Экономические отношения России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение экономических отношений США и России.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:

рассмотреть понятие «международные экономические отношения»;

выявить тенденции развития МЭО и их основные факторы;

выявить основных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американское сотрудничество;

проанализировать динамику российско-американских отношений, их значимость и перспективы для экономики страны.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты международных экономических отношений

1.1 Сущность и основы международных экономических отношений

1.2 Объекты и субъекты международных экономических отношений

1.3 Тенденции развития международных экономических отношений и их основные факторы

2. Экономические отношения России и США

2.1 Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономические отношения России с США

2.2 Торговые отношения США и России

2.3 Инвестиционное сотрудничество США и России

2.4 Миграционные процессы между США и Россией

3. Перспективы развития экономических отношений между Россией и США

3.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России

3.2 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx ВЭД.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

 
Источник: [www.gks.com] 
Таблица 2.4 
 
Объём инвестиций из России, накопленных за рубежом млн. долл.

 
 

 

 
Накоплено на конец июня 2009г.

 
В том числе

 
Справочнонаправленов I полугодии 2009г.

 

 
всего

 
в % к итогу

 
прямые

 
портфельные

 
прочие

 
 

 
Всего инвестиций

 
60795

 
100

 
40684

 
4669

 
15442

 
43482

 

 
из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций

 
52893

 
87

 
36831

 
3228

 
12834

 
36017

 

 
в том числе:

 
17248

 
28,4

 
12509

 
1192

 
3547

 
4586

 

 
Кипр

 

 
Нидерланды

 
11971

 
19,7

 
11585

 
72

 
314

 
5557

 

 
США

 
6065

 
10

 
5079

 
-

 
986

 
932

 

 
Швейцария

 
4291

 
7,1

 
1567

 
0,2

 
2724

 
18736

 

 
Виргинские о-ва

 
3834

 
6,3

 
1331

 
1148

 
1355

 
538

 

 
Великобритани

 
2536

 
4,2

 
2081

 
252

 
203

 
1016

 

 
Беларусь

 
2327

 
3,8

 
1950

 
0

 
377

 
3127

 

 
Германия

 
2270

 
3,7

 
107

 
0

 
2163

 
489

 

 
Люксембург

 
1178

 
1,9

 
470

 
101

 
607

 
228

 

 
Украина

 
1173

 
1,9

 
152

 
463

 
558

 
808

 

 
Источник: [www.gks.com] 
Развивается взаимодействие российских и американских компаний в аэрокосмической отрасли («Боинг», «Локхид Мартин», «Пратт энд Уитни»). Среди наиболее значимых проектов «Боинга» – договор с ОАК по участию в создании системы послепродажного обслуживания «Суперджет 100», конструкторско-дизайнерский центр в Москве, СП с «ВСМПО-Ависма», «Морской старт». Совместно с «Юнайтед Текнолоджиз» («Пратт энд Уитни») реализуется проект использования российских двигателей РД-180 на ракетах-носителях «Атлас».  
 
Продолжается взаимодействие в автомобильной промышленности. В г. Всеволожске Ленинградской области компанией «Форд» с 2002 г. реализуется проект производства автомобилей моделей «Фокус» и «Мондео». Компанией «Дженерал Моторс» совместно с «АвтоВАЗом» производится внедорожник «Шеви-Нива» в г. Тольятти. В начале ноября 2008 г. в г.Шушары под Санкт-Петербургом корпорацией был открыт завод по промышленной сборке еще трех моделей. Работают заводы «Катерпиллар» в г. Тосно Ленинградской области, «Джон Дир» в Боровском районе Калужской области и Домодедово. На стадии переговоров находится передача контроля над торговой маркой «Опель» от «Дженерал Моторз» российско-канадскому консорциуму с участием «Сбербанка». 
 
Среди других сфер успешного взаимодействия – металлургическая промышленность («Алкоа»), фармацевтика («Доу Кемикал», «Пфайзер», «Эли Лилли»), пищевая и табачная промышленность, рестораны быстрого обслуживания («Кока-Кола», «Пепсико», «Бритиш Америкэн Тобакко», «Филип Моррис», «САБМиллер», «Ригли», «Марс», «Каргилл», «Крафт фудс»). Кондитерским гигантом «Ригли» приобретена шоколадная фабрика «Коркунов», готовится к запуску русскоязычный развлекательный телеканал «Уолт Дисней». С июня 2008 г. напрямую из Москвы в Чикаго начала летать авиакомпания «Американ Эйрлайнз», а с марта 2009 г. прямые рейсы по маршруту Москва-Вашингтон осуществляет «Юнайтед». 
 
«ЛУКойл» является владельцем 2200 автозаправок в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания, некоторые из которых уже работают под оригинальным российским брендом. Инвестиции российской компании будут привлечены для строительства на Восточном побережье США компанией «Коноко-Филипс» нового НПЗ, ориентированного на российские сорта нефти.  
 
Отмечается повышение активности российских металлургических компаний на американском рынке. «Норильский никель» за 364 млн.долл. выкупил 56% акций базирующейся в шт. Монтана компании «Стилуотер Майнинг», занимающейся производством и сбытом металлов платиновой группы, прежде всего палладия. «Северсталь» приобрела активы компании «Руж Индастриз» (285 млн. долл.), являющейся вместе со своими дочерними предприятиями пятым по величине производителем стали в США. В марте 2008 г. «Северсталью» было заключено соглашение о приобретении у компании «Арселор-Миттал» за 810 млн. долл. завода «Спэрроуз-пойнт» в г. Балтимор (в совокупности предприятия «Северстали» производят в США 8,5 млн. т. стали в год). Компания «Стил Инвест энд Файнэнс» (совладельцы − ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и швейцарская «Дуферко Групп») в начале     2007 г. приобрела за 210 млн.долл. американского производителя оцинкованного проката «Виннер Стил».  
 
Одним из главных стратегических инвесторов на американском рынке выступает «Евраз Груп». В 2006 г. за 110 млн.долл. она приобрела 73% акций ведущего американского производителя ванадия − компанию «Страткор», доля которой в мировом производстве ванадиевых химикатов превышает 45%. В январе 2007 г. за 2,3 млрд.долл. в собственность «Евраза» перешла сталелитейная компания «Орегон Стил Миллз».  
 
В начале этого года «Евраз» достиг договоренности о приобретении за 4 млрд.долл. активов американо-канадской компании «Ипско» (штаб-квартира в шт.Иллинойс) – ведущего производителя толстолистовой стали и труб для нефтегазовой отрасли в Северной Америке, а также производителя листового проката «Клэймонт Стил» из шт.Дэлавер за 565 млн.долл.  
 
Среди других наиболее заметных бизнес-проектов − создание совместных предприятий между деревообрабатывающими холдингами «Интернэшнл пэйпер» и «Илим палп», планируемое строительство сталелитейного комплекса ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в шт. Огайо.  
 
Одним из потенциально перспективных направлений двустороннего сотрудничества является российско-американский энергетический диалог. Направления развития двустороннего энерговзаимодействия – создание инфраструктуры для поставок нефти в США с терминала на Баренцевом море; освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина, включая создание инфраструктуры для поставок сжиженного природного газа (СПГ); урегулирование вопросов, связанных с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), в т.ч. проблемы повышения его экономической эффективности и расширения пропускной способности, сотрудничество в области глобальной энергобезопасности, повышения энергоэффективности и развития технологий экологически чистой энергии. В 2007 г. рост поставок энергоносителей и высокие цены позволили российским экспортерам выйти на рубеж в 11,5 млрд. долл. (в 2006 г. – 9,4 млрд. долл.). Развивается инвестиционное сотрудничество «ЛУКойл» и «Коноко-Филипс». «Эксон-Мобил» вывел на проектную мощность добычу нефти на «Сахалине-1», «Шеврон» создал с «Газпромом» СП «Северная тайга Нефтегаз». В 2005-2007 гг. «Газпромом» были осуществлены «своповые» поставки российского сжиженного природного газа в США.  
 
Динамично развивается сотрудничество в сфере инновационной деятельности и информационных технологий. Успешно действует российско-американский Инновационный совет, разработана комплексная программа содействия контактам по линии малого и среднего бизнеса в сфере высоких технологий. Совместный комитет по науке и технике приступил к подготовке проектов изучения мирового океана и полярных регионов. Российские компании активно участвуют в форумах под эгидой американских отраслевых инновационных центров. Заказчиками российского программного оборудования выступают ведущие американские компании («Ай-Би-Эм», «Боинг», «Интел», «Моторола» и др.). Объем услуг по аутсорсингу, ежегодно выполняемых в России для США, превышает 0,5 млрд.долл.  
 
Принципиальной для российской стороны задачей является получение режима наибольшего благоприятствования (по американской терминологии - режима нормальных торговых отношений − РНТО) в торговле с США на постоянной и безусловной основе. Россия по-прежнему подпадает под действие известной поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 г., из-за чего РНБ/РНТО действует на временной основе. Такая ситуация противоречит статье 1 двустороннего Соглашения о торговых отношениях, которая предусматривает взаимное предоставление РНБ/РНТО без каких-либо условий, и нормам ВТО. В принятой по итогам саммита в Сочи «Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений» подчеркивается приверженность Администрации США работе с Конгрессом по отмене поправки Джексона–Вэника и предоставлению России «постоянных нормальных торговых отношений» до конца этого года в связи с переговорами по ВТО.  
 
Подведя итоги, можно сказать, что потенциал российско-американских экономических связей явно не реализован. Не смотря на то, что для США значение торгово-экономических связей с Россией гораздо меньше: на долю России приходится менее 0,6% совокупного внешнеторгового оборота США, в перспективе Россия может занять существенное место во внешнеторговом обороте США. Не смотря на то, что объём товарооборота увеличивается с каждым годом, это в основном происходит за счёт увеличения российского импорта. Заинтересованность же США в развитии двусторонних внешнеэкономических связей с РФ подтверждается в основном ростом импорта из России нефти, цветных и черных металлов.  
 
Несомненно, наша страна является огромным потенциальным рынком для американских товаров и капиталов. Россия может постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья: продукции нефтепереработки, химических товаров, продукции более высокой степени обработки черной и цветной металлургии. Россия с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства, отрасли машиностроительной и легкой промышленности и в дальнейшем поставлять эту продукцию, как на внутренний рынок, так и за рубеж. О большом потенциале отношений свидетельствует, в частности, опыт российско-американского сотрудничества в области инвестиций.  
 
В наступившем столетии проблемы инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата в российской экономике остаются весьма важными и приоритетными. Практически все сферы и отрасли испытывают острую потребность в огромном количестве инвестиционных ресурсов. И хотя в последние годы в России произошло некоторое улучшение отраслевой структуры инвестиций в промышленности, в целом она остаётся неблагоприятной и не соответствует сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическому и моральному износу. Кроме того, объём внутренних инвестиций недостаточен для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов. Сегодня, наблюдается сокращение поступления американских инвестиций в российскую экономику, и доля в них прямых инвестиций за последние 5 лет существенно сократилась, тогда как для России в первую очередь важны инвестиции, направленные непосредственно в производственный сектор. Объём инвестиций, накопленных США в экономике России на 30% больше, чем накопленных Россией в экономике США, однако по объёму прямых инвестиций РФ в 1,8 раза опережает Америку, вкладывая почти 90% своих инвестиций с целью получения долгосрочного экономического интереса в стране. 
 
США постоянно ставят вопросы о необходимости совершенствования в России законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики и системы налогообложения зарубежных инвесторов. Американских инвесторов настораживают такие черты деловой практики и бухгалтерского учёта российских компаний, как слабая правовая защищённость предпринимательства, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящей за рамки того, что принято считать допустимым в рыночных отношениях стран Запада.  
2.3 Миграционные процессы между США и Россией 
Волны иммиграции из России в США всегда носили своеобразный характер, отличный, скажем, от британской (массово-переселенческой) или мексиканской (трудовой). Практически во все периоды основную группу прибывших составляли евреи, искавшие жизни, более свободной от религиозных, политических и других ограничений в Российской Империи и СССР. Различают четыре условные волны российской иммиграции в США. Первая была связана с российским освоением Америки в XVIII-XIX веках и была представлена малочисленными русскими исследователями, основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана. Вторая проходила конце 19 — начале 20 веков, и была представлена евреями из Российской империи. Третья — небольшая волна — была представлена политэмигрантами (в основном также евреями) из СССР в конце 60-х, начале 70-х. И, наконец, самый массовый наплыв пришёлся на время падения Железного занавеса в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда прибыли многочисленные группы евреев, русских, украинцев, и других (в основном уже в самом конце 20го — начале 21го столетия). Среди американцев, прибывших Россию, наибольший наплыв наблюдался в 1997 году – 668 человек, а на протяжении последних пяти лет с 2004 по 2008 год ежегодно на территорию РФ приезжает в среднем 470-540 человек. 
 
В настоящее время американцы русского происхождения составляют одну из наиболее многочисленных диаспор США. На сегодняшний день в США проживает 3,105,965 русских, что составляет 1% от американского населения. Наибольшая их численность в штатах Нью-Йорк − 24%, Иллинойс − 16%, Пенсильвания − 10%, Массачусетс − 8%, Калифорния – 22%. Крупные русские диаспоры существуют (по данным переписи населения США за 2000 г.) в городах Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, Детройт. По количеству русскоязычных американцев Нью-Йорк занимает первое место. Около 1,6 миллионов человек проживает в пригородах Нью-Йорка, а 600 000 – в самом Нью-Йорке, что составляет 8% от всего населения города. Эти цифры говорят о том, что русских в Нью-Йорке гораздо больше, чем китайцев (760 000) или доминиканцев (620 000) – двух крупнейших этнических групп, проживающих в Америке. В Южной Калифорнии насчитывается около 600 000 тысяч русскоязычных граждан. Интересно, что эти штаты и города являются самыми развитыми территориями Америки и концентрируют в себе огромные финансовые, информационные и людские потоки, а «Russian town» зачастую находится в центральном районе города.  
 
Изучая проблему миграции между США и Россией и собирая информацию по данной теме, автор пришёл к выводу, что эта тема является недостаточно изученной и ей не уделяется большого внимания когда речь заходит о торгово-экономическом сотрудничестве США и России. Но, по мнению автора, миграция российского населения в Америку, большую часть из которых составляют высокообразованные люди трудового возраста, поездки по различным программам обмена студентов заслуживают серьёзного внимания, так как это является важной составляющей экономических отношений и может оказывать существенное влияние на их дальнейшее развитие. 
 
На этом автор заканчивает аналитическую главу и переходит к конструктивной главе, в которой рассматривает перспективы развития экономических отношений между Россией и США, выявляя проблемы, препятствующие этому сотрудничеству и предлагая способы решения этих проблем. 
 
 
 
 
3. Перспективы развития экономических отношений между Россией и США 
3.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России 
На сегодняшний день сфера взаимодействия и сотрудничества между США и Россией огромна и, несмотря на проблемы в политической сфере, Соединённые Штаты традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. 
 
Но если рассмотреть масштабы, возможности и потребности Америки и РФ., становится очевидным, что потенциал российско-американских связей, особенно экономических, явно не реализован. 
 
В первую очередь следует обратить внимание на проблему зарубежного инвестирования. Практически все сферы и отрасли России испытывают острую потребность в огромном количестве инвестиционных ресурсов. США же занимает ведущие позиции в мировом инвестиционном процессе и является лидером по размерам накопленных за рубежом прямых инвестиций. Но хотя по сумме накопленных иностранных инвестиций в России Америка входит в десятку крупнейших, их доля в 9 раз меньше, к примеру, доли Великобритании. 
 
Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всего с неограниченными сырьевыми возможностями и дешевой высококвалифицированной рабочей силой) явно уступает сумме негативных факторов.  
 
В.А. Сельцо, автор статьи «Диверсификация – необыкновенное направление российского экспорта», прежде всего причиной малой привлекательности России как импортёра иностранного капитала называет нестабильность, законодательства применительно к иностранным инвесторам и слишком частые его изменения.  
 
Высокий уровень налогов, транспортных тарифов является ещё одной причиной, оказывающей негативное воздействие на инвестиционную привлекательность России. Конечно, с точки зрения ставок и общей конструкции российская налоговая система вполне сопоставима с государствами восточной Европы, но на практике даже уплатив легально установленные законом налоги, предприятие может спустя некоторое время получить в виде претензий от налоговых органов гораздо большие суммы, а в условиях всемирной доступности почти любой информации, новости о таких ситуациях не могут не отпугнуть зарубежных партнёров, тем более американских.  
 
Также, по мнению автора этой статьи, высокий уровень коррупции в бизнесе, а так же сложность и громоздкость процедуры оформления различных документов или получения различных документов становится серьёзной проблемой для зарубежных инвесторов.  
 
В.А. Сельцо отмечает, что, не смотря на то, что в настоящее время в сфере внешнеэкономических связей участвуют несколько сот тысяч российских фирм и компаний, многие из них не обладают квалифицированными кадрами, способными грамотно общаться с иностранными партнёрами и вести бизнес-сотрудничество. 
 
Нельзя также, по словам В.А. Сельцо, не отметить такой важный элемент экспортного потенциала, как технический сервис. Многие российские предприятия машиностроения отдают приоритет выпуску готовых машин, мало заботясь о выпуске запасных частей. Отсутствие своевременных поставок запасных частей является существенным тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения, тогда как автомобили и детали и аксессуары к ним в структуре импорта США, на долю которого в 2007 году пришлось 15,3% всего мирового импорта, составляют десятую часть. 
 
Автор другой статьи «Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ» Г.А. Орлова считает, что не менее важна и сфера приложения инвестиций – около 75% из прямых американских инвестиции в России вложены в основном в ее производственный сектор. На непроизводственную сферу приходится ¼ прямых инвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационно-консультационных услуг. Но большую потребность в инвестировании, согласно данным государственной службы статистики, испытывают такие сферы как, например, сельское хозяйство, строительство, производство транспортных средств и оборудования, обработка древесины, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Одна из причин гипертрофии в сторону топливно-энергетического и агропромышленного комплексов – отсутствие должных мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы, в том числе и американские, пока сами выбирают сферы деятельности, ориентируясь на освоение новых рынков сбыта, расширение своего участия в добыче сырьевых ресурсов и повышение экономической эффективности всей хозяйственной сети ТНК. Российское государство, к сожалению, не оказывает на этот процесс сколько-нибудь существенного воздействия. Оно не определило чётко приоритеты инвестиционной деятельности, что неизбежно приводит к распылению капитальных вложений.  
 
Далее Г.А. Орлова отмечает, что российские государственные службы контроля и регулирования экономической деятельности не всегда предоставляют качественное информационное обеспечение экономики, которой требуется полная, своевременная и непротиворечивая информация. Недостаточная прозрачность, как внутренней деятельности компаний, так и во взаимодействии с внешним миром во многом способствует ухудшению инвестиционного климата, чрезвычайно затрудняет разработку общенациональной и отраслевой стратегии развития различных сфер российской экономики. 
 
По словам того же автора, на сегодня в России существует некая неопределённость в отношении собственности. По итогам обзоров соблюдения прав американских владельцев интеллектуальной собственности в зарубежных странах Россия, несмотря на очевидный прогресс в данной сфере, несколько лет подряд зачисляется в неблагоприятный список «приоритетно наблюдаемых стран». Существует и обратная проблема в отношении регистрации прав на интеллектуальную собственность российского происхождения в США, а также по защите российской аудиовизуальной продукции от несанкционированных копирования и продаж на американском рынке. 
 
Автор данной работы согласен с проблемами, которые в своих статьях Г.А. Орлова и В.А. Сельцо выделяют как препятствующие развитию и углублению экономических отношений США и России и также выделяет несколько проблем, связанные с политикой Америки по отношению к РФ. 
 
В первую очередь это дискриминация России в вопросах экспортного контроля. Участие России в создании международного режима экспортного контроля взамен КОКОМ не привело к пересмотру правил экспортного контроля США в отношении нашей страны.  
 
Также остаются нерешенными вопросы об отмене соглашений о добровольных экспортных ограничениях (по толстолистовой и горячекатаной стали, нитрату аммония), ограничения по номенклатуре разрешенного к ввозу в США спортивно-охотничьего оружия и боеприпасов, прекращению действия антидемпинговых пошлин на российские товары (карбамид, феррованадий, металлический кремний, магний). 
 
Но самая серьезная, по мнению автора данной работы, проблема заключается в отрицательном имидже России как страны и русских как нации в целом. Многие зарубежные, в основном американские, фильмы, а так же народные традиции, представленные зачастую в градационном виде, создают у иностранных партнёров ложное представление о РФ и становится серьёзнейшим препятствием для принятия решения о взаимном с ней сотрудничестве. 
3.2 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией 
Выделяемые на сегодняшний день проблемы в сфере международных торгово-экономических отношений России с зарубежными странами и, в частности, с Америкой, существуют не первый год и на протяжении всего этого времени активно разрабатываются, предлагаются и обсуждаются пути их решения. 
 
Г.А. Орлова в своей статье, о которой говорилось выше, называет следующие меры по решению некоторых из них.  
 
Например, предлагается более интенсивно использовать информационные технологии в работе государственных органов, своевременно обновлять сайты правительственных министерств и ведомств, а также своевременно публиковать полный перечень документов с регламентами для всех видов экономической деятельности. 
 
Несомненно, инвесторам – как российским так и иностранным – нужны чёткие представления, как будет развиваться ситуация, на что ориентируется государство в ведущих отраслях экономики на ближайшие 5-20 лет, поэтому важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер экономики. 
 
В.А. Сельцо, считает, что решать задачу по развитию внешнеэкономических отношений необходимо по следующим направления.  
 
В первую очередь важно изменить сырьевую направленность российского экспорта. Как уже было сказано, повышение степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий значительно повышает экономическую эффективность внешней торговли, поэтому одной из насущных задач является диверсификация российского экспорта и развитие экспортно-ориентированных отраслей, нацеленных на увеличение промышленной переработки сырья и, прежде всего, продукции машиностроения. 
 
Одним из путей, препятствующих вывозу из России необработанного сырья, могло бы стать установление повышенных экспортных пошлин на его вывоз и дифференциация (эскалация) ставок экспортно-таможенного тарифа в зависимости от степени обработки товара. 
 
Направленность российского экспорта в США традиционно характеризуется сырьевой направленностью, доля машин и оборудования продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка и анализ запросов американских компаний показывают, что существуют реальные возможности расширения российского экспорта не только за счет роста объемов экспортируемых из России нефти, природного газа, металлов и химических удобрений, но и путем увеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг. Для этого, как считает автор данной работы, нужно ужесточить контроль над качеством российской продукции, доработать систему госстандартов. Это может способствовать более активному продвижению в США некоторых видов готовой продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, имеющих реальную перспективу реализации на емком американском рынке.  
 
Также, по мнению В.А. Сельцо, необходимо создать единый орган, на который были бы возложены функции по реализации единой государственной стратегии в области привлечения иностранного капитала в российскую экономику. 
 
Для того, чтобы устранить проблему неквалифицированных кадров, для участников внешнеэкономических связей можно ввести специальную лицензионную систему, которая позволила бы усилить контроль государства и повысить эффективность внешнеэкономического сотрудничества. Очень важно также и дальше совершенствовать договорно-правовую базу международного сотрудничества. 
 
Автор этой работы согласен с предложенными В.А. Сельцо и Г.А. Орловой путями решения проблем, существующих и возникающих в сфере русско-американского экономического сотрудничества и выделяет ещё несколько задач экономической политики России по отношению к США. 
 
В первую очередь очень важно поддерживать эффективный государственный контроль за экспортом из России стратегического сырья, перспективных технологий, утечкой "умов" и интеллектуальной собственности в сферах, затрагивающих интересы национальной безопасности страны. 
 
Нужно устранить или существенно сократить ограничений на экспорт в Россию высокотехнологичного оборудования, "ноу-хау, и проводить гибкую протекционистскую политику в целях выборочной защиты от иностранной конкуренции отечественных производителей товаров и услуг. 
 
Также необходимо постепенно отказаться от тех видов экономических отношений, которые строятся преимущественно на основе американской правительственной помощи и кредитов международных финансовых организаций, поскольку они часто обусловливаются со стороны США политическими условиями, которые ущемляют суверенитет России, ограничивают внешнеполитическую и внешнеэкономическую активность нашей страны в отдельных регионах.  
 
И, несомненно, нужно разрушать сложившиеся о России стереотипы, не допуская, чтобы в фильмах, передачах или книгах РФ представлялась сквозь призму предрассудков. 
 
Отношения с США являются важнейшим приоритетом российской внешней политики. В их основе лежит общее понимание сторон о близости стратегических интересов России и США в вопросах обеспечения международной безопасности. Российское руководство исходит из того, что возникающие в ходе взаимодействия двух стран расхождения как тактического, так и концептуального характера по некоторым вопросам не должны являться препятствием для поступательного развития российско-американских отношений. Проблемные вопросы должны решаться на основе диалога и стремления сторон к расширению сферы согласия и взаимопонимания. Россия и США сохраняют приверженность продолжению активного и плодотворного политического и экономического диалога по всему комплексу двусторонних, международных и глобальных проблем. Поэтому правительство должно заниматься проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, привлекать иностранных инвесторов путём предоставления различных льгот и гарантий, создавать условия, в которых иностранные инвесторы будут спокойны за свои вложения. 
 
Для привлечения инвесторов в первую очередь нужно сделать экономику России нормально функционирующей и привлекательной для иностранных инвестиций.  
 
 
 
 
Заключение. 
Работая по теме «Экономические отношения США и России», можно безусловно сказать, что Америка является одним из важнейших экономических партнёров РФ. Конечно, мировой финансово-экономический кризис повлиял на текущее состояние торговли между странами. До кризиса, в 2008 г., наблюдался рекордный рост товарооборота - он составлял более 27 млрд. долларов США. При этом даже с таким объемом товарооборота США занимали лишь восьмое место среди торговых партнеров России. Это говорит о недоиспользовании потенциала развития нашей торговли. Доля США во внешней торговле России составляет меньше 4%. Вместе с тем удельный рост России во внешней торговле США - менее 1%. Это крайне мало, по сравнению с потенциалом этих стран, и с возможностью реализации проектов в разных сферах, которые отвечали бы интересам России и США.  
 
Обе стороны заинтересованы в том, чтобы развивать взаимную торговлю, диверсифицировать ее, развивать совместные инвестиционные и иные проекты в ряде ключевых областей, которые представляют взаимный интерес и существует большое количество сфер, где есть ресурс для перспективного сотрудничества и у России, и у Соединенных Штатов, и где они могут работать сообща и реализовывать совместные проекты. Но, к сожалению, многие потенциальные американские инвесторы, особенно из числа малых и средних фирм, считают, что коммерческая деятельность в России довольно рискованна, и воздерживаются от вложения средств в российские проекты. Административные барьеры и коррупция, неисполнение на местах принятых законов, хозяйственная некомпетентность, являются одними из основных препятствий для повышения привлекательности России как объекта международного экономического сотрудничества. И, хотя современное состояние отношений между Россией и США дает основание предполагать, что сотрудничество по широкому спектру торгово-экономических вопросов станет более активным, многое будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно удастся устранить негативные моменты, сдерживающие в настоящее время процесс расширения взаимовыгодного инвестиционного и торгового сотрудничества. А для этого в первую очередь нужно разработать правовую базу инвестиционного регулирования и прав собственности, гарантирующую условия, в которых иностранные инвесторы будут спокойны за свои вложения, создать материальные условия для возрождения страны как мощной процветающей экономической державы на базе эффективных структурных преобразований в экономике в русле рыночных реформ и ее интеграции в мировое хозяйство.  
 
Зародившись более двух веков назад, российско-американские экономические отношения, безусловно, имели очень успешное начало. Очень хотелось бы, чтобы и в начале третьего столетия отношения между США и Россией сочетали сотрудничество с соперничеством и улаживание разногласий с творческим подходом к расширению сфер общих интересов.  
 
 
 
 

Список использованной литературы 
1.                 Смирнов В.Е. Торгово-экономическое сотрудничества России и / В.Е. Смирнов // БИКИ. – 2009 – №52-53. – C.2-6. 
 
2.                 Давыдов А.Ю. Российско-американская торговля: состояние, проблемы, перспективы(электронный ресурс) / А.Ю. Давыдов // httm/www.rusus/ru. 
 
3.                 Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономике России(электронный ресурс) / Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru. 
 
4.                 Зименков Р.И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах /  
 
5.                 Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru. 
 
6.                 Коновалов А.Б. Как Россия и США потеряли друг друга / А.Б. Коновалов // Мировая экономика и международные отношения. – 2000 − №7. – С.3-15. 
 
7.                 Международные экономические отношения: Учебник/ В.Е. Рыбалкин и др.; под ред. В.Е.Рыбалкина. − 6-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. − 592с. 
 
8.                 Об иностранных инвестициях в экономику России в 2004 году. – www.akdi.ru  
 
9.                 Об иностранных инвестициях в I полугодии 2009 года. – www.akdi.ru  
 
10.            Потенциал торговых отношений между Россией и США огромен. − http://www.interfax.ru /print.asp?sec=1483&id=105559.  
 
11.            Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат − М.,2009. −525 с. 
 
12.            Соловьев Э.Г. Интернет: Русско-американские отношения осени 2008 года: эл-ный журнал / Э.Г. Соловьев. − www.zlev.ru.  
 
13.            Супян В.Б. Состояние и перспективы Американской экономики и российско-американских отношений / В.Б. Супян // Россия и Америка в XXI веке. – 2007 – №1. – 126 с. 
 
14.            Соловьёв Э. Перезагрузка российско-американских отношений (электронный ресурс)/Э. Соловьёв//http://www.perspektivy.info 
 
15.            Российско-американский бизнес-саммит. − http://www.rlp.ru.  
 
16.            http://www.customs.ru/rustats/statspopup.phpid286=591.htm–Федеральная Таможенная Служба России 
 
17.            http://www.mid.ru/ns-rsam.nsf  
 
18.            http://www.ng.ru/ideas/2007-11-16/11_usarus.html 
 
19.            http://www.economy.gov.ru – Министерство Экономического Развития Российской Федерации 
 
20.            rian.rupolitics.htm –РИА Новости 
 
21.            http://zagranicey.ru – Наши за границей 
 
22.            http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki − Русские в США 
 
23.            Орлова Г.А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ/ Г.А.Орлова// Российский внешнеэкономический вестник. – 2008 – №4 – 98с. 
 
24.            Сельцо В.А. Диверсификация – необыкновенное направление российского экспорта/ В.А. Сельцо // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009 – №1 – C.30-42.


Информация о работе Экономические отношения России и США