Автор: d********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:57, курсовая работа
В данной работе затрагиваются следующие темы:
сущность загрязнения окружающей среды
основные виды и причины этого явления
последствия и перспективы развития
меры, необходимые для улучшения состояния природы
Объектом исследования являются экономические и социальные последствия загрязнения окружающей среды в регионах Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Сущность загрязнения окружающей среды
Основные причины загрязнения окружающей среды
Основные виды загрязнения окружающей среды
Загрязнение биосферы
Загрязнение атмосферы
Загрязнение природных вод
Загрязнение почвы
ГЛАВА 2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Основные последствия загрязнения окружающей среды РФ
2.2. Меры борьбы с загрязнением окружающей среды
2.3. Перспективы развития окружающей среды РФ
ГЛАВА 3 ПРОГНОЗ ВРП ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2014 ГОДА
3.1. Краткая характеристика экономики Тульской области
3.1.1. Внешнеэкономические связи.
3.1.2. Экономические преимущества и недостатки.
3.2. Прогноз ВРП Тульской области методом экстраполяции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вышеперечисленные последствия и обуславливают возникновение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды [8].
Формирование ущерба от загрязнения окружающей среды можно рассматривать на различных уровнях:
Ущерб,
который ожидается в
Экономический ущерб складывается из суммарных основных локальных ущербов. Величина экономического ущерба зависит от трех факторов.
Все вышеперечисленные факторы формируют суммарный ущерб и неразрывно связаны друг с другом. Величина экономического ущерба без одного из них немыслима.
2.2. Меры борьбы с загрязнением окружающей среды
Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы является строгий контроль выбросов вредных веществ. Нужно заменять токсичные исходные продукты на нетоксичные, переходить на замкнутые циклы, совершенствовать методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.
Большую роль в защите окружающей среды от химических загрязнений начинает играть международное сотрудничество. В 1970-е годы в озоновом слое, защищающем нашу планету от опасного действия ультрафиолетового излучения Солнца, было обнаружено снижение концентрации О3. В 1974 году установили, что озон разрушается под действием атомарного хлора. Одним из основных источников хлора, попадающего в атмосферу, являются хлорфторпроизводные углеводородов (фреоны, хладоны), используемые в аэрозольных баллонах, холодильниках и кондиционерах. Разрушение озонового слоя происходит, возможно, не только под действием этих веществ. Тем не менее, были предприняты меры по уменьшению их производства и использования. В 1985 году многие страны договорились о защите озонового слоя. Обмен информацией и совместные исследования изменений концентрации атмосферного озона продолжаются.
Проведение мероприятий,
предупреждающих попадание загрязняющих
веществ в водоёмы, включает установление
прибрежных защитных полос и водоохранных
зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих
пестицидов, уменьшение сбросов промышленных
предприятий за счёт применения замкнутых
циклов. Снижение опасности загрязнения
нефтью возможно путём повышения надёжности
танкеров (использование двойного корпуса
и прочее).
Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры – не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твёрдыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населённых мест, где такие нарушения были выявлены.
Наилучшим решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твёрдых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, всё же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики всё равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, всё равно наносят ущерб окружающей среде.
Пока единственным путём существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твёрдых отходов для изготовления строительных материалов.
Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.
За последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками. К числу таких способов можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и организаций. Кроме «Сrееп Реaсе'а», отличающегося не только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранные акции, существует другой тип экологических организаций - структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие - Фонд дикой природы, например. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа.
Кроме разного
рода объединений, отстаивающих у цивилизации
права постепенно уничтожаемой ею природы,
в сфере решения экологических
проблем существует целый ряд
государственных или
В условиях
перехода к рыночным отношениям предпочтение,
в государственном
– финансовую базу;
- экологическую индустрию; экологическое планирование; систему лимитов на природопользование;
- систему
платежей за
- систему экономического стимулирования рационального природопользования;
- социально-экономическую оценку природных ресурсов; систему экологического страхования.
Основой ЭМПП должна быть мощная и динамичная финансовая база. Такими структурами могли бы быть экологические банки как особые государственные и коммерческие учреждения.
Вторым элементом ЭМПП должна стать экологическая индустрия. В России эта отрасль хозяйствования только формируется. Её основу могут составить предприятия экологического профиля любых форм собственности по следующим направлениям:
– по
переработке бытовых и
– по защите воздушного бассейна, водных и земных ресурсов;
–по
производству экологически чистых продуктов
питания, экологическому воспроизводству,
включающему воспроизводство
Сегодня в стране нет плана экологического развития, а принимаемые программы малоэффективны из-за слабой экономической проработки, отсутствует четкая экологическая политика. Одним из важнейших условий решения вопросов природопользования должно быть экологическое планирование с реализацией планов восстановления природно-ресурсного потенциала до определенного уровня. Его целью является оптимизация хозяйствования с минимизацией экологических ущербов как от деградации эксплуатируемой территории, так и от ухудшения состояния здоровья населения.
С целью совершенствования существующей системы лимитов на природопользование, кроме установленных предприятием жестких экологических ограничений, необходимо также разрабатывать таковые и для отдельных территорий и экосистем. Показатели экологической емкости территории должны учитывать допустимую техногенную нагрузку, изъятие природных ресурсов и другие факторы.
В совершенствовании нуждается и такой элемент ЭМПП, как система платежей за природопользование и загрязнение ОС. В эту систему входят:
– плата за природные ресурсы;
– плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия.
Если
механизм платы за право пользования
землей, недрами, водой и лесом
разработан и утвержден законодательством,
то в отношении остальных
Говоря о перспективах
развития окружающей среды Российской
Федерации, необходимо отметить, что
существует экологическое
Природоохранное законодательство, являющееся сердцевиной экологического законодательства, представляет собой уникальную и своеобразную модель сочетания федерального и регионального законодательства. Многие экологические явления и связанные с ними общественные отношения носят не только региональный, но и общенациональный и даже международный характер. К ним относятся мониторинг и обеспечение климата и миграции животного мира, борьба с парниковым эффектом, вызванным им потеплением и озоновыми дырами, с трансграничными загрязнениями и экологическими катастрофами, иными чрезвычайными экологическими ситуациями и бедствиями. Поэтому в этих сферах велико и все более возрастает значение международных договоров и соглашений, участницей многих из которых является Россия.
Немаловажное
значение и актуальность в настоящее
время приобретают и такие
полномочия России, напрямую и на первый
взгляд не связанные с экологией,
как регулирование и защита прав
и свобод человека и гражданина,
федеральная государственная
Это обусловлено провозглашением в ст. 42 Конституции РФ прав каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Предусматривающая совместное ведение России и ее субъектов ст. 72 Конституции РФ включает природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Обращает на себя внимание отсутствие в Основном законе РФ упоминания о животном мире и атмосферном воздухе: федеральные законы об их охране приняты соответственно в 1995г. И 1999г.
По всем указанным вопросам совместного ведения приняты соответствующие законы: ФЗ о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, Водный, Лесной, Земельный кодексы РФ.
Тезисно, с учетом сказанного концепцию развития экологического законодательства можно сформулировать следующим образом: