Экономические реформы Маргарет Тэтчер

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 12:28, реферат

Описание работы

Маргарет Тэтчер пришла к власти с философией, основанной на осуждении правительства, и с жестко прагматическим отношением к происходящим событиям. Этими уникальными качествами она вооружилась, чтобы тащить на себе нудную и ограниченную мелкими уступками машину политической системы. Большинство издавна назначенных бюрократов ненавидели ее, но также и боялись. И на это у них были причины. Железная Леди не собиралась ходить вокруг да около и делать что-либо спустя рукава.

Содержание

Введение 3
1. Основные проблемы британских правительств после Второй Мировой войны. 4
2. Экономическая политика М.Тэтчер 5
3. Результаты экономических реформ. 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Реф.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 Широкая продажа  этих отраслей промышленности  значительно увеличила число  держателей акций, которые были  непосредственно заинтересованы  в доходности своих предприятий.  В 1979 г. число владельцев акций  составляли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. — 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США.

 Государственные  компании, которые пока еще не  стали предметом приватизации, тоже  подвергались перестройке. Им  были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка.

 Правительство  М.Тэтчер всячески стремилось  создать "здоровую конкуренцию"  универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

 Еще одно  важное направление в экономической  программе консерваторов — это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.

 Правительство  активно поддерживало и защищало  транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специфических особенностей английской экономики была высокая степень "интернационализации" в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосмическая отрасли, остальные же большей частью были связаны с международными корпорациями.

Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на местный бюджет, а в итоге — на плечи государства. Правительство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью правительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жильцам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительства стало то, что значительно увеличился процент домовладельцев — с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.

 Важнейшими  мерами, стимулировавшими развитие, экономики Англии, явились принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Так, центральные министерства были сведены до минимума— их насчитывалось 16, причем среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вмешательства в решение сугубо хозяйственных задач.

 Достаточно  трудноразрешимой задачей для  правительства М.Тэтчер оказалась  борьба с инфляцией, однако  и здесь благодаря перечисленным  мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в последующие годы колебалась в пределах 6 %.

 Подъем в  экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два  года он не отличался стабильностью.  Со второй половины 1987 г. наряду  с заметным ускорением темпов развития экономики обозначились и другие признаки перехода к новой стадии подъема — расширились объемы предоставленных кредитов, достигли "пика" курсы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.

 Наиболее  динамичными факторами внутреннего спроса были потребительские расходы населения, которые выросли на 6,5 %, и частные капиталовложения, рост которых составил 10,3 %. Быстро росло производство в базисных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зару­бежных товаров. Среди компонентов спроса особенно устойчиво за годы подъема расширялось личное потребление. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.

 Важную роль  в стимулировании потребительских  расходов населения играло также  активное использование кредитов. Снятие ограничений в кредитной  сфере, внедрение современной  расчетной электронной техники подстегнули конкуренцию, кредит стал более доступным для широких масс населения. В 1988 г. сумма предоставленного потребительского кредита финансовыми домами, строительными обществами, другими специализированными обществами, а также по банковским кредитным карточкам возросла до 42 млрд. ф.ст. В структуре потребления опережающими темпами росли расходы на товары длительного потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8 % в 1987 г., и в первую очередь на автомобили, бытовую электронику, персональные компьютеры, жилье.

 Наибольший  прирост капиталовложений в 1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении (почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной  и полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее высокие объемы инвестиций  отмечались в химической промышленности. Следует также отметить, что продолжались или завершались программы технической реконструкции и модернизации ряда базовых отраслей — общего электротехнического машиностроения, текстильной и др. Все это способствовало быстрому росту производства инвестиционных товаров, который составил 10 %. Вместе с тем исключительно высокие темпы роста импорта продукции обрабатывающей промышленности были достигнуты за счет того, что компании предпочитали переоснащать производство зарубежным оборудованием. Значительные масштабы импорта в таких наукоемких отраслях, как электронная, оргтехника и оборудование по обработке данных, которые фактически соответствовали размерам английского рынка, вызывали беспокойство правительства.

 В годы  подъема усилился дисбаланс внешней торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опережали экспорт. Рост курса фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил конкурентоспособность английских экспортеров и способствовал импорту готовых товаров, что в итоге привело к дефициту платежного баланса.

 В условиях  в целом благоприятной конъюнктуры  занятость в экономике возросла  на 1,2 %. Подавляющее большинство  получивших работу трудились  в сфере услуг, в обрабатывающей  промышленности численность занятых  сократилась. Параллельно с расширением занятости снижалась безработица. В феврале 1989 г. без работы оставалось 1,9 млн. человек, или 6,8 % рабочей силы, против 2,6 млн., или 9,8 %, в декабре 1987 г. В сентябре 1988 г. правительство М.Тэтчер объявило о начале реализации программы профессионального обучения безработных стоимостью 1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на ежегодное обучение производственным специальностям и последующее трудоустройство около 600 тыс. человек, длительное время находившихся без работы.

 Таким образом, можно отметить, что с момента начала перестройки в британской экономике наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где совокупный показатель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. Однако перестройка в Англии происходила отнюдь не без проблем. В обществе усилилась социальная поляризация. Дело в том, что правительство М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, а также жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить трудящихся "жить по средствам", а предприятия — "ужиматься" , сокращать рабочую силу за счет интенсификации производства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Результатом такой политики стало то, что средний доход на душу населения в реальном исчислении за десять лет вырос на 23 %. В то же время около 20 % семей имели среднегодовой доход ниже 4000 ф.ст., что являлось достаточно низким прожиточным уровнем для англичан.

 Идеи свободного  предпринимательства, индивидуализм  и минимальная роль государства  сталкивались с глубоко укоренившимся  в сознании англичан убеждением, что государство "обязано" обеспечивать определенный набор социальных гарантий всем без исключения своим членам. Концепция "государства всеобщего благоденствия", основывавшаяся на высоком уровне налогообложения и включавшая такие компоненты, как бесплатное образование, медицинское обслуживание, система государственных пенсий и т.п., разделялась всеми послевоенными правительствами Британии, будь то лейбористы или консерваторы.

 Правительству  М.Тэтчер пришлось столкнуться  с проблемой изменения психологии  основной массы населения, ибо приходилось разрушать сложившуюся веками систему социальных гарантий "для всех" и заменить новой шкалой ценностей, индивидуалистской — "каждый за себя".

 И все-таки  за десять лет (с 1979 по 1989 г.) удалось изменить морально-политический  климат в стране, чему в значительной степени способствовали глубокие структурные из­менения в самом обществе. Сокращалась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась ^ социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "среднему слою" стали относить себя большинство английских избирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70 % — автомобили, 46 % — видеомагнитофоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей.

 На рубеже 80—90-х гг. в социально-экономической  и политической жизни Великобритании  появились тревожные признаки. Так, серьезным просчетом консервативного кабинета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды оказались незначительными, а социально-психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства, социально-экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании стал Дж.Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку.

 Новый премьер  Соединенного Королевства практически  не изменил экономической программы  М.Тэтчер, и первая половина 90-х  гг. была логическим продолжением  в развитии частного предпринимательства  и активной государственной политики в области финансирования наукоемкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот договор был логическим развитием экономических и политических отношений, сложившихся между рядом европейских государств и Англией в рамках ЕЭС. При его полной реализации Европейский союз должен превратиться, по сути, в экономическую "сверхдержаву", по крайней мере равную США и значительно превосходящую Японию. Договор предусматривает введение единой денежной единицы, "отмену" границ и создание надгосударственных органов регулирования экономических и политических вопросов.5

3. Результаты экономических реформ.

     Результаты  реформаторской деятельности правительства  консерваторов проявились очень быстро. Уже в 1982г. в стране стал очевидным рост производства, усилившийся с конца 1983г. Эксперты, анализирующие ситуации в экономике Великобритании того периода, предполагают, что основным фактором поддержания относительно высоких темпов экономического роста страны в середине и конце 80-х годов выступало личное потребление. На росте же личного потребления населения благоприятно сказалось снижение темпов инфляции. Кроме того, положительное воздействие оказал и важнейший элемент налоговой политики правительства - снижение подоходного налога.

     Отмечен значительный рост валового внутреннего  продукта, более быстрыми темпами  стали развиваться английская промышленность, а также непромышленные отрасли  хозяйства: торговля, связь, транспорт, улучшились показатели состояния финансово-банковской сферы экономики. Таким образом, уже в середине 80-х гг. Великобритания показала средние темпы экономического роста, характерные для развитых стран.

     Поднятию  уровня промышленности в 80-е гг. Способствовало то, что большая часть инвестиций направлялась на замену и модернизацию оборудования, внедрение новых энерго-и ресурсосберегающих технологий. Например, уже в начале 80-х годов вложения в машины и оборудование составили более 76% всех инвестиций, направленных в обрабатывающую промышленность страны. Постоянно росли капиталовложения в нефтедобычу.

     Промышленному росту способствовало то обстоятельство, что кадры, занятые в английской промышленности, являлись одними из самых  квалифицированных в мире. Правительство  Тэтчер сохранило высокий уровень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в военной области, основную долю расходов взяло на себя государство. Так, в первой половине 80-х годов 70% военных разработок в области авиаракетной промышленности финансировались из государственного бюджета. Все научно-исследовательские работы по разработке ядерного оружия велись под контролем государства. Характерно, что Великобритания занимает 5-е место в мире после США, Японии, Германии и Франции.

     Ведущими отраслями производства являются станкостроение, электротехническая, авиационная, химическая, электронная и автомобильная промышленности.

     Успешно развивается сельское хозяйство, в  котором занято около 2% самодеятельного  населения страны. Сельское хозяйство отличается высоким уровнем механизации и производительности, оно дает примерно 80% всего необходимого стране продовольствия, в том числе обеспечивает страну мясом на 88%, потребности в пшенице удовлетворяются за счет внутреннего производства на 106%. Важнейшей отраслью сельского хозяйства является животноводство (мясомолочное, овцеводство, свиноводство, птицеводство), которое дает более 70% всей сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Экономические реформы Маргарет Тэтчер