационным мерам и  возместить причиненные убытки).

       Страна  вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции  по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они водятся  по решению ООН.

       

 

            Из общей теории очевидно, что  эмбарго наносит экономический  ущерб как стране, вводящей эмбарго,  так и стране, против второй  оно вводится. Кроме того, для  третьих стран, не присоединившихся  к эмбарго, возникает возможность  получить дополнительный выигрыш  Эффект от эмбарго показан на рисунке 1 (где Se — экспортное предложение из страны, вводящей эмбарго, Sn — экспортное предложение из стран, не присоединившихся к эмбарго). В условиях свободной торговли равновесие устанавливается в точке F при цене Рo. После введения эмбарго кривая Se исчезает, и предложение импортной продукции представлено только кривой S . В стране, вводящей эмбарго, цена падает (поскольку теперь больше продукции реализуется на внутреннем рынке), а в стране, против которой эмбарго вводится, цена, наоборот, растет и объем импорта сокращается до М1. Изменение внутреннего равновесия (переход из точки F в точку Е) приводит к следующим результатам: область а — потери страны, вводящей эмбарго; область (Ь + с + d)— потери страны, против которой вводится эмбарго; область Ъ — выигрыш остальных стран; область (а + с + d) — общие потери от введения эмбарго.

           Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических  выгод, а оказание давления  на страну для достижения определенных  политических целей. С этой  точки зрения успех эмбарго  более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго,  имеет высокую эластичность экспортного  предложения, т.е. может относительно  безболезненно сократить объем  своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго,  низкая эластичность спроса на  импорт, т.е. она сильно зависит  от внешней торговли, в-третьих,  если вводимые санкции неожиданны  и масштабны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Несмотря  на то, что многие политики поддерживают идею использования санкций как  внешнеполитического инструмента  именно исходя из этических соображений, так как санкции являются более  гуманным способом проведения внешней  политики, чем война, политика санкций  в принципе является достаточно уязвимой с этической и гуманитарной точки  зрения.

     За  концепцией санкций стоит идея причинения народу страны-объекта санкций как  можно больших страданий с  тем, чтобы народ воздействовал  на свое правительство. Граждане иностранного государство используются как средство достижения внешнеполитических целей  государства, объявляющего санкции.

     Идея  санкций не выдерживает критики  и с точки зрения концепции  утилитаризма, согласно которой действие является этичным тогда, когда оно  приносит максимальное благо максимальному  количеству людей. В случае санкций  это не так, санкции приводят лишь к падению жизненного уровня населения, деградации социальной сферы и прочим потерям, никак не компенсируя их потом. Показательным в этом плане  является опыт реализации экономических  санкций против Ирака. Согласно данным ЮНИСЕФ, введение экономических санкций  против Ирака, в частности, привело  к увеличению смертности среди детей  младше 5 лет более чем в два  раза, и в общей сложности повлекло за собой смерть более 500 000 детей в период между 1991 и 1998 гг. от недоедания, нехватки медикаментов и чистой воды. 

       Список  литературы:

    1. Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник для Вузов. Юнити-Дана, 2007г.
    2. Международные экономические отношения. Международный бизнес, Под ред. А. Ю. Архипова, Е. П. Пузаковой. Феникс, 2009г.
    3. Международный журнал Красного Креста. Анна Сегал. Экономические санкции: ограничения правового и политического характера. 31.12.1999
    4. Мировая экономика и международные экономические отношения. Под ред. А. С. Булатова, Н. Н. Ливенцева. Магистр, 2008г.
    5. Мировая экономика. Под ред. И. П. Николаевой. Проспект, 2009г.
    6. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Международная экономика. Теория и практика. Питер, 2008г.
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Экономические санкции и торговое эмбарго