Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике вызвал необходимость коренных изменений в организации и ведении агропродовольственного производства. Существенную трансформацию претерпевают организационная структура АПК, система управления, имущественные отношения, принципы построения макроэкономического и микроэкономического регулирования деятельности предприятий. Торможение реформаторских процессов в 90-е годы истекшего столетия на фоне сокращения размеров государственного субсидирования сельского хозяйства и обострения противоречий в связи с усилением неэквивалентности межотраслевого товарообмена, а также деформации механизмов ценообразования, кредитования и налогообложения привели ко многим проблемам, не позволяющим вести расширенное воспроизводство ресурсной базы и самого процесса производства сельскохозяйственной продукции[1, с.32].
Вместо предполагаемой стабилизации неизменность устаревших методов и принципов хозяйствования вместе с ухудшением ресурсного обеспечения села вызвали двукратный спад производства и опережающий износ производственного потенциала. В аграрном комплексе возник глубокий кризис неплатежей, накопления задолженности, усиления несостоятельности традиционной системы организации и ведения хозяйства.
Поэтому актуально необходимым стало ускорение рыночных реформ АПК, способных преодолеть механизмы торможения и создать надежные основы дальнейшего устойчивого развития агропромышленного производства.
Современная рыночная система - это сложнейший организационно-хозяйственный механизм со множеством горизонтальных и вертикальных связей, использующий разнообразные ресурсы и опирающийся на совокупность рычагов регулирования и методов хозяйствования. Результатом функционирования всех составляющих этого механизма в целом является доходность, прибыльность и рентабельность хозяйствующих субъектов [2, с.12].
Кроме того, ведение агропродовольственного производства в сложных условиях переходной к рынку экономики (когда многие старые отношения отживают и вместе с тем пытаются сохраниться в изменившейся обстановке, возникают новые структуры и связи, которые еще не имеют прочных основ, но неизбежно должны быть признаны обществом) требует новых нестандартных подходов к организации производства, новых форм взаимоотношений с партнерами, наконец, нового экономического мышления товаропроизводителей. В условиях рынка уже мало произвести продукцию, более важно получить высококачественную продукцию, удовлетворяющую разнообразные потребительские предпочтения, а еще важнее наладить устойчивый и эффективный сбыт. Здесь должны быть напрямую увязаны интересы товаропроизводителей и сбытовых структур по технологической цепи: производство исходного сырья - его переработка - сбыт готовой продукции. В этой связи, выбранная тема курсового исследования является актуальной.
Объектом исследования является агропромышленный комплекс Республики Беларусь, предметом - его внешнеэкономическая деятельность.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Содержание

1. Основные (концептуальные) проблемы сельского хозяйства
1.1 Долговременная проблема
1.2 Краткосрочная проблема
1.3 Значение сельского хозяйства в РБ
1.4 Основные проблемы сельского хозяйства РБ
2. Основы и анализ реформирования АПК в РБ
2.1 Правовые и научные основы реформирования АПК
2.2 Анализ деятельности АПК Республики Беларусь
3. Направления реформирования АПК Республики Беларусь на перспективу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.doc

— 323.00 Кб (Скачать)
  Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

  Учреждение  образования

  “Гродненский  государственный аграрный университет  ”

  Высшая  школа управления

  Кафедра экономики АПК

  Курсовая  работа по макроэкономике

  на  тему: «Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса» 

  ОГЛАВЛЕНИЕ   

ВВЕДЕНИЕ

  1. Основные (концептуальные) проблемы  сельского хозяйства

  1.1 Долговременная проблема

  1.2 Краткосрочная проблема

  1.3 Значение сельского хозяйства  в РБ

  1.4 Основные проблемы сельского  хозяйства РБ

  2. Основы и анализ реформирования  АПК в РБ

  2.1 Правовые и научные основы  реформирования АПК

  2.2 Анализ деятельности АПК Республики  Беларусь

  3. Направления реформирования АПК  Республики Беларусь на перспективу

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  ПРИЛОЖЕНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ

  Переход к рыночной экономике вызвал необходимость  коренных изменений в организации  и ведении агропродовольственного производства. Существенную трансформацию  претерпевают организационная структура  АПК, система управления, имущественные отношения, принципы построения макроэкономического и микроэкономического регулирования деятельности предприятий. Торможение реформаторских процессов в 90-е годы истекшего столетия на фоне сокращения размеров государственного субсидирования сельского хозяйства и обострения противоречий в связи с усилением неэквивалентности межотраслевого товарообмена, а также деформации механизмов ценообразования, кредитования и налогообложения привели ко многим проблемам, не позволяющим вести расширенное воспроизводство ресурсной базы и самого процесса производства сельскохозяйственной продукции[1, с.32].

  Вместо  предполагаемой стабилизации неизменность устаревших методов и принципов  хозяйствования вместе с ухудшением ресурсного обеспечения села вызвали  двукратный спад производства и опережающий износ производственного потенциала. В аграрном комплексе возник глубокий кризис неплатежей, накопления задолженности, усиления несостоятельности традиционной системы организации и ведения хозяйства.

  Поэтому актуально необходимым стало ускорение рыночных реформ АПК, способных преодолеть механизмы торможения и создать надежные основы дальнейшего устойчивого развития агропромышленного производства.

  Современная рыночная система - это сложнейший организационно-хозяйственный  механизм со множеством горизонтальных и вертикальных связей, использующий разнообразные ресурсы и опирающийся на совокупность рычагов регулирования и методов хозяйствования. Результатом функционирования всех составляющих этого механизма в целом является доходность, прибыльность и рентабельность хозяйствующих субъектов [2, с.12].

  Кроме того, ведение агропродовольственного производства в сложных условиях переходной к рынку экономики (когда  многие старые отношения отживают и  вместе с тем пытаются сохраниться  в изменившейся обстановке, возникают новые структуры и связи, которые еще не имеют прочных основ, но неизбежно должны быть признаны обществом) требует новых нестандартных подходов к организации производства, новых форм взаимоотношений с партнерами, наконец, нового экономического мышления товаропроизводителей. В условиях рынка уже мало произвести продукцию, более важно получить высококачественную продукцию, удовлетворяющую разнообразные потребительские предпочтения, а еще важнее наладить устойчивый и эффективный сбыт. Здесь должны быть напрямую увязаны интересы товаропроизводителей и сбытовых структур по технологической цепи: производство исходного сырья - его переработка - сбыт готовой продукции. В этой связи, выбранная тема курсового исследования является актуальной.

  Объектом исследования является агропромышленный комплекс Республики Беларусь, предметом - его внешнеэкономическая деятельность.

  Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических аспектов реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь.  
 

  1. Основные (концептуальные) проблемы сельского  хозяйства  

  Современный аграрный рынок характеризуется  сложной системой взаимодействия различных  экономических систем и моделей. При этом, бывает очень сложно отнести  сельское хозяйство к какой либо конкретной экономической модели, поскольку в чистом виде на практике основные экономические модели, описанные экономической теорией встречаются достаточно редко. Тем не менее, теоретическое описание концептуальных проблем сельского хозяйства позволит легче определить основные направления аграрных реформ проводимых в Республике Беларусь и дать объективную оценку их результатам.

  Экономические проблемы аграрного рынка могут  носить как долгосрочный, так и  краткосрочный характер. Проблема в  долговременном периоде касается тех факторов, которые способствовали отставанию сельскохозяйственных цен и доходов сельхозпроизводителей от тенденций изменения цен и доходов в экономике в целом. Проблема в краткосрочном периоде часто связана с крайней нестабильностью фермерских доходов в различные годы.  

  1.1 Долговременная проблема

  Причины фермерской проблемы в долговременном периоде состоят в:

  1) ценовой неэластичности спроса на сельскохозяйственные продукты; 2) сдвигах с течением времени в кривых спроса и предложения сельскохозяйственных продуктов; 3) относительной иммобильности сельскохозяйственных ресурсов.

  Неэластичный  спрос на сельскохозяйственные продукты. В большинстве развитых стран ценовая эластичность спроса на сельскохозяйственные продукты низка. Приблизительно подсчитано, что для фермерской продукции в целом коэффициент эластичности составляет от 0,20 до 0,25. Эти цифры говорят о том, что цены сельскохозяйственных продуктов должны были бы понизиться на 40-50% для того, чтобы потребители увеличили свои закупки всего лишь на 10%. Потребители, очевидно, низко оценивают дополнительную сельскохозяйственную продукцию по сравнению с альтернативными товарами. Основным фактором, определяющим эластичность спроса, является замещение. Это значит, что, когда цена продукта падает, потребитель склонен заменить им другие продукты, цены на которые, вероятно, не снизились. Но в богатых обществах для пищевых продуктов этот "эффект замещения" является очень умеренным. Люди просто не переходят с трех- на пяти- или шестиразовое ежедневное питание в ответ на снижение цен соответствующих сельскохозяйственных продуктов. Способность человека заменять пищей другие продукты подвержена вполне естественным биологическим ограничениям.

  Технический прогресс и быстрый рост предложения  сельскохозяйственной продукции. Неэластичный спрос на продукцию фермеров сам по себе достаточно безобиден. Именно сопутствующее обстоятельство, которое заключается в увеличении предложения сельскохозяйственных продуктов относительно спроса на них, способствовало снижению фермерских доходов.

  Если  взглянуть на картину со стороны  предложения, быстрый темп научно-технического прогресса, вызвал значительный рост предложения  сельскохозяйственных продуктов. Технический  прогресс, имеет несколько источников: фактически полная электрификация и механизация ферм; улучшенная технология обработки земли и сохранения почвы; ирригация; выведение гибридных культур; доступность улучшенных удобрений и инсектицидов; усовершенствования в разведении домашнего скота и уходе за ним и т. д. Эти технические достижения являются очень значительными. Со времени второй мировой войны производительность сельского хозяйства в вещественном выражении росла вдвое быстрее производительности несельскохозяйственных секторов экономики.

  Отстающий спрос на сельскохозяйственные продукты. Увеличение спроса на сельскохозяйственные товары оказалось не в состоянии поспевать за ростом их предложения, вызванным техническим прогрессом. Причина кроется в двух главных факторах, определяющих спрос на сельскохозяйственную продукцию, - доходах и населении. В менее развитых странах потребители должны выделять большую часть своих скудных доходов на приобретение продуктов сельского хозяйства - продуктов питания и одежды, чтобы поддерживать свое существование. Но по мере того как доход поднимается над уровнем прожиточного минимума, а проблема голода, в конце концов, уступает место проблеме ожирения, снижаются и темпы роста расходов потребителей на питание. Как только желудок потребителя наполнен, его или ее мысль обращается к "прелестям жизни", которыми обеспечивает промышленность, а не сельское хозяйство. Экономический рост в способствует значительному увеличению среднего дохода на душу населения по сравнению со скудным прожиточным уровнем. В результате рост доходов потребителей сопровождается меньшим в пропорциональном выражении увеличением расходов на сельскохозяйственные продукты. Если использовать специальную терминологию, спрос на сельскохозяйственные продукты является неэластичным по доходу, то есть спрос на большинстве сельскохозяйственных продуктов совершенно нечувствителен к увеличению дохода. Приблизительные подсчеты показывают, что 10% рост реального дохода на душу заселения (после уплаты налогов) влечет за собой увеличение потребления сельскохозяйственных продуктов максимум на 2%. Некоторые особые сельскохозяйственные продукты, например картофель или свиное сало могут уступать по своим свойствам другим товарам; это значит, что по мере роста доходов покупки этих товаров могут фактически сокращаться [3, с.76, 141].

  Относительная иммобильность ресурсов. Как отмечалось ранее, сельское хозяйство является высоконкурентной отраслью; в ней действует большое число независимых фирм, каждая из которых производит незначительную часть общего объема довольно высокостандартизированной продукции. Можно было бы ожидать, что падение фермерских цен и доходов станет сигналом для массового перелива ресурсов из сельского хозяйства.

  Сущность  проблемы заключается в том, что  в сельском хозяйстве, в отличие  от других отраслей, отток крестьян в другие отрасли вследствие кризисных явлений носит, как правило, долговременный характер. Одновременно восстановление производственной сферы также происходит значительно медленнее. В реальных условиях резких колебаний потоков трудовых и производственных ресурсов не наблюдается как в конкурентных рынках, так и в рынках с высокой долей государственного регулирования, хотя причины относительной стабильности несколько различны.

  Следовательно, неравновесие между сельским хозяйством и несельской экономикой не является результатом одного единовременного нарушения равновесия. Поэтому, даже когда рабочая сила покидает сельское хозяйство в поисках более высоких доходов в несельскохозяйственных секторах экономики, составляющие сельскохозяйственной проблемы в долговременном периоде продолжают воздействовать на доходы крестьян в сторону их понижения, что создает условия для дальнейшего массового оттока людских ресурсов из отрасли. Несмотря на сокращение численности сельскохозяйственного населения на протяжении нынешнего столетия, многие экономисты-аграрники по-прежнему говорят об избытке рабочей силы в сельскохозяйственном секторе.  

  1.2 Краткосрочная проблема

  Значительные  годичные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию и, следовательно, доходов  сельсхозпроизводителей отражают краткосрочную проблему. Эта нестабильность в краткосрочном периоде является результатом сочетания неэластичного спроса на сельскохозяйственную продукцию с 1) колебаниями объемов производства и 2) колебаниями внутреннего и внешнего спроса на продовольствие.

  Колебания объема производства. Неэластичный спрос на продукцию сельского хозяйства является причиной того, что небольшие изменения объемов производства провоцируют относительно крупные изменения фермерских цен и доходов. Урожайный год, как правило, приводит к падению доходов сельхозпроизводителей, поскольку спрос неэластичен, увеличение объема проданного товара будет сопровождаться более чем пропорциональным падением цены. В итоге валовой доход, то есть валовая выручка фермеров уменьшается. Низкий урожай может повысить совокупный доход сельхозпроизводителей, поскольку при неэластичном спросе падение производства вызовет более чем пропорциональное увеличение цены.

  Колебания внутреннего спроса. Нестабильность доходов крестьян в кратковременном периоде связана с колебаниями спроса на сельскохозяйственные продукты. Из-за неэластичности спроса на сельскохозяйственные продукты кратковременные колебания спроса на них повлекут за собой заметные различия в ценах и доходах. Относительно небольшое снижение спроса дает коренное уменьшение денежного вознаграждения фермеров за то же самое количество продукции. Наоборот, незначительное увеличение спроса повлечет за собой столь же резкое увеличение фермерских доходов за тот же самый объем продукции. Такие большие изменения цен и доходов связаны с тем, что спрос является неэластичным.

  Неустойчивый  внешний спрос. В странах с экспортно-ориентированным аграрным сектором причиной процветания сельхозпроизводителей может быть растущий сельскохозяйственный экспорт, в то время как крах экспортных рынков будет являться основной причиной кризиса сельского хозяйства. Точно так же циклические колебания доходов в Европе и Японии, например, могут изменить спрос на американские сельскохозяйственные продукты. Такой же эффект могут оказать и изменения в экономической политике других стран. Международная политика также может усиливать нестабильность спроса. Изменения в политических отношениях между различными странами может способствовать как увеличению объема продаж и сокращению [3, с.56, 86, 127].

  Таким образом, рассмотренные проблемы носят  общеэкономический концептуальный характер и могут проявляться  в хозяйственной деятельности любых  стран, в том числе и Республики Беларусь.  

  1.3 Значение сельского  хозяйства в РБ

  Сельское  хозяйство представляет собой обширную и жизненно важную отрасль экономики Республики Беларусь. Оно является практически основным источником снабжения населения страны ничем не заменимыми продуктами питания.

  1. Обеспечивает население продуктами  питания.

  2. Дает основную массу сырья для легкой и пищевой промышленности. И так, в текстильной промышленности стоимость сельскохозяйственного сырья (хлопка, льна) составляет до 40% всех материальных затрат, в сахарной промышленности (сахарная свекла) - около 70%, в молочной и маслодельной - около 80%. В структуре личного потребления продукция сельского хозяйства и продукты ее переработки составляют три четверти.

  3. Сельскохозяйственное производство  оказывает большое влияние на  уровень и темпы развития тяжелой  промышленности страны. Потребляя огромное количество средств производства, сельское хозяйство активно воздействует на развитие тракторного, сельскохозяйственного и мелиоративного машиностроения, автомобилестроения, хим. промышленности и др.

  4. Сельское хозяйство является  самой многочисленной отраслью. В ней занято около 17% работников народного хозяйства страны.

  5. Сельское хозяйство является  для государства важнейшим источником  наполнения. В этой отрасли создается  более 28% всего национального  дохода страны.

  То  есть, для нашей страны сельское хозяйство является своеобразным остовом всей остальной экономики и поэтому процветание сельского хозяйства служит предпосылкой процветания экономики в целом. Поэтому создание эффективных макро- и микроэкономических рычагов, позволяющих поддерживать экономическую стабильность в отрасли, лежит в области непосредственной компетенции государственных интересов.  

  1.4 Основные проблемы  сельского хозяйства  РБ

  Проблема  села и сельскохозяйственного производства - одна из главных в социально-экономическом развитии общества и укреплении безопасности страны.

  В советский период в Беларуси особое внимание уделялось сельскохозяйственному  производству. Выделялись значительные материальные и технические ресурсы. Были достигнуты достаточно высокие  показатели не только в рамках СССР, но и в европейском масштабе. Так, в 1990-1991 гг. республика в расчете на душу населения производила мяса и молока больше, чем Германия, Франция, Великобритания, а зерна - на треть больше, чем в среднем страны Европейского союза. Беларуси принадлежало мировое первенство в производстве картофеля и льноволокна.

  В 1985-1990 гг. республика поставляла в союзный  фонд до 1 млн. тонн картофеля, 300 тыс. тонн мясных и более 2 млн. тонн молочных продуктов. Заработная плата на селе была не более чем на 7% ниже средней по народному хозяйству. Один работник, занятый в сельском хозяйстве, обеспечивал продуктами питания свыше 20 человек[5, с.36].

  Однако  в ходе либеральных реформ первой половины 90-х годов XX века многое из достигнутого было разрушено. Негативные последствия осуществляемой в тот период политики привели к резкому снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции и дестабилизации хозяйственной деятельности на селе.

  Реформирование  АПК и переход на многоукладную  систему его ведения привело к сокращению производства основных видов продовольствия в 1,5-2 раза.

  Главными  причинами такого катастрофического  результата явилось: ускоренное разрушение общественного производства при  крайне слабой государственной поддержке  общественных, фермерских и крестьянских хозяйств, ослабление государственной системы управления, ликвидация централизованного материально – технического снабжения, резкое сокращение использования научных достижений и почти полное прекращение вложения инвестиционных вложений в агропромышленное производство их государственного бюджета.

  Производство  сельскохозяйственной продукции в  РБ за 1990-2002 гг.в сопоставляемых ценах  снизилось на 45%. Производство молока в сельскохозяйственных предприятиях снизилось в 2002 году по сравнению с 1990 годом на 47% мяса на 56%, яиц -26 %, шерсти в 36 раз, зерна на 27%. Производство на душу населения с 1990 - 2002 гг. сократилось: зерна на 12%, мяса на 37%, молока на 34%, производство картофеля на 11%, производство овощей увеличилось на 108%.

  Беларусь  находится на пороге зависимости  от импортных поставок. Оптимальное  производство сельскохозяйственной продукции, которое обеспечивает продовольственную  безопасность страны (т.е. обеспечивает потребность внутри страны и необходимый  размер экспортных поставок) составляет по: зерну - 9,5 млн. тонн, картофелю - 10,5, овощам - 1,35, молоку - 7,0, сахарной свекле - 2,2, мясу (в живом весе) - 1,5 млн. т. Фактическое производство сельскохозяйственной продукции в 2002 г. к уровню производительной безопасности составило по: зерну - 53% (5,9 млн. т), картофелю - 71% (7,4 млн. т), овощам - 112% (в том числе население 80%; 1,37 млн. т), молоку - 69%(4,8 млн. т), сахарной свекле - 51% (1,1 млн. т), мясу (в живом весе) - 59% (0,83 млн. т). Произошло резкое снижение уровня потребления продуктов питания в расчете на душу населения. В 2002 году потребление мяса сократилось по сравнению с 1990 г. на 14 кг и составило только 59 кг; молока сократилось на 122 кг и составило 306 кг; яиц на 95 шт. и составило 230 шт.; сахара на 7,6 кг и составило 41,4 кг; овощей повысилось на 25 кг и составило 103 кг.

  Износ техники составил 70-80%. Сократились  инвестиции в сельское хозяйство. Если в 1990 году они составляли 28,8 % от всего  народного хозяйства, то в 2000 году - 6,8 %. Следует отметить, что начиная с 2000 г. происходят определенные позитивные сдвиги в росте производства продукции отдельных отраслей. Хозяйства стали лучше снабжаться техникой. Во всех категориях хозяйств за 2001 год возросла реализация молока, скота и птицы на 7 и 5%, а в сельскохозяйственных предприятиях на 11 и 7% соответственно, повысились показатели продуктивности. Аграрный сектор РБ в 2001 году получил зерна на 6% больше, чем в 2000 г. За 2002 год увеличилось производство молока на 1%, мяса на 2%, зерна на 16% [8, с.17, 22].

  На  это оказало влияние меры принимаемые  правительством для оздоровления экономики  сельского хозяйства. В мае 2001 года разработана и одобрена правительством «Программа совершенствования АПК  РБ на 2001-2005 гг.». Ею было предусмотрено:

  1. вывод из интенсивного оборота малопродуктивных земель;

  2. размещение всех видов сельскохозяйственной  продукции по наиболее экономически  выгодным регионам;

  3. определение сырьевых зон для  перерабатывающих предприятий (с  тем, что бы полностью задействовать  мощности молокозаводов, мясокомбинатов; в настоящее время – 20-30 % загружены);

  4. интеграция в единые организационные  структуры предприятий по производству, переработке и реализации конечной  продукции. В этой технологической  цепочке окажутся зоны по производству сельхоз. сырья, крупные животноводческие комплексы, перерабатывающие предприятия, торговая сеть, банковская структура, что позволяет снизить себестоимость продукции;

  5. создание многоукладной экономики,  базирующейся преимущественно на  арендной форме земельных отношений с использованием средств производства на коллективной и частной основах при равноправных условиях хозяйств;

  6. предложены 10 моделей реформирования  хозяйств - от присоединения к  крепким сельскохозяйственным предприятиям  до полной приватизации хозяйства.   

  сельский  агропромышленный реформирование беларусь 

  2. Основы и анализ  реформирования АПК  в РБ  

  2.1 Правовые и научные  основы реформирования  АПК

  Главная задача государственной системы  в области экономики на этапе  поиска выхода из социально-экономического тупика - это обеспечение населения продовольствием. Путь выхода - аграрная реформа, которая должна привести в заинтересованное активное движение каждого человека. Сделать это можно только изменением роли и места человека в системе многоукладной экономики.

  Процесс сельскохозяйственного производства возможен при наличии, с одной  стороны, материальных факторов, т.е. средств  производства, а с другой стороны, отношения людей к этим средствам  производства, а также на созданный  продукт, или на отношении собственности.

  Согласно  конституции РБ в народном хозяйстве  функционируют две формы собственности: частная и государственная.

  Частная собственность обладает высокой общественной полезностью. Частная форма собственности дает возможность реализовать свою индивидуальную предприимчивость, проявить самостоятельность, риск. Частная собственность обладает способностью пробуждать в людях высокую экономическую активность и ответственность. Она способствует демонополизации экономики, усиливает в ней конкурентные начала.

  К государственной  собственности относят собственность, закрепленную за государственным сельскохозяйственным предприятием; она принадлежит ему по праву полного хозяйственного владения. Земля и все другие средства производства, а также производимая им продукция принадлежит государству.

  При государственной, частной форме  собственности возможны две формы  хозяйствования: индивидуальная, когда  собственник выступает в лице одного субъекта, и коллективная, при  участии в процессе производства нескольких собственников или одного собственника в лице государства.

  Аграрная  экономика РБ в перспективе будет  представлена 4 основными секторами (укладами).

  Первый  уклад - частнособственнический и индивидуальный. На его базе формируются индивидуальные, семейные, крестьянские и фермерские хозяйства занятые агробизнесом и предпринимательством, действующие на принципах коммерческого расчета. Удельный вес этого уклада в общей структуре в перспективе будет составлять примерно 20 %.

  Второй  уклад - коллективно-долевая собственность как разнообразность частной. Представлен в виде кооперативов, АО, компаний, товариществ. Ныне эти формы хозяйств проходят стадии становления. Действуют согласно экономическому и коммерческому расчету. Их удельный вес составляет не меньше 50 %.

  Третий уклад - коллективно-интегрированный (не долевой). Включает агрофирмы, агрокомбинаты и т.д. не допускающие расчленения производства. Технологическая цепь – от производства сырья до сбыта. Удельный вес этого уклада составит в будущем порядка 15 %.

  Четвертый уклад - государственная собственность. Сфера и отрасли которые по своей значимости остаются в сфере влияния государства: селекция, плем. дело, разработка новых типов машин и др., которые функционируют за счет бюджета. Удельный вес этого уклада составляет 15 %.

  В последние годы хотя и наметились положительные тенденции в агропромышленном комплексе, однако они не обеспечивают эффективного развития села. Сложившиеся  структура аграрного производства и механизмы хозяйствования далеко не всегда способствуют рентабельному ведению отрасли даже при нормативном уровне затрат. В связи с этим требуется принятие государством комплекса дополнительных и более действенных мер [5, с.54; 6, с.26].

  Инвестирование  социальной сферы села в условиях ограниченных финансовых возможностей государства осуществлялось по остаточному принципу. В результате различие в уровнях социальных стандартов города и деревни постоянно возрастало, что породило ряд проблем.

  В настоящее время в сельской местности  хуже, чем в городе, жилищные условия, менее развит комплекс социально-бытовых услуг, ниже уровень заработной платы, менее благоприятны условия для развития образования и проведения досуга, особенно молодежи. Ухудшается демографическая ситуация.

  Создавшееся положение не соответствует государственной политике, приоритетом которой является забота о человеке. Поэтому изменение расстановки акцентов в социальном развитии страны - насущная необходимость.

  Сельские  регионы занимают около 90 % территории Беларуси. В них проживает около 30 % населения, которое обеспечивает продовольственную безопасность государства. Сегодня стало очевидным, что без кардинальных перемен невозможно вывести сельскохозяйственное производство на самоокупаемость, обеспечить привлекательность сельского труда и образа жизни.

  Более того, социально-политическое и экономическое положение республики позволяет приступить к системному решению этой задачи. Создана надежная основа для развития народнохозяйственного комплекса, эффективно работает промышленность, в том числе обслуживающая аграрное производство. Отлажена финансовая система государства, сформирована нормативно-правовая база функционирования субъектов хозяйствования в рыночной среде. Имеются существенные достижения в аграрной науке как по организационному совершенствованию отрасли, так и по технико-технологическому ее переоснащению.  
 

  2.2 Анализ деятельности  АПК Республики  Беларусь

  Для определения дальнейших путей реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь целесообразно проанализировать существующее состояние и тенденции развития аграрного сектора, поскольку основные экономические показатели могут служить как прямыми, так и косвенными критериями уже проделанных реформ. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций представлены в таблице 2.1.

  Таблица 2.1.

  Основные  показатели деятельности сельскохозяйственных организаций

Показатели
1990 1995 2000* 2003 2004 2005 2006 2007
Число сельскохозяйственных организаций  на 1 января 2555 2553 2459 2306 2230 1978 1720 1644
Наличие в пользовании сельхозорганизаций, тыс. га сельхозугодий 8728,0 7753,0 7674,0 7368,0 7422,5 7484,7 7526,5 7584,0
пахотных  земель 5619 5157,3 5004,2 4421,2 4441,6 4513,8 4557,3 4613,1
Продукция сельского хозяйства (в % к предыдущему  году) - всего** 92,2 88,3 111,4 104,4 117,7 106,3 109,0 109,0
в том числе растениеводства 80,6 93,7 124,3 108,9 123,3 96,3 105,4 115,2
животноводства 100,0 85,1 99,2 100,8 112,9 114,9 111,5 104,9
Валовой доход, млрд. руб. 6,5 7183 335,0 686,4 1639,3 2221,6 2617,8 2985,7
Оплата  труда с отчислениями на социальные нужды, млрд. руб. 2,9 5028 301,1 897,2 1205,5 1638,5 1881,5 2249,4
Среднесписочная численность работников, занятых  в сельскохозяйственном производстве, тыс. чел. 915 681 503,1 383,8 350,7 341,3 330,2 317,0
Среднемесячная  заработная штата работников, занятых в сельхозпроизводстве, тыс. руб. 247 461 35,7 132,7 193,1 275,0 350,5 413,6
Уровень рентабельности по конечному финансовому  результату, % 42.6 13,6 3,0 -5,7 10,5 13,0 12,9 12,7
в том числе реализованной продукции, работ и услуг 46,4 17,7 5,0 -6,2 4,7 3,6 0,3 0,4
 

  - с  учетом деноминации; ** в среднегодовых  ценах реализации предыдущего  года

  Анализ  деятельности сельхозорганизаций показывает, что за последние годы происходит сокращение численности сельхозорганизаций, уменьшение площадей сельхозугодий преимущественно за счет вывода из оборота малопродуктивных земель, уменьшается численность работников занятых в сельском хозяйстве. В тоже время, объемы производства продукции сельского хозяйства увеличиваются - темпы роста составляют от 4 до 9%. За последние годы предприятия аграрной отрасли вышли на рентабельное производство - уровень рентабельности по конечному финансовому результату - более 12%, что скорее является следствием финансовых «вливаний» государства, поскольку рентабельность продукции при реализации остается низкой и не позволяет вести расширенное воспроизводство.

  Таблица 2.2.

  Структура продукции сельского хозяйства  по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах), в %

Показатели 1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100 100 100
  в том числе:

  сельскохозяйственные  организации и крестьянские (фермерские) хозяйства

76,3 52,0 61,8 55,6 61,2 62,4 62,7 65,4
население 23,7 48,0 38,2 44,4 38,8 37,6 37,3 34,6
  
 

  Данные  представленные в таблице 2.2. свидетельствуют о том, что основной прирост объемов производства продукции сельского хозяйства осуществляется именно общественной сфере, поскольку удельный вес населения в структуре производства стабильно сокращается. Это в свою очередь можно рассматривать как положительную тенденцию развития производственной сферы вследствие технического и технологического переоснащения предприятий. 

  Таблица 2.3.

  Финансовые  результаты деятельности сельскохозяйственных организаций

Показатели 1990 1995 2000* 2003 2004* 2005* 2006* 2007*
Число сельскохозяйственных предприятий (на конец года) 2552 2543 2414 2230 1978 1720 1644 1548
в т.ч. убыточных 8 392 1177 7501 269 1 14 11
в % от общего числа 0,3 15,4 48,8 67,3 13,6 0,06 0,8 0,7
Сумма убытка в расчете на 1 убыточное предприятие, млн. рублей 0,1 766 67,6 224,7 248,2 168 314 441
Валовой доход, млрд. рублей 6,5 7 183 335 686,4 1639,3 2221,6 2617,8 2985,7
в том числе оплата труда с отчислениями на социальные нужды, млрд. рублей 2,9 5028 301,1 897,2 1205,5 1638,5 1881,5 2249,4
Балансовая  прибыль, млрд. рублей 3,7 2155 34,2 190,6 440 639,8 736,4 876,3
Прибыль (+), убыток (-), полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, млрд. рублей 3,5 2110 45 -167 173,2 182,1 6,1 12,4
  в том числе:

  продукции растениеводства

0,7 1361 105 59 156,8 58,0 -41,1 60,7
Продукции животноводства 2,8 749 -60 -226 16,4 124,1 47,2 -48,3
 

  Финансовые  результаты деятельности сельхозорганизаций не однозначны. Прибыльность отраслей во многом зависит от конъюнктуры  внешнего рынка и складывающегося уровня цен на конечную продукцию и сырьевые ресурсы. В целом доходность, как растениеводства, так и животноводства остается пока низкой.

  Таблица 2.4.

  Уровень рентабельности отдельных видов  продукции, процентов

Показатели 1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007
Зерно 82,4 71,4 65,3 7,8 25,4 6,6 -12,5 1,5
Картофель 61,7 118,2 11,4 8,9 -10,6 4,2 2,5 4,6
Овощи {открытый грунт) 52,6 84,2 24,1 38,6 0,4 29,0 25,7 19,4
Льнопродукция 22,0 23,0 24,4 -27,3 -0,8 -30,2 -66,0 -46,6
Сахарная  свекла 12,7 27,3 44,8 15,1 22,4 3,2 6,0 8,9
Мясо (в живом весе) крупного рогатого скота 30,7 10,7 -17,9 -33,8 -25,1 -22,6 - 22,6 -25,7
свиней 34,2 11,1 -0,9 -3,3 3,9 14,0 9,1 3,9
Молоко 53,8 -2,0 -16,5 -1,0 16.4 13,8 10,1 10,4
Яйца 67,5 26,3 8,7 4,9 7,7 10,5 8,1 8,6
 
 

  Среди всех отраслей наиболее прибыльными  в животноводстве являются молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство, поскольку уровень оборачиваемости  оборотных средств в данных отраслях выше, чем например в мясном скотоводстве, где производственный цикл может составлять более 2 лет. Поэтому диспаритет цен, для таких отраслей будет всегда являться основной причиной убыточности, поскольку темпы роста цен на сырьевые ресурсы (в первую очередь энергоносители) практически всегда опережают темпы роста цен на продовольствие. В растениеводстве наиболее прибыльными являются те отрасли, где, как правило, производится конечный продукт (овощеводство, картофелеводство и др.) и уровень цен определяется соотношением спроса и предложения на продукцию на потребительском рынке.

  Государственной программой возрождения и развития села поставлена задача наращивания  объемов внешнеторговой деятельности АПК и обеспечения стабильного  роста положительного сальдо.

  Таблица 2.5.

  Экспорт и импорт продукции организациями  Минсельхозпрода, млн. долл. США

Показатели 2000 2005 2007
Всего в т.ч. Россия Всего в т.ч. Россия Всего в т.ч. Россия
Экспорт
216,3 191,4 687,2 611,7 1 243,6 1041,6
Импорт 401,9 126,4 418,4 64,9 712,3 94,0
Товарооборот 618,2 317,8 1 105,6 676,6 1 955,9 1 135,6
Сальдо -185,6 65,0 268,8 546,8 531,3 947,6
 

  Как видно из таблицы 2.5., в 2007 году сальдо внешнеторгового оборота положительное. Данный факт следует считать положительным  фактором, поскольку в условиях еще  достаточно слабой финансовой системы  Республики Беларусь, поступившая валютная выручка единственный способ капитализации финансовых вливаний в ходе реализации программы. 

  Таблица 2.6.

  Задолженность сельскохозяйственных организаций  Минсельхозпрода на конец года, млрд. рублей

Показатели 1995 1999 2000* 2003 2004 2005 2006 2007
Суммарная задолженность 5656,3 181 029,5 718,0 3110,2 4058,9 5424,0 7647,7 9749,3
в т.ч. просроченная 1703,2 34569,6 191,8 851,1 752,7 778,9 815,9 1086,9
Из  суммарной задолженности кредиторская задолженность 4177,3 122512 535,3 2 264,1 2 694,8 3 425,8 4 364,0 5 123,0
в т.ч. просроченная 1648,6 34023,6 189,4 832,7 712,0 705,5 708,8 853,4
Задолженность по кредитам банков и займам 1479 58517,0 182,7 846,1 1 364,1 1 998,2 3 283,7 4 626,3
в т.ч. просроченная 54,6 546,0 2,4 18,4 40,7 73,4 107,1 233,5
Дебиторская задолженность 1618,6 27 415,5 83,2 221,8 338,4 397,7 548,4 587,1
в т.ч. просроченная 499,2 3 083,3 16,8 53,1 67,2 75,6 84,1 86,3
Приходится  всего долгов в расчете на 1 хозяйство, млн. рублей - - 215 1384 2 052 3 153 4 652 6 298
 

  с учетом деноминации

  Как показывают данные таблицы 2.6., негативной тенденцией является рост кредиторской задолженности, что опять таки является следствием значительных вливаний Государства  в аграрную сферу. При этом, в расчете  на одно предприятие объем долгов сопоставим с объемами производства многих предприятий Республики Беларусь.

  Таким образом, основные индикаторы продовольственной  безопасности свидетельствуют об устойчивой положительной динамике функционирования АПК. По последним данным за 4 года объем  валовой сельхозпродукции во всех категориях хозяйств вырос на 22,5%, в т.ч. в сельхозорганизациях - на 44%. Выполнены задания по производству зерна, сахарной свеклы, овощей, маслосемян рапса, молока, скота и птицы в живом весе. Это позволяет устойчиво обеспечивать внутренние потребности страны в основных продуктах питания и сельскохозяйственном сырье. В стране улучшилась структура потребления продовольствия по качественным параметрам. Повысилась самодостаточность регионов в обеспечении продовольственными товарами и сельхозсырьем. Кроме того, позволило нарастить экспорт сельхозпродукции.

  Эти результаты стали возможны благодаря  масштабной модернизации села. Так, завершены  реконструкция и техпереоснащение 937 молочно-товарных ферм, 153 комплексов по выращиванию и откорму свиней и КРС, 60 птицефабрик, инвестиционные проекты техперевооружения 17 молоко- и 4 мясоперерабатывающих предприятий. АПК получил 12,2 тыс. современных тракторов, 6,8 тыс. зерноуборочных и 1,8 тыс. кормоуборочных комбайнов, 5,5 тыс. машин для внесения удобрений и много другой сельхозтехники.

  Без дотаций пока нельзя, уверен он, поскольку  для самоокупаемости в АПК, по расчетам Национальной академии наук, требуется уровень рентабельности в 40%, которого ни отрасль в целом, ни большинство хозяйств пока достичь не могут. В 2008 году, в сельском хозяйстве этот показатель составлял 18,1%, что, безусловно, недостаточно для повышения самофинансирования отрасли. Заметим, что рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по стране в целом в 2008 г. составляла 14,2%, в январе-июле нынешнего года - 15,7, причем планку, установленную учеными для АПК, не удалось достичь ни одной из отраслей. Между тем только на закупку техники в этом году из всех источников финансирования затрачено 2,3 трлн. Вг, из них 1,4 трлн. Вг - кредиты. Эту задолженность является тяжелым бременем для сельскохозяйственных организаций. По данным Белстата, на 1 августа просроченная задолженность организаций сельского хозяйства только по кредитам и займам достигла 314,9 млрд.Вг, увеличившись по сравнению с началом года в 1,5 раза. Впрочем, опыт реструктуризации долгов села прошлых лет позволяет надеяться, что они по-прежнему будут погашаться в немалой степени за счет бюджета.

  АПК страны еще не вышел на все параметры  госпрограммы. За последние 4 года допущено отставание по объемам производства льноволокна (74%), картофеля (96%), плодов и ягод (98%). Рацион населения пока не в достаточной степени сбалансирован по животному белку (мясо, молоко, рыба). В текущем и будущем годах правительство ставит задачу преодолеть отставание. В нынешнюю жатву в сельхозорганизациях намолочено 9 млн.т зерна в первоначально оприходованном весе (без учета зерна -кукурузы и рапса) при средней урожайности 37,3 ц/га. Валовой сбор зерна на 3,9% меньше, чем в прошлом году. Зато реализация скота и птицы на убой в живом весе увеличилась за 8 месяцев текущего года в сравнении с таким же прошлогодним периодом на 12,4%, молока - на 8,3%. Продолжены работы по технологическому переоснащению 32 заводов молочной отрасли и 13 - мясопереработки, а также по модернизации и реконструкции предприятий сахарной, пивоваренной, консервной, масложировой, ликероводочной, картофелёперерабатывающей и др. промышленности.

  Анализ  деятельности отдельных предприятий  позволяет выявить факторы эффективной работы и дальнейшие пути реформирования аграрного сектора. Институтом системных исследований в АПК НАН Беларуси ежегодно определяется рейтинг 100 лучших агропромышленных предприятий по итогам прошедшего года. Рейтинг составляется на базе выверенных данных годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. В качестве основного оценочного показателя в данном рейтинге традиционно берется прибыль расчете на 1 балло-га сельскохозяйственных угодий (см. приложение 1).

  В рейтинговой оценке по итогам работы за 2008 г. участвовало 1391 сельскохозяйственное предприятие. Примечательно, что, занимая  в общей совокупности организаций  всего 7,2%, 100 лучших предприятий имели  по итогам 2008 г. 8,2% общей площади сельскохозяйственных угодий, 13,9% среднегодовой стоимости основных производственных средств, 10,7% общего количества энергетических мощностей, 11,6% среднегодового количества работников, занятых в сельском хозяйстве. Кроме того, 100 лучших сельхозорганизаций имели 10,4% коров от общего количества по оцениваемым, предприятиям, 14% крупного рогатого скота на выращивании и откорме, 24,5% свиней на выращивании и откорме и почти 40% кур на выращивании. В итоге 100 лучших предприятий произвели за 2008 г.: 14,2% молока от общего объема, 26,1% мяса, 19% яиц, 14,6% зерна, 14,5% картофеля и 30,3% сахарной свеклы. Всего в сумме они получили почти 18% валовой продукции сельского хозяйства, имели выручку от реализации продукции в объеме 23%, уплатили 20% налогов всех видов и что самое важное - получили 31% прибыли, подлежащей распределению, в общей сумме прибыли по всей совокупности изучаемых хозяйств, то есть около одной трети. Значит, все другие хозяйства (1391 - 100 = 1291) получили лишь чуть более двух третей прибыли. Конечно, это указывает, с одной стороны, на высокую экономическую эффективность хозяйствования 100 лучших предприятий, которые могут служить образцом рациональной организации производства, а с другой - на недостаточную результативность ведения сельского хозяйства остальными организациями, что не может не вызывать озабоченности (в плане дополнительных мер подъема их экономики).

  Сравнительные данные показывают, что, например, средняя  урожайность зерна по 100 лучшим предприятиям за 2008 г. составила 55,2 ц/га, а по всей оцениваемой совокупности предприятий - только 35,2 ц/га, производство молока на 100 га сельхозугодий - соответственно 120 и 69 т, производство мяса - 45 и 14 т. В итоге выручка от реализации продукции в среднем по группе лучших хозяйств в 2,9 раза превысила таковую по всем остальным организациям, прибыль на 1 балло-га по 100 лучшим предприятиям в среднем оказалась в 3,2 раза выше, чем по всем другим сельхозорганизациям[8, с.17].

  Таким образом, наиболее перспективным направлением дальнейшего реформирования АПК является развитие крупнотоварных форм производства на основе вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий с целью создания производственных структур с завершенным циклом производства (от сырья до конечной продукции).  
 

  3. Направления реформирования АПК Республики Беларусь на перспективу

  Осуществление аграрной реформы в республике вызвало  необходимость переосмысления принципиальных вопросов теории кооперации и практики кооперативного движения. Требуются  новые, опирающиеся на мировой опыт, подходы к определению места и роли кооперации в экономической системе хозяйствования и социальных процессах. В настоящее время в республике проходят только первые стадии становления рыночной концепции сельскохозяйственной кооперации. Более того, это происходит в условиях, когда сама идея кооперации была многократно дискредитирована. Это обусловлено тем, что в свое время насильственная коллективизация крестьянских подворий преподносилась как производственная кооперация, даже ее высшая форма противопоставлялась так называемой частнособственнической буржуазной кооперации [7, с.12].

  Сельское  хозяйство является сферой приложения крупного и мелкого капитала, соответственно в нем должно развиваться многообразие форм хозяйствования. При этом эффективное функционирование различных организационно-правовых форм в условиях рыночной экономики вне кооперации вообще немыслимо. Без кооперации не могут обеспечивать нормальную деятельность и снабженческо-сбытовые предприятия. Поэтому объединение на добровольной, кооперативно основе, а отнюдь не на административной, субъектов хозяйствовать всех форм и типов по продуктовым признакам является непременным условием сохранения и поддержания их жизнеспособности.

  Особо следует подчеркнуть, что только экономический интерес должен быть основой процессов кооперации и интеграции. К необходимости быстрейшего возрождения рыночной кооперации толкает и то обстоятельство, что в республике предстоит сформировать заинтересованных товаропроизводителей-собственников, базирующих свою деятельность на принципах предпринимательства и бизнеса[7, с.15].

  Учитывая  это, важны все целесообразные формы  кооперации: кредитная, сбытовая, снабженческая, по переработке и реализации продукции, по использованию техники.

  Объективной основой агропромышленной интеграции является высокий уровень производительных сил, развитие общественного разделения труда, расширение взаимосвязей сельского хозяйства другими сферами экономики. Ускорение научно-технического прогресса вносит изменения в традиционно сложившиеся функции сельского хозяйства. Все большая часть операций, процессов, которые ранее осуществлялись в сельском хозяйстве, переходит в сферу промышленной деятельности и отпочковывается от сельского хозяйства. Развиваются связи сельского хозяйства с производными от него отраслями, которые заняты доведением продукции до потребителя. В результате усиливается зависимость каждого звена в цепи производства конечных продуктов. Общий конечный результат все больше зависит от сбалансированного развития всех взаимосвязанных звеньев, их согласованной работы. Процесс агропромышленной интеграции становится объективной необходимостью на той стадии развития производительных сил, когда особо возрастает роль и значение разделения труда, выделения специальных звеньев производства, переработки и сбыта продукции, самоопределения промышленных вертикальных структур, налаживания между всеми ими тесных экономических взаимоотношений [9, с.13, 19].

  Развитие  и углубление кооперативно-интеграционных процессов агропромышленном комплексе  Беларуси в современных условиях позволяют:

  - объединить  усилия субъектов хозяйствования  по выполнению определенных функций,  осуществить концентрацию средств  на приоритетных направлениях  производства, переработки и сбыта  продукции;

  - рационально  и эффективно использовать земельные, трудовые и материально-технические ресурсы за счет снижения их расходов в единой технологической цепи;

  - расширить  возможности внедрения достижений  научно-технического прогресса,  передовых технологий в сельском  хозяйстве и перерабатывающих отраслях, применения высокопроизводительной техники, высококвалифицированного труда;

  - применять  передовые методы организации  производства, мотивации труда;

  - эффективнее  использовать производственный  потенциал сельского хозяйства;

  - повышать  эффективность приобретения материально-технических ресурсов, переработки и сбыта произведенной продукции;

  - обеспечивать  создание лучших производственных  и социальных условий для работников;

  - повысить  эффективность использования производственной  и социальной инфраструктуры;

  - обеспечить  взаимный интерес участников  в получении общего максимального  конечного результата в технологической  цепи «производство - сбыт" [7, с.20, 21].

  Многоуровневость  кооперативно-интеграционных форм - процесс  взаимозависимый и взаимообусловленный. Причем во времени, применительно к данному району, области, республике, он должен быть по возможности короче, то есть процессы, происходящие в низших звеньях, должны сопровождаться адекватными изменениями в звеньях более высокого порядка и надстроечных структурах.

  В связи с этим кооперативно-интеграционные процессы должны получить развитие в  разрезе четырех уровней:

  Первый - развитие кооперативных форм на уровне сельскохозяйственных предприятий. Он должен проявляться в создании комплексных многоотраслевых и узкоспециализированных агро-комбинатов и агрофирм (с завершенным циклом производства), кооперативных организаций всех видов и форм, акционерных компаний различных типов, корпораций, объединений, крестьянско-фермерских хозяйств и их ассоциаций и др. Здесь должно также происходить кооперирование личных подсобных хозяйств населения с крупными сельскохозяйственными и агропромышленными предприятиями.

  Второй - районный уровень, где могут и должны формироваться как малоступенчатые, так и многозвенные аграрные, агропромышленные и агропромышленно-финансовые группы и объединения, включающие сельскохозяйственные предприятия - поставщиков сырья, животноводческие комплексы, комбикормовые и перерабатывающие предприятия, фирменную торговлю и финансовые структуры. Цель - объединение и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях хозяйствования и реализация совместных производственно-экономических интересов.

  Третий - областной. Здесь важно формировать как специализированные, так и многоотраслевые целостные продуктовые комплексы, включающие профильные низовые производственно-сбытовые структуры, крупные животноводческие комплексы и перерабатывающие предприятия и обеспечивать продвижение продукции от получения исходного сырья до сбыта готового качественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.

  Четвертый - республиканский. Это должен быть уже полностью завершенный механизм организации производства продукции сверху донизу, который призван включать все звенья цепи эффективной производственно-сбытовой деятельности под рыночный потребительский спрос.

  Целесообразно формировать следующие кооперативно-вертикальные агропромышленные структуры: зерно-, мясо-, молоко-, картофеле-, овоще-, сахаро-, льнопродуктовые, масло-жировая и др. Называться они  могут союзами, ассоциациями, холдингами, корпорациями, концернами, финансово-промышленными группами и т.п.

  Развитие  кооперативно-интеграционных процессов  в их всевозможном проявлении и многообразии должно базироваться на сложившихся  и постоянно образующихся новых  формах разделения и кооперации труда, обуславливаемых природно-климатическими, организационными, экономическими, технологическими условиями ведения агропромышленного производства, решаемыми задачами, развитием производительных сил, состоянием материально-технической базы, рыночным спросом на товары, работы, услуги [9, с.17].

  Применительно к АПК кооперативами можно  признать все без исключения формы  производственной организации - от личного  подсобного хозяйства, базирующегося  на объединении усилий членов одной  семьи, фермерского хозяйства до крупных сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий, финансовых учреждений и торговли, объединений на районном, областном, республиканском и межгосударственном уровнях.

  Кооперация  в АПК развивается на основе принципов  с присущими ей особенностями, обусловленными отраслевой спецификой агропромышленного производства. Как форма экономических связей кооперация включает в сферу деятельности и сотрудничества юридические и физические лица, осуществляющие все виды взаимосвязанных в технологической цепочке работ от производства до реализации готовой продукции.

  Кооперация  в сельском хозяйстве тесно связана  с интеграцией. Это взаимозависимые и взаимосвязанные категории.

  Агропромышленная  интеграция - процесс сближения и соединения отраслей сельского хозяйства и промышленности с целью обеспечения скоординированной деятельности сельскохозяйственных, перерабатывающих, фондопроизводящих, торгово-сбытовых, обслуживавших, торговых, финансовых и других предприятий и организаций и общей направленности их работы на достижение максимально возможных конечных результатов, что позволяет целенаправленно повысить социально-экономическую эффективность производства, переработки, других работ и оказываемых услуг [10, с.68].

  Таким образом, процессу агропромышленной интеграции присуще развитие по принципу "снизу-вверх", то есть объединение субъектов хозяйствования по технологической цепи происходит сначала на низовом уровне (предприятие, район), а затем на уровне агропромышленного комплекса и его подкомплексов.

  К числу важнейших принципов развития агропромышленной интеграции, а также  разноуровневых кооперативно-интеграционных структур можно отнести:

  повышение роли промышленности и специализированных служб агросервиса в развитии сельскохозяйственного производства;

  расширение  объемов и глубины переработки  сельскохозяйственной продукции в  перерабатывающих промышленных предприятиях:

  развитие  переработки сельскохозяйственного  сырья в местах его производства силами и средствами непосредственных товаропроизводителей;

  самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление;

  самостоятельность в выборе приоритетов производства, переработки и реализации продукции.

  взаимовыгодность  совместной деятельности на основе объединения  звеньев цепи в продвижении продукции, интересов участников, ресурсов и капитала.

  С учетом сложившейся внутренней и  внешней экономической ситуации межхозяйственная горизонтальная кооперация должна развиваться по следующим  основным направлениям:

  - формирование  на межхозяйственной основе крупных  субъектов хозяйствования по производству семян высоких репродукций: зерна, овощей, льна, картофеля, рапса, кормовых культур и др.;

  - организация  межхозяйственных кооперативных  объединений по выращиванию высокопродуктивного  племенного молодняка: крупного  рогатого скота, свиней и др.;

   - формирование кооперативных объединений  по агросервисному и маркетинговому  обслуживанию сельскохозяйственных  товаропроизводителей всех форм  хозяйствования и собственности.

  Агропромышленная  интеграция - это многоуровневый процесс. На народнохозяйственном уровне он выражается в осуществлении государственной политики по формированию и развитию агропромышленного комплекса.

  На  региональном уровне этот процесс связан с образованием различных агропромышленных объединений с участием сельскохозяйственных, перерабатывающих, обслуживающих и других предприятий, прямо или косвенно связанных с сельским хозяйством.

  На  уровне отдельных сельскохозяйственных предприятий агропромышленная интеграция осуществляется путем создания перерабатывающих цехов, организации собственной торговли по типу агрофирм, ассоциаций и т.д.

  Следует отметить, что не всегда можно четко  характеризовать принадлежность объединения  предприятий к той или иной форме кооперации или интеграции, поскольку в каждом из таких объединений непрерывно протекают процессы изменения организационно-управленческой структуры, меняются функции отдельных звеньев единых структур как условиях более тесного сотрудничества, так и обособления, совершенствуется механизм экономических и технологических взаимоотношений. Главным критерием должно выступать повышение эффективности такого объединения, конкурентоспособности его на рынке.

  К сожалению, на сегодняшний момент в  мясомолочной отрасли все еще  существует разрыв между системами получения и реализации знаний. Все это приводит к снижению конкурентоспособности мясомолочной промышленности на мировом рынке.

  Для обеспечения устойчивого развития мясомолочной отрасли и повышения  конкурентоспособности продукции  на внутреннем и внешнем рынках необходимы реализация комплекса мер, направленных на интеграцию науки, производства и образования, создание благоприятной среды для притока зарубежного капитала, стимулирование поступления инвестиций на создание нового оборудования и технологий.

  Требуются новые методы повышения конкурентоспособности экономических систем. Таким инновационным методом, отвечающим современным процессам, является кластерный подход. Для Республики Беларусь кластеры являются новым явлением в экономике.

  Основоположником  кластерной концепции является М. Портер. Он обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же ее регионе. Одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге формируется кластер.

  В экономике государства кластеры выполняют роль точек роста. Механизм формирования кластера можно сравнить с движением тока: возникновение  кластера обусловлено передачей по технологическим цепочкам товаров с высокой инновационной активностью от одного или нескольких предприятий, составляющих ядро кластера, к предприятиям-смежникам. Это объясняется тем, что достигшие высоких результатов предприятия обычно являются требовательными заказчиками. Они заставляют поднимать качество поставляемой продукции и тем самым вынуждают своих поставщиков также внедрять инновационные технологии, что ведет к повышению конкурентоспособности и инвестиционной активности [4, с.12].

  Формирование  кластера способствует свободному обмену информацией. Это в свою очередь  влечет за собой более быстрое  распространение новшеств по каналам  поставщиков или потребителей. Кластер  становится средством для преодоления  замкнутости на внутренних проблемах. Условия производства кластера создаются за счет удачного сочетания природных и человеческих ресурсов, капитала, физической, административной и научно-технологической инфраструктуры [4, с.15].

  Таким образом, наличие кластера дает его  субъектам ряд выгод: снижается себестоимость продукции, работ, услуг (производство, ориентированное на местную сырьевую базу, способствует снижению затрат на транспортировку и хранение, что в свою очередь приводит к уменьшению стоимости работ; территориальная близость субъектов кластера и доверие между участниками приводит к снижению трансакционных издержек); объединение предприятий кластера позволяет отстаивать их интересы на уровне органов государственного управления (кластер -это «мост» между бизнесом и органами власти, который способствует достижению общей цели - повышению конкурентоспособности страны); улучшается предпринимательский климат (в кластере формируется новый уровень отношений, базирующийся на порядочности и доверии между его участниками); происходит приток инвестиций (объединяются финансовые возможности всех субъектов кластера, для обеспечения гарантий на получение кредитных ресурсов организуется совместное участие в различного рода проектах; внедряются инновации (тесное сотрудничество местных учреждений с предприятиями способствует улучшению кадровой инфраструктуры, что в свою очередь вызывает более быструю и эффективную разработку и внедрение нововведений). 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Хотелось  бы выделить ряд выводов, актуальных для Беларуси:

  1. Альтернативы реальной полномасштабной и комплексной аграрной реформе в Беларуси в современных условиях развития мировой экономики не существует. Чем быстрее страна адаптируется к рыночным условиям, тем скорее будет создана база для последующей стабилизации и устойчивого экономического роста в долгосрочном периоде, тем выше шансы достижения высоких социальных ориентиров и установления стандартов жизни населения.

  2. Беларусь, являясь преимущественно  индустриальной страной, в которой  за последнее десятилетие происходило  постепенное истощение экономического потенциала в агропромышленной сфере, уже не может рассчитывать на быструю окупаемость мер при реформировании аграрного сектора даже при реализации их в довольно сжатые сроки.

  3. Для Беларуси вопрос урегулирования  земельных отношений с позиций необходимости конструктивных преобразований остается открытым ввиду конституционального закрепления государственного права собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Применительно к условиям Республики выходом из сложившейся ситуации, рассматриваемым как временная альтернатива, может стать долгосрочная аренда.

  4.. Учитывая опыт других стран  и специфику Беларуси, можно сказать,  что кооператив будет рассматриваться  как наиболее перспективная форма  хозяйствования на белорусской земле. Для Беларуси одним из актуальных направлений правового развития кооперации может стать введение нормы, предусматривающей ассоциированное членство.

  5. Принимая во внимание специфику  Беларуси, а также с учетом  продовольственной безопасности  республики, следовало бы переоценить целесообразность сохранения практически не загруженных крупных перерабатывающих и обслуживающих предприятий АПК РБ, а также отдельных сельскохозяйственных предприятий или их структурных единиц, сконцентрировавших некоторые виды сельскохозяйственного производства (например, - крупные комплексы по откорму КРС). Их поддержка за счет организационных и контрольных мероприятий без создания соответствующих мотивационного механизма и макросреды может дать рост их эффективности только в краткосрочном периоде, но приведет к неизбежной потере конкурентоспособности по мере активизации рыночных отношений.

  6. Аграрная реформа требует формирования  новой институциональной среды,  т.е. принятия адекватного рынку  законодательства с учетом изменения отношений собственности, основанного на реформе органов государственного управления и местного самоуправления, формирования рыночной и социальной инфраструктуры сектора. Деятельность Министерства, других государственных органов управления должна быть переориентирована с производства на формирование отраслевой стратегии и политики, стимулирование развития экономики предприятий и защиту их интересов, инициирование и принятие соответствующих нормативных актов по сопровождению реформ, создание рыночной инфраструктуры, устранение несостоятельности отдельных институтов и их последующую корректировку с учетом хода аграрной реформы, т.е. всего того, что в совокупности является государственным регулированием. 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

  1. Зеленовкий А.А. Экономика предприятий и отраслей АПК. Практикум: учеб. Поссобие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 320 с.

  2. Лещиловский П.В. Экономика предприятий  и отраслей АПК. - Мн.: БГЭУ, 2007. –  465 с.

  3. Лещиловский П.В., Ульянко Б.В.  Экономика агропромышленного комплекса в вопросах и ответах. –Мн.: Ураджай, 1992. – 352 с.

  4. Мария Андриянчикова Кластерный  подход к решению проблем конкурентоспособности  предприятий мясомолочной отрасли.  Аграрная экономика № 5 2009 с. 12-15.

  5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:  Принципы, проблемы и Политика М.: «Туран». – 1996 – 400 с.

  6. Никитенко А.А. Практикум по  экономике сельского хозяйства.  М.: Агропромиздат, 1988. – 142 с.

  7. О проблемах реформирования агропромышленного  комплекса в странах с переходной  экономикой. //Информационно-аналитический бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии", №10. Институт социально-политических исследований при Администрации Президента РБ, Минск, 2000г., с. 12-22

  8. Программа возрождения и развития  села на 2005-2010 года.

  9. Е.В. Серова. Аграрные реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории. //Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. РАСХН, Москва, 2000г., с. 13-19.

  10. Чаба Чаки, Цви Лерман, Сергей  Сотников. Реформирование сельскохозяйственного сектора Республики Беларусь: достижения и нерешенные проблемы. Технический документ Всемирного Банка № 475R, 2000г., С. 102. 

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  Сводная таблица сравнения итогов деятельности 100 лучших агропромышленных предприятий  с показателями всей совокупности хозяйств республики

    100 наиболее  эффективных сельскохозяйственных  предприятий Общая совокупность предприятий республики* Отношение 100 к республике, %
Количество  хозяйств
100 1391 7,2
Всего сельскохозяйственных угодий, тыс. га 517,7 6339,6 8,2
млн балло-га 17,7 182,8 9,7
Среднегодовая стоимость основных средств, млрд руб. 6010,2 43104,9 13,9
Наличие энергетических мощностей, млн л. с. 2,1 19,9 10,7
Среднегодовая численность работников, занятых  в сельскохозяйственном производстве, тыс. чел. 32,0 276,6 11,6
Среднегодовое поголовье: коров, тыс. гол. 103,2 992,0 10,4
КРС на выращивании и откорме, тыс. гол. 302,9 2166,5 14,0
свиней  на выращивании и откорме, тыс. гол. 304,5 1242,5 24,5
молодняка кур на выращивании, млн гол. 4,6 11,5 39,5
Объемы производства: молока, тыс. т 623,6 4378,3 14,2
мяса, тыс. т 233,4 893,6 26,1
яиц, млн шт. 368,6 1944,0 19,0
зерна, тыс. т 963,4 6619,8 14,6
картофеля, тыс. т 115,3 794,8 14,5
сахарной  свеклы, тыс. т 1079,1 3557,4 30,3
Среднегодовой удой молока от коровы, ц 60,4 44,1 136,9
Среднесуточный  прирост крупного рогатого скота, г 702,7 549,4 127,9
Среднесуточный  прирост свиней, г 558,4 494,7 112,9
Валовая продукция (по себестоимости), млрд руб. 2442,3 13662,3 17,9
в том числе: растениеводство, млрд руб. 743,4 5133,6 14,5
животноводство, млрд руб. 1287,7 7492,3 17,2
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд руб. 2180,5 9484,3 23,0
Всего затрат, млрд руб. 1812,7 8947,8 20,3
Затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, млрд руб. 439,3 2709,7 16,2
Налоги  и отчисления в бюджеты разных уровней, млрд руб. 213,1 1063,6 20,0
Субсидии  и компенсационные выплаты из бюджета, млрд руб. 368,6 2727,0 13,5
Прибыль к распределению, млрд руб. 501,3 1602,4 31,3
 

  Примечание: *по данным сводного годового отчета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Информация о работе Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса